Митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин - потомок древнего рода маркевичей

Интервью с Владыкой мы начали в день ангела Высокопреосвященнейшего архиепископа Августина 28 июня 2013 года. Беседа наша затянулась по причине невероятной занятости Владыки. Когда я, отслужив молебен в пещере преподобного Антония Печерского, наконец, решилась потревожить Владыку и все-таки интервью завершить, неожиданно узнала, что в это утро Владыка стал митрополитом! Поздравляя с высоким саном, без особой надежды, я робко попросила Владыку об этом. Вот, что у нас получилось.

Ваше Высокопреосвященство, не так давно Вы принимали участие в круглом столе, организованном межфракционным депутатским объединением Верховной Рады Украины в поддержку Православной Канонической Церкви на тему ювенальной юстиции. Каково значение подобных тематических собраний?

Позиция Украинской Православной Церкви по поводу различных проблем, которые ставит перед нами современность, в частности и относительно ювенальной юстиции, сформулирована в решении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2013 года.

Согласно учению Церкви, семья является малой Церковью и именно в семье создаётся атмосфера, способствующая спасению её членов. Именно поэтому государство не имеет права без особой причины вмешиваться в жизнь семьи. Недопустимо противопоставление прав детей правам родителей; сужение прав родителей за счёт детей. Если уж ребёнок знакомится со своими правами, то он должен знать и свои обязанности. Вмешательство чиновников в семью губительно для неё. Свобода семьи не может быть ограничена. Еще в XІX веке, близком нам сейчас, как никогда прежде, нравственное переживание того, что и кто есть отец, было более отчетливым и органичным. Сейчас в сознании большей части секулярного общества смысл отцовства сводится к биологической функции отца: отец - это тот, с помощью которого мать рождает ребёнка. Причиной этого серьёзного симптома духовного нездоровья многих семей является демоническая работа, направленная на ослабление и разрушение у современных людей представления об отце, как о человеке подлинно ответственном. Отец, в свою очередь, сознательно или несознательно, способствует тому, чтобы эта ответственность была с него снята. А при таком отношении к отцу земному, какое может быть почитание Отца Небесного? Если нет должного отношения к отцу кровному, то будет сомнительным и должное отношение к  Отцу Небесному, потеряется ощущение той тончайшей иерархии, которая, собственно, и не иерархия, а единство Трёх в любви. И понимание роли земного отца дает истинное понимание миссии Сына, Который явил из Трёх Лиц Божественной Троицы величайший образец послушания Отцу, сойдя на землю и приняв Крест. Этого добровольного послушания, проявления свободы, содержащегося в отношениях Отца и Сына, нет ни в одной религии, кроме христианства. Даже само слово "Отечество" показывает соединение сегодняшней жизни с прошлой. Поэтому именно в традиционной христианской семье закладывается правильное отношение и к земному Отечеству, и к Небесному.

Такие встречи с общественностью, в частности, круглые столы, дают возможность обсуждения и проведения соответствующих экспертиз проекта Закона о реализации Конвенции ООН о правах ребёнка на период до 2016 года. Ведь ранее подобные программы вводились в законодательную базу директивно, вне зависимости от оценок специалистов о том, что они несут в себе элементы угрозы национальной безопасности Украины. А ведь наши деды уже через это прошли, а мы об этом знаем из школьных лет. К примеру, выдуманная под воздействием большевистской идеологии история о «подвиге» Павлика Морозова преподносилась как героический поступок, в то время, как в ней мы видим нарушение  Десяти Божьих Заповедей. Поэтому, во избежание страшной опасности введения в нашей стране суицидного закона о ювенальной юстиции, для более скоординированных и эффективных действий необходимы усилия всех людей доброй воли.

В трудных исторических условиях, когда государственная идеология оказывается духовно несостоятельной, а общество поражается унынием и апатией, только христианская семья способна противостоять агрессии зла и социальной аморальности.

Владыко, Вы долгое время духовно окормляете Вооруженные Силы нашей страны. Хранят ли воины лучшие традиции славного Прошлого нашего  Отечества?

Чтобы хранить лучшие традиции Прошлого, необходимо, прежде всего, хранить веру  Православную. В былые времена, до переворота 1917 года, воины с готовностью  -  не с паническим страхом перед внезапной смертью, а только лишь со страхом Божиим -  погибали на поле брани «за веру и Отечество». Символом Православного государства был царь, которого называли «помазанник Божий» в Византии и Русской державе. Был лишь один православный человек, принимавший власть из рук духовного лица через помазание святым миром -  царь. Нам ещё предстоит переосмыслить уроки Первой мировой войны, закончившейся государственным переворотом в России и «отменой Бога» новой властью... Власть русского Православного царя была священной, и такой правитель призван был даже в мирской жизни символизировать Царя Небесного. Всё в таком государстве, возглавляемом помазанником Божиим, совершалось по благословению и с молитвой... Вот такая иерархия традиционно, со времен святого равноапостольного князя Владимира Рюриковича -  главы государства, крестившего свой народ в веру христианскую Православную -  существовала на Святой Руси.  После перемещения правящей династии Рюриковичей из Киева в Москву подобная государственная структура сохранилась и в Российской империи, возникшей из лучших традиций Руси Киевской и Новгородской. И только лишь испытания, попущенные Господом за вероотступничество, переменили строй, просуществовавший на наших землях более тысячи лет. Именно нашим воинам предстоит возрождать эти лучшие традиции. Каждый мужчина по природе своей рождается воином и должен оставаться им в душе до конца дней своих земных. Знание традиций не только нашего Отечества, но и своей семьи, своего рода - это святой долг каждого. Родословие вочеловечившегося Господа нашего Иисуса Христа  мы слышим за богослужением ежегодно в канун Рождества Христова. Знать свои корни обязан каждый человек, чтобы не стать «Иваном, не помнящим родства». Без этого знания невозможно и молиться о ближних здравствующих и усопших: ведь, подавая поминальные записки в храм к престолу Божию, мы указываем их имена. Когда готовимся к таинству Евхаристии  - святому Причастию - обращаемся ко Господу со словами: «Верую, яко приидеши судити живых и мертвых, и вси во своем чину станут, старии и  младии, владыки и князи, девы и священницы: где обрящуся аз?..» (Покаянный канон, 8-я песнь). Это знание о своих предках должно побуждать нас помнить о той ответственности, которая возлагается на нас с деда-прадеда и выполнить свой долг, представ на Страшном Суде, по возможности, с чистой совестью, уповая на милость Божию.

Вы  часто совершаете паломничества на Святую Землю. Недавно молились и в храме равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, где почивают мощи русской святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, в девичестве принцессы Дармштадтской. Великая княгиня Елисавета после кончины своего супруга попечительствовала киевскому и черниговскому воинским формированиям.  Как Вы считаете, при каких условиях возможно осуществить завещание Святой о погребении в созданной ею Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве?

В вопросе о выполнении завещания Святой невозможно не коснуться личности её супруга -  великого князя Сергея Александровича - первого мученика царственного дома. Под влиянием своего благоверного супруга германская принцесса просияла святостью в Земле Русской. Совершив 10-дневное паломничество во Святую Землю еще до женитьбы, в 1881 году, Сергей Александрович принимает председательство в Палестинском Обществе и это решает вопрос об официальном его открытии, а Великий князь находит сферу приложения своей любви к Господу и Церкви, чему отдает 23 года, до конца своей жизни. Палестина вошла в сердце князя Сергия, стала святым покровом его души. "Вопросом сердца" стала Святая Земля и русское на ней присутствие для князя Сергия еще и потому, что именно в Палестине, при посещении Гроба Господня в 1888 году, впервые у Великой княгини Елисаветы, супруги Сергея Александровича, зародилась мысль о том, чтобы быть погребенной в этом святом месте. Три года спустя благоверная княгиня принимает Православие вопреки вероисповеданию своей Дармштадтской семьи. Как председатель Палестинского Общества князь Сергей приложил много сил для коренного изменения ситуации с русскими паломниками в Святой Земле. Были значительно удешевлены издержки для путешествия по святым местам Востока, благодаря "паломническим книжкам", выпущенным по уменьшенным ценам, а также устроению обширных странноприимных домов во Святом Граде, т.н. "Палестинских построек", при которых имелись чайные, столовые, читальни, прачечные помещения и даже русские бани! Были основаны русские школы. Сергей Александрович обращался к Иерусалимскому священноначалию с просьбами о совершении Литургий в храме у Гроба Господня на церковнославянском языке. Почетными членами Общества состояли в то время почти все выдающиеся представители высшей государственной власти. Отделения Палестинского общества действовали в 52-х епархиях Русской Православной Церкви. Возглавляли их правящие архиереи, а вице-председателями становились губернаторы и вице-губернаторы. Это была большая сила. По-своему это был ответ разрушительной работе террористов-революционеров. Один из организаторов террористической акции свидетельствовал, что план убийства Великого князя вызрел в верхах партии эсеров и приведен в исполнение 5/18 февраля 1905 года уроженцем Варшавы Иваном Каляевым. От взрыва брошенной террористом бомбы, тело убиенного князя Сергия было разорвано и страшно изуродовано. Сердце князя-мученика нашли на крыше какого-то здания. Даже во время похорон приносили части его тела, которые находили в разных местах в Кремле, и клали их завернутыми в гроб. То, что террористы совершили свое злодеяние спустя месяц после отставки Великого князя, свидетельствует об одном: преступление было не столько политическим, сколько духовным. Мученический характер его кончины сразу почувствовали современники. Именно так, как мученичество, восприняла смерть мужа и Великая княгиня Елисавета. Почил Великий князь в обители святителя Алексия, митрополита Московского, память которого чтил, и в стенах Московского Кремля, где он мученически погиб. Жестокость убийства Великого князя потрясла общество. Осудил этот варварский акт даже лидер ирландских террористов, незадолго до трагедии встречавшийся с Великим князем в Москве и заявивший в печати, что покойный генерал-губернатор был гуманным человеком. В храме св. Романа Сладкопевца, где ныне почивают мощи князя Сергия, записывают случаи исцелений при его мощах.

Вы являетесь представителем древнего русского рода Маркевичей, породнившихся с такими знатными отечественными фамилиями как Кочубеи, Чернышевы, князья-Рюриковичи, Щербатовы, Барятинские, правившие русским государством 700 лет. Генерал-фельдмаршал князь Александр Иванович Барятинский пленил предводителя чеченцев Шамиля и, вместо казни, исходатайствовал для него кару милосердием, в результате чего мусульманский предводитель завещал не воевать с Православной Русской империей. Какой отклик нашло это событие в современности, в частности, в возглавляемой Вами Белоцерковской епархии?

Поступок генерал-фельдмаршала Александра Ивановича Барятинского достоин уважения. Господь сам разрешил участь иноверного, послав ему мысль о прекращении всяческих  войн с русским Православием. И сейчас с Божьей помощью потенциальные конфликты разрешаются мирно, в том числе и в Белой Церкви.

Родился я в семье православного священника,  который, возможно,  происходит из древнерусского рода, записи о котором в русских родословных книгах датируются 1480 годом. Но род Маркевичей есть и в Сербии и он, видимо, гораздо древнее.

Офицером запаса стал я совершенно случайно... Получив медицинское образование, перед призывом в армию работал на «неотложке». А в Вооружённых Силах некоторое время был старшим фельдшером отдельного железнодорожного понтонно-мостового батальона  и вылечил от фурункулёза дочь одного из старших командиров нашей части, которой до этого почему-то не могли толком помочь. В благодарность за это отец девушки, зная, что я люблю учиться, и собираюсь продолжить учебу после демобилизации, предложил поступить на курсы офицеров. И я закончил эту школу, хотя и не был комсомольцем. В те времена офицер - не комсомолец был большой редкостью. Это знаменательно: Господь дал мне возможность выполнить мой долг и прикоснуться к призванию моих предков.

Среди Маркевичей мы встретим генерал-лейтенанта Андрея Ивановича Маркевича, который в 1802 году, будучи подполковником Русской армии, разработал артиллерийский прицел. Затем его назначили директором 2-го Кадетского корпуса в Петербурге. Здесь он написал несколько теоретических работ по материальной части артиллерии, среди которых - «Пособие по артиллерийскому искусству». Андрей Иванович Маркевич получил блестящее образование и по рекомендации своего двоюродного дяди -  князя Виктора Павловича Кочубея - поступил на дипломатическую службу. Однако быстро вышел в отставку из материальных соображений и посвятил себя общественной деятельности, выполняя обязанности прилукского предводителя дворянства.

Быть дворянином - прежде всего большая ответственность, потому что дворяне служили Отечеству наравне с крепостными крестьянами. На 100 лет раньше крестьян, манифестом императрицы Екатерины «О вольности дворянству», увы, были освобождены от службы Отечеству... С тех пор начался вывоз отечественных капиталов за границу.

Сложнее уврачевать раны внутри самого Православия, особенно во Львовской епархии, когда приходилось преодолевать препятствия по сохранению одной из самых древних Русских кафедр. Ведь во Львове Православное братство имеет древние корни, а также опыт по сохранению чистоты Православия в регионе, где пересекаются несколько христианских конфессий. По молитвам и милостью Божьей была спасена от полного уничтожения Львовская епархия Украинской Православной Церкви. После ухода в 1992 году в «УПЦ-КП» моего предшественника епископа Львовского Андрея (Горака) и вместе с ним многих священнослужителей, Львовская епархия Украинской Православной Церкви лишилась кафедрального Покровского собора, здания епархиального управления, резиденции архиерея, архива, ризницы и всего прочего. Вследствие этого, она для государства как церковная структура юридически перестала существовать.  Мне выпал жребий добиваться возобновления регистрации епархии и возвращения в лоно канонической Церкви раскаявшихся клириков. Всё это происходило вопреки тому, что во время своего епископского служения я неоднократно подвергался  угрозам и прямому нападению со стороны противников Украинской Православной Церкви.

Потомки лучших людей, верой и правдой служивших нашему Отечеству, к сожалению рождены за пределами родины своих предков. Многие из них вкладывают свой интеллектуальный капитал в развитие нашего общего Отечества: они приехали в Киев и трудятся здесь. Как, на Ваш взгляд, разрешить вопрос об их возвращении на родину, но не в качестве иностранцев?

Мне известно о том, что в России двоим нашим соотечественникам - рожденному в Украине в деревне Гавриловке на Херсонщине барону Эдуарду Александровичу Фальц-Фейну, которому в сентябре исполнился 101 год (!) и  князю Рюриковичу Никите Дмитриевичу Лобанову-Ростовскому Указом Президента  пожаловано российское гражданство и выделено государственное жильё за особые заслуги перед Отечеством. По отношению к потомку киевского мецената ХІХ века, сахарозаводчика графа Алексея Алексеевича Бобринского, уже 8 лет работающему в Киеве Петру Львовичу Бобринскому, племяннику парижского протопресвитера Бориса Бобринского, с кем я имел честь и удовольствие общаться по телефону, было бы возможно поступить подобным образом. Интересно, что в ХІХ веке промышленник граф Алексей Алексеевич Бобринский учредил ремесленное училище с программой церковно-приходской школы, т.е. юноши получали профессию (ремесло) и духовную подготовку, чтобы быть готовыми к трудностям семейной жизни кормильца и опоры семьи. Благодарные киевляне установили памятник промышленнику графу Бобринскому на Бибиковском бульваре. Этот памятник необходимо восстановить, так как монумент символизирует стремление предпринимателей к доброделанию, что сейчас очень важно «в миру». Подобная школа возрождена сейчас у нас в Голосеевской обители, где, возможно, будет устроен музей, посвященный памяти благотворителей нашего Прошлого.

Также потомок известной киевской благотворительницы, духовного чада преподобного Ионы Киевского, ходатаицы об устроении Ионинской обители, супруги киевского военного губернатора, в девичестве княжны Екатерины Алексеевны Щербатовой  - граф Алексей Стенбок-Фермор уже трудится в Киеве 7 лет. Этим молодым и талантливым людям необходима государственная  поддержка и стимул для того, чтобы они могли реализовать своё желание не только трудиться на земле своих предков, но и жить здесь полноценными гражданами. Ведь они не виноваты в том, что родились за границей...  Русскими же они, эмигранты в третьем поколении, остались благодаря Православной Церкви Заграницей. Нам известны и случаи, когда хранители древних русских фамилий утратили свою идентичность и уже не владеют русским языком, как это произошло, с, увы, последним представителем рода князей Барятинских, проживающим в Страсбурге. Несмотря на то, что русским языком князь Владимир Барятинский не владеет, он помогает возрождению лучших традиций в имении «Марьино» на Курщине, где сейчас находится ведомственный президентский санаторий и возрождается церковная культура. В санатории стараниями князя Владимира Барятинского с помощью энтузиастов-краеведов создан Музей этого знатного рода. Пример, достойный подражания! 

 Именно Православие определяло национальную идентичность потомков вынужденных эмигрантов в результате переворота 1917 года. Они, подростки, граждане европейских и американских стран, летом проводили время в православных русских лагерях "Витязи", поэтому не растворились в бурном историческом этно-культурном потоке. Существуют ли "Витязи" на Украине?

Мы имеем православные лагеря. К примеру,в одном из живописнейших уголков Волыни расположен монастырь, созданный в ХVII веке православным сенатором Речи Посполитой (Польши), киевским воеводой Адамом Киселем. Родовое поместье Киселей на Волыни точь-в-точь воспроизводит замок Киевского воеводы на горе Киселёвке в столице, куда часто из Белой Церкви приезжал Богдан Хмельницкий, в процессе подготовки воссоединения казачества с Русским государством. Как мы знаем, это воссоединение состоялось через год после кончины Адама Киселя. Ныне ставшая монастырем родовая усыпальница Адама Киселя, возвышается словно цитадель, хранящая под спудом своих могущественных стен тайны Прошлого, над переосмыслением которого мы все вместе трудимся. В течение трёх недель в июле сего года над Прошлым не столько размышляли, сколько им жили  «киселята» -  маленькие прихожане обители, а точнее Православного лагеря под названием "киселята". Интересно происхождение фамилии Кисель: во времена Киево-Новгородской Руси закваску, сквашивающую тесто, называли «кисель». Вполне возможно, что прозвище Кисель боярин святого равноапостольного князя Владимира Светольд получил, применив свой «кисель» в военном искусстве.

Но идея «Витязей» мне представляется перспективной, чтобы и мои внуки и внучатые племянники, подобно закваске, сквашивающей тесто, учились приумножать свои добрые дела. Мне стало известно, что есть имение Кочубеев и Маркевичей в селе Дубовичи на Черниговщине, где возникла необходимость в проведении раскопок крипты семейной усыпальницы обоих родов. Вот здесь Дубовичские «Витязи», точнее «Маркевичата» или «Кочубеевцы», могли бы приложить свою молодую энергию в этом направлении. Я знаю о предложении Александра Андреевича Кочубея передать семейные реликвии краеведческому музею в Чернигове или даже в самой деревне. Можно поискать подходящее место в Киеве, где бы переданные экспонаты могли тем временем храниться. Такой хранительницей могла бы стать и галерея-ризница «Чудотворные иконы Афона», где проводятся Фамильные встречи, в частности с Александром Андреевичем Кочубеем, или ремесленное училище в Голосеево, а студенты этого Центра Православных ремёсел могли бы быть теми самыми «Витязями» в Дубовичах в летнее время. Я наслышан о том, что потомки старинных отечественных фамилий за границей передают семейные реликвии храмам, как это недавно произошло с семьей Коцебу в Мадриде.

Опыт галереи-ризницы, где традиционно служатся молебны, представляется мне самым удачным для хлопот по устроению такого Музея. Музей князей Барятинских и их семьи создается в родовом имении Боловск в Латвии на базе краеведческого музея. Мэрия крохотного городка Балви (Боловск), фактически, села, изыскала средства для воссоздания православного старинного храма, уничтоженного пожаром четверть века назад. Свято-Успенский храм почти отстроен, в будущем году будут совершаться богослужения. Музейные работники разыскивают и сотрудничают с потомками последних владельцев поместья, привлекают их к участию в религиозно-культурной жизни поместья.

К празднованию юбилейной даты 1025-летия Крещения наших ныне раздробленных земель, в Киев, как и в Москву, и Минск, был привезён Крест, на котором был распят Апостол Христов Андрей Первозванный, просветивший Евангельским светом наши земли. Можем ли мы считать, что наш народ и наши земли были Крещены 2000 лет назад и отметить эту дату празднованием в 2035 году, уже через 22 года?

Я бы так не сказал, хотя мы знаем, что, согласно преданию, святой Апостол Андрей Первозванный, по свидетельству церковного учителя святого Иеронима, просвещал царских скифов на наших землях, утверждая среди них христиан и поставляя им епископов и наставников, или, пользуясь современной терминологией, миссионеров. Некоторые отечественные исследователи считают, что в исторических книгах Святого Писания сказано, что именно царские скифы напали на филистимскую землю -  и взяли у колена Ефремова град Ветсеам, который с того времени стал наименоваться Скифополис - град Скифов. Об этом упоминается в XVIII веке. В частности, в первом томе "Истории Российской от древнейших времён" князя Щербатова Михаила Михайловича можно найти данные об этом периоде со ссылками на источники - древние летописи, которыми историограф располагал в своей личной библиотеке, будучи прямым потомком святого князя Михаила Черниговского. Кстати, потомок историографа, наш современник профессор истории в США князь Щербатов Алексей Павлович был убежден в том, что если бы не татарское нашествие, то объединение русских земель было бы завершено князем Михаилом Черниговским и его наследниками и не Москва, а Киев, скорее всего, стал бы столицей государства Рюриковичей, официальной религией которого святой равноапостольный князь Владимир утвердил христианство. Впрочем, тот же историограф князь Щербатов М.М. приводит как дату основания Москвы 882 год. Духовный и государственный центры в нашем Отечестве не всегда совпадали. Но мы не станем забывать, что между Церковью и христианским государством должна существовать симфония, что и подтверждается нашим 1025-летним христианским прошлым.

23 ноября 2013 г.

Беседовала Неонилла Пасичник

http://gallery-afon.org/mitropolit_belotserkovskiy_i_boguslavskiy_avgustin_-_potomok_drevnego_roda_markevichey/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Августин (Маркевич):
Все статьи автора
Неонилла Пасичник:
Воины-афганцы жертвуют на крест генералу Келлеру
Пришло время восстановить крест в Киеве на месте погребения генерала, преданного Святой Семье Государя
15.07.2019
Владимир Трубецкой: «Я всегда знал, что мое будущее принадлежит России»
Князь Владимир Александрович Трубецкой ответил на вопросы Неониллы Пасичник
20.07.2017
Все статьи автора
Последние комментарии
Сталин так и останется «неизвестным главнокомандующим»?
Новый комментарий от учитель
2020-06-05 12:26
«Чёртовы куклы» закабалённой России
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-05 12:23
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-06-05 12:06
Кто подлинный автор «Евангелия от сатаны»?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-06-05 11:46
Мы после эпидемии коронавируса… пора меняться!
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-06-05 11:21
Убить Бога – 3
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
2020-06-05 11:12