Редакция «Русской народной линии» сердечно поздравляет митрополита Августина с 40-летием священнической хиротонии, которое он отметил 4 апреля, и днём рождения, которое архиерей отмечает в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы! Многая и благая лета, дорогой Владыка!
- Высокопреосвященнейший Владыко! В тяжёлых исторических условиях Вам приходится окормлять Вооруженные Силы Украины. Вы посетили многие «горячие точки» планеты. С какими проблемами Вам приходится сталкиваться?
- К Святоотеческому Преданию в вопросе о европейских войнах 20 века считаю уместным добавить и наше наблюдение о большой ошибке современной Европы, исключившей из Преамбулы Евро-конституции упоминание о христианских ценностях, дистанцирующейся от христианской этики, пропагандирующей новый этический стандарт «justwar» в странах НАТО - теорию справедливой войны. Кстати, мне довелось дважды побывать в Ираке: первый раз - до войны, а во второй раз - посещал наших воинов-миротворцев. И вот, находясь там и пребывая под впечатлением жестоких реалий современного Ирака, я подумал: что бы случилось со мной, будь я взят в заложники боевиками? Что бы я ответил на вопрос своих воображаемых похитителей: «Зачем ты приехал сюда, что ты делаешь в нашей стране?» Никто бы не удивился, если бы с криком: «Аллах акбар!» - они казнили меня: хватило бы одного лишь факта: в Ираке украинские войска - союзники Соединенных Штатов. Каждый раз на ежегодных международных конференциях руководителей капелланских служб я поднимаю вопрос о религиозном долге военного священника напоминать, настаивать, делать всё возможное, чтобы его верующие командиры и воины не были причастны к пролитию невинной крови, насилию, мести и жестокости.
- Вы исследуете тему русского старчества. Известен ли Западной ветви христианства этот Православный феномен?
- Недавно мы отметили юбилей преподобного Сергия Радонежского, в связи с этим событием хотелось бы напомнить о неизвестной Европе традиции русского старчества. В 14 веке оно было связано с деятельностью преподобного Сергия Радонежского, в 18 веке народ особо чтил преподобного ПаисияВеличковского. В 19 - начале 20-го веков старчество процветало во многих церковных центрах: Киево-Печерской Лавре, Троице-Сергиевой Лавре, Оптиной пустыни, Саровском и Валаамском монастыре. К старцам - преподобному Серафиму Саровскому и Амвросию Оптинскому - съезжались из всей страны. Старчество - это репутация, мнение народа Божьего о том или ином человеке, - присвоить это звание кому-то невозможно. Поэтому никакого официального списка старцев не существует. Издавна служение старцев было таинством общения духа подвижника и его ученика, часто оно не выражалось словами. Человек, обращавшийся к старцу, открывал ему свои помыслы, просил об исцелении души. Не практические вопросы взвешивались старцами (как это часто случается в наши дни), а вопросы духовные. Исцеление души происходило рядом со старцем постепенно, и не потому, что он произносил постоянно какие-то поучения, а потому, что сокровенно молился и передавал силу духовную своему ученику, если сердце ученика было открыто для такого восприятия. Старец Софроний (Сахаров) в своих беседах с учениками (1990-1993 г.г.) призывал их к духовной зрелости, взрослости, ответственности, предостерегал их от того, чтобы постоянно произносить слова, подобные тому: "Когда вы спрашиваете духовника, и он говорит вам какое-нибудь слово, а вы потом поступаете по слову духовника, никогда не говорите, что я сделал так, потому что мне сказал духовник... Не "меня благословили" - а я так поступаю, и вся ответственность лежит на мне".Многие старцы считали, что жить нужно средним, "царским путём": исповедоваться у своего приходского священника, жить в согласии с братьями единомышленниками и по Церковным Уставам.
- Возглавляемая Вами Белоцерковская епархия имеет для Украины историческое значение. Какова её роль в событиях 1918 года и судьбе последнего гетмана П.П. Скоропадского?
- Белая Церковь - резиденция гетмана Богдана Хмельницкого имела и для гетмана Павла Петровича Скоропадского, я бы сказал, промыслительное значение. Стоит отметить, что генерал Скоропадский и его ближайшее окружение, состоявшее из боевых офицеров, не принимали участия в боях против восставших в январе 1918 года рабочих завода "Арсенал". В это время Скоропадский просто покинул Киев, будучи человеком православным, видимо, не желал участвовать в братоубийственном столкновении, продолжавшемся несколько недель. В это время из Белой Церкви в Киев к Скоропадскому приехал посланник от казаческой Рады с горестным сообщением о том, что "казаческая организация подвержена воздействию общей анархии".
В своих "Воспоминаниях" гетман пишет: «Я хотел ехать в Белую Церковь, когда понял, что в Киеве сделать что-либо не представляется возможным. Но поезда перестали ходить». Где пешком, а где на сельских подводах Скоропадский добрался до Белой Церкви. По дороге получил известие, что его родовой дворец в Тростянце вместе со всеми раритетными собраниями и рисунками сожжен восставшими крестьянами. В Белой Церкви в штабе Первого украинского корпуса Скоропадский застал лишь остатки штаба... Командование было расстреляно по приказу красного командарма Муравьева в ответ на отказ вступить в Красную армию. Не нашел в Белой Церкви Скоропадский и боеспособных и надежных частей Первой украинской дивизии своего бывшего корпуса. Это же касалось и Вольного казачества - и их не оказалось в Белой Церкви. Старшина переместилась в Звенигород.
Гетман решил сам ехать в Звенигород в поисках потерявшейся казаческой структуры. Реализуя этот замысел, генерал Скоропадский прошел пешком по обледенелым степям Киевщины более 20 км, переодевшись рабочим. Казаческая старшина вынашивала план "спасения Украины" - освобождение Киева. В это время на Волыни появились два немецких корпуса - в ход братоубийственной войны вмешался новый "германско-австрийский фактор", который сразу стал определяющим.
- Как складывалась в Киеве судьба гетмана?
- Скоропадский возвращается в "красный" Киев и решает жить в подполье. В это время красными было расстреляно около 3 тысяч офицеров и киевлян, среди них священномученик митрополит Владимир. Не зная об этом, в одежде рабочего с небритой бородой, генерал-аристократ прибыл в Киев на холодной открытой платформе, переполненной солдатами. Во время такого переезда у Павла Петровича исчезли три тысячи рублей, револьвер, часы и паспорт... Через несколько суток после возвращения Скоропадского в Киев вольные казаки уничтожили большевиков в районе Белой Церкви.
Скрывался в "красном" Киеве гетман и у сапожника, и у железнодорожного комиссара, и у престарелой киевлянки. На таком положении гетман находился две недели. А уже к концу февраля Киев был охвачен паникой: крестьяне прекратили подвоз продуктов, цены на них подскочили. Банды налетчиков начали грабить прохожих и квартиры. Обыватели стали формировать самооборону. 1 марта гетман вышел из подполья - в царской генеральской форме приехал в центр Киева... Но уже на следующий день "учитывая прибытие немцев, решил носить одежду штатского".
Немцы опасались выступления бывших офицеров, которых в городе оставалось еще до 10 тысяч. Они считали, что такое выступление будет направлено, прежде всего, против немецкого присутствия на Украине и против Рады - «Центральной Зрады (т.е. предательства)».
Сторонники Скоропадского видели в нем будущего гетмана - военного правителя Украины. Со своим проектом преобразований Скоропадский обратился к аристократическому "Союзу земельных собственников", состоявшему из его старинных друзей: отца и сына Кочубеев, графа Мусина-Пушкина, бывшего министра сельского хозяйства Кривошеина, князей Урусова и Щербатова (предводителя Харьковского дворянства), других помещиков. Это были люди, любившие Отечество не за какие-то выгоды, а как добрый сын любит свою мать...
Ошибочно считают, что при гетмане состоялась автокефалия украинской церкви. Эта исключительно политическая акция произошла через полгода после того, как гетман был изгнан из Украины. Гетман Скоропадский подписал договор о сотрудничестве с Крымом, Доном и Кубанью. Провозгласил федерацию Украины с будущей небольшевистской Россией.
- Был ведь еще представитель династии Габсбургов, как претендент на роль гетмана...
- Что касается Василия Вышиваного - Вильгельма Габсбурга, двоюродного племянника императора Австро-Венгерской империи, католика - как претендента на гетмана или даже "украинского монарха", то этот замысел, как мы убедились, не имел Божьего благословения. Ибо еще со времен князя Даниила Галицкого римская корона не удержалась на главе русских православных монархов. Гетман Скоропадский писал: «существовала агитация против меня. Её источником были униаты и венский двор. Эта пропаганда выставляла в гетманы кандидатуру эрцгерцога Вильгельма, парня, основательно подготовленного к своей роли, потому что он выучил украинский язык, носил украинскую сорочку и своим поведением привлекал к себе украинцев шовинистически настроенных». Одной из причин избрания генерала Скоропадского гетманом было родословие - предки Павла Петровича были гетманами.
Увы, судьба Василия Вышиваного сложилась печально. Сотрудники СМЕРШа арестовали эрцгерцога Вильяма Габсбурга в его австрийской квартире именно как Василия Вышиваного. Бедного пятидесятилетнего претендента на несуществующий украинский престол отправили в ГУЛаг. Но по дороге в Сибирь содержали в Киеве в Лукьяновской тюрьме, где он, человек, не имевший никакого отношения к войне и нацистам, умер через 3 года от туберкулеза.
Митрополит Белоцерковский и Богуславский Августин (Маркевич) ответил на вопросы Неониллы Пасичник
1. мои поздравления редакции РНЛ и лично Неонилле Пасичник