В истории с крушением малазийского «Боинга» 17 июля на Украине есть главная странность. На первых порах о трагедии на Западе много кричали, обвиняли Москву и ополченцев Донецка и Луганска. А потом, уже с первой половины августа, словно забыли. Была «неприятность» - и нет ее.
Голландский совет безопасности, который ведает всеми вопросами безопасности на транспорте, наконец, обнародовал промежуточный доклад по расследованию катастрофы. О «Боинге» вспомнили. Но, правда, без обвинительной антироссийской пылкости. Потому что обвинять Россию доклад не звал. Он подтвердил, что самолет погиб из-за «внешнего воздействия» или, иными словами, был сбит. Больше ничего нового в самом докладе собственно не было. В нем никто не сказал ничего такого, о чем эксперты не знали бы уже с июля: самолет был сбит, и сбит предположительно, ракетным комплексом «Бук». А чей он... Такие состоят на вооружении у украинской армии.
Зато 10 сентября утром Голландский совет безопасности, главный орган по расследованию транспортных катастроф, дополнительно сообщил: в телах обеих пилотов лайнера обнаружены «инородные фрагменты».
Возможно, это части объекта, ставшего причиной крушения. Если так, то определить «авторов» бойни будет немного легче.
Вернее, было бы, если бы Киев без оговорок шел, как выражаются юристы, «на сотрудничество со следствием». Но он на него не идет, и засекретил часть относящихся к делу материалов. В обыденной следственной практике такие вещи обычно считаются отягощающими вину обстоятельствами. Окончательный вариант доклада планируется опубликовать в июле 2015 года.
Последний взгляд России на всю сагу с катастрофой обозначил министр обороны Сергей Шойгу 10 сентября на встрече со своим коллегой из Малайзии Хишамуддином Хусейном, который приехал в Москву для переговоров о ходе расследования причин крушения. Если бы Киев не начал войну против собственного населения, то катастрофы малазийского «Боинга» 17 июля вообще не было бы, отметил наш министр. «Катастрофа произошла в воздушном пространстве Украины, и если бы Украина решала свои внутренние проблемы без применения вооруженных сил, трагедии с «Боингом» не произошло бы», - сказал С. Шойгу. А накануне Ш. Хусейн заявил, что у Малайзии есть разведданные, которые указывают на виновников трагедии, но пока их разглашать рано.
Доклад вызвал очередной циничный информационный выброс вокруг самой резонансной трагедии этого лета: журналисты США, Великобритании и Украины сразу заявили, что даже «сырые» выводы подтверждают, что лайнер сбили «сепаратисты» при содействии Москвы. Хотя ничего такого в документе и близко нет. Пропагандистскую «пляску на костях» - в буквальном смысле слова - не удалось остановить даже голландскому премьеру Марку Рютте, который сразу после публикации документа сказал, что «нам следует остерегаться поспешных выводов, дело все еще открыто».
Парадоксы подхода к крупнейшей беде Западной Европы этого лета вряд ли проявлялись так рельефно как после доклада: голландцы и малазийцы, понесшие наибольшие жертвы, советуют не торопиться с выводами. А Вашингтон и Киев уже злорадствуют по поводу промежуточного доклада, словно это уже судебный приговор Москве. Приличия либо есть, либо...
Между тем, расследование только вступает в решающую фазу. Главное теперь - обеспечить доступ ко всей имеющейся информации, объективность и открытость следующих этапов расследования. К месту падения «Боинга» уже выехала группа малазийских экспертов из 60 человек. Они займутся осмотром останков самолета, и будут стараться найти подтверждение развединформации, о которой говорил Ш. Хусейн.
Все международные эксперты рефреном заявляют, что вся основная работа впереди. Так, к примеру, считает британский специалист по авиабезопасности Филип Баум.
Теперь надо проанализировать все переговоры авиадиспетчеров, причем не только ведших упавший самолет, уверен он. И добавляет: следует провести анализ метеоусловий, исследование обломков, патологоанатомический анализ тел, анализ процесса разрушения самолета и многое-многое другое. «Было бы гораздо сложнее расследовать дело, если бы на борту произошел взрыв, - поясняет он. - Скажем, в багаже».
Главное сейчас, чтобы со следствием сотрудничали и помогали ему все заинтересованные стороны, поддерживает британца авторитетный американский эксперт по безопасности полетов, глава компании «Сэйфети оперэйтинг системз» Джон Кокс. В подтверждение кое-каких обвинений утверждалось, что в день катастрофы были даже засечены «следы» выпущенных ракет, так пусть эти данные нам и покажут, говорит он.
«Голландский доклад содержал столько фактов, сколько и должен содержать предварительный доклад, - уверен Джон Кокс. - В окончательном варианте должно быть гораздо больше фактов. И именно в окончательном докладе я хотел бы увидеть данные наземных радаров. Если у каких-то стран есть «тепловые следы» ракет, зарегистрированные аппаратурой слежения, то пусть эти страны их предоставят голландскому следствию».
Следствию было бы довольно просто вычислить траекторию полета ракеты и место ее пуска. Главная загвоздка здесь в том, что такая информация очень часто является сверхсекретной, и собирающие ее страны не хотят ее оглашать, говорит другой американский авиаэксперт, пилот со стажем и президент компании «Эйр пасифик консалтантс» Дуглас Мосс.
Украина вообще поступила в высшей степени безответственно, разрешив полет «Боинга» и машин других авиакомпаний над своей территорией во время войны, уверен главный редактор сербского авиационного интернет-издания TangoSix.rs Петар Войинович. «Я особо подчеркну вину Украины, как государства, - говорит он. - Украина не сделала того, что было в ее силах: не обеспечила условий для безопасного использования воздушного пространства. Независимо от того, решают ли сами авиакомпании, пролетать ли их самолетам над «горячими точками» - а они имеют на это право - государство должно предоставить исчерпывающую информацию по ситуации. Особенно в такой сложной ситуации, как на юго-востоке Украины».
Основных версий трагедии три: украинские войска сбили самолет случайно ракетным комплексом «Бук»; самолет сбили ополченцы тем же комплексом; самолет сбили ракетой «земля-воздух», а потом его добили украинские истребители. Все остальные варианты - произвольные от первых трех.
Есть, правда, еще и четвертая, самая экзотическая версия. Она связана с якобы попыткой покушения Киева на президента России Владимира Путина.
Дело в том, что 17 июля эшелоны движения двух лайнеров - малазийского и российского президентского пересекались над Польшей. Но лайнер В. Путина прошел по трассе на час раньше. Российская сторона считает такие варианты абсурдными и утверждает, что самолет президента над Украиной не пролетал. Правда, в Киеве могли этого и не знать, а по конфигурации и даже окраске самолеты похожи.
Наши эксперты считают, что самолет сбили по ошибке украинские же военные. Квалификация персонала украинских средств ПВО у специалистов уже давно вызывает, мягко говоря, серьезные сомнения. Еще 13 лет назад, 4 октября 2011 года, над Черным морем украинские зенитчики случайно сбили самолет компании «Сибирь» Ту-154. Та трагедия как две капли воды похожа на трагедию с малазийским лайнером. Тот самолет тоже шел на высоте около 11 тысяч метров и был уничтожен украинской зенитной ракетой С-200, в этот момент в тогда еще украинском Крыму шли военные учения. Погибли 78 человек - все пассажиры и экипаж. Несмотря на установленные факты, признанные мировым сообществом, Украина так и не признала свою ответственность, отказавшись выплачивать компенсацию родственникам погибших.
Это косвенно объясняет тот факт, почему Киев «не идет на сотрудничество со следствием», скрывает следы и препятствует объективному расследованию. Как сказал 10 сентября Сергей Шойгу, Москва уже поставила перед Киевом десять четких вопросов, ответы на которые могли бы пролить свет на причины трагедии. Но Киев не дал ответа ни на один из них.
До сих пор засекречены записи переговоров диспетчеров - с экипажем, между собой, а также с Центральным командным пунктом Генштаба Украины. А это - ключевая улика.
По данным российского министерства обороны, в день катастрофы в подконтрольном Киеву районе средствами радиотехнической разведки была зафиксирована работа украинской РЛС «Купол». Это станция наведения ракет «Бук», украинцы развернули ее в 30 километрах от Донецка. Российские средства также обнаружили перед падением «Боинга» в районе его полета украинские штурмовики, сопровождавшие самолет.
В соответствии с международным воздушным правом, продолжающаяся гражданская война является угрозой безопасности воздушного движения. При наличии такого серьезного фактора украинские власти должны были объявить эту зону запретной для полетов. Поэтому, согласно правилам международной авиации, административно-правовую ответственность по данному инциденту, независимо от результатов расследования, украинскому государству нести все же придется.
http://www.stoletie.ru/tekuschiiy_moment/plaska_na_kostah_501.htm