Америка на подступах к президентским выборам-2016
Апрель в США откроет официальный счет на президентские кандидатуры. Хотя весна последнего года перед выборным - традиционное время выдвижения, на самом деле ведущие претенденты уже с прошлого года ведут кампании, как говорится, «без создания юридического лица».
Ранний старт - выборы пройдут 8 ноября 2016 года - по идее, дает возможность собрать больше долларов на предвыборные усилия. И больше шансов на то, что кандидатура «приживется» и будет утверждена на партийном съезде в конце июля будущего года, ориентировочно в Филадельфии. Хотя до дистилляции «конечного президентского продукта» еще далеко, в коктейле «Выборы-2016» уже начинают просматриваться кандидатские контуры.
Судя по тому, как события разворачиваются сейчас, сама выборная схватка может оказаться достаточно пикантной. В финальной битве за право на аренду Белого дома могут сойтись жена бывшего президента США Билла Клинтона Хиллари Клинтон и сын бывшего президента Джорджа Буша-старшего, младший брат президента Джорджа Буша-младшего Джеб Буш. Любопытно будет посмотреть, кого из этих близких родственников бывших Америка сочтет для себя подходящим и решится терпеть четыре года после ухода Барака Хусейна Обамы.
Шансов на победу у Клинтон пока примерно 50 на 50. Впрочем, такое соотношение может быстро измениться. В любую сторону.
В истории США редко бывало, чтобы кандидат от одной партии пришел к власти после двух сроков «царствования» в Белом доме президента от той же самой партии. С демократами такое случилось последний раз аж в 1856 году, когда американцы вместо одного демократа избрали 15-м президентом другого демократа, Джеймса Бьюкенена. Демократ Франклин Рузвельт, избиравшийся на пост на четыре срока (с 1932 по 1944 год) умер на первом году последнего срока, не в счет. То были особые обстоятельства «Великой депрессии» и Второй мировой войны. И поправка о двух сроках президентства была принята только в 1951 году.
Традиционно после Второй мировой демократическая администрация сменяет республиканскую после 8 лет правления с регулярностью метронома. Америка обычно устает от затяжной однопартийности Белого дома, и ее охватывает навязчивое желание «проветрить» здание на Пенсильвания-авеню. Да и шлейф «недоработок» и «провалов» уходящего президента - а они у Обамы повсюду - всегда задевает популярность его возможного преемника-однопартийца. Если Хиллари все же удастся изменить этот ритм политического метронома, то она поставит сразу два рекорда. Первая женщина и первый демократ «третьего президентского призыва» подряд. Шансы пока есть.
Бывший государственный секретарь и сенатор Хиллари Клинтон у демократов уже разве что не назначена в политические мессии. Если в оставшееся время республиканцы не раскопают на Хиллари нечто совсем уж скандальное из ее рабочей, политической или личной жизни и если небо не упадет на землю, то она почти наверняка будет «освящена» на Белый дом демократическим съездом.
Подумывают о выдвижении бывший губернатор штата Мэриленд Мартин О'Малли и сенатор Джим Вебб. Вот, по большому счету, и вся демократическая «лидерская группа».
Хиллари Клинтон с ее политическим «весом» всех остальных претендентов легко обходит. Других претендентов такого масштаба и опыта у демократов просто нет. Вроде бы размышляет о выдвижении нынешний вице-президент Джозеф Байден. Но с его репутацией политического эквилибриста, мастера на политические ляпы, ошибки и оговорки, закоренелого болтуна - в сенате помощники называли Джо «неуправляемой ракетой», потому что никогда не могли предсказать в начале выступления босса, куда он «заедет» к его концу - вряд ли Байден будет приемлемым соперником для кандидатов-республиканцев. Да и возраст у него уже совсем не выборный. На начало срока Байдену будет 72 года.
Пока самым старым президентом к моменту инаугурации был Рональд Рейган: при вступлении в должность ему было почти 70 лет - без 17 дней.
Хиллари, правда, тоже «не девочка», и, если ее изберут, то она станет не только первой женщиной-президентом, но и вторым, после Рейгана, «ветераном» в Овальном кабинете: ей будет 69 лет и три месяца. Сам Ронни всегда парировал выпады соперников по поводу его возраста едкими «туше» типа: Америкой должны управлять люди опытные, а не молокососы. Для Рейгана это работало. В общем-то, 69 лет и не ахти какой возраст для политика. Есть президенты и старше. Хотя Хиллари такое «богатство годов» вряд ли на руку.
Но, как бы там ни было, она уже укомплектовала свою предвыборную команду, добавив в нее только что ушедших из администрации Обамы помощников президента по политической стратегии, связям с общественность и пиару. Клинтон объявила, что намерена собрать в свой предвыборный фонд минимум 1 миллиард долларов. На самом деле, для победы ей понадобится гораздо больше. Барак Обама извел на свою предвыборную кампанию 1,2 миллиарда долларов. И это - не считая многомиллионных вложений в нее «Комитетов политических действий» и так называемых «Суперкомитетов политических действий» - крупных лоббистских политических группировок, созданных исключительно для того, чтобы агитировать за «своего» кандидата.
«Суперкомитеты» - чисто американское изобретение. Все-таки не зря Вашингтон называют городом с самой большой концентрацией адвокатов на квадратный метр в мире. По закону, индивидуальные вклады в предвыборные фонды кандидата не должны превышать 2,5 тысячи долларов. Вашингтонские юристы, создав «супер», обошли федеральный закон, как телеграфный столб. Эти сверхкомитеты не имеют права напрямую вкладывать свои деньги в казну кандидатов. Зато они имеют право без всяких ограничений тратить доллары на их рекламу в печати и на телевидении. Хоть миллионы, хоть триллионы. До последнего, впрочем, дело еще не дошло.
Хотя цены на «входной билет» в Белый дом сейчас такие, что узнай о них, скажем, Джон Кеннеди до выборов 1960 года, он может и потерял бы душевное равновесие.
Самый молодой, 35-й президент США затратил на предвыборную кампанию 360 тысяч долларов. Даже если их перевести в цены сегодняшнего дня, то это составит «мизерные» 2 миллиона долларов.
Много, конечно. Хотя, с другой стороны - как оценивать. Если учесть, что речь идет о месте «управляющего» в хозяйстве с ВВП в 17 триллионов долларов в крупнейшей ядерной державе с претензией на мировое господство, масштабами власти и влияния в мире, которые не снились никаким властелинам, царям и диктаторам прошлого, то не такой уж с этим миллиардом перебор.
Как бы то ни было, в начале апреля Хиллари должна официально объявить о выдвижении свей кандидатуры для официального утверждения. Утвердят ли ее в Филадельфии на съезде - это не вопрос, решенный на все 100 процентов. В начале кампании 2008 года тоже казалось, что «леди в брючном костюме» - миссис почти не носит юбок - уже может положить утверждение кандидатуры в карман. Но появился малоизвестный кандидат Барак Обама, и подвинул Клинтон в сторону. У демократов сейчас претендентов калибра Хиллари нет. Но еще не факт, что дело не повернется против нее ближе к национальному съезду.
Беда Хиллари всегда была в самой Хиллари. Больно уж у миссис, как бы это поделикатнее, чтобы не обидеть, «абразивная натура». Общение с наждачной бумагой, как вспоминали и помощники и союзники ее мужа-президента и коллеги по сенату, частенько казалось ласковей, чем прикосновение Хиллари. Ее «прокатили» с утверждением в 2008 году, опять же по признанию верхов демократов, потому, что побаивались: куда может завести Хиллари ее крутой нрав. И не станет ли она в Белом доме так «шибать по площадям», что под раздачу попадут не только «враги», но и сомневающиеся.
Говорят, что сейчас миссис Клинтон стала гораздо «мягче», чем была в 2008 году. Возраст этому способствует. Хотя, с другой стороны, на какие метаморфозы не согласишься ради «возведения на трон».
Что касается опыта Хиллари на посту государственного секретаря, которым она была до февраля 2013 года, то он, надо сказать, несколько преувеличен. По мнению большинства экспертов, Клинтон в бытность на этом посту не совершила никаких внешнеполитических прорывов. И 68-й глава внешнеполитического ведомства Джон Керри, по сути дела, принял от 67-го главы только наполовину облицованный внешнеполитический каркас.
Пожалуй, единственное, в чем расходятся эксперты, так это в степени влияния на такой недострой лично Хиллари Клинтон. Ясно, что внешнюю политику определяет президент Барак Обама и его советники. И государственный секретарь США была, как известно, человеком достаточно волевым и жестким, чтобы твердо проводить его курс. Но, несмотря на это, он оказался малоэффективным в ключевых областях. На Ближнем Востоке мира между Израилем и палестинцами как не было, так и нет. Иранская ядерная проблема не решена. Ни в Афганистане, ни в Ираке нет и намека на стабильность. Почти весь арабский север Африки охвачен нестабильностью. Ливия разодрана в клочья. «Исламское государство» наступает по всему фронту. Политика по Сирии полностью провалилась.
«Перезагрузка» с Россией США тоже не удалась. Да и вопрос, а была ли она вообще?
Скорее всего, на злосчастной кнопке, подаренной Клинтон российскому главе МИД Сергею Лаврову надо было написать «Переориентация» - именно то, чего ждали от Москвы в Вашингтоне. И очень удивились, почему это Россия не готова к «откату» в унизительно покладистые ельцинские времена.
Правда, винить исключительно Хиллари во всех провалах было бы несправедливо. Внешнеполитические проблемы США носят структурный характер. США продолжают действовать, как победители в «холодной войне», и все надеются вернуть Россию в состояние поражения. Чтобы по своему усмотрению «кроить» режимы по периметру российских границ, как на Украине, подменять ООН НАТО и корректировать основы международного права «под обстоятельства» - как было с Косово и Югославией.
Американские букмекерские конторы уже потихоньку начали принимать ставки на претендентов. Хиллари пока идет по ставке 5 к 4. То есть с большой вероятностью победы: на каждые четыре доллара в случае победы получаете пять. Никто иной среди демократов рядом с ней и близко не стоит. Здесь все остальные имеют, по мнению букмекеров, шансы на «выигрыш» в соотношении 1 к 35 или 1 к 100.
У республиканцев, в отличие от демократов, в очереди на Белый дом уже образуется нечто вроде толпы. Кандидатов серьезных и не очень уже набирается под пару дюжин - это если включать экзотических.
Уже активно ведет кампанию младший брат президента Джорджа Буша-младшего и сын президента Джорджа Буша старшего, бывший губернатор штата Флорида Джеб Буш. Он пока идет в первой пятерке с губернатором штата Висконсин Скоттом Уокером, сенатором Рэндом Полом, губернатором Нью-Джерси Крисом Кристи и сенатором Марком Рубио. Их шансы на победу оцениваются ставками от 2 к 11 у Буша до 12 к 1 у Марка Рубио. В общем, довольно близко. Хотя и другие претенденты отстоят от ведущей пятерки не так уж и далеко. Хотя есть и такие красочные и анекдотические типажи, как мультимиллиардер-застройщик Дональд Трамп. Но для него выборы это, скорее, цирк, чем серьезная попытка пройти в Белый дом.
Кого подберут «поединщиком» на своем национальном съезде в Кливленде в 2016 году республиканцы, сказать сейчас не возьмется никто. Но, глядя на «республиканский список», Хиллари должна быть довольна: набор составляется такой, что шансов у нее на избрание не уменьшается, а прибавляется. Если только не рухнет экономика - что навряд ли, она сейчас на подъеме - то ей повезет. Как повезло в 2008 году Бараку Обаме с неизбираемым геронтологическим соперником, сенатором Джоном Маккейном.
Только это будет несколько иное везение. И все оно в том, что у республиканцев экономическая программа настолько размыта, что похожа на вязкую субстанцию из трудно сопрягаемых идей или программ. С одной стороны - обещание сократить налоги, «уменьшить правительство» и увеличить расходы на оборону, а с другой - обещания не отступать в области социального обеспечения и медицинского обслуживания. Как все это можно совместить на основе сжатой налоговой базы, понять трудно. Но чем «мутнее» республиканская программа, тем лучше для Хиллари, которая никогда не была сильна в экономике.
До калибра Хиллари никто из республиканцев не дотягивает. Может, это и спасет миссис Клинтон. И даже, скорее всего, спасет. Нехорошо, конечно, снова въезжать в Белый дом на неподходящих качествах соперников, но раз уж настали такие времена...
Демократы уже сейчас пугают Америку рефреном: «Джеб Буш в президенты в 2016 году - это третий срок всего семейства Бушей». Что, в общем-то, не лишено смысла. На Джеба, с какой стороны не посмотри, все лезут родовые пятна известной техасской фамилии.
Если взять список доноров в его предвыборные фонды, то он словно под копирку составлен из тех, кто «скидывался» на Джорджа Буша-отца и на Джорджа Буша-младшего. В советниках у 62-летнего Буша-маленького тоже все сплошь бывшие помощники старшего брата, включая и бывшего государственного секретаря США Кондолизу Райс. Так что аналитики, разбирая на составляющие политическую позицию Джеба, все никак не могут определить, где кончается отец и старший сын и начинается сын младший. Хотя сам Джеб утверждает, что, хотя и любит и уважает отца и старшего брата, он человек «самодостаточный» и вполне самостоятельный в своих политических убеждениях. Чем они отличаются от убеждений его ближайших родственников, он, правда, не объясняет.
На губернаторском посту политики действительно накапливают хороший опыт государственного управления. Как-никак штат - это страна в миниатюре, за минусом, естественно внешнеполитических дел. В своем внешнеполитическом опыте Джеб уповает на его экспертизу при «ведении торговли с зарубежными странами», частое «посещение Израиля» и то, что он еще до губернаторства «заставлял себя» - так вот прямо и сказал, заставлял - посещать Азию. И при этом частенько путает факты, имена и понятия. Уже был замечен в том, что почти в десять раз завысил численность боевиков «исламского государства» и перевирал фамилии зарубежных государственных деятелей. Впрочем, это у Бушей чисто семейное. Буш-старший этим тоже грешил. А Буша-младшего за частые несуразицы саркастически называли не иначе как Джордж Даббия - Dabbya - искаженное звучание второго инициала W, или Дабл-ю - Буш. Нечто вроде «Джордж Тары-бары Буш».
В любом случае, Америке, по всей вероятности, предстоит до 8 ноября 2016 года сильно «поломать голову». И вопрос о том, останется ли Белый дом «синим» - цвет демократов, или «покраснеет» в цвет республиканцев, явно будет открыт до самого дня голосования. Большинство экспертов США уверены, что все определит если и не «последний дюйм», то уж точно последний процент-два, а может быть даже их десятые доли.
В общем, пока прогнозировать в 2016 году победу или республиканцев или демократов рановато. Для Хиллари Клинтон все будет зависеть именно от того, кого республиканцы выставят против нее в борьбе за Белый дом. В равной мере пока не стоит обращать особого внимания на любые жесткие внешнеполитические заявления кандидатов. С ними каждые четыре года происходят одни и те же метаморфозы, предсказуемые и объяснимые. После победы на первичных выборах они меняют если не цвета, то тональность окраски. Секрет здесь очень простой: на первичных выборах им надо завоевать голоса активистов партийного ядра. У демократов таковые всегда более тяготеют к левому либерализму, а у республиканцев - к тяжелому консерватизму.
Но после победы в «промежуточных забегах» воевать уже приходится за голоса всей Америки. Посему и демократы, и республиканцы начинают обычное движение «от краев» к центру. Их позиции, в том числе и внешнеполитические, выравниваются и модифицируются и, естественным образом, сближаются.
На что только не пойдешь, чтобы получить в полное пользование всю страну, Белый дом со всеми его 132 комнатами и 32 ванными, кинотеатром, кегельбаном, бассейнами, биллиардными, теннисными кортами, мини-полем для гольфа, снайперами и ракетчиками на крыше. И плюс бесплатную дачу в Кэмп-Дэвиде. В общем, стоит 1 миллиарда на кампанию и отклонений от собственной политической линии...