Святитель Лука, возсиявый стране нашей в земле Крымстей

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
222
Время на чтение 12 минут
11 июня, в день кончины, почитается память священноисповедника архиепископа Крымского и Симферопольского Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), фактически нашего современника, почившего в 1961 году.

Можно воскликнуть: «Целых полвека назад!», но можно сказать и «всего лишь полвека», потому что этот святой является фактически нашим современником.

Валентин Феликсович - уроженец Керчи, и жизненный его путь, и его церковное служение заканчивались в Крыму. Но прошел этот прославленный человек большой, наполненный трудностями и испытаниями, и жизненный, и духовный путь. Иконы святителя Луки есть в каждом православном храме Крыма, и молятся исповеднику Луке Крымскому, как и великомученику и целителю Пантелеимону, об исцелении. Почитают святителя не только в Крыму: часовни и храмы в честь его открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Тамбове и Ольгинке. В 2000-м году памятники этому духовному и физическому «врачу возлюбленному» (так называется книга о нем) воздвигнуты в Крыму, Нижнем Новгороде и Красноярске.

* * *

Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 года
Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, около 1910 годаВалентин Войно-Ясенецкий родился в дворянской семье в 1877 году, и был третьим ребенком в семье провизора. Отец его, Феликс Станиславович, был тихим, честным католиком. Остальные в семье были православными: супруга Мария Дмитриевна и пятеро детей.

Из Керчи вместе с родителями Валентин переехал в Киев, где учился в во 2-ой гимназии, а затем в художественном училище. Из-за сильного влечения к живописи поехал поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств, но уже во время вступительных экзаменов решил, как позже писал, что «не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей». Поэтому и решил поступить на медицинский факультет. Поскольку все вакансии там были заняты, проучился год на юридическом факультете Киевского университета.

Тогда же проявилась его религиозность. Ежедневно, а иногда и дважды в день он ездил в Киево-Печерскую Лавру, а, возвращаясь, делал зарисовки увиденного. По его собственным словам, если бы он не оставил живописи, то пошел бы по дороге Васнецова и Нестерова. Недолгое время юноша увлекался учением Толстого. Правильное представление о Христовом учении будущий владыка Лука, по его словам, вынес из усердного чтения Нового Завета, причем ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Христос сказал: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 37-38).

В 1898 году Валентин Войно-Ясенецкий стал студентом медицинского факультета Киевского университета имени святого Владимира, который он окончил в 1903 году с отличием.

Оканчивая университет, он завил о том, что хочет быть участковым земским врачом. Но призванием его стала военно-полевая хирургия: во время войны с Японией он был направлен с госпиталем Красного Креста в Читу.

Там он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли «святой сестрой», и женился на ней.

С 1905 года молодой хирург служил заведующим городской больницей в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии, где благодаря своему таланту и душевной отзывчивости приобрел большую славу среди жителей. В 1907 году у молодых родился сын Михаил, а в 1908 году - дочь Елена.

Довелось Валентину Феликсовичу поработать в разных населенных пунктах России - в Саратовской, Симбирской, Владимирской и других губерниях. В 1916 году он защитил в Москве докторскую диссертацию на тему «Регионарная анестезия», которая была признана современниками лучшей работой года. Иллюстрации к труду были выполнены самим автором. Тогда он начал работу и над ставшей впоследствии знаменитой книгой «Очерки гнойной хирургии». По его словам, тогда ему часто казалось, что «когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа», хотя мысль о том, чтобы стать священнослужителем, в голову не приходила.

Шесть с половиной лет Валентин Феликсович служил в Переславле-Залесском, там родился его младший сын Валентин. В 1917 году по конкурсу Войно-Ясенецкий получил место главного врача Ташкентской больницы.

В октябре 1919 года от туберкулеза умерла жена Анна, и он остался с четырьмя детьми. Мать им заменила операционная сестра Софья Сергеевна Ветлицкая, на попечении которой дети оставались последующие годы.

В 1920 году хирург Войно-Ясенецкий выступил одним из инициаторов создания Ташкентского университета, где стал профессором топографической анатомии и оперативной хирургии.

В Ташкенте Валентин Феликсович начал посещать заседания церковного братства. В 1921 году на епархиальном съезде духовенства и мирян познакомился с епископом Ташкентским Иннокентием (Пустынским), сказавшим, что Валентину надо быть священником. Хирург воспринял это как Божий призыв, и в ближайшее воскресение был рукоположен во диакона, а через неделю, в праздник Сретения Господня - во иерея.

Отец Валентин служил в Ташкентском кафедральном соборе до 1923 года. Священническое служение сочетал с чтением лекций в университете и работой хирурга, поэтому в храме служил только по воскресениям. Треб почти не совершал, ему было поручено все дело проповеди. Проводил по воскресеньям беседы, на которые приходило много народу.

В 1923 году иерей Валентин Войно-Ясенецкий был избран кандидатом на возведение в архиерейский сан (вместе с архимандритом Виссарионом). После церковного раскола и ареста только что нареченного во епископа Виссариона епископ Иннокентий тайно уехал. Отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом возглавили управление епархиальными делами. Приехавший в Ташкент ссыльный епископ Андрей (Ухтомский) тайно постриг отца Валентина в монашество с именем Лука - в честь евангелиста, врача и иконописца - и направил его в Педжикент для совершения тайной архиерейской хиротонии епископом Даниилом (Троицким). Через 10 дней после этого епископ Лука был арестован.

В тюрьме по разрешению властей ученый закончил свой труд, и на заглавном листе написал именно то, что виделось когда-то: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии».

Святитель Лука. Фотография из следственного дела
Святитель Лука. Фотография из следственного делаПо освобождении из тюрьмы он должен был ехать в Москву. Однако случилось непредвиденное: поезд долго не мог отправиться из-за того, что толпа народа легла на рельсы, чтобы оставить хирурга в Ташкенте.

Начался 11-летний период заключения и изгнания, который епископ Лука провел в ссылках и тюрьмах (Бутырской, Таганской), а также работал практикующим хирургом, служил Богу. В камере ташкентской тюрьмы он написал статью «Артромия при гнойных воспалениях больших суставов».

С 1923-го по 1925 год епископ Лука писал научно-богословскую книгу «Дух, душа, тело», в которой собрал самые последние достижения научной мысли того времени и с позиции этих знаний рассмотрел известные места Святого Писания. В этой удивительной книге знаменитый ученый и экспериментатор, богослов и философ как бы соединились: автор легко переходит от квантовой механики, процессов аннигиляции и материализации к психическим процессам, отмечает необычную чувствительность сердца человека к «жизненным треволнениям». Он считает, что наше «одиночество» во Вселенной мнимо, так как вся она вполне может быть населена бесплотными духами или неизвестными нам формами телесности, приспособленными к жизни в самых необычных условиях. Епископ Лука высказал мысль, что развитие духа в нас не закончено, что мы - лишь первая ступень духовности, и ссылается на апостола Иакова, который писал, что Господь «восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».

Епископ Лука пишет: «Вот заключение ученого, привыкшего к позитивному мышлению, полученное после объективного изучения множества метапсихических фактов, которые он усердно собирал в течение своей жизни... Сущность этого заключения можно свести к тому, что дух человеческий имеет общение с миром трансцендентным, вечным, живет в нем, и сам принадлежит вечности... В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла». В заключение владыка дает классическое описание Воскресения, принимая сторону тех, кто считает Воскресение всеобщим, то есть распространяемым и на человека, и на всех других тварей, которые также получат новые тела, новую жизнь и новое оправдание перед Господом.

В ссылке в городе Енисейске Красноярского края он пробыл 2 месяца. Приезд знаменитого хирурга в Енисейск произвел невероятное впечатление на молодого заведующего больницей. Владыка попросил у него разрешения оперировать. После первых же сложнейших и удачных операций к хирургу-епископу хлынул народ из окрестных сел и деревень. Однажды владыка вернул зрение целой семье слепцов, страдавших катарактой. Из семи человек шестеро стали видеть. Кроме операций в больнице, владыка принимал и на дому.

Исполнял и свой архиерейский долг: рукоположил во пресвитера одного диакона, а также постриг в монахини двух послушниц монастыря, который был незадолго до того закрыт.

Когда епископ Лука прибыл в Туруханск, то ожидавшая его толпа народа опустилась на колени, прося благословения. Владыке сразу же предложили вести лечебную работу, и он много оперировал, в том числе проводил и сложные глазные операции.

За отказ прекратить проповедование владыка был сослан в Заполярье. Путь в новое место ссылки (село Хая на реке Чуне, притоке Ангары) по замерзшему Енисею на санях в сильный мороз был очень тяжелым. Епископ Лука прожил там 2 месяца, и был возвращен в Енисейск, откуда после недолгого заключения в тюрьме его отправили в станок Плахино (на Енисей, 230 верст за Полярным Кругом). Этот населенный пункт состоял из трех изб и еще двух больших, как оказалось, груд навоза и соломы, которые были жилищами двух семей. Жить пришлось в половине избы, где вместо вторых рам примораживались льдины. В углу избы были щели наружу. На полу в углу лежала куча снега. Вторая такая же куча, никогда не таявшая, располагалась внутри избы у порога входной двери. А морозы в Плахино были такими сильными, что там даже не жили птицы.

В 1927 году епископ Лука вернулся из первой ссылки в Ташкент и по собственному прошению был уволен на покой. Занимался приемом больных на дому. В 1930 году вновь был арестован и принуждаем отречься от веры. По решению ОСО ОГПУ получил 3 года ссылки в Северный край. В ссылке владыка жил в Архангельске, работал в Архангельской больнице хирургом в амбулатории. Срок ссылки должен был окончиться в мае 1933 года, но продержали его до ноября. Незадолго до этого владыка обнаружил у себя опухоль и получил разрешение поехать в Ленинград для операции, после которой вновь вернулся в Архангельск. Из Архангельска был вызван в Москву к особо уполномоченному. Здесь, по словам епископа Луки, с ним случился великий грех, так как под давлением он написал заявление о том, что в нынешних условиях не считает возможным продолжать служение.

По окончанию срока ссылки владыка не мог вернуться в Ташкент, сначала поехал в Крым, а потом вернулся в Архангельск. В эти месяцы владыка тяжко страдал, что отклонил архиерейское служение. Наконец, ему удалось устроиться на работу в небольшую больницу в Андижане. Оперируя, он чувствовал, что благодать Божия покинула его. Операции его бывали неудачны. Читал лекции о злокачественных опухолях, считая это неуместным для епископа, за что, по его словам, получил тяжелое наказание от Бога: заболел тропической лихорадкой Папатачи, которая осложнилась отслойкой сетчатки левого глаза. Две операции на левом глазу прошли без должного эффекта, и его левый глаз перестал видеть. Все это случилось после серии несчастий с детьми епископа Луки (тяжелая травма старшего сына, психическое заболевание среднего).

Осенью 1934 года, после десятилетней подготовки, вышла в свет монография «Очерки гнойной хирургии» с рисунками автора.

В 1937 году владыка был арестован в Ташкенте «по подозрению в шпионаже». 13 суток продолжался непрерывный допрос, называемый чекистами «конвейером». Следователи сменяли друг друга, допросы сопровождались побоями и издевательствами. Все это время епископа заставляли стоять. Ничего не добившись от подследственного, его перевели в центральную областную тюрьму, где продержали 8 месяцев. Хотя следствие осталось безрезультатным, епископ Лука был сослан в третью ссылку - на этот раз в Сибирь, на 3 года - в село Большая Мурта, в 130 километрах от Красноярска.

В Мурте ссыльный архиерей работал хирургом в Муртинской больнице. По разрешению властей уезжал в Томск для работы в библиотеке медицинского факультета, где перечитал всю новейшую литературу по гнойной хирургии на немецком, французском и английском языках. В 1943 году было опубликовано второе издание «Очерков гнойной хирургии».

Специалисты считают, что и сегодня научные труды архиепископа Луки по регионарной анестезии, ставшие классическими исследования в области гнойной хирургии не потеряли своей актуальности, а топографоанатомические данные о клетчаточных пространствах человеческого тела и путях распространения гнойной инфекции хотя и могут быть дополнены, но не могут уже быть превзойдены.

По окончании войны архиепископ Лука был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

В 1942 году Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии своим решением приравнял лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел Луку в сан архиепископа Красноярского и Енисейского. Так возобновилось его архиерейское служение.

В Красноярске архиепископ Лука совмещал лечение раненых с архиерейским служением, в воскресные и праздничные дни служил в маленькой кладбищенской церкви за городом.

В 1944 году владыка стал архиепископом Тамбовским и Мичуринским.

Диплом лауреата сталинской премии
Диплом лауреата сталинской премии

В 1946 году за расширенную работу «Очерки гнойной хирургии» архиепископу Луке - профессору Войно-Ясенецкому - была присуждена Сталинская премия 1-й степени. Он был представлен Сталину, который спросил его: «Профессор, вы часто вскрываете человеческое тело. Вы там не видали, где находится душа?» Владыка тихо ответил: «Часто я в человеческом теле не видел и совести».

***

Святитель Лука Крымский
Святитель Лука КрымскийС 1946 года и до самой своей кончины в 1961 году владыка - архиепископ Крымский и Симферопольский. Это была одна из самых неблагополучных епархий, где не было возможности заниматься врачебной деятельностью. У архиепископа Луки практически перестал видеть второй глаз, развился сахарный диабет, что сделало невозможным операцию. Он служил по памяти, диктовал секретарям письма и богословские труды. Взаимопонимание с детьми и внуками было утрачено, хотя они охотно принимали материальную помощь и отдыхали на его скромной даче в Алуште. (К слову, все дети, внук и две внучки Войно-Ясенецкого своей профессией избрали медицину).

С 1956 года для него наступила полная слепота.

За 38 лет священства архиепископ Лука прочитал 1250 проповедей, из которых 750 записаны, и составили 10 томов машинописи. Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых, а в августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

* * *

22 июня 2010 года в торжествах, посвященных открытию в Симферополе памятника-бюста святителю Луке на территории 386-го военного госпиталя, носящего его имя, а также 205-летию этого лечебного учреждения и Дню медицинского работника, приняли участие Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец), представители руководства республики Крым и Симферополя, ветераны армии, работники госпиталя. В архипастырском приветственном слове к собравшимся Его Высокопреосвященство, в частности, сказал: «Не будет преувеличением сказать, что имя святителя и исповедника Луки (в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого) золотыми буквами нанесено на скрижали Симферопольской и Крымской епархии, всей нашей Святой Соборной и Апостольской Матери-Церкви. Непостижимо много совершил он для Церкви Христовой и Отечества нашего, для воспитания духовности в человеке и развития медицинской науки.

Хочу особо отметить подвиг святителя Луки в годы Великой Отечественной войны. Когда началась война, он находился в далекой ссылке в Красноярском крае. Святитель направил телеграмму в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой разрешить оперировать раненых воинов, а потом снова отправить его в ссылку. Просьба Владыки была удовлетворена. Всю войну он мужественно трудился на поприще хирурга и организатора помощи раненым, спасая тысячи жизней. Вдумайтесь: на его попечении в Тамбове находилось 150 госпиталей. За свои труды святитель был удостоен Сталинской премии первой степени, которую передал в помощь детям-сиротам».

Еще ранее на здании лечебного учреждения была установлена мемориальная доска в память о том, что в 1946-1947 годах здесь работал выдающийся архипастырь и хирург святитель Лука - профессор медицины В. Ф. Войно-Ясенецкий.

Установленный во дворе госпиталя памятник - еще одно свидетельство почитания выдающегося православного архипастыря, врача-подвижника и сыновней любви крымчан к земляку и небесному молитвеннику.

Моли Бога о нас, грешных, святителю Крымский исповедниче Луко, врачу благий и милостивый!

http://www.pravoslavie.ru/put/print71406.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Матвей Славко
Петров день третьего лета войны
Выставка трех поэм
07.08.2023
Молитвою своею Российстей стране победы на противныя подающий
Преподобный Сергий Радонежский и Киев
05.05.2022
«Война на Украине — духовная...»
Как страна превратилась в террористическую секту
27.04.2022
Возможна ли полная денацификация Украины?
Чего мы ждем от специальной военной операции: мнения экспертов
12.04.2022
«В земли Тавричестей просиявшии...»
15 / 28 декабря - Собор Крымских святых
28.12.2021
Все статьи Матвей Славко
Бывший СССР
Украинская элита совершенно разучилась мыслить
Несколько поколений украинских руководителей, от постсоветского Кравчука до постмодернистского Зеленского, последовательно делали сознательный выбор в пользу отказа от какой бы то ни было самостоятельности во внешней и во внутренней политике
16.04.2024
День памяти епископа Исидора (Колоколова)
Сегодня мы также вспоминаем путешественника М.Д. Тебенькова и казнь убийц Александра II
16.04.2024
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
К 130-летию со дня рождения Н.С.Хрущева
15.04.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
16.04.2024 13:24
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
16.04.2024 13:07
«Успешные люди» гробят Россию
Новый комментарий от учитель
16.04.2024 12:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 12:14
«Не будет (у иудеев) ни священника, ни царя», сказал Златоуст
Новый комментарий от Калужанин
16.04.2024 11:35
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
16.04.2024 10:41