Камертон

11 июля в райцентре Белгородчины городе Старый Оскол открылась необычная литературная выставка «Третье лето. Петров день», посвященная 80-летию Курской битвы и Прохоровского танкового сражения.

Из Старого Оскола белгородские литмузейцы предполагают экспозицию, благо она мобильна, переместить в Курск, где 24–26 августа пройдет конференция «Курская битва в художественной литературе». Можно надеяться, что столь нетривиально поданная тема Курской битвы, сражения под Прохоровкой войдет в сердца и память зрителей, а именно такая общность делает нас единым народом.

В сознании нашего народа давно укрепилось представление о спасительной роли для судьбы России сражений на полях Куликовом и Бородинском. В Великой Отечественной войне таким судьбоносным моментом стало танковое сражение 12 июля 1943 года у станции Прохоровка. 80 лет назад, на третье лето войны, в эти июльские дни войска третьего рейха нанесли страшный удар с целью сломить сопротивление Красной Армии на Курской дуге.

Спустя годы белгородский поэт Игорь Чернухин напишет, словно на скрижалях:

Это поле победы суровой
Для потомков по праву равно
Полю грозному Куликову,
Ратным доблестям Бородино.

Интересно задуманная экспозиция «Третье лето. Петров день» впервые была воплощена в жизнь 22 июня 2018 г. в Белгородском государственном литературном музее, она представила легендарное Прохоровское танковое сражение в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства. Тогда на ней были собраны экспонаты из фондов Белгородского государственного историко-художественного музея «Курская битва. Белгородское направление», Белгородского государственного художественного музея, личных собраний местных, а также курских и сумских художников. В частности, графическими листами серии «Прохоровское поле» представлен знаменитый белгородец С. Косенков (1941–1993).

Гравюры С. Косенкова из цикла «Прохоровское поле». Выставка 22 июня 2018 г.

Но определяющими это необычное выставочное повествование стали три поэмы: «Третье поле» Игоря Чернухина (1930–2017), «Поле русской славы» Владимира Молчанова и «Петров день» Станислава Минакова. У каждого из названных авторов – свой голос, однако у этих произведений много общих образов и мотивов. И главный из них – поле брани, на котором воины, как и в былые времена, сложили свои головы за землю русскую, «за други своя».

Неслучайно белгородские литмузейцы решили в нынешнем, тоже юбилейном, году уже по предложению областной филармонии литературную часть экспозиции повторить, сей раз придав ей мобильный вид и подкрепив исторической фотохроникой (дизайн Ольги Рымар). Эффект от первой выставки оказался удивительным: получился, в известном смысле, иллюстрированный метатекст, три поэмы словно слились в одну, перекликаясь в общей памяти с древнерусскими летописями и «Словом о полку Игореве».

Выставка 11 июля 2023 г.

С. Минаков уже делился воспоминаниями о написании своей поэмы-поминовения «Петров день», созданной после поездки со Станиславом Косенковым в село Прелестное, под Прохоровку, 12 июля 1986 г., в день святых первоверховных апостолов Петра и Павла, день знаменитого танкового сражения, где снимался первый фильм для Белгородской диорамы «Курская дуга» и где сохранился трогательный обычай: в этот день жители села Прелестное выносят из хат на улицу столы с едой-питьем и поминают павших своих, приглашая всех прохожих разделить поминальную трапезу. «В известном смысле эта выставка – космическое эхо; ведь Косенков еще в конце 1980-х вынашивал идею выставить поэму “Петров день”, выписанную кириллицей на больших листах, со своим знаменитым графическим прохоровским циклом, – в хлебах у села Прелестное именно 12 июля. Мастер также написал заявку на подарочное издание поэмы в московское издательство “Современник”, для которого в разные годы ярко проиллюстрировал несколько книг, в частности, подарочные издания рассказа курского прозаика Евгения Носова “Красное вино Победы”, а также большую книгу избранных стихотворений воронежца Алексея Прасолова. Увы, обоим замыслам моего друга Косенкова не суждено было воплотиться в жизнь. И потому я особо благодарен Белгородскому литературному музею, столь зримо вынесшему большие поэтические объемы золотыми буквами на белые полотна».

Писатель также напомнил, что золотыми буквами на белых мраморных плитах выписаны имена в храме Петра и Павла в Прохоровке. «Цветовая символика золотого и белого возвышена и прекрасна, – процитировал С. Минаков свой очерк «Золотое на белом». – Возможно, мир вообще и замыслен в золотом и белом. То есть свечение Вечности именно так и выглядит. И потому пронизывает чувство хоть и скорбное, но и светлое, – когда смотришь на вертикальные беломраморные плиты, на которых от пола до потолка золотым выбиты восемь с половиной тысяч фамилий павших на простирающемся вокруг Прохоровском поле. Имена людей, принесших свои жизни в жертву за Родину. Там, у алтаря, за иконой Георгия Победносца, выбиты имена четверых не известных мне Минаковых».

Белгородский журналист Александр Жихов так в соцсетях откликнулся на выставку: «Ощущение причастности к событиям прошлого во многом определяют ментальный облик сегодняшнего жителя края – мы люди белгородской черты и в то же время люди огненной дуги. Вот из этого сплава родился проект выставки к юбилею Прохоровского танкового сражения, да и Курской битвы в целом. Слово, образ и вещь. Воплощенные и материализованные. Поэмы Игоря Чернухина, Владимира Молчанова и Станислава Минакова, отпечатанные на белых полотнищах и рассекающие экспозицию дорожками текста, но притом соединяющие времена, показывают зримый образ пространства и времени “третьего поля России” в памяти людской, от боевых схваток до мирного урожая, и портреты генералов и солдат, ветеранов, матерей, детей».

Выставка 11 июля 2023 г.

В трех упомянутых поэмах и много общего. Для авторов посылом, направившим их творческий интерес к Прохоровскому сражению, стали незыблемая память о погибших, поклонение мужеству воинов и глубокая благодарность им. Отражен в поэмах и «самый страшный час в бою – час ожидания атаки». Перед читателем проходят картины кромешного ада, в который за несколько часов превратилось место сражения. Крупным планом изображены отдельные эпизоды схватки. Завершая повествование, авторы возвращают нас на мирное поле. Сражение отгремело, но есть и должна быть память и безмерная благодарность ныне живущих поколений.

Белые поля-полотнища, на которых написаны на выставке отрывки из поэм, могут напомнить и про белые рушники на стареньких рамах, с фотографиями погибших мужей и сыновей, хранимые в каждой семье.

Этот образ представлен и в гравюрах знаменитого Косенкова, и в строках Минакова, завершающих поэму «Петров день»:

Над Полем
в полуденном
медленном небе
фотографии павших
над Полем.

Белые рушники…
Белые рушники…
белые… белые…

Концепция выставки зародилась у Натальи Крисановой во время работы над статьей «Третье лето. Петров день. Танковое сражение под Прохоровкой в поэмах белгородских поэтов», опубликованной в сборнике «Прохоровка – о прошлом для будущего. Материалы краеведческой конференции», изданном Государственным военно-историческим музеем-заповедником «Прохоровское поле» в декабре 2017 г.

Исследовательница отмечает в ней, что все трое авторов – белгородцы, представители послевоенного поколения, а их произведения, посвященные знаменитому танковому сражению, были созданы благодаря историческим знаниям и творческому воображению, пробудившемуся во время посещений памятного места – поля сражения.

Над поэмой «Третье поле» И. Чернухин работал на протяжении нескольких лет. Ее первая редакция, опубликованная в 1998 г. в газете «Белгородская правда» и в сборнике «Третье поле», значительно отличается от редакции 2003 и 2015 гг. Первый вариант поэмы В. Молчанова «Поле русской славы» был представлены читателям в 1980-е гг. С этого времени на протяжении нескольких десятилетий автор продолжал работу над текстом. Опубликовано несколько редакций, последняя – в 2015 г. Поэму-поминовение «Петров день» С. Минаков написал в августе 1986 г., через год она была опубликована в «Белгородской правде», а позже многократно переиздавалась.

«Куликовское, Бородинское. // Поле Прохоровское – родня: // Все по духу по кровному близкие, // Разве только из разного дня // … // Память Родины не убывает, // И как прежде волнует сердца…» (Чернухин.)
«О солдатах скажу я слово, // Что прошли через тьму невзгод, // Когда тучей чернел сурово // Над землей сорок третий год. // О солдатах скажу я слово, // Что создали реальный миф – // Третье поле российской славы – // Поле Танковое. // О них!» (Молчанов.)
«Мать вынесет стол // во пшеницу густую, тяжелую … // и поставит // на стол фотокарточку сына // зеленую // в старенькой рамке» // … // – Помянем Петра». (Минаков).

«Третье поле» Игоря Чернухина – сказание, в котором представлена история борьбы русского народа с внешним врагом. И Прохоровское поле, которому посвящена третья часть поэмы, – это третье славное поле нашей ратной истории, наряду с Куликовым и Бородинским. А сама третья часть поэмы композиционно напоминает древнерусскую воинскую повесть: сбор войск, битва, ее последствия. «Поле русской славы» Молчанова – гимн воинам, восхищение мужеством, восхваление подвига. «Петров день» Минакова – поэма-поминовение, которая настраивает читателя на молитву о погибших.

Автор идеи выставки Наталья Крисанова, заведующая отделом экспозиционно-выставочной работы Белгородского литмузея, отмечает, что кроме прочего в поэмах Чернухина и Минакова отражен, говоря словами Семена Гудзенко, «самый страшный час в бою». Представляя «час ожидания атаки», Чернухин делает акцент на природе: «Травою пахнет, пахнет бересклетом // И ягодами Курская Дуга. // И тишина вокруг стоит такая, // Как будто нет и не было войны. // Плывет спокойно небо с облаками, // И солнце светит ясно с вышины». Красоту, гармонию и умиротворение, подмеченные в природе накануне сражения, поэт переносит и на состояние бойцов, ожидающих сражения и своего последнего часа: «Отоспались немного солдаты, // Отдохнули от бед и тревог. // На еду и махорку богаты – // Старшина выдал полный паек. // Носят снедь еще жители местные. // (За посадкой большое село // С необычным названьем «Прелестное») // Что тут скажешь? – // Считай повезло. // Что бойцу еще нужно? Ну разве // Пообмыться? Так рядом река…»

Минаков величественную землю еще накануне танкового сражения представляет израненной. А в образе воина, ожидающего сражение, поэт обнажает полную готовность принять смерть.

Во всех поэмах возникают образы воинов, которые сражались в буквальном смысле за свою землю, за свою малую родину. У Чернухина и Минакова этот мотив проходит в эпизодах ожидания сражения:

«Встал Ватутин, размялся и вышел, // На ступеньки присел подышать. // Светит месяц веселый над крышей // И гремит соловьиная рать. // «Вот и родина. С детства знакомы // Эти белые хаты и гать… // Воевать у родимого дома – // Кто, когда это мог угадать? // Где-то рядом Валуйки, деревня, // Отчий дом… // Может, мама не спит, // И под шепот знакомых деревьев // Заклинание тихо творит…» (Чернухин).

«Ну, а я тыняюсь, места себе не нахожу. // Уже за полночь к комбату пришел: // так, мол, и так, – // с начала войны родичей не видел, // а они тут, в Прелестном, // прелестнинский я, товарищ майор. // А он: «Ты что, язви тя в кочергу, // Не мог сказать раньше?» // Короче, дал сорок минут. // Я сразу в танк – и погнал!» (Минаков).

А в поэме Молчанова мотив возникает уже при описании сражения. Перед нами возникают крупным планом отдельные эпизоды сражения. Художественное осмысление получает воздушный бой, в котором совершает подвиг и погибает гвардии лейтенант Алексей Горовец (подвиг совершен 6 июля 1943 г., летчик посмертно удостоен звания Героя Советского Союза); атака танка, которым управляет старшина Найденов, ослепший в бою, но продолжавший вести машину; залпы артиллерийской батареи по родному дому, которой командовал гвардии капитан Попов. Поэт представляет нам воинов основных родов войск, непосредственно участвовавших в сражении: летчик, танкист, артиллерист.

Чернухин посвящает строки взводу бронебойщиков, которым командовал гвардии старший лейтенант П. И. Шпетный, тоже вспоминает ослепшего механика старшину Найденова и даже пишет о потерявшем рассудок немецком танкисте, который на месте сражения среди искореженной техники играл «Катюшу» на губной гармошке. Но для Чернухина, как и для Минакова, важно представить кромешный ад, в который превратилось место сражения.

Чернухин: «Зной вселенский // И Поле дымится. // Меркнет солнце, // Горит небосвод. // Время, кажется, остановилось: // Час, второй и четвертый подряд // Победителя нет – и не снилось!.. // Только танки, как свечи горят. // Все смешалось: // Железо и поле, // Небо черное вместе с землей».

Минаков: «И врезалась // сталь в сталь. // Огонь в огонь. // Дух в дух… // И машины в упор изрыгали смерть. // И горели // металл, // и земля, и мышь, и человек. // И был неразличим // в грохоте, лязге и скрежете // вопль человеческий. // И обугленные птицы // не долетали до Псела… // И горело Поле. // … // …И к полудню, // когда уже пали те, // что вступили в битву // первыми, // когда из колодцев окрестных сел ушла вода, // к полудню // настала ночь. // И теперь только чутьем // в дыму и копоти // каждый угадывал его // и убивал…»

Завершая повествование, все авторы переносят нас в современность, на мирное поле, вид которого привычен нашему взору. Сражение отгремело, но есть и должна быть память и безмерная благодарность поколений, продолжающих жизнь.

«Третье Поле… // На мраморных плитах // Бесконечные списки убитых, // Да окопов глухие останки, // Да твои придорожные танки // … // А к тебе все идут ветераны – // Поседевшие мальчики рано. // Вдовы в черных платочках и жены. // Дети малые. Молодожены. // И у вечного стынут огня, // Тишину ветровую храня». (Чернухин.)

«Приношу к обелискам // Свой сердечный поклон // Скорбным памятным спискам // Близких русских имен. // … // В отклубившемся дыме // На родных большаках // Вам всегда молодыми // Оставаться в веках. // … // В чувстве долга // ответном // Четко поняли мы, // Что ни весен, ни лет нам // Нет без вашей зимы…» (Молчанов.)

«Их // не // различить // в невозвратной неволе. // Но память Отечества – // Поле… // …И долго мы будем // сидеть за столом // меж хлебов // и небес. // У дороги мы будем // сидеть». (Минаков).

Познакомившись с этими поэмами, посвященными Прохоровскому танковому сражению, заключает исследователь, мы понимаем, что перед нами художественные произведения как о духе воинов, сражавшихся на Прохоровском поле, так и обращение к новым поколениям с просьбой хранить память о погибших, помнить о том, какой ценой мы отстояли мир и благополучие.

 

Фото БГЛМ и автора.

Художник: С. Косенков.