«Милостив буди мне грешному»

С 3 марта по 19 апреля - Великий пост

0
509
Время на чтение 6 минут

Ежегодно мы вступаем в Великий пост. Многие считают, что лучше один раз в жизни отпоститься 40 дней, вкладывая всю душу, все свои силы, прочувствовать до конца, так, как требует Церковь, - с сухоядением, причём один раз в день. И с чистой душой встретить Воскресение Господне. А последующие годы уже просто встречать Пасху с радостным сердцем. Ведь и Христос постился 40 дней только один раз в Своей жизни, а не каждый год. Над этими вопросами размышляет настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Старой Деревне протоиерей Фёдор ГУРЯК.

- Первоначально Великий пост продолжался сорок часов. Это время в древней Церкви как раз обнимало собой период от смерти до Воскресения Христа. Это потом уже пост стал более продолжительным - четыредесятница (40 дней) и Страстная седмица - неделя перед самой Пасхой. Четыредесятница была установлена в честь сорокадневного поста Спасителя: Господь Иисус Христос «поведён был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни», отвечая на все происки лукавого: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк.4.1,2,4). А Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.

Почему удлинился пост? В младенческие годы христианства Великий пост существовал как время для подготовки ко крещению. Крестопоклонная неделя - изнесение креста на середину церкви - это как раз отголосок первоначальной практики. Это время было использовано для подготовки оглашаемых. И ныне мы это видим, когда к Литургии Преждеосвященных даров добавляется ектения о иже ко просвещению - о тех, кто будет готовиться к принятию Крещения в Великую Субботу. С этого момента оглашаемые изучали Символ веры. А в день крещения было возвращение Символа веры, т.е. они должны были «сдать экзамен», рассказав наизусть основные положения веры. Также изучалась библейская история и основы нравственности. В нынешнем великопостном служении отголоски этой практики видны в чтении на вечерне книг Ветхого Завета - Бытия и Притч. В связи с прекращением института оглашения время Великого поста было переосмыслено в аскетическом духе: время Великого поста - это обновление веры, паломничество в глубь себя, искание смысла жизни. Для этого нужно отрешиться от всего внешнего, материального. И Церковь, как заботливая мать, подготавливает нас постепенно или поступенно: сначала подготовительные недели, чтение или пение Постной Триоди, начиная с Закхея с его желанием видеть Господа, когда он взобрался на смоковницу; затем мытарь и фарисей, через которых мы постигаем, что такое гордость и смирение; потом блудный сын - его возвращение на родину, а родина для нас - это единство с Богом; дальше - память о Суде и Прощёное воскресенье, дабы войти в Великий пост с миром в душе.

- Великий пост приходится на конец зимы - начало весны, когда организм человека истощён. Так, может быть, не важно, чем питаться? Может быть, не нужен пост телесный? Была бы молитва горяча, покаяние слёзное в грехах и любовь ко Господу и ближним?

- Для обывательского сознания пост сводится к тому, что есть, что не есть. Человек в основном озабочен приготовлением постного стола. Однако уже здесь выявляется очень важная тема для понимания природы греха. Всё возвращается к прагреху, который совершили Адам и Ева. Съев запретный плод, Адам выразил своё отношение к Богу, к самому себе и к жизни. То есть путь гибельной самостоятельности первого человека был связан с едой, с искушением. Беда Адама в том и заключалась, что он думал, что если станет обладателем этой пищи, то обретёт независимость от Бога... Да, мы, состоящие из духа и тела, нуждаемся в пище. Но заметьте, как сказано в Евангелии: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17,21). Эти слова Спасителя мы должны помнить, осмысляя падение Адама. Пост вразумляет, что пища должна быть во имя Божие. Христос тоже под конец взалкал и ел, но он, как новый Адам, даёт нам образец иного отношения к пище. Вкушая пищу во имя Божие, мы превращаем пост в молитву.

- А кусок мяса нельзя съесть во имя Божие?

- От постной пищи кровь не разогревается, не волнуется так, как от скоромной, человек делается более кротким, спокойным. С первых времён христианства были такие постники, которые, отрекшись от всех удовольствий земных, постятся всю жизнь. Были пустынножители, были святые вселенские учителя, как Антоний Великий, Василий Великий, как наши русские святые - Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и их последователи, которые никогда не вкушали мяса, как не вкушают его и теперь монашествующие. Не по силам идти по их стопам? Тогда проси помощи у Бога, молись, как мытарь: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18,13). Пост покоряет тело душе, а душу подчиняет духу. Нам должно поститься, чтобы стать достойными Причастия Овча, чтобы духовно отпраздновать Воскресение из мертвых Спасителя, радуясь собственному будущему воскресению.

- Великим постом есть можно один раз в день - вечером; в субботу и воскресенье - два раза. В понедельник, среду, пятницу - холодная пища без масла. Это в наших-то северных широтах?

- Пища сама по себе не приближает нас к Богу и не удаляет от Бога. Но если мы воздержание превращаем в молитву, то тогда наш пост приобретает духовное качество. Через добровольное воздержание в пище мы приходим к Богу, а не теряем Его, как Адам. Мы ведь не социальное животное, которое только потребляет, а ещё и личность, которая связана с Богом. К тому же мы, миряне, ведь не постимся, как монахи. Где монахи едят сырую пищу - мы варим, где едят всухомятку - мы добавляем маслица, где они добавляют маслице - мы позволяем себе рыбку. Слава Богу, хотя бы мяса в пост не едим. Есть у нас и всякие послабления в посте - для стариков, болящих, кормящих матерей, путешествующих...

- Почему Великий покаянный канон св.Андрея Критского читается именно в Великий пост?

- В своём Великом покаянном каноне св.Андрей Критский раскрыл всю душу человеческую, все её чувства, наклонности, страсти и указал на то, что ей делать, чтобы она стала чистой пред своим Небесным Судиёй. Не многие из нас понимают, как должно, эту службу; мы отбываем её телесными поклонами, а глубокого смысла не постигаем. По мнению о.Александра Шмемана, канон - это «покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой». Он повествует о подвигах святых и о падениях человека времён Ветхого и Нового Заветов в сострадательных примерах к нашему избавлению. В середине канона есть кондак, где верующий обращается к самому себе: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

Великий покаянный канон - самый длинный канон из существующих, состоит из 250 тропарей (строф), и на каждый положено совершать по три земных поклона. На великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга 1-й седмицы Великого поста он поётся и читается по частям; на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста - в полном составе. Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского именуется в просторечии ефимон, что в переводе с греческого означает «с нами Бог». Богослужение утрени четверга 5-й седмицы Великого поста получило в народе название «Мариино стояние», ибо за этой службой читается житие прп.Марии Египетской, разделяемое пением Великого канона. Прежде христиане целыми ночами читали этот канон с умилением.

Следует помнить, что пост - это не вегетарианство и не голодовка. Прп.Серафим Саровский увещевал не есть досыта, чтобы осталось место... для Святого Духа. Псалмопевец Давид пишет: «Я изнурял постом душу мою» (Пс.34,13). Не чрево, но душу! Христианин воздерживается от всякого зла, какое может выйти из сердца, - от греховных желаний, гнева, злости, сквернословия, божбы, обмана, лукавства, лжи, сластолюбия... Расспроси свою совесть: не обидел ли ты чем-нибудь ближнего? Ведь ты будешь принимать в уста свои Тело и Кровь Господа Иисуса, как принимал Его в доме своём Закхей мытарь, который сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19,8). Пост - время залечить раны, которые ты нанёс кому-то и которые нанесли тебе.

Во время Великого поста рыба разрешается: в праздник Благовещения (если не совпал со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье; в Лазареву субботу можно есть икру. В Великую Пятницу ничего есть не положено; но и в Великую Субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи.

Записала Ирина НИКОЛАЕВА

http://pravpiter.ru/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Николаева
Все статьи Ирина Николаева
Священник Феодор Гуряк
Все статьи Священник Феодор Гуряк
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49