Ежегодно мы вступаем в Великий пост. Многие считают, что лучше один раз в жизни отпоститься 40 дней, вкладывая всю душу, все свои силы, прочувствовать до конца, так, как требует Церковь, - с сухоядением, причём один раз в день. И с чистой душой встретить Воскресение Господне. А последующие годы уже просто встречать Пасху с радостным сердцем. Ведь и Христос постился 40 дней только один раз в Своей жизни, а не каждый год. Над этими вопросами размышляет настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Старой Деревне протоиерей Фёдор ГУРЯК.
- Первоначально Великий пост продолжался сорок часов. Это время в древней Церкви как раз обнимало собой период от смерти до Воскресения Христа. Это потом уже пост стал более продолжительным - четыредесятница (40 дней) и Страстная седмица - неделя перед самой Пасхой. Четыредесятница была установлена в честь сорокадневного поста Спасителя: Господь Иисус Христос «поведён был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни», отвечая на все происки лукавого: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим» (Лк.4.1,2,4). А Страстная седмица - в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа.
Почему удлинился пост? В младенческие годы христианства Великий пост существовал как время для подготовки ко крещению. Крестопоклонная неделя - изнесение креста на середину церкви - это как раз отголосок первоначальной практики. Это время было использовано для подготовки оглашаемых. И ныне мы это видим, когда к Литургии Преждеосвященных даров добавляется ектения о иже ко просвещению - о тех, кто будет готовиться к принятию Крещения в Великую Субботу. С этого момента оглашаемые изучали Символ веры. А в день крещения было возвращение Символа веры, т.е. они должны были «сдать экзамен», рассказав наизусть основные положения веры. Также изучалась библейская история и основы нравственности. В нынешнем великопостном служении отголоски этой практики видны в чтении на вечерне книг Ветхого Завета - Бытия и Притч. В связи с прекращением института оглашения время Великого поста было переосмыслено в аскетическом духе: время Великого поста - это обновление веры, паломничество в глубь себя, искание смысла жизни. Для этого нужно отрешиться от всего внешнего, материального. И Церковь, как заботливая мать, подготавливает нас постепенно или поступенно: сначала подготовительные недели, чтение или пение Постной Триоди, начиная с Закхея с его желанием видеть Господа, когда он взобрался на смоковницу; затем мытарь и фарисей, через которых мы постигаем, что такое гордость и смирение; потом блудный сын - его возвращение на родину, а родина для нас - это единство с Богом; дальше - память о Суде и Прощёное воскресенье, дабы войти в Великий пост с миром в душе.
- Великий пост приходится на конец зимы - начало весны, когда организм человека истощён. Так, может быть, не важно, чем питаться? Может быть, не нужен пост телесный? Была бы молитва горяча, покаяние слёзное в грехах и любовь ко Господу и ближним?
- Для обывательского сознания пост сводится к тому, что есть, что не есть. Человек в основном озабочен приготовлением постного стола. Однако уже здесь выявляется очень важная тема для понимания природы греха. Всё возвращается к прагреху, который совершили Адам и Ева. Съев запретный плод, Адам выразил своё отношение к Богу, к самому себе и к жизни. То есть путь гибельной самостоятельности первого человека был связан с едой, с искушением. Беда Адама в том и заключалась, что он думал, что если станет обладателем этой пищи, то обретёт независимость от Бога... Да, мы, состоящие из духа и тела, нуждаемся в пище. Но заметьте, как сказано в Евангелии: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17,21). Эти слова Спасителя мы должны помнить, осмысляя падение Адама. Пост вразумляет, что пища должна быть во имя Божие. Христос тоже под конец взалкал и ел, но он, как новый Адам, даёт нам образец иного отношения к пище. Вкушая пищу во имя Божие, мы превращаем пост в молитву.
- А кусок мяса нельзя съесть во имя Божие?
- От постной пищи кровь не разогревается, не волнуется так, как от скоромной, человек делается более кротким, спокойным. С первых времён христианства были такие постники, которые, отрекшись от всех удовольствий земных, постятся всю жизнь. Были пустынножители, были святые вселенские учителя, как Антоний Великий, Василий Великий, как наши русские святые - Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и их последователи, которые никогда не вкушали мяса, как не вкушают его и теперь монашествующие. Не по силам идти по их стопам? Тогда проси помощи у Бога, молись, как мытарь: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк.18,13). Пост покоряет тело душе, а душу подчиняет духу. Нам должно поститься, чтобы стать достойными Причастия Овча, чтобы духовно отпраздновать Воскресение из мертвых Спасителя, радуясь собственному будущему воскресению.
- Великим постом есть можно один раз в день - вечером; в субботу и воскресенье - два раза. В понедельник, среду, пятницу - холодная пища без масла. Это в наших-то северных широтах?
- Пища сама по себе не приближает нас к Богу и не удаляет от Бога. Но если мы воздержание превращаем в молитву, то тогда наш пост приобретает духовное качество. Через добровольное воздержание в пище мы приходим к Богу, а не теряем Его, как Адам. Мы ведь не социальное животное, которое только потребляет, а ещё и личность, которая связана с Богом. К тому же мы, миряне, ведь не постимся, как монахи. Где монахи едят сырую пищу - мы варим, где едят всухомятку - мы добавляем маслица, где они добавляют маслице - мы позволяем себе рыбку. Слава Богу, хотя бы мяса в пост не едим. Есть у нас и всякие послабления в посте - для стариков, болящих, кормящих матерей, путешествующих...
- Почему Великий покаянный канон св.Андрея Критского читается именно в Великий пост?
- В своём Великом покаянном каноне св.Андрей Критский раскрыл всю душу человеческую, все её чувства, наклонности, страсти и указал на то, что ей делать, чтобы она стала чистой пред своим Небесным Судиёй. Не многие из нас понимают, как должно, эту службу; мы отбываем её телесными поклонами, а глубокого смысла не постигаем. По мнению о.Александра Шмемана, канон - это «покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой». Он повествует о подвигах святых и о падениях человека времён Ветхого и Нового Заветов в сострадательных примерах к нашему избавлению. В середине канона есть кондак, где верующий обращается к самому себе: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».
Великий покаянный канон - самый длинный канон из существующих, состоит из 250 тропарей (строф), и на каждый положено совершать по три земных поклона. На великом повечерии понедельника, вторника, среды и четверга 1-й седмицы Великого поста он поётся и читается по частям; на утрени четверга 5-й седмицы Великого поста - в полном составе. Великое повечерие с чтением канона Андрея Критского именуется в просторечии ефимон, что в переводе с греческого означает «с нами Бог». Богослужение утрени четверга 5-й седмицы Великого поста получило в народе название «Мариино стояние», ибо за этой службой читается житие прп.Марии Египетской, разделяемое пением Великого канона. Прежде христиане целыми ночами читали этот канон с умилением.
Следует помнить, что пост - это не вегетарианство и не голодовка. Прп.Серафим Саровский увещевал не есть досыта, чтобы осталось место... для Святого Духа. Псалмопевец Давид пишет: «Я изнурял постом душу мою» (Пс.34,13). Не чрево, но душу! Христианин воздерживается от всякого зла, какое может выйти из сердца, - от греховных желаний, гнева, злости, сквернословия, божбы, обмана, лукавства, лжи, сластолюбия... Расспроси свою совесть: не обидел ли ты чем-нибудь ближнего? Ведь ты будешь принимать в уста свои Тело и Кровь Господа Иисуса, как принимал Его в доме своём Закхей мытарь, который сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19,8). Пост - время залечить раны, которые ты нанёс кому-то и которые нанесли тебе.
Во время Великого поста рыба разрешается: в праздник Благовещения (если не совпал со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье; в Лазареву субботу можно есть икру. В Великую Пятницу ничего есть не положено; но и в Великую Субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи.
Записала Ирина НИКОЛАЕВА