- Вы говорите, что мiр одряхлел, что он близок к смерти, что он практически умер... А я с вами не соглашусь, - говорит мне протоиерей Феодор Гуряк,
настоятель Благовещенского храма на Приморском проспекте, 79,
преподаватель СПбДАиС, давний друг нашей газеты. - Взгляните на
современную цивилизацию - неужели она похожа на старика, мудрого,
всезнающего и в то же время немощного и малоподвижного? Не думаю... Нет,
нынешний мiр бурлит, в нём бродят нерастраченные силы - и физические, и
нравственные, совсем как у юноши... И силы эти не очень-то слушаются
головы - в юности такое тоже бывает!.. Мiр занят поисками истины:
взгляните, как жадно все ищут правды, справедливости! Не там ищут, где
надо, но всё-таки ищут!.. Это тоже примета молодого возраста:
подростков обычно очень волнует, что справедливо, а что нет, и они
пытаются найти ответ самостоятельно и непременно наделают глупостей в
своих поисках. Или взять современный атеизм: «Мы не признаём ваши
авторитеты! Мы не хотим поклоняться идолам! Мы хотим свободы, - свободы
мысли, свободы поведения!..» Не правда ли, узнаваемая картина: всякий,
кто сталкивался с детьми, достигшими переходного возраста, отлично
знает, что им очень свойственны подобные настроения. Это юность
человечества, это незрелость, инфантильность, детскость: дети,
подрастая, убегают от одних идолов и сами не замечают, как начинают
поклоняться другим...
Словом, я считаю, что мiр наш очень-очень молод, что он только входит
во взрослый ум, и руководство церковное, христианская благая весть ему
весьма необходимы!.. А жизнь Церкви на земле - это непрерывное
благовещение. Но, разумеется, наша весть, наша проповедь должна
меняться от века к веку и от года к году. Мы должны помнить, что на
дворе не девятнадцатый век, а двадцать первый, наши прихожане несколько
отличаются от тех людей, что ходили в храмы во времена Пушкина и
Достоевского...
- В чём же, по-вашему, особенность современной проповеди?
- Во-первых, я хочу сказать об особенностях внешних. Проповедь зависит
от обстоятельств времени: нужно говорить на языке своего века. Я не
призываю к профанации священного языка, языка наших богослужений, но
паства должна понимать проповедника. И конечно, нужно пользоваться
новыми средствами. Интернет? Прекрасно. И не стоит утверждать, что это
сатанинское изобретение: внешний мiр так устроен - он может быть
обращён и к добру, и ко злу. Поверьте, тут нет ничего нового, эта
проблема стояла всегда: в первобытном мiре камень, лежащий на дороге,
мог стать страшным орудием убийства, а мог стать полезным орудием
труда. В этом смысле компьютер ничем не отличается от камня: на что он
будет употреблён - это зависит от человеческого произволения.
Что же касается внутреннего содержания нашей вести мiру... Я уже
говорил, что главная забота современного человечества - поиски свободы.
Сколько на этом пути совершено нелепостей, ошибок и даже
преступлений!.. Но для нас, православных христиан, очевидно, что
стремление к свободе - это само по себе прекрасно! Человек рождён для
свободы! И Господь всячески бережёт нашу свободу, ценит её едва ли не
больше всего остального... Как сказал апостол Иаков, «кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот... блажен будет в своем действии».
(Иак.1,25). Значит, задача Церкви не мешать поискам, а помогать им!
Каким образом помогать? В первую очередь объяснять, что свобода
существует двоякая: свобода выбора и свобода от зла. Свобода выбора -
это только условие, а свобода от зла - цель. Свобода выбора была у
человека, и до сих пор она не отнята, и слава Богу, что мы имеем
возможность выбирать между одним и другим. Но окончательная свобода -
бегство из рабства злу - может совершиться только вместе со Христом
Господом. Сам человек не имеет в себе силы победить зло, как бы он ни
гордился своей эрудицией, умом, образованностью, «продвинутостью», как
сейчас модно выражаться... Мы заражены вирусом греха! В том-то и
особенность православного самосознания: оно относится ко греху как к
болезни. Мы заболели, а больной человек может ли пользоваться свободой?
Его свобода - в пределах больничной палаты... Излечить нас может только
Господь, и Он немедленно сделает это, как только мы обратимся к Нему.
Почему же не раньше? Да именно потому, что Ему нужен наш свободный
выбор, свободное решение. Как это сказано в Евангелии от Луки: «...пришел
человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря:
Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Он простер руку,
прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с
него». (Лк.5,12-13). Вот она, наша благая весть мiру: «Только попроси свободы, и ты её немедленно получишь!»
- Вы говорите, что мiр молод, что мiр
только начинает жить, а между тем общая тема сегодняшних
околоцерковных разговоров: «Конец света приближается!» По-моему, в этом
уверены большинство православных...
- Да, я оптимист. Хотя и люди порою гибнут и молодыми, так и не
набравшись стариковской мудрости, - и всё же... Где-то у Святых Отцов -
кажется, у Тертуллиана - сказано: «Мы трудимся и молимся для того,
чтобы отодвинуть всеобщий конец». Понимаете: Церковь должна по
возможности отодвигать конец света, а не пугать людей его приближением...
- А для чего же отодвигать? Ведь конец света - Пришествие
Христа во славе... И зачем тянуть этот путь греха и боли, которым
является человеческая история?
- Вы так считаете? А мне хочется, чтобы в Царствие Божие побольше
людей попало. Я верю, что обителей у Отца Небесного много: хватит и на
нас, и на многие поколения, которые придут нам на смену. Пусть
рождаются новые и новые люди, пусть растут духовно, подрастают для
Царствия Небесного - это же здорово! Не будем эгоистами, не будем брать
пример с сектантов. Как они уверяют: «144 тысячи войдут в Рай - и
сверх того ни одного человека!» Нужно быть благороднее. Нужно работать
на то, чтобы отодвинуть конец. Милостив и благ Господь, Который даёт
возможность духовного творчества, позволяет нам столько ошибок допустить
- и не спешит наказывать за них. Это только мы нетерпимы к своим
детям: «Да сколько можно тебе твердить одно и то же?!» - и сразу
наказываем. А Господь не так... Господь даёт возможность и ошибиться, и
исправить ошибку... Об этом тоже надо рассказать современному мiру, это
тоже благая весть.
- Тогда у меня ещё один вопрос: возможно, мiр
наш действительно ещё молод... Но вот наша Церковь скоро значительно
помолодеет: не мне вам рассказывать, но сейчас в семинарию поступают
юноши, едва окончившие школу, - в 21-22 года они закончат учёбу и
придут в храмы уже батюшками... Не пошатнётся ли от этого авторитет
Церкви? Ведь понятно, что священник, облечённый сединами, вызывает у
прихожан куда больше и доверия, и почтения, чем молодой...
- Вы во многом правы. Мои сверстники приходили учиться, отслужив в
армии, окончив светские вузы... Это были умудрённые жизненным опытом
мужчины, у которых имелись жёны, дети, многие к тому времени получили
учёные степени... Поступая в семинарию, они совершали акт гражданского
мужества, сжигали за собой мосты, знали, что в «обычный», нецерковный
мiр им уже не вернуться. Это был вызов. А сегодняшняя молодёжь поступает
к нам просто как в один из вузов... Их мамы за ручку приводят. Хорошо
это или плохо? Так Бог судил, и нам остаётся принимать Его волю.
Видимо, в таком положении вещей есть свой смысл. Кое-что мы можем
понять уже сейчас; посмотрите вокруг: «Жатвы много, а делателей мало»
(Лк.10,2). Но делатели не спустятся с неба готовыми - многоопытными,
многомудрыми... Мiр жаждет услышать благую весть, - современный мiр,
такой непохожий на тот, в котором росли мы! Мы многое знаем, много
понимаем, накопили большой опыт - и житейский, и духовный... Но, может
быть, нам не дано найти всех тех слов, которые дойдут до сердца
современного человека. Молодёжь - плоть от плоти нынешнего века, она
лучше знает, как обратиться к своим сверстникам. А что касается опыта...
Надо уважительнее относиться к своим прихожанам - и они с радостью
поделятся с тобой всем, что накоплено в их сердцах... Я до сих пор не
перестаю удивляться, какие сокровища духовные несёт наша паства: много
лет люди живут Церковью, молятся, ищут волю Божию, - и многому, очень
многому могут научить молодёжь.
Мы не можем бросить на произвол судьбы этот мiр: мы за него в ответе.
Господь хочет, чтобы мы все пришли в познание истины, чтобы ничто из
Его творения не погибло. Священник - будь он маститым старцем или
только закончившим семинарию юношей - не является, так сказать,
автономной личностью: он действует силой Христовой, лишь бы он сам
этого не забывал. И мы стараемся, благовествуя Царство Божие, отвести
мiр от разложения, от ада. Рая-то мы на земле не построим, но ада
допустить не должны, должны благовествовать Царство Божие, которое есть
главная ценность для всякой творческой, ищущей личности.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН