Значение имени Татьяна
Большинство распространенных в России имен имеют греческое происхождение. Поэтому имя Татьяна часто толкуют как греческое, производное от глагола «τάττω», что значит «ставить в порядке», «выстраивать», «назначать». Отсюда и толкование имени Татьяна как «учредительница» и «устроительница». Однако лингвистам эта версия кажется сомнительной. Ведь имя Татьяна в Греции не просто непопулярно, а и вовсе малоизвестно.
Другое дело Италия, где имя Татьяна куда более знакомо. Этимологически имя Татьяна восходит к имени легендарного сабинского царя Тита Татия (Titus Tatius). Того самого Татия, который вызволяя из плена женщин, коварно похищенных Ромулом, захватил Капитолийский холм. По одной из легенд Татий даже правил Римом совместно с Ромулом, что привело к объединению римлян с сабинянами в единый народ квиритов, но это уже другая история.
Одним словом, имя Татьяна происходит от латинского Tatius. Это имя носила мученица Татьяна Римская, память которой совершается 25 января. С легкой руки императрицы Елизаветы Петровны святая Татьяна стала не только хорошо известной в России святой, но и покровительницей Московского Университета, а день памяти мученицы Татьяны - 25 января - стал считаться днем студентов. Что касается имени, то в Европе Татьяну считают сугубо русским именем. А вот знакомую нам уменьшительную форму Таня, как самостоятельное имя можно встретить в скандинавских странах, Германии и США.
Житие святой Татьяны
Святая Татьяна родилась в Риме в конце второго века, в семье знатного вельможи, трижды бывшего консулом Рима. Он тайно исповедовал Христа, поэтому воспитал дочь в богобоязненности и преданности Богу. Татьяна хорошо знала Священное Писание и, повзрослев, решила посвятить себя Христу. Она стала диаконисой, то есть женщиной, которая несла в церкви социальное служение. В ее обязанности входила как забота и уход за больными женщинами и беременными, так и подготовка их к крещению и совершению самого крещения.
В 222 году власть в Риме перешла шестнадцатилетнему Александру Севиру. И хотя его мать была христианкой, и сам Александр ничего против христиан не имел, реально власть сосредоточилась в руках наместников и правителей областей. Управлять страной стал епарх Ульпиан. Ульпиан был идолопоклонником, ненавидел христиан и жесточайшим образом расправлялся с ними. Во время гонений была схвачена святая Татьяна.
От святой потребовали поклониться идолам в храме бога Аполлона. Вместо это святая обратилась ко Христу, и по ее молитвам произошло землетрясение. Разрушились не только идолы, но и сам храм, под обломками которого были погребены жрецы. Святую Татьяну жестоко пытали. Ей выкололи глаза, долго истязали. Святая же громко молилась о мучителях, призывая Бога «открыть им духовные очи». Неожиданно восемь мучителей увидели ангелов, которые отражали удары, наносимые святой деве, и услышали небесный глас. Они не только уверовали, но со слезами просили святую простить их. За исповедание Христа они сами были подвергнуты пыткам и обезглавлены.
Святую Татьяну мучили и в следующий день, требуя отречься от Христа. Здесь произошло чудо, когда из ран вместо крови стало течь молоко и исходить благоуханье. И когда в третий день ее вывели из темницы, то обнаружили, что ее тело как прежде было здорово и не имело никаких следов мучений. От святой Татьяны вновь потребовали поклонения идолам, на этот раз богине Деметре. Придя на капище, святая Татьяна перекрестилась и начала молиться. Тут же у всех на глазах и идол, и капище уничтожила молния. Святую Татьяну вновь истязали и ночью бросили в темницу. В четвертый день ее вывели на арену цирка на съедение льву. Но зверь покорно начал лизать раны святой Татьяны и разорвал одного из ее мучителей. Святую бросили в костер, но она осталась невредима. Объявив ее колдуньей, святой Татьяне обрезали волосы, в которой, как считали, сосредоточена ее магическая сила. Затем ее отвели в храм Зевса и заперли на два дня. Но и здесь по молитве святой Татьяны идолы были повержены. Когда для гонителей стало очевидно, что пытки бессмысленны, а святая Татьяна непреклонна и тверда в своей вере, ее обезглавили вместе с отцом. Это произошло 25 января 226 года.
Иконы святой Татьяны
Святая Татьяна почитается всеми ветвями христианской церкви. В Католической Церкви она считается малоизвестной святой и ее почитание не распространено. На иконах святую Татьяну принято изображать в красном одеянии (ризе), которое символизирует мученическую кончину и кровь, пролитую святой во имя Христа. Ее голова покрыта белым платком, указывающим на ее целомудрие. В руке святая держит крест - символ мученического подвига, иногда свиток, текст которого обращен к верующим. На одном таком свитке находим: «В муках молящеся Богу о мучащих ю да подаст им познание истины».
День святой Татьяны
25 января - Татьянин день в 2005 году был официально объявлен Днем Российского студенчества. Он широко отмечаетсястудентами не только в России, но почти по всему бывшему СССР: в Белоруссии, в Молдавии, на Украине. Связь святой Татьяны и студенчества неожиданна и проста.
12 января 1755 года императрица Елизавета Петровна удовлетворила и подписала прошение графа Ивана Ивановича Шувалова (составленное на основании проекта М.В. Ломоносова) об открытии в Москве нового учебного заведения. 23 апреля 1755 года в Москве был открыт Университет.
В 1786 году на Моховой улице появляется главный корпус Университета. Пятью годами позже левый флигель здания отдан под домовую церковь. Церковь была освящена в 1791 году в честь святой мученицы Татьяны.
Так 25 января (совпадает с окончанием экзаменационной сессии) и 7 мая (проходят Ломоносовские чтения) стали знаковыми днями для Московского Университета, а мученица Татьяна покровительницей студенчества.
Татьянин день в Российской империи и прежде всего в Москве был в шумным праздником, с широкими гуляньями, в которых участвовали на равных как профессура, так и студенты.
На углу Петровского бульвара и Трубной площади находился французский ресторан «Эрмитаж Оливье». Его хозяин, кулинар Люсьен Оливье, отдавал в Татьянин день зал ресторана на откуп студентам, которые приходили сюда «гулять» после официальных церемоний и праздничной литургии. Со столов убирали дорогую посуду, полы застилали соломой, ведь вино лилось рекой. Здесь и там звучали восторженные речи и тосты «во славу науки и за процветание идеалов». «Кто в обычные дни напивается из любви к этому искусству, на Татьяну напивается по чувству долга. Кто в обычные дни не пьёт вовсе, на Татьяну напивается, чтобы доказать свою солидарность с пьющей интеллигенцией: пусть, мол, житейские пути растащили нас далеко друг от друга, раскидали врозь, точно стога в унылых стихах Алексея Толстого, но живы ещё, целы в сердце нити, прикрепляющие нас неразрывною связью к общему корню, объединяющие нас во имя общей нашей кормилицы - alma mater... Да здравствует alma mater, господа! Gaudeamus igitur! vivat academia!»
И даже жандармы в этот день не трогали хмельных студентов, а если необходимость такая все-таки возникала, то задерживали, предварительно поздравив с праздником. Именно таким в своей литературной зарисовке запечатлел Татьянин день Александр Амфитеатров.
После революции Татьянин день стал забываться. Вновь отмечать его начали в связи с передачей в 1995 году Татьянинского храма Русской Православной Церкви.
Татьянинский храм в Москве
Университетская домовая церковь во имя святой мученицы Татьяны была открыта и освящена в 1791 году. Прихожанами Татьянинского храма являлась профессура и многочисленные студенты Университета. Именно здесь, в Татьянинском храме отпевали Николая Васильевича Гоголя, историков Сергея Соловьева и Василия Ключевского, многих других выдающихся людей Российской империи. Татьянинский храм горел во время пожара 1812 года. Был восстановлен и вновь освящен в 1837 году. Тогда же на фасаде храма поместили большой образ святой мученицы Татьяны. После революции, декретом Наркомпроса 1919 года, храм закрыт как многие другие домовые университетские церкви. Храм был разорен, интерьеры уничтожены, а помещение превращено в клуб, позже в театр. В январе 1995 года храм возвращен Русской Православной Церкви.
Сегодня домовый храм святой мученицы Татьяны является одним из крупнейших московских приходов, который ведет активную миссионерскую деятельность и социальное служение. Храм отреставрирован, в 1998 году по благословению Патриарха церкви передан иконостас храма преподобного Серафима Саровского из Нью-Йорка. Также одной из ценнейших реликвий Татьянинского храма является ковчег с частицами мощей святой мученицы Татьяны и святителя Филарета Московского. Две частицы мощей от десницы святой мученицы Татьяны (хранится сегодня в Михайловском соборе Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря) были переданы университетскому храму в 1995 году. Одна из частиц положена в икону, другая в ковчег, расположенный у одного из клиросов.
Татьяна Ларина
Большую популярность имени Татьяна в России принесло два события. Первым из них, безусловно, стал роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», где в качестве главного персонажа написана девушка Татьяна.
...Ее сестра звалась Татьяна...
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало,
И нам досталось от него
Жеманство, - больше ничего.
Во времена Пушкина имя Татьяна было простонародным. К началу XIX века оно давно перестало быть популярно среди дворян и Татьянами своих детей чаще называли купцы и крестьяне. А вот веком ранее, имя Татьяна было распространено именно среди дворянства, ведь так звали одну из младших дочерей первого русского царя Михаила Федоровича Романова.
Царевна Татьяна Михайловна пользовалась уважением своего брата Алексея Михайловича. В пору конфликта она пыталась примирить царевну Софью и Петра, она даже была крестной матерью царевича Алексея. Но еще больше Великая княжна Татьяна Михайловна прославилась тем, что в 1691 году передала в дар Воскресенскому Новоиерусалимскому монастырю ковчег с мощами - десницей мученицы Татьяны. С тех пор святая мученица Татьяна стала считаться покровительницей обители. Именно об этой старине говорит Пушкин в своем романе.
А еще об «девичьем». Вероятно, поэт имеет ввиду, что имя Татьяна должно отослать читателя к «татьянке» - фасону женского платья с широкой юбкой со сборками. «Татьянка» - это самый простой фасон юбок, который преобладал в русском национальном костюме. А переосмысленные и усовершенствованные дополнительными юбками и оборками «татьянки» блистали на балах эпохи Александра Сергеевича.
Можно продолжить рассуждения и сказать, что своими словами
«нам просвещенье не пристало
И нам досталось от него
Жеманство, - больше ничего...», поэт пытается подчеркнуть, что герои романа, родители Татьяны Лариной, назвали ее так вовсе не потому, что вспомнили покровительницу Московского Университета святую мученицу Татьяну. Но не станем фантазировать, фактом остается то, что благодаря роману «Евгений Онегин» имя Татьяна взлетело в рейтинге популярности российских имен на предельную высоту.
Партизанка Таня
Согласно статистике имя Татьяна на протяжении всего XX века было первым по популярности именем в стране. В 50-60-е годы на один школьный класс в среднем приходилось семь девочек с именем Татьяна. Каждая шестая женщина в стране звалась Татьяной. А у заглядывавших в страну советов иностранцев от Татьян шла кругом голова.
Вероятно, что такая популярность имени была связана не только с романом в стихах, но и с другим событием - подвигом восемнадцатилетней комсомолки Зои Космодемьянской.
В октябре 1941 года десятиклассница Зоя вошла в диверсионно-разведывательную группу штаба Западного фронта, перед которой стояла задача «выкурить немцев» из их теплых квартир. Комсомольцы группы должны были сжечь десять деревень, занятых немцами. В одной из них, в деревне Петрищево Волокаламского района, Зоя была схвачена. Своим палачам Зоя, мечтавшая поступить в литературный институт и наверняка любившая Пушкина, назвалась Таней. А может быть внучка священника просто вспомнила житие святой Татьяны. Девушку жестоко мучили, долго истязали и повесили обнаженной с табличкой на шее «поджигатель домов». Образ «Тани», которая продолжала грозить врагам отмщением, вошел в анналы истории благодаря статье Петра Лидова. Заметка «Таня» была опубликована 27 января 1942 года в газете «Правда», а сама Зоя (Таня) на долгие годы для многих советских граждан стала символом героизма, проявленного человеком в Великой Отечественной войне.
Десятки художественных произведений, поэм, песен, одноактная опера «Таня», балет «Татьяна», памятники по всей стране, включая станцию метро «Партизанская» и даже стихотворение детской поэтессы Агнии Барто было посвящено «Партизанке Тане». Не удивительно, что родители называли своих детей именем героя нового времени.
Как утверждают статистические таблицы, вплоть до 1993 года имя Татьяна не покидало первого места в рейтинге самых популярных имен в стране. Но с гибелью советской империи ее герои уходят на задний план. Имя Татьяна, оставаясь в десятке популярных в России имен, занимает сегодня лишь седьмое место. Сегодня это имя у многих ассоциируется к счастью не только с Татьяной Лариной или Зоей Космодемьянской, но со святой, житие которой потрясает глубиной веры.
Тропарь мученице Татиане
глас 4
Агнцу Пречистому и Пастырю последуя,/ агнице словесная Татиано,/ мысленных зверей не убоялася еси, / но знамением крестным вооружившися,/ до конца тех низложила еси,/ и вошла еси в Небесную ограду,/ идеже помяни и нас, мученице Христова многомудрая.
Кондак мученицы Татианы
глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице,/ от кровей твоих преиспещрена/ и, яко красная голубица,/ к Небеси возлетела еси, Татиано,// темже моли присно за чтущия тя.
Автор: РОЩЕНЯ Дарьяhttp://www.foma.ru/25-yanvarya-tatyanin-den.html