Современное русское искусство XX-XXI вв. настолько разнопланово, что порою в рамках одной выставки можно найти «всем сестрам по серьгам». Добротные, реалистические пейзажи и натюрморты часто дисгармонируют в одном выставочном пространстве с загадочными, непонятными, а порою просто злыми и враждебными «инстоляциями».
Так было не всегда. В XIX веке на смену неугодному отдельным художникам «академическому стилю» пришли новаторские идеи художников-передвижников. Художники академического направления могли писать картины только на ветхозаветные или христианские и мифологические сюжеты и это привело к бунту в императорской Академии трёх знатнейших художеств. «Передвижники» ушли из академии и стали писать обо всём, что видели вокруг себя, как когда-то художники «малые голландцы» в Нидерландах. В России в XIX веке появился низкий жанр отличный от высокого академизма, и были образованы десятки творческих союзов и объединений художников, работающих в этом жанре. Так в 1870 году в России было создано «Товарищество Передвижных художественных выставок» - [ТПХВ], которое было объявлено как независимое сообщество.
В Уставе ТПХВ указывалась цель передвижников: «устройство во всех городах Российской империи передвижных художественных выставок, в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами; развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений».[1] Активными участниками «Товарищества» в XIX веке были художники Г.Г Мясоедов, В.Г.Перов, И.М. Прянишников, И.Н.Крамской, К.В. Лемох, К.Е.Маковский, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин и другие маститые художники. Задачей передвижников XIX века было знакомство с их творчеством зрителей в разных городах страны с целью популярности и продажи картин.
Работая куратором выставочных проектов в Московском музее-заповеднике «Царицыно», одной из лучших выставок, подготовленных мною в секторе перспективных выставочных проектов экспозиционно-выставочного отдела музея «Царицыно» стала выставка Санкт-Петербургского объединения художников «Передвижников XXI века». Объединение художников основано в 2005 году в Санкт-Петербурге. За семь лет работы «Передвижники XXI века» побывали со своими выставками в России, Белоруссии, Украине, Польше, Германии, Чехословакии, Финляндии. Выставки современных передвижников прошли в городах: Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Самаре, Петрозаводске, Архангельске, Североморске, Коломне, Туле, Выборге, Зарайске, Брянске, Нижнем Новгороде, Белгороде, Донецке, Кировограде, Луганске и других. Организовано было в общей сложности сорок выставок. Как искусствовед и научный сотрудник сектора перспективных выставочных проектов ГУК ГМЗ «Царицыно» мне довелось быть куратором выставки «Возрождая великие традиции передвижников»[2]. На выставке в Москве, в залах Большого дворца музея-заповедника «Царицыно» были представлены произведения 43-х художников - это живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Созданные мастерами разными по возрасту, по мировосприятию, по творческим устремлениям, так называемые «самоучками» и «профессионалами», в целом, произведения «Передвижников XXI века» дают представление о современном искусстве реалистической направленности от пятидесятых годов XX века до наших дней. На каждой выставке «Передвижников XXI Века» появляются новые произведения художников и фамилии новых участников сообщества. В объединение вошли на равных условиях как академики живописи, в частности ректор и профессор О.И.Еремеев, отдавший более полувека работы Академическому Институту живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина в Санкт-Петербурге, так и непрофессиональные художники. Критерий отбора один - талант или дар Божий.
Значительную часть экспонируемых на выставках «Передвижниками XXI века» полотен составляют пейзажи. По словам ученого Д.И. Менделеева природа стала «подругой равной человеку...и мертвая и бесчувственная ожила перед глазами людей». Этот излюбленный в русском искусстве жанр. Поэтому гармонично воспринимаются в одном выставочном пространстве экспозиции «Новых передвижников» разные на первый взгляд работы: эпически мощное полотно Бориса Кельберера «Соловецкая крепость», северный деревенский пейзаж Владимира Коркадыма «Андричево. Упавшая береза», экспрессионистический «Порт в Сибири» Олега Еремеева, Юрия Белозерского «Околица. (Теплый колорит)», Заслуженного художника России Евгения Устинова «Деревня Сухово»; «Раздумья» («Отец Василий») Владимира Братанюка. Новаторским в построении освещения картины, в традициях А.И.Куинджи можно назвать сюжетный пейзаж Олега Татарникова «Хоста. Вечернее кафе», продолжением традиций В.Д.Поленова пейзаж Александра Чагадаева «Весна. Московский дворик» и следованию маринистическим традициям живописи И.Айвазовского «Пакетбот «Святой Петр» художника В.Соколова-Ширшова.
Наиболее сильные по драматизму, сравнимые с трагичными образами Василия Перова, пишет картины художник Геннадий Проваторов. Он поднимает в своём творчестве социально значимую, «больную» для нашей страны, вызывающую искреннюю обеспокоенность тему» - тему умирающих деревень и простых людей, живущих в них. На выставке можно увидеть две его работы - «У печки» и «Стирающий».
Среди исторической живописи «Новых передвижников XXI века» выделяется масштабное эпическое полотно Заслуженного художника РФ Александра Саплина «Прощание с Александром Невским». Меньшая по формату, очень добрая по содержанию, картина Василия Братанюка «Визит цесаревича на корабль», рассказ о событии из жизни цесаревича Алексея Николаевича, сына императора Николая II. «Лермонтов на Бермамыте» Бориса Семенова, «Ермолов на Кавказе», «Стычка на Кавказе» и «Павел I на параде в Гатчине» Александра Чагадаева выделяются в выставочном пространстве исторической масштабностью изображаемых личностей. В ряд работ на историческую тему органично вписываются два исторических портрета: «Портрет А.С. Пушкина» Николая Репина и «Портрет А.С. Пушкина с женой» Евгения Устинова.
Традиции психологического портрета, сформировавшиеся и утвердившиеся в русском искусстве в XIX веке, остаются востребованными и в XXI столетии. На выставках «новых передвижников» наряду с классическими портретами выдающихся личностей: «Академика С.П.Королева» Наталии Туруновской, «геофизика Ю.П.Кропачева» Светланы Кропачевой, «Портретом дирижера Валерия Гергиева» Бориса Семенова, соседствуют незатейливые «Прогулка» Анны Виноградовой и «В раздумье» Анастасии Вострецовой. Подкупают добротой детские образы в портретах Анны Виноградовой «Портрет сына», Вадима Губина «Алиночка» и Натальи Вишняковой «Девочки». Колористически смелым решением является картина «Горбун» Н.Шкандрий.
На выставках современного реалистического искусства «Новых передвижников XXI века» кроме живописи, демонстрируются скульптурные произведения. Созданные скульпторами Сергеем Савиным, Ольгой Ивашинцовой, Вячеславом Улановым и Александром Молевым, произведения скульптуры разнообразны по тематике, по технике и по материалу. Трагически сильные и героические персонажи скульптора О.Ивашинцовой «Пережившая блокаду», «Наши дети» соседствуют в выставочном пространстве с образами юной смелой гимнастки «Новенькая», члена Союза художников России, московского скульптора Сергея Савина и «Конькобежцем» скульптора А.Молева.
Пожалуй, самыми необычными экспонатами Московской выставки «Передвижников XXI Века» были произведения фарфора московского художника Андрея Черкасова. Его изысканные и эпические многофигурные композиции «Поместье. Лето», «Город. Зима», «Дом», «Жители» привлекали многочисленных посетителей теплотой, мягким юмором и вызывали восхищение. К сожалению, фарфор хрупкий материал и художник А.Черкасов участвует не во всех выставках новых передвижников.
Многообразие тем, жанров, творческих манер, представленное художниками на выставках «Передвижников XXI века» делают эти выставки значительным событием современного русского искусства. Идеологическая основа настоящего объединения, сформулированная членами «Товарищества» под руководством Валерия Выборжанина зиждется на началах сохранения здоровых традиций русского искусства, отождествляемого с понятием гражданин России. Все, что укрепляет национальное чувство и представляет образец русского искусства, будь то живопись, скульптура, графика, а также театр и музыка представляет интерес и для «Товарищества передвижных художественных выставок. XXI век (Санкт-Петербург)».
Деятельность объединения регламентируется Уставом ТПХВ. Председатель Правления - Валерий Выборжанин.
«Новые передвижники XXI Века» из Санкт-Петербурга, несут праздник реалистического искусства русским и зарубежным зрителям. Разные по манере и почерку работы Василия Братанюка, Бориса Кельберера, Николая Репина, Евгения Устинова, Владимира Коркадыма представляют на выставках рассказ о главном в жизни нашей страны через мировосприятие этих достойных художников, членов сообщества «Товарищества Передвижных художественных выставок XXI век». Сороковая выставка, состоявшаяся в украинском Луганске, в очередной раз продемонстрировала жизненность традиций современного реалистического искусства, их актуальность и востребованность у зрителей.
[1]Товарищество передвижных художественных выставок (ТВПХ). С-Петербург-Москва 1870-1922. Золотой век художественных объединений в России и СССР.Сост. Северюин Д. Я.и Лейкинд О.Л.-СПб,1992,400 с.,с.298-304.
[2] «Возрождая великие традиции передвижников» ГУК ГМЗ «Царицыно», Москва: апрель-май 2009 г. Товарищество Передвижных Художественных выставок XXI век (Санкт-Петербург) Председатель правления В.Н. Выборжанин Кураторы проекта М.В. Удальцова, Л.В. Масленникова. Автор художественной концепции выставки и дизайна экспозиции Д.К. Бернштейн.
М.В.Удальцова