В залах Академии художеств в Москве (АХ) открылась удивительная выставка народной иконы. Проект грандиозный по своему размаху. Принимают участие Ярославский Государственный и историко-архитектурный музей-заповедник, музей «Невьянская икона» - Екатеринбург, галерея «Русская икона» - Таллин, Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Церковно-археологический музей Свято-Тихоновского гуманитарного университета, музей народного искусства О.И А.Ильиных из Ярославского села Вятское, и еще более 30 наименований частных коллекционеров из Российской Федерации и других стран, где почитают русскую икону: Италии, Эстонии, Украины, Белоруссии. Куратор выставки Ирина Бусева-Давыдова, главный научный сотрудник НИИ РАХ, доктор искусствоведения.
В огромном фольклорном пласте непрофессиональной иконописи выделяются иконы простых сельских мастеров, которых называли «богомазами» или малярами. Они занимались иконописью - «малевали» всё чтобы порадовать свою душу - цветы, птицы, интерьеры своих сельских домов, мебель. Как бы раздвигая это пространство своих жилищ, они вписывали туда фигурки полюбившихся барышень (или кавалеров), либо что-то другое, рисуя «счастливый пейзан», т.е.живую природу. Вот эти самые мастера и рисовали т.н. народную икону. Они были обычными людьми, их можно назвать «мирскими», или непрофессиональными иконописцами. Они любили Господа, его Матерь-Божью и самых почитаемых русских святых: святителя Николая-Чудотворца, Георгия-Победоносца, Параскеву-Пятницу, Илью-Пророка, Александра Невского и всех других и потому рисовали их, как умели - для себя. Других икон порою в дальних краях огромной России не было, либо они находились в стенах закрытых монастырей, либо они стоили дорого и были не по карману. В крестьянской избе с лубочными картинками и известными сказочными персонажами - Бовой-королевичем, королевишной-Забавой и другими находились созданные в той же манере письма русские святые «намалёванные» богомазами на иконках-краснушках, органично смотревшиеся в красном углу избы, рядом с интерьерными росписями и лубками.
На выставке в залах АХ в Москве на Пречистенке представлены несколько изображений святителя Николая Мирликийского «Чудотворца». Культ Николы-Заступника и помощника в бедах, покровителя мореплавателей и путешественников, самого любимого народного святого был широко популярен на Руси. Одним из литературных источников жития Николы и его чудес были сказания, собранные в «Прологи», хорошо известные в Древней Руси с XII века и составленные в X веке на основе сочинения Симеона Метафраста «Жизнь и деяния святого отца нашего Николая». В народе «Никола» - покровитель земледельцев, плодородия, природы. На лубочных иконах одежды его часто украшены пышным цветным травно-цветочным узором, либо рисовались только лик и руки «личное письмо» с окладом из фольги, обычно в митре. Он же считался в народе охранителем водоплавающих птиц и всего культа водной стихии: пловцов, моряков, рыбаков, и когда-то бурлаков. В народе это защитник вдов и сирот, пособник всех обиженных, оберегатель путников и даже защитник в торговом деле. Икона святителя Николая обязательно была и есть в каждом православном храме. В честь него ставились часовни вдоль трактов и на вокзалах, в Европе святитель Николай превратился в доброго Санту-Клауса, и таким образом в Дед-мороза. Образ Николы Можайского- заступника за Можайск, Зарайского - за Зарайск и т.д., от его повсеместной популярности в России.
Святой Георгий Победоносец представлен в залах АХ на многих иконах, в частности из частного собрания В.В.Кургузова (XIX в., дерево, левкас, темпера). Он отличается повышенной декоративностью и многоцветием красок, что стало характерно в иконописи после XVIII века в России. Это не икона, а уже почти картина с любимым героем-победоносцем, держащим копье в правой руке. Святой Георгий жил в древнем Риме на рубеже III-IV веков в правление жестокого императора Диоклектиана. Георгий (это же имя Егор, Юрий) принадлежал к богатому и знатному роду, воспитанного в христианской вере. Он поступил на службу в римское войско и быстро прославился небывалой храбростью. Однако император Диоклектиан не был христианином и потребовал от воина Георгия отречься от христианской веры. За веру Христову Георгию пришлось претерпеть варварские муки, за все пытки и мучения за Господа нашего Иисуса Христа святой Георгий стал называться великомучеником. Несколько икон святого воина Георгия созданных народными мастерами представлены из частного музея народного искусства Ольги и Александра Ильиных Ярославского села Вятское.
Хрестоматийные лики Спасителя нашего Господа Иисуса Христа, написанного с любовью, немного наивно, на плате-убрусе, который держат в руках два ангела, на выставке в залах Российской Академии художеств в Москве, соседствуют с образом «Господа в темнице», XVIII века из собрания Андрея Кондрашина, где изображение Иисуса Христа - почти картина, Христос изображён сидящим с цепью на ногах. Лики Богоматери, на народных иконах представленной выставки, очень часто помещены богомазами в рамочку с диковинным цветочным орнаментом. Таких икон на выставке -большинство, они очень добрые и милые, написаны с любовью к Богоматери. В народе её наделяли самыми ласковыми именами: Матушка-заступница, Утешительица, Царица небесная. Она является самой верной ходатайницей перед Христом за людские молитвы. О чём говорят названия: «Всех скорбящих радость», «Скоропослушица», «Утоли моя печали», «Умягчение злых сердец», «Нечаянная радость». На протяжении веков иконописцы создавали всё новые образы икон Божией Матери, наделённые трепетной добротой и участливой заботой. Неканонический образ под названием «Коронование Богоматери» представлен на выставке из Ярославского музея народного искусства О.и А.Ильиных Иконы народного письма отличает декоративная выразительность, эмоциональная непосредственность и тонкая одухотворённость. Народный иконописец обходился часто малым количеством красок: если преобладала охра разных тонов, то икону называли «краснушкой». Цвета у таких икон обычно сдержанные, некричащие, классических для русской иконописи натуральных естественных цветов, которые «богомазы» ежедневно встречали в окружающей их природе.
Одним их участников выставки «Народной иконы» является Екатеринбургский музей Невьянской иконы. Возникший в 1619 году Невьянск со временем стал крупнейшим центром горнозаводской промышленности Урала, большая часть которого до 1796 года входила в состав огромной Сибирской губернии. Потребность в рабочей силе привлекала в Невьянск переселенцев, среди которых было много старообрядцев, сыгравших главную роль в становлении Невьянской школы иконописи. Она пережила расцвет в конце XVIII- первой половине XIX вв., однако вплоть до начала ХХ века иконы Невьянского письма пользовались большим спросом в Урало-Сибирском регионе, особенно среди старообрядцев. Старообрядцы-иконописцы любили «вправлять» в деревянную основу иконы изделия медно-литой пластики. Такие иконы представлены на выставке в Москве. В иконе XIX века: «Распятие» единая композиция создана живописным изображением и врезным меднолитым крестом. Музей из Екатеринбурга «Невьянская икона» также представил на выставке икону св. великомученика Мина, (похож на Георгия-Победоносца), египтянина, который служил в городе Котуане в III веке в период гонения христиан. Святой Мина отказался от поклонения языческим богам и принял за это мученическую смерть. Кроме того этот музей представил икону святого апостола Петра (северное письмо: дерево, левкас, темпера), созданную в XIX веке в чистой цветовой гамме двух цветов синего и охры. Одним из почитаемых святых в Сибири, был и остаётся святой Симеон Верхотурский. Он- праведник Земли русской, за святую землю перед Богом заступник - здесь в молитвенных подвигах, посте и кротком служении ближним провел свои дни - святой Симеон Верхотурский, воспеваемый ныне Церковью как «всея Сибири чудотворец». Этот святой на народных иконах - частый герой. Обычно он изображается ловящем рыбку, на пейзажном фоне с лесом и рекой, часовней или храмом. Он в крестьянской одежде, с удочкой и деревянным ведёрком. Эти «говорящие» детали повествуют о том, что Симеон, подобно первым ученикам Христа «рыбарям», является проповедником Христа. По легенде, Симеон Верхотурский был дворянином, но скрывал своё происхождение и вёл смиренную жизнь бедняка, работал для бедных, шил верхнюю одежду, много путешествовал, направляя в христианской вере местных жителей. За покаяние в своих грехах, он на коленочках прошёл путь от Меркушина до Верхотурья. Умер в 1642 году в Верхотурье, в Сибири. Вследствии многих чудес мощи его были открыты в 1694 году в Меркушино, на погосте, а в 1704 году по благословении. Митрополита Филофея Леушинского перенесены в Верхотурский монастырь в храм святителя Николая.
Кроме Екатеринбурга и Верхотурья представлены иконы из Тобольска. В 1638 году в Тобольске при архиерейском дома открылась иконописная мастерская, где воспитывались профессиональные иконописцы, передавая своё умение своим приемникам. В XIX-XX вв. здесь иконописи уже обучали в Духовной семинарии. Середины XVII века Сибирь не испытывала недостатка собственных мастерских. В храмах Тобольска, Тюмени работали иконописцы из Москвы, Новгорода, Суздаля, Владимира, Сольвчегодска, Мстёры, Палеха, Великого Устюга. В XVIII веке в Сибири бытовали иконы всех трёх направлений древнерусской живописи: канонического, академического и народного. В Сибирь приезжало много украинских мастеров с XVIII века, когда Петром I в Тобольск был назначен митрополитом Филофей Лешинский, иконы с изображение которого представлены на выставке. Украинцы ставили в Сибири храмы, расписывая их иногда в более позднее время.
На выставке народной иконы представлен образ Параскевы-пятницы, одной из почитаемых святых в Сибири и во всей Руси, в частности в Чернигове и Украине, где много её храмов. Параскева считалась покровительницей женского рукоделия, плодородия, деторождения. Из торгового Новгорода, где пятница была днём ярмарок, пришёл обычай устраивать пятничные торги, где на торговых площадях ставились храмы в честь Параскевы. Она исцеляет от разных недугов, сохраняет скот от падежа, стережёт водные источники, и еще многое, подвластное ей. Излюбленными среди народа, особенно в деревнях, были иконы святых Флора, Власия и Лавра. Святые Флор и Лавр - покровители коней и иконы с их изображением обычно помещались в конюшне. Модест, на народных иконах «Медост» - охранитель пчёл и посвященная ему икона помещалась на пасеке. Власий, он же языческий Волос, Велес, главным образом отвечал за сохранность кров. В крестьянских хозяйствах чаще всего эти животные находились в одном помещении, куда на зиму убирались и ульи, там и устраивалась посвящённая эти святым икона, очень часто народного письма.
Среди изображений чтимых святых на выставке народной иконы, нельзя не обратить внимание, на иконы с сюжетом «Огненное восхождение пророка Ильи». Огненная колесница пророка Божьего Ильи, ведомая ангелом на небеса к Господу, запряжена четверкой таких же огненных коней, изящных пропорций. В колеснице сам пророк Илья в красивом одеянии. В верхней части иконы за уздцы колесницу Ильи-пророка принимает на небеса рука Господа, вся икона писана на золоте. Композиционно у отдельных народных иконописцев сюжет упрощался, цвета изменялись, вместо золота клали охру, но всегда колесница с пророком Божиим Ильёй оставалась огненно красного цвета, писанного киноварью. Таким же огненно-красным делали кайму вокруг иконы, придавая ей композиционную выразительность. Красива и содержательна икона XVIII века пророка божьего Ильи в центре, с житием по периметру в четырнадцати клеймах одной из частных коллекций.
Всего на выставке в залах московской Академии художеств на Причестенке кроме Ярославского музея-заповедника, Екатеринбургского частного музея Невьянской иконы, Церковно-археологического музея Свято-Тихоновского университета, Таллиннской галереи русской иконы, Государственного научно-исследовательского института реставрации, Ярославского музея народного искусства Ольги и Александра Ильиных участвуют коллекционеры: Анна Анисимова, Андрей Афанасьев, Дмитрий Барков, Виктор Барышнев, Анатолий Берлин, Александр Бойцов, Илья Боровиков, Сергей Воробьёв, Константин Воронин, Юрий Игнатьев. Андрей Кондрашин, Анатолий Кулинич, Валерий Кургузов, Александр Липницкий, Дмитрий Литовченко, Юрий Малофеев, Вячеслав Момот, Светлана Пчельникова, Александр Ренжин, Светлана и Уго Риццо, Анатолий Руднев, Екатерина Савчук, Игорь Фёдоров и другие частные собрания. Трудно переоценить общественную и научную значимость проекта, куратором и руководителем которого является доктор искусствоведения Ирина Бусева-Давыдова, известный исследователь иконописи. По ее словам, «народная икона лишь относительно недавно стала объектом коллекционирования и изучения, поэтому до сих пор не сложилось единого понимания термина, нет определенности в вопросах о времени возникновения этого феномена, о социальной принадлежности и творческом методе мастеров, о взаимоотношении понятий «народное», «самодеятельное», «ремесленное», «профессиональное», «наивное», «примитив». В «деревенских» иконах обычно видели только упрощенный вариант высокого иконописания, не обладающий самостоятельной художественной ценностью. Однако народная икона, вне всякого сомнения, является неотъемлемой частью народного искусства и народной культуры, которые не сводятся к примитивизации культуры и искусства верхних слоев общества. Иконы, созданные бесхитростными "богомазами", играли огромную роль в жизни русского народа, отражая основополагающие представления о святом и прекрасном».
Выставка «НАРОДНАЯ ИКОНА произведений из частных и музейных собраний» продлится в Москве в выставочных залах Российской Академии художеств на Пречистенке до середины сентября 2012 года.
Марина
Викторовна Удальцова, искусствовед