Владимир Лукич Боровиковский, родившийся в Малороссии, на Украине в 1757 году, был сыном казака и внуком иконописца. Отец, казачий старшина Лука Боровиковский после службы, так же как дядя и братья художника, занимался росписью храма в родном Миргороде на Украине. В 1787 году, направлялась через Украину в недавно присоединённый к Российской империи Крым, Екатерина II посетила свой новый дворец в Кременчуге. Построенный дворец расписал для императрицы В.Л.Боровиковский «со родичами» с аллегорическими портретами самой императрицы. Екатерине II понравились работа, и художник был приглашён в С-Петербург. На полученный за роспись дворца под Полтавой гонорар В.Л.Боровиковский в 1788 прибыл в столицу и поселился в доме поэта и архитектора Н.А.Львова. До прибытия в Петербург, Боровиковский, подобно своему отцу и братьям, писал иконы и близкие иконам допетровского времени «парсунные» портреты видных миргородских казаков.
С 1788 года начинается карьера тридцатилетнего Боровиковского как светского художника-портретиста. Его учителем в С-Петербурге стал профессор Императорской Академии художеств Д.Г.Левицкий. Боровиковский знакомится с Г.Р.Державиным, Е.И.Фоминым, поэтом В.В.Капнистом, пишет их портреты и многочисленные миниатюры на эмали. В Петербурге он становился всё популярнее, в силу своего таланта портретиста. От учителя Левицкого портреты Боровиковского отличает большая композиционная изысканность образов и тонкость лирической и цветовой нюансировки. В это время в искусстве и литературе господствовал стиль сентиментализм. Русский сентиментализм объясняется в значительной степени тем, что в общественной жизни России немаловажную роль стали играть люди «третьего чина». Главным в лирических портретах художника становятся чувства человека. Внутренний мир человека пытается изобразить В.Л.Боровиковский на своих портретах. Одним из них был портрет императрицы Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке. Она изображена на огромном портрете не сильной монархиней, а слабой и доброй, прогуливающейся в домашнем платье утром в любимом парке с маленькой собачкой. Великолепен пейзаж на портрете, с серебристым лондонским туманом, написанный в нежных пастельных тонах. Без заказных портретов художнику было не прожить материально, но в его творчестве главным жанром всегда была иконопись и изображения простых, и любимых художником не знатных особ, внутренний мир которых с их богатой душой, был глубоко ему небезразличен. В 1795 году В.Л.Боровиковский написал «Портрет торжковской крестьянки Христиньи». В последующем, многие повторения этого образа мы увидим на портретах А.Г.Венецианова, ученика В.Л.Боровиковского.
Главными портретами художника и так называемой его визитной карточкой, стали многочисленные женские образы так называемых «камерных портретов»: Арсеньевой, Скобеевой, Лопухиной, Нарышкиной, сестёр Гагариных, дочери Потёмкина и Екатерины II Тёмкиной, четырёх дочерей Павла I и его супруги Марии Фёдоровны. В 1797 году написан портрет М.И.Лопухиной, исключительный по лиризму настроения и красоте живописи. Именно о таком образе поэт Я.П.Полонский сказал в стихотворении 1885 года «Портрет»:
«Она давно прошла, и нет уже тех глаз, И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви, и мысли - тень печали. Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души её от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать».
Лирическое очарование женских образов было подчёркнуто художником в женских портретах, и они становятся не салонными куклами, а живыми людьми с индивидуальными ярко переданными чертами, умело переданными живописцем.
Помимо романтических и нежных женских портретов в его творчестве были заказные портреты императоров, генералов и знатных государственных деятелей, в частности портрет Г.Р.Державина, Д.П.Трощинского, А.Б.Куракина, Н.П.Шереметьева, Ф.А.Боровского, Али Мурзы Кули-Хана - брата персидского шаха Ага-Магомета, императора Павла I, императора Александра I, мореплавателя Ю.Ф.Лисянского. Их всегда отличает особое живое, чёткое и энергичное, «боровиковское» настроение портрета. Генерал-майор Фёдор Артемьевич Боровской (1746-1805) изображён в парадном «зимнем» мундире с орденами, правой рукой крепко сжимающим трость. Генерал писан на фоне конной атаки с именным оружием на переднем плане портрета, но Ф.А. Боровской у Боровиковского - не бравый отважный герой, а мудрый, много переживший полководец. Это глубокий психологический портрет, то за что современники ценили талант Боровиковского, заказывая ему свои изображения. Образы императора Павла Боровиковского от работ знаменитого художника С.С.Щукина отличает та же лиричность царя, не нравившаяся самому императору Павлу, император предпочитал Щукинский «героизированный» образ в военном мундире.
У Боровиковского Павел I на двух парадных портретах в белом далматике или в мантии с короной и мальтийскими регалиями обычный человек, даже несколько растерянный. Художник рисует своих портретируемых персонажей такими, как они были. Павел I не красив на портретах Боровиковского, Павел I был «нефотогеничен» и имел сложный дурной характер. Боровиковский не приукрашал образ императора, соблюдая при этом правила «жанра» парадного портрета, тщательно изображая атрибуты власти: скипетр, державу, корону, умело и профессионально подчёркивая красоту портретов драпировками и лессировками. Боровиковский в 1790-е годы был «придворным живописцем» т.н. малого двора Великого князя Павла Петровича. В 1795 году получил звание академика Императорской Академии трёх знатнейших художеств. Период правления Павла 1796-1801 гг. стал периодом расцвета светской живописи Боровиковского. В.Л.Боровиковский славился и как талантливый портретист-миниатюры, работая в технике эмали. Эти небольшие, дорогие и близкие к сердцу каждого заказчика портреты в его исполнении были особенно востребованы в 1790е годы XVIII века. Художник всегда мастерски писал сияние драгоценностей, блеск муара, атласа и шелков. Живопись Боровиковского носит интимный и приглушённый характер, словно дымкой обволакивая любимый портретируемый образ.
Кроме портретов важным на протяжении всей жизни для художника оставалась иконопись. Родившись в семье потомственных иконописцев, ил «богомазов», в начале XIX века В.Л.Боровиковский был благодарен Господу за возможность работы в 1804-1820-е гг. для Казанского собора С-Петербурга, построенного в центре города, на Невском проспекте по проекту архитектора А.Н.Воронихина. К работе в соборе Воронихин, работая под покровительством графа А.С.Строгонова, привлёк лучших живописцев своего времени. Иконы создаваемых трёх иконостасов (главный и два в боковых пределах) Казанского собора С-Петербурга писали В.Л.Боровиковский, О.А.Кипренский, А. Иванов, Г.Угрюмов, Бруни и другие известные мастера.
Художником В.Л.Боровиковским были написаны иконы для царских врат главного иконостаса Казанского собора, иконы архангела Гавриила и Девы Марии для Благовещения, всех четырех евангелистов: Марка, Луки, Иоанна и Матвея. Эти изображения характерны для иконописи XVIII века, у Боровиковского они наполнены эмоциональностью и драматизмом. Священный синод Русской Православной церкви в связи с «неканоничностью и излишней эмоциональностью образов» долгое время не хотел утверждать иконостас для Казанского собора С-Петербурга. «На сооружении сего храма, с гордостью сообщал в 1811 году журнал «Северная почта», - употреблено единственно то, чем изобилует и славится Россия. Все материалы заимствованы из недр Отечества и все мастерства произведены искусством и рукою отечественных художников». На протяжении всей жизни Боровиковский возвращался к любимым библейским образам святых, им был создан портрет святителя Николая, Мирликийского чудотворца, в виде седого старика, который вошёл в каталоги живописи под названием «аллегории Зимы». Характер самого художника в конце жизни стал более угрюмым, замкнутым, нелюдимым, он перестал писать светские портреты, отказывался от выгодных заказов и продолжал заниматься любимой иконописью. Им был расписан Борисоглебский собор в Торжке, Иосифовский собор в Могилёве. Сохранились его образы «Константина и Елены», «святой великомученицы Екатерины», «Антония и Феодосия», «Товия и архангела Рафаила», «апостола Филиппа», «Иова и его друзей», «пророка Аваккума, несомого ангелом и Даниила во рву львином», и многочисленные другие церковные росписи, частично сохранившиеся сегодня в музеях и частных собраниях.
В 1816 году В.Л.Боровиковский написал один из лучших своих портретов - архиепископа Черниговского Михаила (Матвея Михайловича Десницкого) 1765-1821 гг., впоследствии митрополита С-Петербургского. Портрет в духе классического изображения того периода изображён с панагией, орденом святого апостола Андрея Первозванного, в черном монашеском клобуке. Архиепископ задумчив и молчалив.
В 1823 году Боровиковский написал иконы для Михайловского дворца в Петербурге, в частности «Богоматерь с младенцем в сонме ангелов», «святого благоверного князя Александра Невского» и главный образ домовой Михайловской церкви - «архистратига Михаила». Умер художник в С-Петербурге, в 1825 году и последней его работой стал иконостас для Троицкой церкви Смоленского кладбища в С-Петербурге.
Марина Викторовна Удальцова, искусствовед