Сила живописи

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
492
Время на чтение 10 минут
Корин П.Д. Русь уходящаая 2014 г. Портреты выставка в Третьяковской галерее
Корин П.Д. Русь уходящаая 2014 г. Портреты выставка в Третьяковской галерее     

Павел Дмитриевич Корин - известный русский художник и иконописец, автор героического триптиха «Александр Невский», выразительных портретов своих современников: полководца Георгия Жукова, скульптора С.Т. Коненкова, художников-карикатуристов М.В. Купреянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова (Кукрыниксов), пианиста К.Н. Игумнова, итальянского художника Ренато Гуттузо и других. Силой живописи и энергией созидания портреты Корина останутся непревзойденными шедеврами мирового искусства. «Ваши герои имеют осанку»[1], - говорили художнику высокопоставленные гости его мастерской. По художественному стилю портреты Павла Корина сопоставимы с портретами его наставника - М.В. Нестерова. Особое место в наследии художника занимают удивительные изображения людей Церкви, сделанные в процессе подготовки к, пожалуй, самой главной работе П.Д. Корина - полотну «Реквием».

Павел Корин родился 8 июля 1892 года в семье потомственных русских иконописцев, в селе Палех Владимирской губернии. Когда Павлу было пять лет, отец, Дмитрий Николаевич Корин, умер. В 1903 году Павел был принят в иконописную школу Палеха, которую закончил в 1907 году. Семья жила очень бедно, и в 16 лет Павел уезжает на заработки в Москву. Он устраивается в иконописную мастерскую К.П. Степанова при Донском монастыре, здесь он получает возможность усовершенствовать свое искусство.

П. Корин. Церковная роспись
П. Корин. Церковная роспись     

Важным этапом становления Корина как художника стала работа над росписями для Марфо-Мариинской обители в Москве в 1908-1917 годах. Обитель создавалась на средства великой княгини Елизаветы Федоровны, родной сестры императрицы Александры Федоровны. В 1908-1912 годах по проекту архитектора А.В. Щусева в обители на Ордынке был возведен главный храм - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. 8 апреля 1912 года состоялось его освящение. На торжестве присутствовали Елизавета Федоровна, власти Москвы, архитектор А.В. Щусев, художники Виктор Васнецов, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Илья Остроухов; были здесь и братья Корины - Павел и Александр. Чтобы усовершенствовать мастерство иконописца, «летом 1913 года Павел Корин архитектором А.В. Щусевым был послан в Псково-Печерский монастырь для копирования двух плащаниц XVI века»[2]. Тогда же Корин побывал в древнем Новгороде. Образы, подобные ликам святых Новгорода, украсят усыпальницу в Марфо-Мариинской обители.

Эту усыпальницу для себя и тех сестер, которые первыми приняли посвящение в Марфо-Мариинской обители, Елизавета Федоровна в 1913 году просила расписать художника М.В. Нестерова. Храм-усыпальница во имя Сил Небесных и Всех святых находился под соборным храмом Покрова Богородицы. Корин был лучшим помощником Нестерова. Молодого иконописца М.В. Нестерову представила лично великая княгиня Елизавета Федоровна (это случилось еще в 1908 году).

В 1914 году в Марфо-Мариинской обители продолжались работы по отделке храма Покрова Богородицы. Художник Нестеров с помощником Кориным совместно расписали главный купол собора фреской «Отец Савоаф с Младенцем Иисусом Христом» (эскиз в ГТГ), и далее один Павел Корин оформил подкупольное пространство храма, своды окон и дверей. Лики архангелов и серафимов в растительном орнаменте украсили храм. Образцы росписи принимала великая княгиня Елизавета Федоровна, этим словно участвуя в их воплощении. Окончив отделочные работы, Корин, по рекомендации великой княгини Елизаветы Федоровны, для повышения художественного образования отправился в поездку по старинным древнерусским городам. Он посетит Ярославль, Ростов Великий, Владимир.

26 августа 1917 года состоялось полное освящение построенного и расписанного храма Пресвятой Богородицы.

Иные профессиональные навыки Павел Корин получил в Художественном училище живописи, ваяния и зодчества в Москве (МУЖВЗ), куда он поступил, заработав необходимые средства, в 1912 году. Здесь его учителями живописи были Константин Коровин, Сергей Малютин, Леонид Пастернак.

Летом Корин совершил поездку в Киев, познакомился с росписью Владимирского собора, его древними фресками, мозаиками, созданными В. Васнецовым, М. Нестеровым, В. Замирайло. Посетил молодой художник и Эрмитаж в Петрограде.

По окончании МУЖВЗ в 1917 году Корин был приглашен преподавать рисунок во 2-е Государственные художественные мастерские (так теперь именовалось МУЖВЗ), где художник проработал горькие и голодные 1918-1919 годы. Чтобы физически выжить в это время разрухи и войны, Павлу Корину в 1919-1922 годах пришлось устроиться в анатомичку 1-го Московского университета; эта работа оказалась небесполезной для него и как художника: он получил возможность усовершенствовать свои знания в анатомии человека.

Митрополит Трифон (Туркестанов). 1929 г. П.Д. Корин Митрополит Трифон (Туркестанов). 1929 г. П.Д. Корин

В 1922 году в Петрограде в Музее антирелигиозной пропаганды (Казанском соборе) художник делает зарисовки святых мощей святителя Иоасафа Белгородского. В 1931 году копирует знаменитую картину А. Иванова «Явление Христа народу», когда ее передают из Румянцевского музея в Третьяковскую галерею.

В Италии в 1932 году он изучает лучшие образы итальянской классики эпохи Возрождения. Поездку в Италию устроил для Корина Максим Горький. Его портрет художник напишет тогда же, а позже, уже в 1940-е годы, и портрет жены Горького Н.А. Пешковой.

Разрушение устоев православного государства в России в 1920-е годы было непоправимой ошибкой истории. В русской и советской живописи XX века Павел Корин навсегда останется религиозным живописцем, воспитанником Палеха. Его творчество развивалось, несмотря на вероломный для России Февральский переворот 1917 года и политику Советского государства. Работы для художников-иконописцев в годы гонения на Русскую Православную Церковь не было. Население СССР под руководством коммунистов отступило от веры своих дедов и отцов, повсеместно закрывались и рушились православные храмы, только монахи и схимники в монастырях святыми молитвами сохраняли веру в православную Россию. В этот период и родился у художника грандиозный замысел увековечить «уходящую Русь» на полотне - его «Реквием».

Сюжетно действие картины происходит в Успенском соборе Московского Кремля, где церковные иерархи, монашествующие и русские православные люди молятся за Россию православную. Картина была сложна для исполнения технически, ведь было задумано огромное полотно размером более чем 5 х 9 метров.

На творческий замысел «Реквиема», безусловно, повлияла живопись М.В. Нестерова. В 1901-1905 годах Нестеров написал картину «Святая Русь» (хранится в ГРМ) - о встрече богомольцев с Господом Иисусом Христом. В 1911 году им для Марфо-Мариинской обители была создана роспись «Путь ко Христу»: «Пятнадцатиаршинный пейзаж, и по нему бредут люди добрые - умилительно и не менее внушительно для ума и сердца, - так писал М.В. Нестеров в письме 23 марта 1911 года. - Работаю яростно, на Страстную надеюсь закончить»[3]. Роспись «Путь ко Христу» располагалась в трапезной храма обители, на ее восточной стене, прямо по центру, и, конечно, была хорошо знакома Корину, работавшему здесь вместе с Нестеровым в те годы, как и многим москвичам, приходившим в обитель. Любовь к этому месту останется у Павла Дмитриевича на всю жизнь, и когда в 1926 году Марфо-Мариинскую обитель закроют, он вместе со своим братом Александром спасет от уничтожения ее иконостас и росписи.

Русские верующие люди всё более убеждались в богоборческой сути советской власти. На картине П.Д. Корина «Реквием» православные люди в черной скорби и страшном горе стоят в Успенском соборе Московского Кремля и молятся - за святую Русь, за Православную Церковь. Художник долго не мог приступить к работе над собственно полотном «Реквием», а потом всё никак не мог окончательно завершить картину, так сильны были ощущения трагической силы обрушившегося на всех горя и вселенской скорби. Над полотном-эпопеей художник работал тридцать лет и три года - до 1959 года. К нему было сделано 29 больших по формату портретов (хранятся в ГТГ). Эти портреты иерархов, схимников, монахов, священников, монахинь и схимниц потрясают зрителей своей жесткой реалистичностью. Трагические и драматические образы верующих людей православной России сегодня можно увидеть на выставке в Государственной Третьяковской галерее (на Крымском валу). Выставка «"Реквием". К истории "Руси уходящей"», открывшаяся в ноябре 2013 года, будет продолжаться до 30 марта года текущего. Назвать картину «Русь уходящая» порекомендовал Павлу Корину Максим Горький после посещения мастерской художника на Арбате в 1931 году. Горький покровительствовал Корину, и это давало художнику возможность спокойно работать.

Реквием. Русь уходящая
Реквием. Русь уходящая     

Одновременно с работой над «Реквиемом» Кориным пишутся и портреты его современников: скорбя по «Руси уходящей», художник не терял живой связи с настоящим, со своим временем, устремленным вперед. Корин делает портреты сильных и талантливых людей: писателя А.Н. Толстого, ученого Н.Ф. Гамалеи, актеров В.И. Качалова и Л.М. Леонидова; посетив остров Валаам, пишет портрет М.В. Нестерова; позже, в 1940-е годы, он создает портреты скульптора С.Т. Коненкова, пианиста К.Н. Игумнова; к 1950-м годам относятся портреты художников М.С. Сарьяна и Кукрыниксов. Это монументальные произведения с совершенной композицией и цельным психологическим образом портретируемых.

Александр Невский Александр Невский

В 1942 году Павел Корин создает центральную часть своего знаменитого триптиха «Александр Невский» (хранится в ГТГ). Образ героического и величественного защитника Отечества был необходим Родине в эти скорбные для нее годы. В суровом до аскетичности образе князя Александра Невского выражены героизм и непоколебимая стойкость, олицетворяющие собою русское начало, осознанно необходимые советским людям в трудную военную годину. Позже художник написал варианты эскизов триптиха «Дмитрий Донской» и части триптиха «Александр Невский» - «Старинный сказ» и «Северная баллада». Героический образ воина-полководца святого князя Александра Невского, созданный П.Д. Кориным, по силе воздействия на зрителя не имеет себе равных.

Осенью-зимой 1945 года, после окончания Великой Отечественной войны, Корин пишет не менее знаменитый портрет полководца Георгия Константиновича Жукова (хранится в ГТГ). Четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов Победы, Г.К. Жуков изображен в маршальском мундире, с многочисленными орденами и наградами.

24 июня 1945 года маршал Жуков принимал парад Победы на Красной площади в Москве. А 7 сентября 1945 года в Берлине у Бранденбургских ворот состоялся парад Победы союзных войск. От Советского Союза именно маршал Жуков принимал парад частей армий союзников: СССР, Франции, Великобритании и США. Когда легендарный полководец вернулся из Берлина, к нему был приглашен Павел Корин: началась работа над портретом. С полотна на нас спокойно смотрит человек, ставший для многих символом мощи русской армии. Жуков статен, величав и красив.

* * *

Маршал Жуков Маршал Жуков

В 1931-1958 годы Корин возглавляет реставрационную мастерскую Государственного музея изящных искусств в Москве (ГМИИ), где со второй половины 1940-х годов находились трофейные шедевры Дрезденской картинной галереи, за сохранность которых нес ответственность художник.

Корин оставался непревзойденным специалистом по древнерусской живописи, тонко чувствуя ее стилистику, образ мировидения, передаваемый ею. Художник был привлечен к созданию древнерусских образов в художественных мозаичных панно для актового зала Московского Государственного университета, мозаик и витражей для станций «Арбатская», «Комсомольская-кольцевая», «Смоленская» и «Новослободская» Московского метрополитена. За эти работы в 1954 году он получил Государственную премию СССР.

В 1958 году Павлу Дмитриевичу Корину было присуждено звание народного художника РСФСР, он был избран действительным членом Академии художеств СССР.

В 1963 году, к 45-летию творческой деятельности художника, в залах Академии художеств была открыта его персональная выставка, ему было присвоено звание народного художника СССР.

К Корину пришла мировая слава, он посещает Италию, Францию, США; в 1965 году в Нью-Йорке, по инициативе Арманда Хаммера, была организована большая персональная выставка художника.

С 1933 года до конца жизни Павел Корин проживал в Москве на Малой Пироговской улице, где находилась и его рабочая мастерская. В 1967 году, после кончины художника, в доме на Пироговской, 16 был создан Дом-музей художника (филиал ГТГ).

    

Жизнь в искусстве, творческий потенциал личности - одна из главных тем, волновавших П.Д. Корина, не случайно им создано так много портретов именно людей искусства. Сам он, блестящий живописец, глубокий знаток древнерусского искусства, тонко чувствовал и литературу, и музыку, понимая глубинные связи разных родов искусства. Характерна запись, сделанная Кориным после концерта Рахманинова в Московской консерватории: «Вчера вечером был на концерте Рахманинова в консерватории. Исполнялись "Утес" - фантазия для оркестра и концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Какая сила, какая широта и какая серьезность... Гений! Надо такую силу и такую широту в живописи».

Марина Удальцова

[1] Воспоминания П.Т. Кориной, жены художника П.Д. Корина, цит. по буклету выставки ГТГ «Спецпроект: Павел Корин. "Реквием"».

[2] См. об этом: Монументальная живопись крипты // Марфо-Мариинская обитель и Реставрационный центр имени И.Э Грабаря. Страницы истории / Ред.-сост. А.А. Горматюк. В 3 т. Т. 1: Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия. М., 2012. С. 126-129.

[3] Нестеров М.В. Письма // Нестеров М.В. Избранное. Л., 1988. С. 244-245.

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/69117.htm

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Викторовна Удальцова
Золотисто-коричневый бархат борозд...
К 120-летию художника А.А.Пластова в Государственном Русском музее была открыта выставка «Почва и судьба»
08.11.2013
Владимир Лукич Боровиковский
К 255-летию со дня рождения
24.09.2012
Народная икона
На Пречистенке в залах Академии художеств в Москве открыта выставка
31.07.2012
Все статьи Марина Викторовна Удальцова
Бывший СССР
День памяти священномученика протоиерея Павла Левашева
Сегодня мы также вспоминаем сенатора А.А.Ширинского-Шихматова и графа А.П.Игнатьева
22.12.2024
Что есть Нация?
Отклик на доклад Н.К. Симакова: «Русская идея у И.А.Ильина» (РХГА, 20.12.2024)
21.12.2024
Он спал на берегу моря...
Об Абхазии и её народном поэте Мушни Ласуриа
21.12.2024
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Что сегодня нужно для победы?
21.12.2024
О здравом смысле бытия
Всячески поддержим нашего Президента, армию, оборонную промышленность, волонтёрское движение страны, всех, кто не жалеет сил и жизни для Победы
21.12.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Он возвысил достоинство наше, представляя героические подвиги»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
22.12.2024 09:23
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.12.2024 08:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21