Рябушкин Андрей Петрович

0
632
Время на чтение 6 минут
altХудожник русской исторической живописи,
родился в 1861 году в селе Борисоглебском близ Воронежа -
умер после болезни в 1904 году в усадьбе Дидвино, Новгородской губернии.

Хрупкий и болезненный, «словно носящий в себе какую-то тайну», «человек большого таланта и больших, скрытых страстей» (М. В. Нестеров), художник Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, в 1875 году он оказался в Московском училище живописи ваяния и зодчества: МУЖВЗ (1875-1882), где преподавали художники В.Г.Перов, И.М.Прянишников, Е.С.Сорокин. Студент-живописец Андрей Рябушкин отличался своим талантом и работоспособностью. После смерти своего учителя, В. Г. Перова, Рябушкин продолжил обучение в императорской Санкт-Петербургской Академии художеств: АХ (1882-1890). Работы его неизменно отмечались наградами, он иллюстрировал знаменитые журналы «Нива», «Всемирная иллюстрация», «Исторический вестник», любил и выделял исторический жанр, однако за дипломную картину «Снятие с креста» (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом Академии художеств эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года. И Рябушкин отправился по старым городам России.

Это путешествие по России было очень важным периодом в жизни художника, он после окончания Императорской Академии художеств не стал «иностранным пенсионером», как было принято в С-Петербургской АХ. Верующий и глубоко православный человек, он изучал историю и древнерусское искусство в своей стране. А.П.Рябушкин побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это интересует его давно: еще с 1880-х гг. вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни, журнальной и книжной графикой А.П.Рябушкин будет заниматься и дальше.

Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает великого исторического художника В. И. Сурикова.

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь, в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891) и исторической композиции «Потешные в кружале» 1892; изображены солдаты потешных полков Петра I и стрельцы в кабаке. Художнику удалось передать суровый дух допетровского времени и драматическое столкновение двух сил. История на полотнах Андрея Рябушкина постигается не только через кульминационные трагические события в жизни народа, но через личностные и повседневные и каждодневные события. В его исторических картинах появляется новое - отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Наиболее плодотворным стало для художника обращение к XVII веку, к изучению художественного наследия прошлого. Эти произведения были приняты на выставки передвижников. Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, - яркое, красочное «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893) - передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии - в «думании» о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

В 1895 г. художник показывает большое полотно «Московская улица XVII века в праздничный день». Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил. На лицах - печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Характерное «передвижническое» противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Рябушкин то склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта - в небольшой поэтичной картине «Русские женщины XVII века в церкви» (1899). По поводу этой картины сам А.П. Рябушкин сказал: «Вот теперь только я выучился». Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей - синих, желтых, разных оттенков красного; золото волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах. Эти две картины и «Семья купца в XVII веке» (1896) получили почетный отзыв и награду на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

В 1900-е годы наступает пора расцвета творчества художника. В 1901 году А.П.Рябушкин пишет картину «Едут» о Москве и москвичах XVII века и въезде в город иностранного посольства в конце XVII века. Художник использует вертикальный формат, края картины срезают фигуры, что создаёт впечатление большой толпы. Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят академики И. Е. Репин, В. Д. Поленов, и художники входящие в художественное объединение «Мира искусств» - т.н. «мирискусники», на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, с ними со своими прочно устоявшимися патриархальными взглядам на жизнь, художник А.П.Рябушкин не был близок, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению «36 художников».

Самая известная из поздних работ Рябушкина - «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)», (1901). Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом.

Изображал Рябушкин и современную деревню, но без былой поэтизации, - он хорошо видел, как разрушается старый уклад: «Втерся парень в хоровод, ну старуха охать...», (1902). В гуаши «Чаепитие» (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом.

Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж «Новгородская церковь». На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта.

Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева - В. В. Беляева, где художник прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.

Автор: М.В.Удальцова, искусствовед

 

alt

 

 

alt

 

 

alt

 

 

alt

 

http://sozidatel.org/territoriya-kultury/1472-ryabushkin-andrej-petrovich.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Викторовна Удальцова
Золотисто-коричневый бархат борозд...
К 120-летию художника А.А.Пластова в Государственном Русском музее была открыта выставка «Почва и судьба»
08.11.2013
Владимир Лукич Боровиковский
К 255-летию со дня рождения
24.09.2012
Народная икона
На Пречистенке в залах Академии художеств в Москве открыта выставка
31.07.2012
Все статьи Марина Викторовна Удальцова
Последние комментарии
«Он возвысил достоинство наше, представляя героические подвиги»
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
22.12.2024 09:23
Стерпим хулу на Церковь и клевету на Победоносцева
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
22.12.2024 08:03
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Elenaelena
21.12.2024 22:23
Зачем нам нужно освободить Киев?
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 22:05
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Агафон
21.12.2024 21:14
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от Владимир С.М.
21.12.2024 20:43
Церковь всегда будет нуждаться в таких пастырях
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.12.2024 20:21