«Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, - на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись...». Аркадий Пластов.
Художник родился шестым ребёнком в 1893 году в Прислонихе, в Симбирской губернии. В 1908 году артель богомазов работала в деревне, расписывала красками местную Преображенскую церковь. Отец Аркадия Пластова - Александр Григорьевич Пластов был руководителем этой артели иконописцев. Для крестьянского мальчика-подростка эта работа была самым счастливым событием в жизни: «Когда начали ставить леса, тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я стал сам не свой, и ходил как зачарованный около приехавших чудодеев». Вместе с отцом строили планы будущего обучения художественному мастерству, отец Александр Григорьевич Пластов в церкви Прислонихи был старостой и псаломщиком. Он всё многое умел делать сам, как его дед, Григорий Гаврилович Пластов, архитектор, который построил эту церковь, в доме Пластовых сохранились его архитектурные чертежи Богоявленской церкви в Прислонихе. Затем, в 1908 году, отец, - Александр Григорьевич научил сына Аркадия растирать краски для церковной росписи. На лесах церкви Преображения Господня: «саженные пророки и архангелы с крыльями обступили меня кругом. <...> Как зачарованный я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь красавец-гигант, крылатый, в хламиде цвета огня. Быть только живописцем и никем более!" - шептал я тогда пересохшим от волнения губами» [из Автобиографии художника 1951 г.].
Осенью 1908 года Аркадий поступает в Симбирское духовное училище, но его отец, А.Г.Пластов внезапно умирает, и горю мальчика не было предела. Аркадий неохотно учился в семинарии. «Тяжело вспоминать», но обучение у духовном училище, длилось долгих пять лет. В семинарии «царил суровый, скучный режим, изоляция от внешнего мира» и «молитва по команде раз двадцать на день, разнузданная жестокость старших по отношению к младшим». Аркадий Пластов многое читал, или тихо рисовал однокурсников-семинаристов. В том же, 1908 году, «умный и живой», преподаватель философии, психологии логики, и французского языка господин Вишняков увидел скорые «портретики» с однокурсников-семинаристов созданные 14-летним Аркадием Пластовым. Опытный Вишняков взял талантливого ученика под свою опеку. От учителя французского языка, господина Вишнякова Аркадий Пластов в семинарии впервые узнал о существовании различных художественных направлений в живописи и архитектурных стилей в архитектуре, увидел рукотворные виды Парижа Венеции и Рима, так увлёкшие юношу «прекрасные увражи».
На втором курсе учёбы в Симбирском духовном училище, в 1909 году, в учебный курс факультативно, как вспомогательную дисциплину ввели рисунок, его преподавал начинающий художник Д.И.Архангельский, наставник Аркадия Пластова. «Васнецов, Нестеров, Суриков, Репин особенно поражали» будущего художника на первых порах его творчества. После введения в расписании уроков рисования, жизнь Аркадия Пластова получила новый смысл. «Я начал малевать богатырей, домовых в конюшнях, леших, лошадей богомолок на пустых проселках, жнецов в знойных полях, стариков в чапанах, убогие деревеньки, занесенные снегом»... И чем больше художник знакомился «с историей мирового искусства, и нашего, русского, тем больше укреплялся в темах деревенских», ставших главными в его творчестве, на всю жизнь.
В Симбирске профессор семинарии Вишняков свёл Аркадия «с местной знатью» города Симбирска, и после четырёх лет обучения в семинарии, нашел ему попечителя для оплаты обучения в Москве, в Художественном Училище живописи, ваяния и зодчества. Симбирская Управа выплачивала талантливому студенту Пластову ежемесячно стипендию в 25 рублей, часть которой Аркадий привозил из Москвы матери домой. В Прислонихе у матери, кроме него, оставалось трое детей. В Москве, без системной художественной подготовки Аркадий Пластов смог поступить учиться только в 1914 году на скульптурный факультет Художественного училища имени Строгонова вольнослушателем.
В 1911 году Аркадий Пластов впервые «был поднят до заоблачных высот», когда в Казани увидел выставку картин художника В.Д. Поленова. Выставка дала семинаристу «громадную зарядку, поразив непостижимостью красок и световых эффектов». Особенно Аркадию Пластову понравился цикл картин В.Д. Поленова «Жизнь Христа». Учителями А.А.Пластова в художественном училище, в Москве были «Волнухин, Пастернак, Ап. Васнецов, Корин, Архипов, Степанов». Идеалом рисунка ставили академизм Александра Иванова, но «на рисунок у скульпторов особо никто не обращал внимания...» Когда Пластов был на третьем курсе в Художественном училище, началась Февральская революция.
Следует заметить, что первая персональная выставка художника Аркадия Пластова состоялась в Казани, уже через 18 лет, после впервые увиденной в этом городе, выставки художника В.Д.Поленова, - в марте 1929 года. На выставке художника А.А.Пластова демонстрировались созданные живописцем 70 реалистических картин о деревне: «тусклые пейзажи, равнины с дождливыми лужами и грязью, первый чистый снег на бороздах полей». Но Аркадия Пластова, после его персональной выставки в Казани, узнали и оценили как талантливого художника СССР.
В 1931 году в деревенский колхоз пришла беда, летом в Прислонихе сгорело 59 дворов, в том числе жилой дом и «амбар с закромами работ» художника Пластова. «Остался один огород и корова». Пришлось «не ходить больше в колхоз на работы», а много и повседневно работать живописцем.
После плодотворной работы художника в 30-е годы, А.А.Пластовым были созданы эпические картины «Праздник урожая» (ГРМ), «Купание коней» (ГРМ) и «На пастбище». «Купание коней» писалось по заказу для выставки «ХХ лет РККА и Военно-Морского флота». Художник для её написания был командирован в кавалерийскую воинскую часть у Кавказских предгорий, где «натура была столь изобильна и неисчерпаема», «что картина осталась недовведенной до дальше некуда...»
«Колхозный праздник»
Для «Праздника урожая», или по авторскому названию «Колхозного праздника», художником было сделано 200 этюдов! «Шум толчея, гам, песни»...Эта картина, «агитация за счастье» - групповой портрет русского крестьянства: «Жить стало лучше, жить стало веселее!», кумачовый транспарант, развёрнут над праздничным застольем колхозного праздника. Как символ социалистической реальности, картина была написана для выставки «Индустрия социализма». Вверху картины, над колхозным застольем, и транспарантом «Жить веселее», возвышался портрет вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. После смерти И.В.Сталина в 1953 году, в период «развенчания» его культа личности (ХХ съезд компартии), Аркадия Александровича Пластова попросили убрать портрет вождя Сталина с картины колхозный «Праздник урожая», которую приобрёл в своё собрание Государственный русский музей (ГРМ). Пластов сказал: «Нет. Вы так упорно заставляли меня, его (Сталина), туда поместить, теперь пусть остаётся навсегда».[1] Для следующей выставки «Пищевая индустрия» была написана картина «Стадо» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств).
В 1939 году в Нью-Йорке открылась Всемирная художественная выставка, где Аркадий Пластов в составе группы художников (Нисский, Крайнев, Ротов, Бубнов. Гапоненко) создал панно «Знатные люди страны Советов». Для огромного панно Аркадий Александрович Пластов написал портреты знаменитых советских писателей и артистов: певицы В.В.Барсовой; актёров И.М.Москвина; О.Л.Книппер-Чеховой; писателя А.Н.Толстого. В 1940 году в Москве А.А. Пластов получил свою персональную художественную мастерскую. Перед самой войной, были созданы картины и работы в графике: «Ночное», «Овечьи пастухи», «Премирование коровой», «Подписка на заём».
В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) вернутся лишь человек 20. Все, с кого в родной деревне писал портреты художник в 30-е годы, погибнут, защищая своё Отечество. На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера. Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин, и другие портреты односельчан.
«К партизанам»
«Фашист пролетел»
В 1941 году А.А.Пластовым написаны картины «Пленных ведут», «Один против танка», в 1942 - «К партизанам», «Фашист пролетел», «Защита родного очага». В 1943 году в звании майора интендатской службы, А.А.Пластов прибыл на Сталинградский фронт, сразу после главного сражения Второй мировой войны - Сталинградской битвы. После увиденного под Сталинградом людского горя, в 1943 году художник впервые написал обнаженное женское тело в картине «Трактористки» и «Суббота».
Жизнью разрушить смерть - вот сокровенный замысел художника. Картина «Трактористки» навсегда осталась висеть в мастерской художника, он не соглашался с героинями картины расстаться и называл своих трактористок «Сияющими купальщицами, создающими в мастерской, на стене прямо праздник». «Они сияют мне со стены радостью и зноем поля и чистых своих тел. Страшно даже подумать сейчас, что вот ушли бы и они от меня, а я остался бы с жалкой кучей бумажек», писал А.А.Пластов в своём письме от 8 февраля 1944 года.
«Сенокос»
Страшные годы войны вставали во всей соей действительности, на картинах хотелось увидеть мирную жизнь, которая была необходима деревне». «Смерть кончилась, началась жизнь, радуйся, брат, каждому листочку радуйся»... Аркадий Пластов был «сам лет с семнадцати косец». Ежегодно летом работал на сенокосе: «сенокосную работу люблю до самозабвения», писал художник А.А.Пластов в своей Автобиографии. На картине «Сенокос» (1945, ГТГ), по словам художника: «несказанно прекрасное солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы-берёзы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов, - всего этого было в переизбытке». Картина «Сенокос» написана к Всесоюзной художественной выставке (СССР) 1946 года.
«Жатва»
Возрождая мирный труд, помимо «Сенокоса»: возникла тема «Жатвы». Прогуливаясь по августовскому ржаному полю, А.А.Пластов увидел обыденную сценку скромного крестьянского обеда. «Мотив очень соответствовал моему взгляду на некоторые вещи. Передо мною возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу». Был сразу создан эскиз и параллельно с «Сенокосом» написана новая картина «Жатва» (1944-1945, ГТГ). Обед «малых и старых» на осеннем поле, во время жатвы, когда все другие, более сильные, жнут в поле урожай. В 1946 году за них А.А.Пластову была присуждена Государственная премия СССР, они были приобретены государственной Третьяковской галереей в Москве. В 1946 году, впервые в родной деревне Прислонихе среди односельчан «случился переполох» и близкий всем с детства художник Аркадий Александрович, оказался «своего рода знаменитостью».
В 1946 году написана, картина «Первый снег» (Тверская областная картинная галерея). Это картина-пейзаж Левитановского настроения. Дети вышли на крыльцо своего деревенского дома, восхищённо взирая, на первые снежинки тихо падающего снега...Ахроматическая гамма красок, тишина, безмятежность и гармония, царящие в мире изображены художником.
В 1947 году А.А.Пластов избран действительным членом Академии художеств СССР, художником создана праздничная картина-эпопея в «Кустодиевском» стиле: «Ярмарка» (Национальный художественный музей Молдовы). В полной дисгармонии со счастливой «Ярмаркой», находится созданная в этом же 1947 году, драматическая, жанровая картина «Гумно» (Астраханская картинная галерея им. Б.М.Кустодиева). Изображён бедный послевоенный колхоз, где без погибших на войне мужчин, трудятся только женщины и дети, двое мальчишек помогают своей матери убирать хлеб. Совсем маленький мальчик управляется с завьюченным бычком, которым сам правит. Старший мальчик наполняет мешки зерном. Пейзаж на картине «Гумно», унылый, серый и убогий, подчёркивающий безысходность послевоенной действительности в деревне.
В 1949 году написана яркая, оптимистичная картина «Колхозный ток» (Киевский государственный музей русского искусства) - о механизированной уборке зерна в послевоенном колхозе. В 1951 году создана картина «Витя-подпасок» (ГРМ),- изображён крестьянский мальчик, охраняющий колхозное стадо, идущий по осенней траве, навстречу зрителям со счастливой сияющей, белозубой улыбкой.
«Родник»
В 1952 году создан «Родник» (Национальная картинная галерея Армении). Красивая молодая девушка, русая, босая, с косами, в белом платье и белоснежной косынке, с коромыслом на плечах, - наполняет ведра струящейся ключевой-родниковой водой. Полнотой счастья наполнена эта картина-портрет о русской красавице.
В 1954 году написана картина «Юность» (ГРМ), ставшая плакатом для афиши выставки 2013 года в Государственном Русском музее к 120-летию художника. Счастливый мальчик-подросток, солнечным весенним днём, отдыхает на зелёном лугу у деревенской дороги. Его верная собака сидит рядом с ним на лугу и охраняет его отдых. Это - юность, счастливая и безмятежная.
В этом же году написана знаменитая картина художника «Весна» (1954, ГГТ), гимн материнской любви: молодая, совершенно нагая и очень красивая женщина, с длинными волосами, тепло укутывает после бани своего чисто-вымытого, любимого ребёнка. «Весна» А.А.Пластова, - идеал целомудренной любви и женской красоты.
«Лето»
В 1956 году Аркадию Александровичу Пластову было присвоено звание народного художника РСФСР. Вскоре написана картина «Когда на земле мир» (1957, частное собрание США). 1960 году написана картина «Лето» (ГТГ) - яркая и солнечная, о полной и счастливой жизни в деревне. В 1962 году он получил звание народного художника СССР. За эти годы созданы картины: «Полдень» (1961, ГТГ), «Кружка молока» (1962, ГТГ), «Мама» (1964, ГТГ), «Солнышко» (1965, ГТГ) «Из прошлого» (1969, ГТГ).
Летом 2006 года, уже проводилась персональная выставка Аркадия Пластова в залах Мраморного дворца Государственного Русского музея. «Запах дёгтя, конное ржание, скрип телег, и бородатых мужиков», которые всю жизнь приводили Аркадия Пластова в «оцепенение», всё это, зрители в полном объёме заново смогли увидеть в 2013 году, в Государственном Русском музее на выставке Аркадия Александровича Пластова «ПОЧВА И СУДЬБА», к 120-летию со дня рождения знаменитого русского художника.
Художнику в 1966 году была присуждена Ленинская премия за серию картин «Люди колхозной деревни» [«Родник», «Витя-подпасок», «Весна», «Девушка с велосипедом», «Сбор картофеля», «Ужин трактористов», «В деревне», «Деревенский март», «Мама»].
«Почва и судьба» были неразделимы в жизни и творчестве Аркадия Пластова. В одном из писем (в 60-е годы) художнику Ф.П.Решетникову А.А.Пластов писал о любимой работе:
«Зрелище, когда распахнутая лемехом земля, вдруг явит доселе скрытые перламутровые плоды, и удивительно цветные фигуры баб, собирающие их, грубыми руками в вёдра, и нежное сияние сентябрьского солнца, золотисто-коричневый бархат борозд, какая-то акварельной прозрачности зелень поникших подсолнечников по краям огорода, и многое, многое иное, всё было торжественно и красиво, как-то лучезарно свято, трогательно чуть не до слёз, и так всё значительно, так всё наполнено милой жизнью, что просто ужасно жалко, что вот всё собираешь этюды, а приступить к картине не хватает духу, - а вдруг не осилишь! Бесконечно много можно увидеть здесь [в родной Прислонихе], и невольно вздрогнет сердце, а вдруг не осилишь, и невольно подтвердишь себе, в который уже раз, что нет ничего лучше, чем быть живописцем».
[1] Аркадий Александрович Пластов. Сост. Н.Н.Пластов. Автор статьи Т.Ю.Пластова. - М.,2006.- 367 с..илл, с.14.