При Сталине норманнизм считался лженаучным направлением, а термин Русь - местного происхождения (Энциклопедический словарь. М., 1954, т. 2, с. 512).
Но при Хрущёве, в 1962-м, историки ГДР с участием неких советских «специалистов» реабилитировали Шлёцера, основателя норманнизма в XVIII веке.
При Брежневе норманнизм вновь притих. Сейчас принято ругать «застой». Однако тогда не было «чёрных археологов», продающих наше наследие западным скупщикам. Не появлялось диких мыслей о банкротстве музеев и приватизации архитектурных памятников.
Даже скандинавоведы ещё признавали очевидное: в рунических надписях не упомянуто, что кто-либо из шведов занимал видное место в России, надписи «...не могут служить аргументом в пользу норманнской теории образования Русского государства» (Е.А. Мельникова. Скандинавские рунические надписи: Тексты, перевод, комментарии. М., «Наука», 1977, с. 15, 23).
В археологическом обзоре подчёркивалось: «...На восточнославянской территории не было ни одного крупного поселения, основанного выходцами из Скандинавии. Во всех случаях последние оседали на уже существующих поселениях...». Гнёздово, под Смоленском, - центр славян начала IX - начала XI века, там доля быстро таявших скандинавов не превышала 5%. Похожа история Старой Ладоги, городища славян с VIII века; «Рюрикова» городища на берегу реки Волхов, близ озера Ильмень; Тимиревского селища под Ярославлем и т.д. (В.В. Седов. Восточные славяне в VI-XIII вв. Отв. редактор академик Б.А. Рыбаков. М., «Наука», 1982, с. 62-63, 65, 195, 252-253, 255).
С началом «перестройки» всё как по команде изменилось. После развала СССР в 1991 году, или 20 лет назад, ослабевшей России навязали культ викингов: нас представляли «дикарями», призвавшими реформаторов-«варягов» из Чикаго, Гарварда и Йеля.
Этому пытался сопротивляться академик Б.А. Рыбаков. Он писал: «Фашистские фальсификаторы истории в гитлеровской Германии, в США и в других империалистических странах сделали норманнскую теорию своим знаменем, превратив легенду о призвании князей в символ русской истории..., норманнизм всё больше превращался в простую антирусскую, а позднее антисоветскую политическую доктрину, которую её пропагандисты тщательно оберегали от соприкосновения с наукой и критическим анализом...». На Международном историческом конгрессе в Стокгольме, в 1960 году, «...вождь норманнистов Стендер-Петерсен вынужден был признать, что все аргументы норманнистов опровергнуты. Вывод из этого он сделал более чем странный: надо создавать «неонорманнизм»...» (Киевская Русь и русские княжества XI-XIII веков. М., «Наука», 2-е доп. изд., 1993, с. 55, 296).
Желания Стендер-Петерсена в 1960 году ничего не значили. Мощь СССР, хотя и расшатываемая «оттепелью», сдерживала горячие головы. А в проходном дворе 1990-х годов под шведско-немецким влиянием возник «неонорманнизм». Полевые исследования якобы не нужны, главное - «кабинетное» переосмысление. И женские украшения, найденные под Ярославлем ещё до революции, объявили останками «валькирии»! Вздор обсудили на конференции по истории... Скандинавии. Ярославская область изначально-де была заселена скандинавами. А недавно на отвороте пиджака спонсора, опекающего один из монастырей Ярославской епархии, я заметил маленький значок - эмблему шведских военно-воздушных сил. Так, похоже, готовят расчленение России и с севера, тем более, что юг уже - «государства в государстве».
Смелее всех обобщали советские географы сын и отец Магидовичи, работавшие в соавторстве: озеро Ильмень - скандинавского происхождения, а на реке Волхов - скандинавский Холмгардр (неужели Великий Новгород?!). «Согласно новейшим представлениям, на Белом озере и Верхней Волге норманны появились примерно на столетие раньше славян». Археология (без ссылок) подтверждает... «факт шведской колонизации этой территории» (В.И. Магидович. И.П. Магидович. Открытия древних и средневековых народов. М., изд-ва «Мир энциклопедий Аванта+» и «Астрель», 2009, с. 272; далее - Магидовичи).
Белое озеро - в Вологодской области, где расположен нынешний город Белозерск, недалеко от первоначального Белозерска, известного с IX века. И Белое озеро, выходит, - шведское? Если в кратком 462-страничном труде Магидовичей столько «новейших представлений», то можно догадаться, чем ещё «порадует» нас наследник их прав. На 2009-2013 годы намечено дополненное переиздание «Очерков по истории географических открытий» Магидовичей в пяти томах. Вдруг и русский город Орёл произошёл от норманнов, от Одина? В слове Орел и имени Один есть много общего - например, буква «о»...
Недавно одна московская радиостанция, предваряя симфоническую поэму «Влтава» великого чешского композитора Бедржиха Сметаны, пояснила: Влтава - по-немецки означает «дикая». В американской, русско- и чешско-язычной Интернет-«википедии» - Влтава от... древнегерманского «Вилф-ахва» (Wilth-ahwa) («дикая вода»). Немцам приписали чужие достижения: aqua «аква» - «вода» по-латыни, акведуки (водопроводы) строили римляне, германская ahwa - заимствование из латыни.
В старославянском «волоку», «волочити», в чешском - «влеци», «влечити», одинаково для русских, чехов и словаков - «влага». Отсюда и река Влтава, извилистая, влекущая воды через всю Чехию. На Влтаве возникла первая чешская держава династии Пржемысловичей, и князь Буривой (правил в 874-879 годах) был крещён в 870 году просветителем славян Св. Мефодием (+885; память 11/24 мая). Позже Чехию онемечили и окатоличили.
Теперь необузданная фантазия «нового мышления» превратила Влтаву в ... «немецкую реку», а русскую Волгу в «шведскую».
«Теорию» о норманнском происхождении Руси и о дикарях-славянах, никогда не имевших своих князей и не знавших даже торговли, выдумал в середине XVIII века заезжий немец-востоковед А. Шлёцер. Государство приплыло-де на кораблях варягов, которые были... германцы-скандинавы. Шлёцер худо-бедно объяснялся по-русски, но летописей не понимал, допуская вопиющие ошибки в переводе. Восхищался Египтом, Карфагеном, светочами цивилизации - немцами и шведами. Часто подписывался псевдонимом Haigold Хайгольд (фамилия его деда по матери). Как уверяют, знал пятнадцать языков.
Так бы эта норманнская химера и исчезла, если бы её вынужденно не поддержал Н.М. Карамзин в «Истории государства российского» (первые тома вышли в 1818 году). По уверению историка литературы И. Золотусского, автора недавних телепередач о Карамзине, тот вступил в масонскую ложу, но потом вышел, с чем братья согласились. Однако исторический опыт свидетельствует, что покинуть масонскую ложу без последствий невозможно.
В молодости Карамзин был вовлечён в «ложу розенкрейцеров» во главе с Новиковым. Тот в 1779-1789 годах нанимал типографию Московского университета и газету «Московские ведомости», прибавив к ней журнал, где появились первые публикации Карамзина. При университете в 1780-х годах существовала масонская ложа «Дружеское ученое общество». Однако, съездив в Европу, увидев ужасы французской революции и лживость английского парламента, Карамзин в 1791 году основал в Москве свой журнал, независимо от Новикова (Очерки русской культуры XVIII века. М., изд-во МГУ, 1987, ч. 2, с. 313, 333, 335, 347; М., 1988, ч. 3, с. 203, 209-210, 258-262).
В 1792 году, при императрице Екатерине II (1762-1796), следствие установило, что обширная ложа Новикова подчинялась шведскому, французскому и берлинскому масонству. Новикова посадили в Шлиссельбургскую крепость, его типографии и торговые лавки закрыли, шифрованную переписку изъяли. Увы, полностью состав лож выявить не удалось. Масон Лопухин упомянул: «...воспитывались у нас больше пятидесяти семинаристов...». Цель - «надобно человеку, так сказать, морально переродиться», и «известны примеры, что давали отраву в причастии» (Записки И.В. Лопухина. Лондон, Трюбнер энд компани, 1860; репринт: М., «Наука», 1990, с. 19-21, 28).
У Карамзина были все основания опасаться. А его продолжали манить и в 1803 году предложили кафедру русской истории в Дерптском университете (Юрьев, ныне Тарту). Карамзин отказался, сообщив письмом близкому другу М.Н. Муравьеву, а с 1804 года начал работу над «Историей государства Российского» (Н.В. Минаева. Правительственный конституционализм и передовое общественное мнение России в начале XIX века. Изд-во Саратовского университета, 1982, с. 88, 97, 256).
В Дерпте заправляли немцы-остзейцы, среди которых в XVIII веке масонство было сильно. М.Н. Муравьев - отец декабристов Муравьевых, сообщник старого масона Новикова. Если Карамзина и отпустили из новиковской ложи, то при условии - согласиться с «норманнизмом». Павел I по излишнему великодушию освободил Новикова, а тот наверняка взялся за старое и тайно влиял; умер только в 1818 году. Но русский патриотизм Карамзина всегда противоречил путам, наложенным на него «свободомыслием».
Участники военного мятежа 14 декабря 1825 года тоже навязывали норманнизм. Рылеев, глава «северного» тайного общества, сочинил «Думы» в стихах. В новеллах «Олег Вещий» и «Рогнедь» он противопоставлял славян и варягов, которых выводил из «Скании» (Скандинавии). Кюхельбекер в «Сонете» упоминал «Ваалу дань». Орлов, нарушив приказ императора Александра I, «...сблизился с норвежскими либералами» в 1815 году. Одоевский, сидя в Чите в 1828 году, сочинил «Тризну»: павшие декабристы обнимают валькирий в небе Исландии, а скандинавский скальд предрекает месть... самодержавию (Декабристы. Избр. соч. М., «Правда», 1987, т. 1, с. 176, 186; т. 2, с. 267, 339, 409).
Рылеев, мастер ложи в союзе «Астрея», издавал альманах «Полярная звезда», повешен. Одоевский, его друг, покаялся перед императором Николаем I и был переведён из Сибири солдатом на Кавказ, где умер от малярии. Кюхельбекер - член парижского общества «Атеней», умер в Тобольске. Орлов, граф и генерал, один из основателей «ордена русских рыцарей». Александр I уволил его с поста командира дивизии, Николай I посадил в Петропавловскую крепость, навсегда изгнал из армии. Орлов умер в Москве, его бумаги изъяты жандармами (Декабристы. Биографический справочник. М., «Наука», 1988, с. 20, 95-96, 132, 135-136, 161-162).
Норманнизм прививал и граф Н.П. Румянцев, в 1807-1814 годах министр иностранных дел России.
Александр I к началу 1812 года отстранил Румянцева от работы и в 1814 году уволил, а тот занялся книгоизданием, архивами и археологией, собрав «кружок» исполнителей, включая французов, польских иезуитов, литовцев и немцев. Его личными библиотекарями были два финна со шведским образованием, казначеем - старый приятель масона Новикова. Румянцев безуспешно посылал искать следы викингов в верховьях Камы и под Полоцком. Оплатил перевод и издание в 1819 году книги некоего Голлмана, утверждавшего, что руссы - выходцы из немецкой области фризов. Эту мысль разделял и сам меценат, давший деньги на раскопки в Крыму, на горе Митридат, и на Кавказе. Однако с работами будущего митрополита Евгения (Болховитинова) произошёл «ряд случайностей»: отрицательный отзыв, ошибки при типографском наборе. Карамзин отказался принять деньги от Румянцева, а тот, одобряя польскую критику «Истории государства российского», сказал: «Карамзин за свою отчизну самохвал» (В.П. Козлов. Колумбы российских древностей. М., «Наука», 2-е, доп. изд., 1985, с. 14, 22-28, 30, 32, 34, 39, 41, 44, 45, 58, 59, 81, 87-90, 133, 134, 140).
Думаю, Карамзин не взял денег, чтобы не попасть в западню. Историк Погодин, выходец из «кружка», остался норманнистом до смерти в 1875 году. Румянцевский «кружок» не издал скандинавские саги Стурлусона: они вредны для норманнской «теории». В сагах нет ни слова о «призвании варягов», Рюрике и Олеге Вещем. «Фризское происхождение» Руси позволяло «кружку» подтасовывать историю в любом направлении, поскольку Фризские острова (а их больше двадцати) тянутся от севера Голландии через северо-запад Германии до юго-запада Дании.
Граф Н.П. Румянцев восхищался Наполеоном Бонапартом и стал завсегдатаем парижских архивов и салонов в 1807-1809 годах. По донесениям французского посольства, Румянцев и в России расхваливал Бонапарта. Русские дворяне говорили, что министр выжил из ума. На самом деле он хитро действовал без ведома Александра I или наперекор ему. Поэтому и был отстранён, затем уволен.
Румянцев умер в начале 1826 года, в разгар следствия по делу декабристов. Ошибочно мнение историка В.П. Козлова, что румянцевский «кружок» ещё 2-3 года «тлел» (с. 146-147). Члены «кружка» поддерживали друг друга и в 1840-х годах.
Почему Румянцев, давний член «Великого Востока Франции», навязывал норманнскую «теорию»? Если корень русской государственности якобы иностранный, то это облегчает новые вторжения в Россию и её оккупацию. Приверженность норманнской «теории» - дело масонской дисциплины из века в век. Не варяги пришли из Скандинавии, а норманнизм прибыл из лож Парижа, Берлина, Стокгольма и Осло.
Ведь царская Россия пользовалась «Синопсисом» Киево-Печерской Лавры, впервые опубликованном в 1674 году. В 1823 и 1836 годах митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) (+1837) выпустил дополненные издания. «Синопсис» собрал историю «словено-российского народа» с 431 года - основания Киева. Рюрик и его братья «и народа языка словенска бяху». Помимо книг «Синопсиса», его списки хранились в царской библиотеке, Генеральном Штабе, духовных академиях, проникнув на русский север до Архангельска (Е.В. Чистякова. А.П. Богданов. «Да будет потомкам явлено...», М., Университет дружбы народов, 1988, с. 50-59).
Русский летописец XII века Нестор в «Повести временных лет» ясно отделил варягов от тех народов, которых принято сейчас называть германскими. Летописец обозначил эти народы «друзии» (другие) и перечислил: «свие», свеи, шведы Уппсалы; «урмяни (урмане)», норманны, норвежцы; «ингъгляне», англо-саксы из Англии, или England (произносится Ингланд); «готе», готы юга Швеции, острова Готланд и севера Германии.
Северогерманский хронист XI века Адам Бременский объездил Скандинавию, но о варягах не ведал. А норманны - это общее имя норвежцев, шведов и датчан (Славяне и скандинавы. Берлин, 1982; русск. пер.: М., «Прогресс», 1986, с. 371, прим. 66).
Итак, отождествление варягов с норманнами - позднейший домысел. В «Истории государства российского» Карамзина норманнизм отходит на задний план на фоне патриотических, антипапских, антиордынских, глав.
Но в «учебниках» и «хрестоматиях» 1990-х годов, оплаченных богатым выходцем из Венгрии, норманнизм предстал в первобытном, пещерном, обличье Шлёцера и нациста Розенберга.
На Фото: Н.М. Карамзин - норманнист поневоле
Н. СЕЛИЩЕВ,
член Русского
Исторического Общества