В декабре 1937 года Поликарпова избрали депутатом Верховного
Совета СССР. В 1938 году в Москве, в недавно выстроенном доме,
предоставили квартиру. В ней он разместил свою обширную библиотеку
(Стражева, с. 97-98; Магид, с. 108-109).
Но недруги из крупного чиновничества в октябре-ноябре 1938 года,
ещё до гибели В.П.Чкалова в авиакатастрофе, исключили конструкторское
бюро Поликарпова из плана на 1939 год. Первую половину 1939 года КБ
финансировалось «по разовым чекам» (Коршунов, с. 88, 96-99, 101).
Всё это оказалось на руку Японии. Ведь ещё 21 августа 1937 года в
столице Южного Китая, городе Нанкине, был подписан советско-китайский
пакт о ненападении с генералиссимусом Чан Кайши. Он возглавлял партию
«гоминьдан» («национальную»), с коммунистами - прохладен или враждебен.
Помощь Сталина чанкайшистам - стратегическая, идеология здесь ни при
чём. В 1937-1939 годах СССР предоставил Китаю кредитов на 250 млн.
долларов, с 1937 по июнь 1941 года послал 1250 современных самолётов, к
февралю 1941 года в пограничной области Синьцзян построил первый в Китае
авиационный завод - для выпуска истребителей И-16. Сталин искал
противовес Японии, угрожавшей нашему Дальнему Востоку и Сибири.
Напомню, что после русско-японской войны 1904-1905 годов Япония
обосновалась в Северо-Восточном Китае (Маньчжурии), создала «автономное
правительство» с местной китайской армией и в 1932 году учредила
псевдо-государство «Маньчжоу-Го», набирая войска из китайцев, маньчжуров
и родственных им баргутов. Кроме Маньчжурии, в оккупационную зону
входили Корея, порабощённая в 1910 году, Курильские острова и юг
Сахалина, захваченные у России в разные годы. Япония требовала «нового
порядка в Восточной Азии» и «великой восточно-азиатской сферы
совместного процветания» - от Сибири до Индонезии.
Япония гордится своим прошлым. С 1966 по 1988 годы её военное
министерство издало 102-томную «Официальную историю войны в Великой
Восточной Азии». Япония оборонялась-де, а войны, начатые ею, -
«инциденты»: «китайский», «манчьжурский», и в 1931 году, в рамках
«обороны», составила план нападения на СССР («Военно-Исторический
Журнал», далее «ВИЖ», 1991, №7, с. 89).
25 ноября 1936 года Япония и Германия заключили
«Антикоминтерновский пакт». Премьер-министром Японии тогда был Хирота.
Он же, будучи японским послом в Москве, в 1931 году докладывал в Токио,
что нужно воевать с СССР в любое время: «Однако целью должна быть не
столько защита против коммунизма, сколько оккупация Дальнего Востока и
Сибири» (Финал: Историко-мемуарный очерк о разгроме империалистической
Японии в 1945 году. Под общей редакцией маршала Советского Союза
М.В.Захарова. М., 2-е изд., доп. и исправл., 1969, с. 40, 46, 356).
27 ноября 1936 года американский посол в Берлине У.Додд записал:
«немцы теперь признают жёлтую расу Дальнего Востока равной себе». Ещё в
марте 1935 года Додд понял: «между Германией и Японией существует
соглашение» (Дневник посла Додда. М., русск. пер.: 1961, с. 297, 458).
С ноября 1937 по март 1939 года к японо-германскому пакту
присоединились Италия, Венгрия, «Манчжоу-Го» и режим Франко в Испании.
В 1936-1937 годах японская авиация получила новые двухмоторные
бомбардировщики «Савоя» со скоростью 380 км/час и бомбовой нагрузкой 800
кг (В небе Китая: 1937-1940: Воспоминания советских
лётчиков-добровольцев. М., 1980, с. 27).
Итальянский авиа-интернет молчит о связях Муссолини и японцев.
Предполагаю, что советские лётчики столкнулись с экспортным вариантом
«Савоя-79В».
Нефть, цветные металлы, каучук японцы закупали в голландской
Индонезии, получая крупные займы от американских банков. Военные
материалы - 70% японского ввоза из США (Финал, с. 17, 21). С 1933 года
Японии не хватало средств, но она тратила на войну в 1937-1938 годах
70-80% бюджета, жёстко контролируя свои концерны (Экономическая история
капиталистических стран: Учебное пособие. МГУ, 1986, с. 264-266).
Голландия в 1937-1938 годах предлагала в Лиге Наций (аналоге
ООН) не вводить санкций против Японии. Франция бездействовала. С
1902-1904 годов союзы с Англией и США, казалось бы, давно забытые,
обеспечили Японии безнаказанность. И в июле 1937 года Япония из
Маньчжурии ударила по Центральному Китаю, взяв Бейпин (Пекин), затем -
по Южному, захватывая железные дороги и порты, наступая на китайскую
столицу - город Нанкин. В мае 1938 года Англия перевела таможенные сборы
с китайских портов из своего банка Гонконга в японский банк «Иокагама».
Японцы ожесточённо бомбили Китай. В 1930-х годах «возрождением»
китайских ВВС ведала властная и богатая жена Чан Кайши, в девичестве Сун
Мейлин, известная как «мадам Чан Кайши». Получив образование в США и
усвоив манеры американского «света», она, чувствуя себя как рыба в воде,
общалась по-английски, выступала с речами.
Фактически она была «министром китайской авиации», награждала,
назначала, смещала генералов, закупала самолёты «через своего брата -
миллионера» (Ф.П. Полынин. Боевые маршруты. М., 1981, с. 66).
Брат-миллионер - Сун Цзывэнь, всегда занимавший в правительстве ведущие
посты.
В 1937 году китайская авиация насчитывала 520 самолётов -
«старьё, давно списанное» на Западе. К осени, началу боёв за Нанкин,
осталось только 20 самолётов, сведённых в эскадрилью с американскими
лётчиками. Те проводили время в казино, увеселительных заведениях, на
кортах и отказывались взлетать, как они говорили, «ради дохлого дела» -
защиты Китая. Американский истребитель «Кертис-Хаук» имел «низкие
тактико-технические данные» (Ф.П.Полынин, с. 42-43, 67; В небе Китая, с.
27-28).
«Кертис-Хаук» (модификации F6 и F7) - бипланы выпуска 1927 года
со скоростью 250 км/час. Взлетали с американских авианосцев на Тихом
океане, позже - списаны. Кстати, командующий Тихоокеанским флотом США
был почётным гостем на свадьбе мадам Чан Кайши в 1927 году.
СССР послал Китаю современные истребители Поликарпова И-15бис и
И-16 тип 10, скоростные СБ и тяжёлые ТБ-3 бомбардировщики Туполева,
дальние бомбардировщики Ильюшина ДБ-3.
Разобранные истребители везли на советских грузовиках от
Алма-Аты до области Синьцзян, там собирали и перегоняли в
западно-китайский город Ланьчжоу, оттуда - в Ханькоу, в Южный Китай.
Советский биплан И-15бис, напомню, развивал скорость до 370 км/час,
моноплан И-16 тип 10 - до 440 км/час. У И-15бис шасси не убирались, у
И-16 всех типов - убирались.
Новые японские истребители - биплан И-95 со скоростью 350 км/час
и маневренный моноплан И-96 со скоростью 360 км/час, а с 1937 года
(вариант М-2) - 380 км/час. У И-95 и И-96 шасси не убирались вопреки
мифу о японском техническом превосходстве. И-96 оставались в строю по
конец 1942 года.
Советский И-16 превосходил в скорости японские И-95 и И-96.
Скорость советского И-15 бис и японского И-95 почти одинакова, но
И-15бис - чемпион маневренности. Японские И-96 были недостаточно прочны в
отличие от советских И-15бис и И-16 тип 10. Их вооружение, по 4
скорострельных пулемёта ШКАС (см. «РВ», 2012, №15, с. 10-11), было
гораздо сильнее японского: по 2 английских пулемёта «Виккерс» на И-95 и
И-96.
Номера японских истребителей связаны с язычеством «шин-то»
(«син-то»). Летоисчисление «шин-то» от богини солнца: её отпрыск, первый
японский император, взошёл на престол в 660 году до Р.Х.
Прибавляя 660 к нашему году (например, к 1935-му), получаем
японский - 2595-й. Образцы, принятые тогда на вооружение, - тип 95 (по
последним цифрам). Истребитель 1935 года - И-95. Истребитель 1936 года -
И-96. Сейчас это замалчивают, навязывая японские названия, которые были
неизвестны советским лётчикам. Их мемуары не переиздаются. Если до них
читатель и доберётся, то не сможет сопоставить типы самолётов.
Японский средний бомбардировщик типа 95 - это немецкий
трёхмоторный «Юнкерс-52» с американскими двигателями Пратт энд Уитни
Хорнет. Купив эти двигатели у США, немцы переименовали их в «немецкие»
БМВ-132. А потом всё это продали японцам. «Ю-52» (скорость 260 км/час,
1100 кг бомб) был принят на вооружение Японии в 1935 году, как и
истребитель И-95 с мотором «БМВ-VI».
Первый бой семи советских И-16 с двадцатью японскими самолётами
над Нанкином произошёл 21 ноября 1937 года. Было сбито два японских
бомбардировщика и один истребитель И-96 (Стражева, с.129).
В декабре 1937 года Нанкин пал. За первые 6 недель оккупации
японцы убили в Нанкине и его окрестностях свыше 200 тысяч человек. В
годы агрессии в Китае и на Тихом океане японцы совершали массовые
насилия и убийства, ломали людям руки, ослепляли, сжигали или закапывали
живыми. Японские врачи ставили чудовищные опыты на людях (Л.Н.Смирнов.
Е.Б.Зайцев. Суд в Токио. М., 1984, с. 460-468, 525, 531, 537-538).
В декабре 1937 года Чан Кайши перенёс столицу далеко на
юго-запад, в Чунцин. В декабре 1938 года главный советский военный
советник комдив А.И. Черепанов помог Чан Кайши остановить японцев у
города Чанша, в центре Южного Китая, но тщетно уговаривал его наступать
(«ВИЖ», 1994, № 4, с. 49 - 50; Финал, с. 18-19).
В Китае не было решительности. В советскую эпоху упустили из
виду, что, по маньчжуро-китайским обычаям, военачальник - собственник
оружия в своём округе. Новый начальник, вступив в должность, был обязан
заплатить за оружие предшественнику или его наследникам. На зиму
военачальник распускал войска, и те кормились сами. Поэтому совет
атаковать японцев зимой 1938 года противоречил китайским традициям.
В 1941-1943 годах к японцам перешли 70 китайских генералов с войсками (Всемирная история, т. Х, с. 503).
В 1942 году американский генерал Стилуэлл, начальник штаба Чан
Кайши, был смещён и выслан за требования атаковать японцев. Но в 1943
году мадам Чан Кайши, выступая в американском конгрессе, заявила, что
Китай уже много лет сражается в одиночку. Результат её красноречия -
новые кредиты от США.
«В армии процветали взяточничество, казнокрадство, бюрократизм,
прямая измена». Начальник штаба армии генерал Хо Инцинь торговал
должностями. Командующий авиацией генерал Чжоу Чжичжоу опекал «жуликов и
проходимцев», наживавшихся «на закупках заведомо негодных самолётов».
Китайские ВВС не имели ни ремонтных заводов, ни кислородных станций,
поэтому советские лётчики были вынуждены закупать кислород в частной
мастерской. Кислород оказался сомнительным, с примесями. Были случаи
посинения лица, потери сознания у советских лётчиков, обморожения рук на
значительной высоте. Бензин был «на вес золота» и закупался за границей
(В небе Китая, 1980, с. 27-29, 210, 256-257; Полынин, с. 72).
А ведь японский И-96 имел кислородную аппаратуру и два
дополнительных сбрасываемых топливных бака для дальних перелётов
(Б.Смирнов. От Мадрида до Халхин-Гола: Записки лётчика. Куйбышев, 1976,
с. 305).
В феврале 1938 года Япония из-за больших потерь увеличила выпуск
новейших И-96 и срочно закупила истребители в Германии и Италии. По
морю в контейнерах их привезли на остров Тайвань, тогда японский, на
аэродром города Тайбэй. Его разбомбили советские бомбардировщики СБ
конструкции Туполева, уничтожив 40 самолётов на стоянках и много
истребителей в контейнерах, спалив ангары и трёхгодичный запас горючего
(В небе Китая, с. 211; Полынин, с. 60-67).
29 апреля 1938 года, в день рождения японского императора, в
районе города Ханькоу (ныне - Ухань) произошёл один из наиболее
ожесточённых боёв в Южном Китае: 54 японских самолёта (бомбардировщики
под прикрытием истребителей И-96) против 60 советских истребителей,
вновь применивших опыт боёв в Испании. И-15бис, атакуя на виражах, И-16 -
на вертикалях, рассекли вражескую авиацию. Потери японцев - 21 самолёт,
советских - 5 самолётов, по другим данным, - 2 (Стражева, с. 131-132;
Е.А.Горбунов. 20 августа 1939. М., 1986, с. 121; В.К.Бабич. Воздушный
бой (зарождение и развитие). М., 1991, с. 110 - 111).
«Советские истребители И-16 тип 10, ведомые русскими
лётчиками-добровольцами, наглядно продемонстрировали своё преимущество
перед японскими самолётами» - И-96, или «Мицубиси А5М-2а» (Тростянский,
с. 56).
По японской «Официальной истории», правительство Японии поняло:
«разрешение китайского инцидента (война с Китаем. - Н.С.) затягивается
из-за помощи, которую оказывает Китаю Советский Союз». И летом 1938 года
японцы ударили по СССР, в Приморье, у озера Хасан, но были разбиты, а с
осени 1938 года спешно строили железные дороги в Маньчжурии, на границе
с Монголией, у реки Халхин-Гол («ВИЖ», 1991, №7, с. 89, 90).
Наша железнодорожная станция Борзя - в Забайкалье, в 650 км от Халхин-Гола.
12 марта 1936 года в Улан-Баторе, столице Монголии, был подписан
советско-монгольский протокол о взаимопомощи. В Монголии разместили
57-й советский особый стрелковый корпус, разбросанный на сотни
километров, и два авиаполка (истребительный и бомбардировочный) - вместе
84 самолёта. Лишь половина истребителей была исправна. Лётчиков обучали
по сокращённой программе. Японцы же, заранее проведя воздушные учения в
приграничных районах, сосредоточили вблизи Монголии 120 самолётов
(«ВИЖ», 1974, №3, с. 201-202). С 1937-го по 1939-й год японские ВВС
увеличились почти вдвое (Начальный период войны. М., 1974, с. 133-134).
11 мая 1939 года японо-маньчжурская конница вторглась на
восточный берег реки Халхин-Гол. В июне лётчики изумлялись майским
событиям: «вдруг японцы на земле перешли в наступление, а у нас и войск
на границе почти не оказалось» (А.В.Ворожейкин. Истребители. М., 1961,
с. 89).
Недаром маршал Советского Союза Г.К.Жуков считал одним из
главных недочётов «отсутствие тщательной разведки противника»
(Воспоминания и размышления. М., 2010, 13-е изд., т. 1, с. 162).
2 июня 1939 года в Монголию направили Г.К.Жукова, тогда -
комдива, заместителя командующего Белорусским военным округом. Генштаб
просил Жукова, как только он прибудет на место, разобраться, «что там
происходит», и «откровенно» доложить. В Чите Жуков узнал, что японская
авиация проникает в глубь Монголии «и гоняется за нашими машинами,
расстреливая их с воздуха» (т. 1, с. 160-161). У японцев были
специальные авиационные карты Монголии («ВИЖ», 1974, № 3, с. 201).
К утру 5 июня в Тамцак-Булак (где разместился штаб 57-го
корпуса) прибыл Жуков. Он немедленно выехал на передовую и понял: «это
не пограничный конфликт», опасность грозит Монголии и советскому
Дальнему Востоку. Генштаб утвердил предложения Жукова (с 6 июня -
командира 57-го корпуса): прочно оборонять берега Халхин-Гола и
подготовить контрудар, усилив авиацию, артиллерию, стрелковые и танковые
войска (т.1, с. 162-163).
Японская разведка «быстро узнала» о назначении Жукова в
Монголию, видимо, от генерала Томинага, бегло говорившего по-русски,
ранее - военного атташе в Москве. «Томинага, помнивший «стиль» Жукова,
верно предсказал, что вскоре начнётся крупное наступление русских,
потому что на сцене появился Георгий Жуков», - пишет американский
историк А.Аксель (Маршал Жуков: Человек, победивший Гитлера. Лондон,
2003; М., русск. пер.: 2005, с. 64-65).
Итак, в Москве, в Наркомате (министерстве) обороны или среди
крупных чиновников на Дальнем Востоке Томинага имел осведомителей. Они
же могли обмануть советское руководство: на границах Монголии - якобы
стычки и ничего опасного. Этим, вероятно, объясняются и неготовность
СССР к войне, и попытки «доброхотов» помешать Жукову разгромить японцев.
Напомню, что с 1933 года Жуков служил в Слуцке и Минске, тогда почти на границе с Польшей.
В 1933 году японским военным атташе в Польшу был назначен
Янагита, получивший приказ - следить за СССР через советско-польскую
границу, собирать сведения по вооружению, хозяйству, транспорту,
составлять «характеристики командного состава» Красной Армии. Генерал
Янагита знал русский язык и был арестован в Маньчжурии в 1945 году
(«ВИЖ», 1991, № 11, с. 30-31; Финал, с. 328).
Японцы следили не только за Жуковым, но и за Поликарповым.
Поликарпов создал опытные образцы скоростного истребителя-моноплана
И-17. У И-17 убирались шасси, вооружение - пушка и 4 пулемёта. Но он не
попал в альбомы службы ВНОС (Внешнего наблюдения, оповещения и связи),
куда заносились серийные самолёты, а советские газеты проходили цензуру.
В феврале 1939 года крупные чиновники опять переместили КБ
Поликарпова с завода на завод, и работы по И-17 были прекращены
(Коршунов, с. 96, 99).
Летом 1939 года на Халхин-Голе вступили в бой скоростные бипланы
Поликарпова - И-153 (вооружение - 4 пулемёта). У И-153 убирались шасси,
и японская газета «Иомиури» сообщила: появились... И-17 (Смирнов, с.
326).
С января 1939 года Япония приостановила войну в Китае, стягивая
силы к Монголии (Горбунов, с. 155). Монголию атаковали японские лётчики с
опытом войны в Китае («ВИЖ», 1974, №3, с. 201; Победа на реке
Халхин-Гол. М., 1981, с. 97; Ворожейкин, с. 28).
А что же советская военная миссия в Южном Китае - ничего не
заметила? Поясним. С сентября 1938 года по декабрь 1939-го советником
при оперативном управлении китайской армии был полковник Власов
(псевдоним - Волков), впоследствии - генерал-предатель. Власов, сын
портного, активный коммунист, несмотря на разгульную жизнь, хорошо знал
обстановку на фронтах. Но никаких предложений в штаб советской военной
миссии не направлял и к помощи Китаю относился отрицательно. Главный
военный советник комдив К.М.Качанов и начальник штаба полковник
П.Ф.Батицкий уже тогда не доверяли Власову. Позже, во время Великой
Отечественной войны, Власов завидовал немецким генералам - у каждого из
них капитал. В июле 1942 года, командуя 2-й ударной армией Волховского
фронта, сдался немцам и сообщил им сведения стратегической важности. Это
позволило Германии усилить натиск на Дон, Сталинград, Кавказ («ВИЖ»,
1991, №4, с. 18-20, 23-25; 1993, №1, с. 36; 1993, №3, с. 5, 6, 10, 11;
1994, №4, с. 51-54).
По вине Власова 2-я ударная армия попала в «немецкий капкан»,
значительную её часть удалось вызволить, но Власов не захотел выходить
из окружения (А.М.Василевский. Дело всей жизни. Изд. 6-е, М., 1988, кн.
1, с. 184-186). Фронтовики вспоминали, что Власов намеренно подвёл армию
(«ВИЖ», 1991, №4, с. 21). В 1942 году Власов «оказался подлым
предателем», в 1946 году он и его «ближайшие приспешники» как «агенты
германской разведки» были казнены (Василевский, кн. 1, с. 184).
Почему в 1942 году Власов сразу напомнил немцам о своём
пребывании в Китае в 1938-1939 годах? Советских пленных немцы убивали
либо зверски истязали, но Власова почему-то тотчас представили
командующему группой армий «Север» и быстро отправили в разведку
главного командования Германии. Не был ли Власов завербован немцами ещё в
Китае? Он, как советник при оперативном управлении китайской армии, мог
скрыть от советского руководства, что Япония в 1939 году готовит удар в
Монголии.
Кстати, в немецком штабном документе 1942 года не указано точное
место рождения Власова, написано уклончиво - родился в 1901 году «в
Горьковской губернии» (которой тогда, в 1901-м, не существовало). Земля,
принадлежавшая отцу, измерена в польско-литовских моргах. Кто мать - не
говорится. В 1944 году Власов с разрешения Гиммлера женился на вдове
крупного эсесовца («ВИЖ», 1991, №4, с. 19-20; № 7, с. 18).
Поэтому более вероятно, что подлинное происхождение Власова
покрыто мраком и он - давний немецкий агент с поддельной биографией,
внедрённый в Красную Армию, а в Китае шпионивший и в пользу Японии.
С 1934 года японцы наняли «Русскую фашистскую партию», «Братство
русской правды» и т.п. В 1939 году на Халхин-Голе японское радио,
пытаясь склонить советские войска к измене, вещало на «чистом русском
языке» (Горбунов, с. 99-102, 152; «ВИЖ», 1991, №11, с. 31-32; Смирнов,
с. 326 - 328).
31 января 1939 года в Берлине Гиммлер обсудил с генералом Осима,
японским послом, «дальнейшую консолидацию треугольника - Германии,
Италии, Японии». Японская и немецкая разведки совместно проводили «меры,
рассчитанные на долгое время вперёд. Цель этих мер - расчленение
России» (Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными
преступниками. М., 1958, т. 2, с. 724-725; М., 1961, т. 7, с. 727).
Итак, Халхин-Гол - часть обширных японо-немецких планов.
На Халхин-Голе японцы применили истребители И-95 и И-96
(увеличив его скорость до 400 км/час) и новейший моноплан, образца 1937
года, И-97, со скоростью 450 км/час и двумя пулемётами. И-97 - это
«Накадзима (Накаджима) Ки-27» (Тростянский, с. 56; Стражева, с. 136). По
английским данным, И-97 оставались в строю до конца 1942 года, в разгар
войны Японии с США, Англией, Голландией. По советским данным, и в 1945
году И-97 применялись против американцев («Вопросы истории», 1989, № 3,
с. 153).
В 1939 году на Халхин-Гол прибыли советские лётчики, воевавшие в
Китае и Испании. «Японские лётчики пилотировали значительно техничнее
итальянских и гораздо напористее немцев... Нашу первую встречу с
противником, пожалуй, можно было сравнить с кулачным боем» (Смирнов, с.
305).
Прежний И-16 тип 5 с двумя пулемётами и скоростью 455 км/час был
заменён на И-16 тип 10 с четырьмя пулемётами и скоростью 440 км/час,
хорошо проявивший себя в Южном Китае и Испании, а также на новые
разработки Поликарпова - И-16 тип 17 с двумя пушками и двумя пулемётами,
подвесными бомбами (скорость 425 км/час), И-16 тип 18 с четырьмя
пулемётами и скоростью 464 км/час.
Многочисленные модификации самолётов Поликарпова - его
программа. В марте 1941 года в газете «Красная Звезда» он подчёркивал:
самолёт дорогостоящ, самолётов нужно много, поэтому надо создавать такой
аэроплан, который, подвергаясь небольшим изменениям, «приобретает новые
свойства, позволяющие ему держаться сравнительно долгое время на
вооружении» (Стражева, с. 106 -107).
Пушечно-пулемётная модификация И-16, или И-16 тип 17, отличилась
в воздухе, ударах по вражеской пехоте, коннице, конной артиллерии и
навьюченным верблюдам.
На основе пулемёта ШКАС Б.Г.Шпитальный и тульский инженер Семен
Владимирович Владимиров (1895-1956) в 1935 году создали 12,7-мм пулемёт
ШВАК (Шпитальный - Владимиров авиационный крупнокалиберный), а в 1936
году - 20-мм авиационную пушку ШВАК. Вес её секундного залпа - более
килограмма (В.Н.Новиков. Накануне и в дни испытаний. М., 1988, с.191).
Поликарпов устанавливал пушки на истребители раньше немцев. В
1936 году опыты с пушками ШВАК проводились на И-16 тип 4. По
постановлению Правительства СССР, был разработан пушечный вариант И-16,
но из-за сопротивления руководства ВВС только через полтора года
началось серийное производство (Тростянский, с. 55, 58, 65). «Эту пушку
испытывал на поликарповских истребителях В.П.Чкалов, который дал ей
высокую оценку» (В.Н.Новиков, с. 179). К 1940 году десятая часть всех
И-16 была с пушками (Тростянский, с. 58).
На Халхин-Гол, сменяя И-15бис, или И-152, прибыли новейшие
бипланы-истребители И-153, о которых мы уже упомянули. Их прозвали
«Чайка»: верхняя пара крыльев, изогнутая посредине, напоминала чайку. У
И-153 был высотный мотор, скорость до 443 км/час. Шасси убирались.
Вооружение - 4 пулемёта ШКАС. И-153 оставались на вооружении частей ПВО
по 1945 год («Н.Н. Поликарпов», с. 163).
Дважды Герой Советского Союза А.В.Ворожейкин в 1939 года
разговаривал с лётчиком И-153: «Про нас тут легенду пустили, будто мы
для приманки выпустили шасси, - так это брехня, сказки. На «чайке» с
неубранными шасси набирать высоту нельзя: мотор спалишь. А выпускать да
убирать их в воздухе не позволяет запас сжатого воздуха в бортовом
баллоне». «Чайка» по маневренности превосходила японский И-97, легко
заходя ему в хвост. Все четыре пулемёта «чайки» стреляли через винт: «и
за пару хороших очередей можно этого И девяносто седьмого разрезать
пополам, как пилой. Ведь сто пуль в секунду!». Японские И-97 горели
хорошо, «у них ведь бензин в крыльях» (с. 168 - 169).
Дважды Герой Советского Союза Г.П. Кравченко обучал лётчиков:
делайте «выверты, с большими перегрузками, которые наш самолёт /И-16/
переносит прекрасно, а японский на них не рассчитан». Увёртывайтесь от
японских И-97, затем, развернувшись на 180 градусов, атакуйте врага в
лоб: «Молитесь Поликарпову, что он сделал такой аэроплан, который
фактически-то, если умело воевать, японские пули не берут!». Бронеспинка
И-16 выдерживала прямые попадания, а повреждения в плоскостях и
фюзеляже техники мгновенно заделывали. И-16 проносились, как «метеор»,
вертикально пикировали и у самой земли резко выходили в горизонтальный
полёт. Японские И-97 «слишком ветхи», и так летать японцы боялись (с.
100 - 104, 181).
Весной 1941 года А.Соколов, ветеран Халхин-Гола, наставлял
будущего маршала авиации А.И. Покрышкина: «Пилотируй так, чтобы темнело в
глазах... Тренируй организм к повышенным перегрузкам сейчас, в мирное
время. В настоящем бою сможешь энергичным манёвром уйти от противника,
даже находясь под прицелом. Создашь высокую перегрузку на манёвре, какую
не выдержит враг, - добьёшься победы» (Познать себя в бою. М., 1986, с.
9).
В 1939 году на Халхин-Гол японцы пригласили зарубежных
корреспондентов и военных атташе Германии и Италии. Наступавшей 6-й
японской армией командовал генерал Камацубара, ранее - военный атташе в
Москве (Жуков, т.1, с. 164).
В.Рахов (второй справа).
Сзади И-16.
Из мемуаров маршала Г.К.Жукова
3-5 июля 1939 года Жуков ударом авиации и танков разгромил
японцев у горы Баин-Цаган, на западном берегу Халхин-Гола. К 15 июля
была развернута 1-я армейская группа комдива Жукова (с 31 июля -
комкора).
22 июля Крейги, английский посол в Токио, заключил соглашение с
Арита, японским министром иностранных дел. Англия признавала «особые
нужды» Японии в Китае, обязуясь не мешать ей, и развязала ей руки на
Халхин Голе, где кипели воздушные бои.
Жуков знал лётчиков, в том числе и Героя Советского Союза В.Г.
Рахова (см. фото). 29 июля он сбил опытного японского аса Такео. Взятый в
плен, Такео отвесил Рахову, как победителю, «глубокий поклон» (т. 1, с.
176-177).
К середине августа в 6-й японской армии генерала Риппо - 75
тысяч солдат, 500 орудий, 182 танка, более 300 самолётов. В
советско-монгольских войсках - 57 тысяч человек, 542 орудия и миномёта,
498 танков, 385 бронемашин, 515 боевых самолётов (История второй мировой
войны, т. 2, с. 216).
Утром 20 августа Жуков перешёл в наступление, начав с мощных воздушных ударов.
Испытали и ракеты на твёрдом топливе: под крыльями И-16 тип 10
установили по шесть стартовых направляющих для РС82 - реактивных
снарядов калибра 82 мм. Пять И-16 с РС сбили 13 японских самолётов
(Тростянский, с. 57; Победа на реке Халхин-Гол, с. 99, 115). К 1941 году
реактивными снарядами, или «эресами», вооружили советскую авиацию, о
чём сейчас не вспоминают.
Самолёты Р-5 конструкции Поликарпова в ночь на 26 августа
атаковали японские резервы близ Джин-Джин-Сумэ в Маньчжурии (Победа на
реке Халхин-Гол, с. 23, 33). В Великую Отечественную войну этот опыт
(как и испанский) помог создать ночную лёгкую бомбардировочную авиацию.
К 26 августа 1939 года советские танковые клещи окружили 6-ю
японскую армию на восточном берегу Халхин-Гола. 29 августа Г.К. Жукову
было присвоено звание Героя Советского Союза. 30 августа ушёл в отставку
премьер-министр Японии Хиранума, а 31 августа остатки японских войск
были уничтожены. Но война в воздухе ещё не кончилась: из-за урона в И-96
и И-97 японцы вновь бросили в бой И-95, уступавшие советским И-15бис, а
16 сентября заключили перемирие с СССР и Монголией - формально война не
объявлялась, и дипломатические отношения не разрывались.
По архивным данным, потери японских ВВС с мая по сентябрь - 646
боевых самолётов: 562 истребителя, 46 бомбардировщиков, 32 разведчика, 6
транспортных. Советские - 207 самолётов: 160 истребителей, 47
бомбардировщиков и разведчиков («ВИЖ», 1974, №3, с. 204). Японцы
лишились 660 самолётов (Победа на реке Халхин-Гол, с. 99).
К концу 1939 года в ВВС Японии - тысяча самолётов (История
военного искусства. М., 1986, с. 130). Халхин-Гол укоротил японские ВВС
на треть!
В мае 1940 года генерал армии Жуков доложил Сталину: «нам
пришлось иметь дело с отборными, так называемыми императорскими частями
японской армии» (т.1, с. 182-183). В 1941 году советские войска,
прошедшие Халхин-Гол, под Москвой дрались с немцами «выше всяких похвал»
(т. 1, с. 181).
На Халхин-Голе советско-монгольские войска потеряли 8 тысяч
человек убитыми и умершими от ран, 15 тысяч ранеными. Японцы - 61
тысячу, из них убитыми - 25 тысяч (Гриф секретности снят: Потери
вооружённых сил СССР в войнах, боевых действиях и военных конфликтах.
М., 1993, с. 78, 79, 82, 84).
Японцы «понесли тяжёлые потери» на Халхин-Голе, и тогда «решили
оставить Россию в покое». «В связи с этим для Японии был единственный
путь экспансии - на юг, к Тихому океану» (А.Тейлор. Вторая мировая
война. Лондон, 1975; русск. пер.: М., 1995, с. 392-393).
7 декабря 1941 года японские авианосцы, выйдя с базы на
захваченных Курильских островах, атаковали Пёрл-Харбор в Тихом океане.
Американский флот потерял 3 тысячи человек. Японцы, лишившись 29
самолётов, уничтожили 188 американских. Дружба Америки с Японией
закончилась. Началась война.
Халхин-Гол «вполне вероятно» вынудил Японию не нападать на СССР,
несмотря на союз с Германией. «Вместо этого, после удара по
Пёрл-Харбору, японцы двинулись на юг, к Гонконгу и Сингапуру» (Аксель,
с. 63).
Они подошли к Австралии и Индии, а 18 января 1942 года
договорились с немцами поделить мир по Уральскому хребту (Всемирная
история, т. Х, с. 176). Японцы ежегодно готовились напасть на СССР,
почти решились в июле 1943 года, начав срочно усиливать авиацию в
Маньчжурии, но испугались разгрома немцев на Курской дуге. Японская
«Официальная история» признаёт: каждый раз ставилась задача - сначала
захватить господство в воздухе, а потом оккупировать Дальний Восток и
Сибирь («ВИЖ», 1991, №7, с. 90-92).
Хорошо показавшие себя на Халхин-Голе истребители И-15бис,
И-153, И-16 оставались на вооружении авиации Дальнего Востока и
Забайкалья по 1944 год (М.Н.Кожевников. Командование и штаб ВВС
Советской армии в Великой Отечественной войне 1941-1945. М., изд. 2-е,
испр. и доп., 1985, с. 159, 160).
С 9 августа по 1 сентября 1945 года СССР воевал с Японией,
применив и опыт Халхин-Гола. В 1945 году были пленены 148 японских
генералов, 594 тысячи солдат и офицеров (Василевский, кн. 2, с. 252,
255, 268).
Советские войска под общим командованием маршала Советского
Союза А.М.Василевского, дойдя в Маньчжурии до Порт-Артура и Дальнего,
почтили память русских героев 1904-1905 годов, освободили и Курильские
острова, и юг Сахалина, и север Кореи. На Курилах обнаружили карты
«великой японской империи до Урала», в порту Дальний (основан русскими в
1898 году) - японцев и немцев, «лоснящихся от жира». На миллион жителей
Дальнего - «300 домов терпимости», «широко разветвлённая система
государственной проституции», соединённая с «религиозным аскетизмом».
Главный сутенёр «получал в год такой же доход, как и президент
Южно-Маньчжурской дороги» (Финал, с. 251-255, 259, 290, 326-339, 342).
С перестройки всё перевернули: напоминают о японском новом годе
по лунному календарю, появился и «год обезьяны» («обезьяний бог» есть в
японском «шин-то»). Затем от «диалога культур» перешли к делу.
Германия и Япония - главные союзники, помеха кредитному счастью -
«советская оккупация четырёх японских островов» (газета
«Демократическая Россия»,1990, №4, с.10). Имелись в виду русские Курилы.
В 1990 году Ельцин обещал японцам: пустить их на Курилы,
советские войска оттуда вывести, обработать общественность, а через
15-20 лет новые, «незацикленные люди», решат всё с Японией. В 1993 году
Ельцин извинился за «бесчеловечное обращение» Сталина с японскими
пленными и призвал японских богачей: «Прошу вас, завоёвывайте громадный
рынок России» (И.Латышев. Кто и как продаёт Россию. М., 1994, с. 13, 14,
188, 190).
Языческое капище Ясукуни «россиянцы» называют «храмом». В 2010
году и фашисты Европы посетили Ясукуни, вызывая «духи» главных японских
военных преступников, повешенных в Токио в 1948 году по приговору
Международного трибунала для Дальнего Востока.
«Россиянцы» восстановили ленинские концессии, назвав их
«соглашениями о разделе продукции» и «совместным освоением», готовят
подписание мирного договора с Японией. Но состояние войны с Японией
прекращено по акту её безоговорочной капитуляции 2 сентября 1945 года.
Мирный договор - это отказ России от Победы 1945 года и признание прав
за японцами.
Н. СЕЛИЩЕВ,
член Русского Исторического Общества