Очерк
Может ли Константинопольский Патриарх бороться с Ватиканом? Сегодня такой вопрос вызывает лишь усмешку. Ученик иезуитов Варфоломей, чуть не каждый год гостящий в Риме, у папы, давно воспринимается как чиновник папской конгрегации по делам восточных церквей - униатов. Но ещё век назад всё было, к счастью, совсем иначе.
В 2016 году исполняется 187 лет со дня рождения приснопамятного Константинопольского Патриарха Анфима VII (Цацоса) (+1913), подписавшего в 1895 году знаменитое послание против папства и его ухищрений.
Патриарх Анфим VII
Современный русский читатель, особенно в нищей
провинции с ветшающими библиотеками, отрезан от новостей и, главное, от
добросовестных исторических исследований. Двухтомные труды Московского
Общеправославного Cовещания 1948 года ни разу не переиздавались. Их и в
Москве сыскать трудно. Дореволюционных корифеев тоже не переиздают.
Остаются известные неуловимой обтекаемостью сочинения многочисленных
профессоров.
В итоге русский человек не по своей вине не знает, что Варфоломей - никакой не преемник старых достойных Патриархов, а сам Константинопольский Патриархат переродился до неузнаваемости из-за политических потрясений ХХ века.
При Патриархе Анфиме VII (1895-1897) в Константинопольском Патриархате насчитывалось 78 митрополий. Почти все они располагались в Малой Азии, тогда густо населённой греками, или в самой Греции и на островах Эгейского моря.
В начале ХХ века открыли ещё десяток епархий, выделив их из прежних и доведя общее число до 88 в 1913 году. Среди епархий Константинопольского Патриархата были и Банялукская и Бихачская с кафедрой в Баня-Луке, и Боснийская с центром в Сараево, и даже Рашкопризренская в Косово и Метохии, с кафедрой в Призрене. Эти епархии с преимущественно сербской паствой ныне пребывают в Сербском Патриархате, а Рашкопризренская полностью уничтожена албанским террором 1999-2004 годов с молчаливого поощрения США и НАТО.
В конце XIX - начале ХХ века не существовало епархий Константинопольского Патриархата в США, Южной Америке, Англии, Австралии, Гонконге и Корее. Сейчас Варфоломей превратил свой официальный титул - «Архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский Патриарх» - в маску для игр глобализации. Дескать, как Вселенский, обнимаю все религии. Тогда же, при Анфиме VII, титул Вселенский Патриарх напоминал о временах Византии. Но при Варфоломее, питомце иезуитов, этот торжественный титул звучит как намёк на тайный «византийский обряд», придуманный папами Львом XIII (1878-1903) и Бенедиктом XV (1914-1922) для тонкого, незаметного совращения тех православных, кого коробит варварская грубость обычных галицийских униатов.
На рубеже XIX и ХХ веков в Константинополе жило, по нашим данным, от 250 до 300 тысяч православных греков. По данным греческого историка профессора К. Вакалопулоса (2003 г.), в 1909 году в Константинополе жили 400 тысяч греков, 500 тысяч турок, 150 тысяч армян, 60 тысяч иудеев, от 10 до 15 тысяч болгар. (В 2007 г. из 11,372 млн. населения Константинополя - греков не более 2 тысяч!)
В 1913 году, когда Патриарх Анфим VII, пребывая на покое, скончался, в Константинополе служило 6 епископов - настоятелей храмов и 114 приходских священников и духовников, 42 диакона. Из них 28 получили образование - либо в Патриаршей Духовной школе на близлежащем острове Халки, либо в Афинах и Иерусалиме. Некоторые ограничились курсом греческих гимназий. Однако в Риме или в Америке не учился никто!
Ныне клирик или титулярный архиерей при Варфоломее может не носить рясы, блистать в светском костюме, веровать в несколько религий сразу или не веровать ни в одну. Но не учиться на Западе он не может. Не принято, не солидно.
Конечно, среди архиереев старого Константинопольского Патриархата встречались те, кто учился в Европе. Но их было немного, и чаще всего их обучение там не было связано с вербовкой. Православная паства в Малой Азии быстро откликалась на действия или бездействия пастырей, и далеко не всякий честолюбец, избравший Церковь поприщем карьеры, решался открыто проявлять симпатии к иноверцам. Теперь в Турции паствы у Варфоломея нет, и это его вполне устраивает. Нет никакого православного контроля, а с турецким генштабом, ставящим и свергающим правительства, Варфоломей прекрасно договаривается (Варфоломей Архонтонис - офицер турецкой армии 1961-1963 гг. После увольнения направлен к иезуитам).
Тем более, что он сам - офицер запаса турецкой армии, а злые языки говорят, что турки дают погоны только тому, кто действует в их интересах.
В Греции у Варфоломея есть паства - это полуавтономная архиепископия огромного острова Крит со своим собственным синодом и митрополии Додеканезских островов, напрямую подчиняющиеся Константинополю. Духовенство Крита, может быть, благодаря своей некоторой обособленности от Варфоломея, ещё сохраняет национальную греческую доброжелательность и лишено западной заносчивости.
Но основная паства Варфоломея - в США, Германии, Бельгии, Франции, Англии, Скандинавии, Австралии, Азии. Она настолько разношерстна и космополитична, что никаких помех безграничному экуменизму не создаёт. Здесь выделяются многочисленные канадско-американские самосвяты или немецкая греческая епархия, признавшая «крещение» всех на свете - протестантов, католиков, монофизитов.
Варфоломей стал символом ничем не ограниченного вольнодумства. Недавнее тому доказательство - массовый уход англоязычных «блумитов» (так себя негласно называют международные чада митрополита Антония Блума) из Сурожской епархии Московского Патриархата в Англии в местную епархию юрисдикции Варфоломея.
Принято считать, что Варфоломей - грек. Если так, то почему его недавно обличили на Кипре за умолчание об осквернении турками греко-православных святынь и за панегирики самой Турции?
Патриарх Анфим VII, напротив, был чистокровный грек из Эпира, с севера Греции. Родился между 1828 и 1832 годами, как гласит биографическая справка на греческом языке об Анфиме VII, размещённая в архивных закоулках огромного сайта Варфоломея (www.ec-patr.org).
По нашим дореволюционным данным, Анфим VII родился в селе Плисивице епархии Парамифийской в 1829 году. Юность и молодость Анфима были связаны с северо-греческим городом Янина. Там он получил образование, завершив его в 1861 году в Духовной Школе на острове Халки под Константинополем. Вернулся преподавать в Янину и был назначен местным митрополитом на должность городского проповедника. (Янинская митрополия ныне входит в Элладскую Православную Церковь.)
Уже в 1860-х годах он начал борьбу с теми, кто отрицал Божество Христа Спасителя. Главным противником Анфима стал западный писатель Ренан. Имя Ренана известно достаточно широко. Его опусы вытащили из сундуков спецхрана в конце перестройки и стали печатать под предлогом «возвращения к духовности». Критику Патриархом Анфимом VII антихристианских книг Ренана, конечно же, не упоминали.
Умолчание не ново. Ещё в царской России находились архимандриты, недовольные всей русской богословской наукой и обер-прокурором Св. Синода К.П.Победоносцевым. Среди недовольных был и Антоний (Храповицкий), «основательно владевший еврейским и греческим языками и изучивший библейскую и святоотеческую литературу» (Архиепископ Никон (Рклицкий). Митрополит Антоний (Храповицкий). Нижний Новгород, 2003, кн.1, с.126).
В 1897 году Антоний (Храповицкий) писал: «Наше общество нуждается в теоретических основаниях для религии. Оно всё шире знакомится с её отрицанием на почве ... даже экзегетической (Ренан и Толстой), а ответа со стороны академической науки оно не слышит отчасти потому, что она этих ответов и не имеет...» (с. 277-278).
Итак, ответ Анфима VII - даже не достоин упоминания, зато Ренан, оказывается, «экзегет»... Современный читатель найдёт Ренана в любом энциклопедическом словаре, но сведения о его происхождении - только в церковных дореволюционных. Однако попробуйте найти биографию Анфима VII, не найдёте либо ничего, либо что-нибудь бесцветно-экуменическое - в обновлённой «Православной энциклопедии» («ПЭ»).
В т.2 «ПЭ» (М., 2001, с. 719) Патриарху Анфиму VII посвящена крошечная заметка в 54 строки узким столбцом - без портрета. Заметку написал Б.Нелюбов, сотрудник ОВЦС, больше известный как переводчик митрополита Кирилла с греческого. Заметка настолько забавна, что её стоит процитировать. Нелюбов пишет: «А. /Анфиму/ ошибочно приписывается ответ на энциклику папы Льва XIII (1894), призывавшую православных христиан переходить в католичество; в действительности ответ был составлен митрополитом Никомидийским Филофеем Вриеннием и митрополитом Хариупольским Германом Каравангелисом».
Как же Патриарху Анфиму VII «ошибочно приписывается ответ», если Патриарх лично подписал его вместе со всеми членами Св. Синода? Русская дореволюционная Церковь называла этот акт «Окружным Патриаршим и Синодальным посланием». Видимо, Нелюбов в спешке плохо перевёл место из известной в Греции «Церковной истории» профессора Афинского университета В.Стефанидиса (Афины, 6-е издание, 1998, с.703): Анфим VII ответил папе, а предварительно редактировали текст митрополиты Филофей (Вриенний) и Герман (Каравангелис).
Последний в то время не был членом Св. Синода и своей подписи не поставил. Филофей (Вриенний), известный своей учёностью митрополит Никодимийский в 1879-1910 гг., тогда был членом Св. Синода, как и крупный богослов, русофил по своим симпатиям, митрополит Василий Смирнский (+1910). О Владыке Василии «ПЭ» (т.VII, с.74, автор заметки - П.И.Жаворонков) пишет извилисто-уклончиво: «В 1895 г. участвовал в составлении окружного послания (чьего? - Н.С.) папе Льву XIII на его обращение к правосл. христианам о союзе Церквей». Опять подмена смысла! Папизм не считали «Церковью», с которой Православие может-де вступить в союз (унию)!
Полемическое послание Патриарха Анфима VII написано простым и понятным языком, став сразу оружием против папства. Цитируя послание, я пользуюсь русским изданием 1896 года, вошедшим в репринт 1995 года Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в сборник «Догматические послания православных иерархов XVII-XIX веков о православной вере» (с. 245-270), а также греческим переизданием 1990 года (Фессалоники, издательство «Орфодоксос Кипсели» - сборник «Исторические Патриаршии энциклики против заблуждений папистов», с. 55-76).
Оба источника не замечены Нелюбовым, в списке библиографии их нет. Нелюбов не цитирует ответа Анфима VII. Отсылки на отдельную статью по его энциклике - в «ПЭ» тоже нет. Зато папским энцикликам и «богословам» неслучайно посвящено множество статей.
«ПЭ» - сеть редакций и советников. Среди них - профессора К.Скурат и В.Цыпин, протоиерей В.Асмус, доктора наук О.Давыденков и Д.Яламас. Всегда в церковно-научном совете «ПЭ» два члена, посвящённых в тайны религиеведения, - митрополиты Макарий (Тиллиридис) Кенийский и Мелитон (Карас) Филадельфийский. Первый выпускник Оксфорда и Парижа, знает много иностранных языков, в том числе - английский, французский, итальянский, русский, греческий, даже африканские диалекты. Второй с 1987 по 2005 год был секретарём при Варфоломее и известен тем, что для смут на Украине - незаменим.
Разумеется, «единой Европе», дышащей, как говорят в Ватикане, «двумя лёгкими» (католическим и православным), нужна переписанная церковная история. Этим «ПЭ» успешно занимается, не жалея средств.
Например, в заметке об Анфиме VII бегло упомянуты кафедры, которые он занимал. Но без пояснений об их судьбе. Ведь напоминать о варварстве османов, уничтоживших десятки епархий, не всем приятно. А жизненный путь Анфима VII был труден, как путь любого православного грека в стране, где правили иноверцы, не раз начинавшие открытые гонения на христиан, коренных жителей Малой Азии и Греции.
В 1868 году Анфим стал епископом в родной ему Парамифии. Ныне Парамифийская епархия входит в Элладскую Православную Церковь.
В 1877 году перемещён в митрополию Эноса, в Эгейском море. Энос - севернее пролива Дарданеллы и недалеко от полуострова Галиполи, памятного русским эмигрантам 1920-х гг. Сейчас Энос - в Турции, но епархии там нет, остались одни заброшенные руины. Турки уничтожили митрополию ещё в годы Первой Мировой войны. Православные христиане, забрав с собой уцелевшие иконы, спаслись бегством в соседнюю Грецию, в пограничный греческий город Александруполис, где и пополнили паству местной митрополии Элладской Православной Церкви. Кстати, эти факты обошёл молчанием иеромонах Феофан (Лукьяков), автор справки на Александрупольскую митрополию в «ПЭ», т.I, c.629. Статьи об Эносской епархии в «ПЭ» не будет - нет курсивной отсылки.
С Эносской епархией Анфим так сроднился, что не принял перемещения на другую кафедру в 1888 году. Поскольку он не подчинился синодальному указу, то не мог оставаться в епархии Эноса и вернулся в хорошо знакомую ему Янину.
В 1892 году новый Патриарх Неофит VIII (Папаконстантину) (+1909) разрешил митрополиту Анфиму приехать в Константинополь и напечатать в патриаршей типографии проповеди, произнесённые в Янине. Эта книга, изданная в двух томах на кафаревусе, была переведена на русский язык и напечатана в России. (Об этом сайт Варфоломея, конечно же, не сообщает. «ПЭ» тоже ничего не сообщает о переводе книги Анфима VII на русский язык. Место издания греческого оригинала «ПЭ» указывает неверно - Янина вместо Константинополя.)
Патриарх Неофит VIII, вообще не упоминаемый «ПЭ», дал Анфиму кафедру в Корице, в родном ему Эпире, севернее Янины. (В 1912-1913 годах западные державы скроили Албанию на греческих и сербских землях. Так греческий город Корица стал «албанским». Епархию в Корице в 1996 году восстановил Варфоломей, но на негласной основе - сотрудничать с магометанами.)
А в сентябре 1894 года Неофит VIII переместил Анфима в епархию островов Лерос и Калимнос в Эгейском море. (Эта епархия существует в Греции до сих пор и подчиняется Варфоломею, ставящему в архиереи только «западников».)
К сожалению, в октябре 1894 года Патриарх Неофит VIII, очень добро относившийся к царской России, был принуждён подписать заявление об отставке, подготовленное некоторыми членами Синода. Их через цепь посредников поддерживали банкиры Лондона. Отставка Неофита VIII почти совпала с внезапной кончиной Императора Александра III, опечалившей православный Восток.
Поместный Собор 1895 года избрал митрополита Анфима Патриархом под именем Анфима VII. За два года своего патриаршества он успел сделать очень много. Сразу было видно, что его указы, быстро следовавшие один за другим, заранее тщательно продумывались. Например, он поделил все храмы на три разряда, обязав их вносить отчисления в церковную казну. Чем беднее был приход, тем меньше платил. Пополнение патриархийной казны средствами приходских церквей уменьшало закулисное влияние банкиров, пользовавшихся бедственным состоянием Православной Церкви.
«ПЭ» о банкирах, конечно, не упоминает, а смысл меры
Анфима VII упрощает - «... на содержание Патриархии для каждой церкви
был установлен определённый денежный взнос».
Патриарха влекла
церковная археология. Монастыри не были для него недвижимостью,
приносящей доход. Он даже запретил им брать в займы без разрешения
Церкви. Этот указ был принят 24 сентября 1896 года, за 4 месяца до
вынужденной отставки Патриарха (в «ПЭ» указ не упомянут!). Кто знает, не
ускорил ли указ, ограничивающий произвол банкиров, отставку Анфима
VII?
Но ещё до отставки он обязал епархиальных архиереев составить полную опись окрестных действующих монастырей, указав время их возникновения; перечень монастырей, закрытых или лежащих в развалинах, с архивными справками о них; какие монастыри были в древности - по устному преданию. Собранные сведения надлежало передавать в Патриархию.
Анфим VII занялся этим благородным исследованием вместе с Русским Археологическим Институтом, находившемся в Константинополе вплоть до начала Первой Мировой войны в 1914 году. Институт возглавлял наш великий византинист Ф.И.Успенский. «ПЭ» и раньше не была замечена в любви к царской России, и тут ничего не написала о совместной работе Анфима VII и русских учёных.
Свадьбы при Анфиме VII не превращались в «тариф венчаний и благословений». Патриарх велел церковную сторону возможного брака рассматривать только духовенству под руководством архиерея. А материальную сторону, т.е. вопросы приданого, подарков, завещаний, - в смешанных советах с участием почётных граждан и священников, руководимых епископом. Приходскому духовенству было велено с должным прилежанием вести метрические книги. (Здесь «ПЭ» хранит молчание.)
Разумеется, все эти меры резко сокращали лихоимство и нерадение в церковной ограде, часто, увы, прикрытые мощной стеной фарисейских нравоучений. Анфим VII не терпел и сутолоки в храмах, особенно во время службы. Запретил записывать имена для поминовения и собирать деньги во время чтения Св. Евангелия или Апостола. («ПЭ» эту подробность опустила.)
Анфим VII неукоснительно заботился о чинности и красоте церковного пения (в «ПЭ» упомянуто), учредив особую надзорную комиссию при Патриархии (в «ПЭ» опущено).
Анфим VII показал себя врагом бездушного лицемерия, известного у нас ныне как «требоисполнительство». Он велел во всех приходах постоянно проповедовать, а для патриаршего храма назначил отдельного проповедника. («ПЭ» не касается этой животрепещущей темы. Но сайт Варфоломея упоминает заботу Анфима VII о проповеди, зато все остальные указы обойдены вниманием!)
Анфим VII принял деньги от греческого благотворителя Павла Стефановика, пожертвовавшего 200 тысяч рублей на восстановление разрушенной землетрясением 1894 года Духовной Школы на острове Халки. Ранее русский Св. Синод выделил 3 тысячи рублей на эти же цели, или в пересчете на нынешние деньги - около 150 тысяч бумажных долларов США. Наши синодальные средства Патриарх решил превратить в постоянный неприкосновенный капитал для нужд Школы. На открытие восстановленной Духовной Школы Анфим VII пригласил в октябре 1896 года и своего предшественника Патриарха Неофита VIII.
Естественно, о денежной помощи царской России «грек» Варфоломей не сообщает на своём необъятном сайте (молчит и «ПЭ»)! На сайте Варфоломея упомянуто лишь о направлении Анфимом VII церковной делегации на коронацию Императора Николая II в 1896 году и о награждении Анфима VII орденом Белого Орла по царскому указу («ПЭ» и тут промолчала). Однако название ордена Белого Орла на сайте Варфоломея набрано строчными буквами, что говорит о поверхностном образовании историков нынешнего Константинопольского Патриархата.
На сайте Варфоломея отставка Анфима VII окружена туманом - «серьёзные особые причины», но без подробностей.
«ПЭ» написала: «Через 2 года А. /Анфим/ вынужден был отречься от престола и удалился на о-в Антигона, где и скончался».
«ПЭ» создаёт заведомую двусмысленность, будто Анфим VII был в чём-то виноват. Допущена и фактическая ошибка. Анфим VII, оставив престол, отбыл тогда на остров Антигона, лежащий близ Константинополя в Мраморном море. Но умер Анфим VII спустя 15 лет после своей отставки не на Антигоне, а в самом Константинополе, в квартале Шишли.
Наши дореволюционные исследователи писали: Анфим VII назначил в город Ускюб (Скоплье) иерарха-серба по имени Фирмилиан, что вызвало недовольство крайней греческой партии. Она-то и добилась отставки Анфима VII. Поясню, что эта партия внутри Патриархата была связана с Лондоном.
В книге епископа Саввы Шумадийкого «Сербские иерархи с IX по ХХ век» (Белград-Крагуевац-Подгорица, 1996, с.498) есть справка на Фирмилиана (Дражича), митрополита Скоплянского в 1902-1903 годах. Фирмилиан окончил Духовную Школу на острове Халки, учился в Афинах и Праге. В 1890-х годах служил в Константинополе. Администратором Скоплянской епархии назначен в 1897 году, избран в митрополиты в 1899 году, но рукоположен только в 1902 году.
Именно Анфим VII назначил Фирмилиана временно управляющим (администратором) в Скоплье. Но преемник Анфима VII - Патриарх Константин V (1897-1901) - тянул с хиротонией, состоявшейся только после возвращении в 1901 году на патриарший престол знаменитого Иоакима III (+1912) (о нём см.: «РВ», 2008, № 21). Кстати, хиротония Владыки Фирмилиана состоялась как раз в Эносе, любимой епархии Анфима VII. Для хиротонии в Энос из Константинополя специально прибыли три митрополита, члены Св. Синода.
Как видим, Фирмилиан (Дражич), избранный Патриархом Анфимом VII на Скоплянскую кафедру, был достойным кандидатом. И нельзя говорить, как пишут на сайте Варфоломея, о каких-либо «серьёзных особых причинах» смещения Анфима VII. Причины были чисто политические, прикрытые надуманным предлогом.
К тому же Анфим VII воспротивился проискам католического аббата Тондини де Кваренги из Болонской Академии наук. Тондини пытался в 1894-1895 гг. в Константинополе читать грекам и русским «лекции» о «необходимости» перемены календаря и пасхалии. Тондини склонял к унии с папой. «Экклисиастики алифия» («Церковная Истина»), орган Патриархии, дала отпор ухищрениям Тондини. Русский посол в Константинополе А.И.Нелидов запретил «лекции» Тондини и в Русском Археологическом Институте.
Ранее тот же Тондини встретил отпор в царской России, куда навязывался с «лекциями» и с пропагандой русского разговорного языка в «дополнительном римо-католическом богослужении». «Дополнительное римо-католическое богослужение» - это и есть тайный «восточный обряд», в обход галицийской унии, не имевшей в России никаких корней, и латинской мессы для польских католиков. В 1894 году Тондини опять пытался пробраться в Россию.
В 2007 году в Ватикане отмечалось столетие кончины Чезаре Тондини де Кваренги, которого сейчас называют «pionero del ecumenismo» - «пионер экуменизма».
Даже спустя полвека греки-старостильники во главе с митрополитом Хризостомом (Кавуридисом) (+1955) добро вспоминали Патриархов Неофита VIII и Анфима VII за их противодействие папским эмиссарам. (Безусловно, история лазутчика аббата Тондини - запретная тема для Варфоломея и для «ПЭ».)
Наконец, главная заслуга Анфима VII - его окружное послание от августа 1895 года в ответ на энциклику папы Льва XIII «О единстве церкви» (De unitate ecclesiae) от июня 1894 года. В царской России послание Анфима VII было немедленно переведено с кафаревусы на русский литературный язык и официально рассылалось нашим Св. Синодом всем желающим, перепечатывалось православными братствами, особенно в западных областях Российской империи.
В послании справедливо говорилось и о царской России: «Но от всех этих вредных (папских. - Н.С.) влияний благодатью Божией спасенные невредимыми православные славянские церкви, возлюбленные дщери православного Востока, и в особенности великая и славная церковь богоспасаемой России сохранили и сохранят до скончания века православие веры, представляя собою ясное свидетельство свободы во Христе. Напрасно поэтому папская энциклика обещает славянским церквам благоденствие и величие. Ибо благоволением всеблагого Бога они имеют эти и другие подобные блага, твердо пребывая в отеческом православии и хвалясь им о Христе» (п.22).
Как видим, не было и намёка на бедственное положение Русской Православной Церкви, якобы приниженной гнётом самодержавия. Спустя три года, в 1898 году, Антоний (Храповицкий) составил секретную записку, озаглавленную по латыни «Disciplina arcana» («Тайное учение»). Цель - «освобождение Церкви от порабощения государственностью», т.е. царским строем (см.: Архиепископ Никон (Рклицкий). Митрополит Антоний (Храповицкий). Кн. 1, с. 264-265).
Исторически совершенно нелепы сетования, что русский православный император имел власть над Церковью. Разве византийский император, перед которым папы когда-то заискивали, не влиял на церковные дела? И почему власть русского царя ужасна, а власть светского сеньора - папы - «благодатна»? Но папы достигли светской власти путём подкупа и подлога, ни о какой законности не было и речи. И об этом тоже писал Патриарх Анфим VII в своём послании 1895 года.
Разумеется, Патриарх Анфим VII знал о папстве не только то, что написал в сравнительно кратком ответе Льву XIII.
Мы можем вспомнить и кондотьера Барнабо Висконти, тирана в Милане, объявившего себя папой и конфисковавшего земли духовенства. Висконти рассуждал верно: раз папа Григорий XI (1370-1378) платит наёмным войскам, собирает налоги и берёт взаймы, т.е. ведёт себя как кондотьер, то почему обычный кондотьер не может вести себя как папа?
Ныне «евро-батюшки» зовут нас к «святыням неразделённой церкви», в Рим, Венецию, Флоренцию, выдумывая неизвестно откуда взявшиеся там «мощи». Конечно, в Италии есть могилы, требующие пристального внимания историков.
Но «мощи» ли в тех гробницах? Так, в кафедральном папском соборе Флоренции Санта Мария дель Фьоре в 1394 году был похоронен английский кондотьер Джон Хоквуд (Гауквуд), известный в Италии под именем Джованни Акуто. Его закованные в броню английские рыцари беспрепятственно грабили и сжигали дотла целые города. Сотни женщин, раздетых догола, Хоквуд отдавал своему воинству, поднимавшему детей на пики. Хоквуд стал уважаемым сеньором, женился на незаконной дочери миланского тирана Барнабо Висконти - Доннине.
Хоквуда нанимали и папа Григорий XI, и его личный представитель (легат) кардинал-граф Роберт Женевский, впоследствии - папа Климент VII. Однажды при разграблении очередного города даже Хоквуд на мгновенье усомнился в необходимости резни. Но его «пастырь», кардинал-кондотьер Роберт Женевский, закричал: «Крови! Я хочу крови! Режь всех, не щадя никого!». И Хоквуд повиновался. Так что с «послушанием» и «благословением» у Хоквуда всё в порядке. Он даже назвал своё наёмное войско «святым», воюя за папу Григория XI. В конце концов Хоквуду больше всех предложила Флоренция, сделав его «генерал-капитаном» (главнокомандующим).
Порок в Италии часто сочетался с сентиментальностью. И Хоквуду простили всё, раз он нашёл во Флоренции, как восхищались итальянцы, - «свою вторую родину». В Санта-Мария дель Фьоре есть даже изображение Хоквуда на внутренней стене, сделанное в XIV веке. «Лик» кондотьера напоминает «добрым католикам» о мужестве настоящих римлян.
Всё это отнюдь не «предания старины глубокой». Кардинал-граф Роберт Женевский, он же авиньонский папа Климент VII (1378-1394), - из Савойской династии, объединившей Италию в 1870 году и лишённой итальянской короны лишь в 1946 году.
Сегодня агенты Запада и все ненавистники царской России пытаются опорочить Св. Царственных Мучеников, навязать лжеостанки, изобразить Петра Великого жалкой фигурой, а русских православных - рабской толпой при обер-прокуроре Св. Синода.
Тем более важны добрые искренние слова Константинопольского Патриарха Анфима VII о русской дореволюционной Церкви, благоденствовавшей при царском строе.
Анфим VII и члены Св. Синода обличили «еретические плевелы» и «ложные сети» римских пап, преисполненных «помыслами чрезмерной гордости». «Папская церковь» противопоставлена «нашей православной кафолической (т.е. соборной. - Н.С.) и апостольской Христовой Церкви» (п.1-3).
Дальше разбирались «противоевангельская и незаконная прибавка «и от Сына» - Filioque, опресноки, чистилище и другие новшества папской церкви (п.7-13).
Говоря о сути энциклики Льва XIII - о требовании признать власть папы, Анфим VII и члены Св. Синода отвечали: «...обращаясь к отцам и вселенским соборам первых девяти веков, мы удостоверяемся, что никогда епископ римский не считался высшим начальником и непогрешимым главою Церкви, и что всякий епископ есть глава и предстоятель своей частной церкви, подчиняющейся только соборным постановлениям и решениям кафолической (т.е. Вселенской Православной. - Н.С.) Церкви как единственно непогрешимым» (п.14).
«Апостол Петр, которого умышленно паписты выдают за основателя римской церкви и первого её епископа, основываясь на апокрифических книгах II века, так называемых «Псевдоклиментинах», - обращается по изображению в Св. Писании как равный к другим апостолам на апостольском соборе в Иерусалиме, и в другой раз резко обличается апостолом Павлом, как ясно видно это из послания к Галатам» (п.14).
Затем Анфим VII говорит о «Лжеисидоровых декреталиях» - «сборнике неподлинных и вымышленных царских указов» IX века, на котором папы пытались обосновать свои «властолюбивые притязания» (п.17).
Итог - «...нынешняя римская церковь есть церковь нововведений, подделывания писаний отцов Церкви и извращённого толкования Св. Писания и определений св. соборов» (п.20).
В век навязываемого экуменизма послание Анфима VII - под негласным запретом. Современные «греческие» краснобаи не упоминают Патриарха Анфима VII. В Фессалониках, где греков надо искать по методу Диогена - с факелом среди бела дня, ныне модна теологическая тонкость: «католики - не схизматики и не еретики, они - другие». Вот и думай-гадай, какие «другие»? Ясно, что люди хорошие, раз не схизматики и не еретики.
А ведь чистые греки папу на дух не выносят. Они могут не знать ни богословия, ни истории, но то, что книга против папизма - хорошая книга, вам объяснит даже простой грек-мирянин.
У нас из-за дружбы Хрущева с Ватиканом и страшных гонений на Православную Церковь, Московское Совещание 1948 года покрыто громадными наносами, как будто речь идёт о седой древности и археологических раскопках в Месопотамии.
Митрополит Никодим (Ротов), игрок словами, в разгар 1960-х годов извратил текст послания Анфима VII, выбросив всё обличение папства и оставив только выражения типа: «для осуществления благочестивого желания единения церквей прежде всего нужно, чтобы определено было одно общее начало и основание...» (из п.5) («ЖМП», 1965, № 11, с. 40-46). У Анфима VII эти слова - часть полемики с Римом, а у Никодима (Ротова) они приобрели совсем другой, противоположный, смысл.
Острота неприятия папского фарисейства была утрачена. Только в 1990-е годы она быстро восстановилась под влиянием приснопамятного Митрополита Иоанна (Снычева) Санкт-Петербургского и Ладожского и как итог жизненных наблюдений простых русских людей за папскими незваными «гостями». Владыка Иоанн продолжил работу Анфима VII по катехизации православных людей, по защите их от папских сетей.
Патриарх Анфим VII, пребывая на покое, готовил к изданию труды Св. Иоанна Златоуста. Сайт Варфоломея упоминает, что Анфим VII «издал катехизис аббата Владимира Гетте» (когда - не сообщается). (Но «ПЭ» и на это не хватило.)
Кто такой аббат Владимир Гетте? Его подлинное имя Рене-Франсуа Гетте, очень способный французский историк и писатель. Иезуиты предложили ему вступить в их орден. Он отказался и за это внезапно подвергся гонениям. Его критический ум, как древняя катапульта, разбивал любые папские стены и башни. Нравы папизма он знал изнутри. Принятый в Православие нашим дореволюционным Синодом, отец Владимир Гетте (+1892) продолжал до конца своих дней сокрушать «схизматическое папство», как он сам выражался. Раз уж Анфим VII взялся за труды Владимира Гетте - значит, он нанёс папству новый сильный удар.
Жил Анфим VII - подчеркнём - скромно, на небольшую пенсию. По нашим источникам, Анфим VII умер внезапно 5 декабря 1913 года. На сайте Варфоломея всё выглядит спокойно - Анфим VII «умер глубоким стариком». Но дата приведена та же.
Неверная дата - 6 декабря, указана в «ПЭ». «ПЭ» часто использует книгу Афинского Архиепископа Христодула «Патриархи нации» (Волос, 1995 г.). У Христодула как раз опечатка (6-е декабря вместо 5-го) в краткой справке на Анфима VII. (Но и это для «ПЭ» не предел ляпов - в т.XIV, с.709 уже сам Христодул превратился в Хризостома!)
Тогдашний Патриарх Герман V (Кавакопулос) (+1920) и члены Св. Синода похоронили Анфима VII в ставропигиальном монастыре Живоносный Источник в Валукли, в Константинополе. Много народа пришло на похороны Анфима VII. (Последняя фраза на сайте Варфоломея отсутствует, а «ПЭ» о погребении Анфима VII не сочла нужным написать.)
Герман V уже в начале следующего, 1914-го, года, столкнулся с грубым насилием масонов-младотурок и османской толпы. Он искал заступничества России, но вскоре Турция открыто встала на сторону Германии в Первой Мировой войне. Беззакония переросли в террор. Автор «ПЭ» по фамилии Герд, напротив, видит правление младотурок в счастливо-розовом свете и пишет в статье о Германе V: «Тем не менее, патриаршество Г. прошло сравнительно спокойно, возможно из-за старости и утомления патриарха предшествующими десятилетиями борьбы» (т. XI, с.264).
Наконец, факт, о котором «граждане мира» тоже не вспоминают: 6 и 7 сентября 1955 года, в Константинополе, по приказу турецких властей, обезумевшая чернь разрушила 4 тысячи греческих домов и лавок, разграбила и сожгла 73 православные церкви, 2 монастыря, 26 школ и богатейшую библиотеку, собранную одним митрополитом, умершим от побоев и унижений спустя трое суток. Это произошло при турецком премьер-министре Мендересе. В его «честь» сейчас в Турции назван аэропорт и даже университет! Турки разгромили в сентябре 1955 года и монастырское кладбище в Валукли, осквернив могилы патриархов.
Но мы должны помнить учёного и аскета, подвижника и церковного политика Патриарха Анфима VII. Вечная ему память!
2009 г.
Николай Селищев, член Русского Исторического Общества