4 марта 2010 года в Ростовском Юридическом институте МВД РФ прошел круглый стол «Традиционные ценности России и вызовы ювенальной юстиции». Круглый стол организован редакцией научно-теоретического журнала «Философия права» при поддержке Ростовской-на-Дону епархии, Донской православной миссии и РРО ООО «Ассоциация юристов России». В работе круглого стола приняли участие многие специалисты в этой области юриспруденции, представители Церкви и общественности.
С докладом «Ювенальная юстиция: необходимость или самоуничтожение» выступил председатель Отдела религиозного образования и катехизации епархии, благочинный приходов Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский.
Тема, обозначенная сегодня за нашим круглым столом на сегодняшний день одна из самых актуальных, вызывающая достаточно спорную реакцию у общества. Она, действительно, требует детального и глубокого исследования, глубокого серьезного отношения, т.к. непосредственно связана с будущим всей нашей многонациональной и многоконфессиональной страны. На мой взгляд, обсуждая эту проблему, и, прежде всего думая именно о нашем Отечестве, о его традициях, устоях, ценностях, нужно руководствоваться известным принципом мудрого врача - «не навредить».
Можно ни на минуту не сомневаться, что словосочетание «ювенальная юстиция» неизвестно 95 % населения нашей страны, я бы сказал к счастью неизвестно.Одним из справочников ювенальная юстиция определяется как система, основанная на разделе юриспруденции, связанной с делами несовершеннолетних и защитой прав детей и подростков, разбор дел о преступлениях несовершеннолетних. Родиной этой системы являются США, что отчасти уже говорит о том духе, котором пропитана эта машина. Есть история ЮЮ и в России, я не буду сейчас останавливаться на перечислении дат и событий, но очевидно только одно - это никак не вяжется с существом ни христианского, ни религиозного сознания в целом.
Что на первый взгляд бесспорно является положительной стороной ЮЮ? Конечно же защита ребенка, его прав и свобод. К общему нашему сожалению, неблагополучных семей в России много, и процент преступлений, совершенных несовершеннолетними тоже достаточно велик. Ни для кого не секрет, что с 2001 года в Ростовской области был запущен пилотный проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», направленный на внедрение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции. В марте 2004 года в Таганроге был открыт первый в России ювенальный суд. По существу замысел ограничился выделением специальных судей для несовершеннолетних, находящихся в отдельном здании. Особенностями работы суда явилось активное привлечение к участию в судебных заседаниях детей.
Внедрение «ювенальной юстиции» в России осуществляется в основном по канадским моделям и ориентируется на документы ООН. Эта работа не сводится только к созданию уголовных судов для несовершеннолетних, а имеет целью решать более широкую задачу - создание ювенальных гражданских судов, особой системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, решение социальных вопросов, связанных с несовершеннолетними, лишенными родительского попечения, в том числе и в случаях лишения родителей родительских прав, предусматривает широкие полномочия социальным службам, которые по существу будут контролировать родителей и исполнениеими родительских обязанностей, в том числе и по обращениям самих детей. Предполагается охват медицинских вопросов, в частности сексуальное просвещение детей и планирование семьи. Что может быть наилучшим противостоянием всякому недугу? Безусловно профилактика. Но что предлагается всеми проектами, так тщательно отточеными на Западе, так часто приненяющими термин «гуманизм» и так лобируемыми здесь в России? Предлагается системы тотального контроля семьи, полного запрета воспитания детей родителями и поощрения тотального доносительства детей на своих родителей, учителей.
Мои противники и опоненты сейчас однозначно скажут, что я явно сгущаю краски и этого в природе нет. Есть!
Это сегодняшняя реальность во многих западных странах, где ювенальная юстиция давно стала такой же тривиальной реальностью, как и гей-парады на главных улицах.
Из сказанного выше, как и из рекомендаций по проведению семинаров, конференций и круглох столов по означенной теме, опубликованных сторонниками ЮЮ на официальных интернет-сайтах отчетливо видно, что непосредственно решать проблемы нации и общества никто не собирается, а вот получать западные гранты дело не последнее.
Хочу здесь же отметить, что ювенальная юстиция рассматривается специалистами информационной войны, как мощнейшее средство разложения русского общества изнутри.
С религиозной точки зрения человек рассматривается как самое значимое и основное творение Божие, созданное по образу и по подобию Творца. И чтобы сохранить это возлюбленное творение Господь оставил нам Свои заповеди. Так вот, заповеди о донесении на своих родителей и прекословия им нет ни в одной религиозной системе, а вот заповедью о почитании отца и матери открываются нормы человеческого бытия.
Открывая конференцию «Ювенальная юстиция:теория и практика», которая прошла в этом году в Москве в рамках Международных образовательных Рождественских чтений, епископ Павлово-Посадский Кирилл замечательно сказал: «Выявлять нарушение прав ребенка в семье необходимо на ранней стадии. Однако следует, прежде всего, учитывать особенности российского общества при решении данной проблемы и помнить, что и на федеральном, и на региональном уровне создан институт уполномоченного по правам ребенка, задачей которого является, в том числе, и рассматривать обращения и жалобы детей. Встречаясь с представителями сторон и выступая в роли профессионального посредника, уполномоченный по правам ребенка сможет разрешать такого рода споры без всякого суда. Так же необходимо напомнить, что существует уголовно-процессуальный кодекс, который дает большой инструментарий административных и уголовных мер наказания. Все выше перечисленное дает возможность для решения социальных проблем и обозначает границу, за нарушением которой последует немедленное наказание.
Система ювенальной юстиции в ее современной сущности (подлинной, а не декларативной) представляет собой сильнейший удар но отношениям детей и родителей и всему социальному укладу. Этот процесс имеет несколько направлений и все они невероятно деструктивны, потому что беспощадно уничтожает традиционную семью для нашего государства, разрушают авторитет родителей, который сейчас итак часто попираем. Чиновники ювенальной юстиции смогут манипулировать сознанием молодого поколения. Посредством этого института детьми смогут «играть» родители, которые разводятся. Как можно предоставлять ребенку свободу выбора, когда до этого он все время советовался с родителями перед принятием любого решения?»
Я могу привести достаточно много ярких примеров плодов этой системы на Западе, где дело касалось наших соотечественников и получивших большую огласку в мире. От трагедии русской актрисы Натальи Захаровой, ставшей жертвой этой системы во Франции, до эпизода прошедшего несколько дней назад в Финляндии. Все они говорят об одном - ребенка убеждают, что не родители главные в его семье, а судья, прокурор, государство. Грех против заповеди о почитании родителей возводится в юридическую норму.
Совершенно очевидно, что ЮЮ ведет к разрушению здоровых семей, необоснованному увеличению социального сиротства (детей-сирот при живых родителях), направлен на подрыв традиционных семейных ценностей, провоцирует коррупцию и детско-подростковую преступность, отрицательно воспринимается обществом в целом, противоречит духовно-нравственным установкам традиционных религиозных конфессий России.
Решать те проблемы, которые есть у нас в обществе категорически не следует путем копирования опыты других стран, сформированных как правило в совершенно ином культурном и религиозном пространстве, это даст негативные и трагичные плоды.
На государственном уровне следует улучшить работу административного органа опеки, усилить профилактику против асоциальных явлений и особое внимание обратить на деятельность СМИ. Особое место в профилактике любых нравственных пороков играет религиозное воспитание, о котором так много нынче говорят и испытывают боязнь перед его широким введением в системе всех уровней образования. Это гораздо целесообразнее, чем вкладывать средства в создание новой системы, которая совершенно не приспособлена к нашей культурно-нравственной среде и семейному укладу.
Только особое внимание к развитию института семьи решит многие проблемы, т.к. никто лучше своих родителей не поможет своим детям и не даст им любви.
Пресс-центр Новочеркасского благочиния
http://www.rey.aaanet.ru/show_news.php?path=./news&filename=2010-03-28_0