"Золотой Витязь" - фестиваль странствующий. В разные годы местами его проведения были Минск, Тамбов, Рязань, Калуга, Тирасполь, Смоленск, Нови Сад (Югославия), Киев, Москва, Кострома, Ярославль, Иркутск, Челябинск, Серпухов, Ставропольский край. И везде Форум позитивного искусства собирал сотни тысяч благодарных зрителей.
На этот раз "Золотой Витязь" гостеприимно принимал Липецк и города Липецкой области: Елец, Задонск, Лебедянь, Усмань, Чаплыгин, Данков, Грязи.
В работе XVIII Международного кинофорума "Золотой Витязь" приняли участие более 200 кинематографистов и представителей СМИ из 24 стран мира: Австрии, Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Германии, Греции, Грузии, Израиля, Индии, Испании, Казахстана, Польши, Португалии, России, Сербии, США, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Франции, Швеции, Японии.
С открытием Форум поздравили Патриарх Кирилл и президент Дмитрий Медведев. Свои приветствия прислали Председатель Госдумы Борис Грызлов, председатель Совета Федерации Сергей Миронов, министр культуры Александр Авдеев и председатель Союза кинематографистов Никита Михалков.
Нынешний кинофорум был посвящён 200-летию со дня рождения великого русского писателя Н.В. Гоголя.
За десять дней членам жюри предстояло определить лучшие из 260 фильмов по семи номинациям и присудить Золотого, Серебряного и Бронзового Витязя. К 200-летнему юбилею Н.В. Гоголя на форуме была представлена ретроспектива фильмов по его произведениям. В конкурсной программе участвовало сразу два российских фильма - Владимира Бортко "Тарас Бульба", который уже известен широкому зрителю, и премьера картины Натальи Бондарчук "Гоголь. Ближайший", которую режиссёр едва успела закончить к фестивалю, и оба получили высшие награды.
В программе игровых полнометражных фильмов зрители также увидели лучшие работы этого года, среди которых - "Гастроли" (Сербия, реж. Горан Маркович), "Живи и помни" по одноимённой повести Валентина Распутина (Россия, реж. Александр Прошкин), "Кабеи" (Япония, реж. Йодзи Ямада), "Фадо" (Португалия, реж. Карлос Саура) и др.
Большой интерес вызвали у зрителей документальные ленты о выдающихся деятелях культуры: о русском поэте и писателе Александре Яшине, грузинской актрисе Софико Чиаурели, польском актере Ежи Новаке, японском археологе Като Кюдзо, открывшем новые страницы в культуре Центральной Азии и Сибири. Среди исторических фильмов наибольший отклик нашли картина "Царское дело", в которой режиссер Борис Лизнев на основе подлинных текстов наставлений и посланий Ивана Грозного во многом по-новому оценивает деятельность первого русского царя и его время, а также фильмы о Великой Отечественной войне и её героях. Так, картина "Илья Гутман. Человек войны и мира" была создана на основе кинохроники, снятой фронтовым оператором Ильей Гутманом, и по его воспоминаниям. Другая картина молодого азербайджанского режиссёра-документалиста Таира Алиева "Его называли Михайло", рассказывает о подвиге Героя Советского Союза Мехти Гусейнзаде, который погиб в конце 1944-го. История также основана на документах, которые режиссёр собирал, работая в архивах Австрии, Словении, Италии и России. Еще одна российская лента "Молите Бога о нас" посвящена жертвам сталинских репрессий, захороненных на Бутовском полигоне в Москве. Сербская картина "Сараевская окровавленная рубашка" напомнила зрителям о начале войны в Боснии и Герцеговине в 1992 году.
Серьёзную работу представил сербский режиссёр Симо Брдар. Его фильм "Градина" посвящён местам сербской национальной трагедии - лагерю Ясеновац, где в период Второй мировой войны хорватские усташи выполняли свою программу по численному сокращению сербского населения. При обсуждении фильма, автор несколько раз возвращался к своей прежней работе "Бог молчал", посвящённой истреблению евреев, и неоднократно сравнивал судьбу своего народа с еврейским.
При этом Брдар отмечал, что евреи сумели заставить говорить о своих бедах весь мир, чего Сербия не добилась. А замалчивание своих потерь ведёт к переписыванию истории.
По словам режиссёра, Вторая мировая война не кончилась в 1945 году, её последствия до сих пор ощутимы в некоторых странах.
Его коллега и земляк Милош Челиш в своём фильме "Кавказский орех", рассказал о дереве, которое выросло на Сербской земле из остатка орехов, оставшихся в вещмешках погибших советских солдат. В своё время на этом месте появилась целая роща из этих деревьев... Теперь осталось только одно дерево, как памятник не только тому периоду, но и близости сербского и русского народов. Картина рассказывает о том, что в последние 20-30 лет по миру распространяется "оккупация равнодушия", и представленная картина призвана бороться с этим пагубным явлением, по крайней мере, в сердцах двух народов, чьи судьбы, как и в жизни, снова переплетаются в этом фильме.
Лента "Сергиева келья" - это репортаж из Московской духовной академии, а киевские документалисты представили фильм "Не один дома" о замечательной украинской женщине, которая воспитывает больных детей, брошенных родителями. В нескольких картинах, в том числе в испанской "Аррага", нашла отражение проблема нелегальной иммиграции, столь актуальной сегодня для многих стран.
2009 год - год молодёжи. В связи с этим на кинофоруме появилась ещё одна конкурсная программа "Религия и воспитание детей и юношества".
Кроме того, в рамках внеконкурсных программ состоялся показ фильмов детского семейного образовательного телеканала "Радость моя". Очень интересной была программа анимационных фильмов.
Большим событием кинофорума стал прошедший в Липецке круглый стол "Российский кинематограф сегодня и завтра" с участием деятелей отечественного и мирового кинематографа, политиков и представителей СМИ, который фактически превратился в расширенное заседание Секретариата союза кинематографистов. В работе круглого стола приняли участие Председатель СК России Никита Михалков, президент МКФ "Золотой Витязь" Николай Бурляев, советник Президента РФ Юрий Лаптев, губернатор Липецкой области Олег Королёв, советник Председателя Совета Федерации Александр Щипков, депутат Государственной Думы РФ В. Мединский, народная артистка СССР Инна Макарова, народные артисты России Александр Михайлов, Сергей Никоненко, вице-президент МКФ "Золотой Витязь" Маргарит Николов (Болгария), народный артист республики Беларусь Владимир Гостюхин, политолог С. Кургинян, ректор театрального института им. Щепкина Борис Любимов, доктор философских наук, писатель В. Тростников и многие другие.
Выступавшие говорили о проблемах и перспективах развития современного отечественного кинематографа, а также обсудили роль кино в воспитании молодёжи. Участниками круглого стола было принято решение обратиться с письмом к Президенту Дмитрию Медведеву по поводу проблем российского кинематографа и нравственного кризиса современного информационного пространства России.
В день закрытия форума состоялось вручение наград и премий.
При подведении итогов конкурса художественных фильмов не произошло ничего неожиданного. Победил Гоголь, причём сразу в двух номинациях.
Гран-при XVIII Международного Кинофорума "Золотой Витязь", получила картина "Тарас Бульба" режиссера Владимира Бортко. "Золотой Витязь" и Диплом кинофорума был присужден фильму Натальи Бондарчук "Гоголь. Ближайший". Еще один "Золотой Витязь" достался сербскому фильму "Гастроли" режиссера Горана Марковича. "Серебряный Витязь" и Диплом получил фильм Александра Прошкина "Живи и помни", а "Бронзовый Витязь" - белорусская картина "Кадет" режиссёра Виталия Дудина.
Что касается актёрских работ, то жюри присудило дипломы "За лучшую главную женскую роль" актрисе Дарье Мороз в фильме "Живи и помни", а "За лучшую главную мужскую роль" - Богдану Ступке за Тараса Бульбу.
http://www.stoletie.ru/kultura/kino__dlya_dushi_2009-06-10.htm