О политике Москвы на украинском направлении

Новости Москвы 
0
167
Время на чтение 7 минут

С каждым днём на Украине увеличивается число кандидатов в президенты. Заявила о своём участии в предстоящих выборах известный депутат от Партии регионов И. Богословская. До неё это сделал бывший политик, а ныне крупный банкир и советник премьера С. Тигипко. Разумеется, будут участвовать в президентской кампании В. Янукович, Ю. Тимошенко и А. Яценюк. Пока, вероятно, колеблется В. Ющенко. Однако увеличение числа претендентов на президентский пост никак не облегчает решение нерешённых проблем украинско-российских отношений. На Украине пока нет никого, кто был бы готов последовательно, решительно и принципиально отстаивать евразийскую интеграцию страны как её стратегический внешне- и внутриполитический курс.

На наш взгляд, любая геополитическая ориентация, кроме однозначно евразийской, неизбежно приведёт Украину к конфликту интересов с РФ, а в условиях систематического давления Запада на Россию - и к конфронтации с ней. С самого начала политика евроинтеграции Украины (не говоря уже о заявках на членство в НАТО) была экономически несостоятельна и рано или поздно должна была войти в противоречие с интересами украинско-российского партнёрства.

Если интеграция Украины с НАТО несовместима с нормальными отношениями с РФ по причинам ценностно-мировоззренческого и стратегического свойства, то с ЕС - по причинам преимущественно экономическим. В любом случае вывод один: в интересах самой Украины вернуться, так или иначе, к естественному для себя всестороннему партнёрству с Россией.

В украинском политическом классе в целом нет чёткого осознания этого простого и важного обстоятельства. Разные украинские политики, начиная с Кравчука и заканчивая Ющенко, пытались с разной долей успешности совместить два взаимоисключающих курса. Наиболее яркое воплощение такой подход получил в Законе Украины «Об основах национальной безопасности государства», где в качестве приоритетной задачи было указано обеспечение евроатлантической интеграции Украины при сохранении… добрососедских и партнёрских отношений Украины с Россией.

Здесь следует выделить два аспекта: объективную угрозу для РФ, которую несёт интеграция Украины в НАТО, и субъективное отношение (готовность/не готовность) российского политического руководства примириться с этой угрозой и, следовательно, с курсом Украины. Очевидно, расчёт украинских властей при такой формулировке задач национальной безопасности состоял в надежде повлиять на российскую сторону таким образом, чтобы она примирилась с этой угрозой.

Эти меры во время кучмовской «многовекторности» более или менее успешно претворялись в жизнь. С одной стороны, осуществлялись тихое и последовательное вползание в НАТО через совместные учения, подготовка пронатовски мыслящих, а значит, антироссийски ориентированных украинских военных кадров, саботирование работы СНГ и впоследствии, с 2002 года - ЕЭП, а с другой - расширялись научные и культурные обмены двух стран, не допускались шумные националистические эксцессы и проч. Последнее должно было убедить Москву в том, что Украина может пребывать в лагере потенциального военного врага России - НАТО и при этом быть (а на самом деле - казаться) дружественным государством.

Но как ни крути, ориентация на НАТО означает для Украины, что она разделяет цели и задачи Альянса и входит в его военно-экономическую инфраструктуру, нацеленную прежде всего против РФ. Некое желание Киева добиться для себя исключения в характере отношений с РФ никого в Брюсселе не интересует. От Украины будет требоваться практическое участие в антироссийских военных и политических акциях. Тем самым изначально исключаются все сколько-нибудь конструктивные отношения с Россией, и странно, что украинская «элита» не хочет это признать.

Скорость осознания украинской стороной полной ошибочности такого подхода во многом зависела от российского руководства, а оно до 2000 года в целом принимало такой стиль двусторонних отношений. Изменения наметились тогда, когда Ющенко, придя к власти в 2005 году и учтя кучмовский опыт, начал открыто противостоять Москве, а заодно и собственному народу, наращивая список конфронтационных тем в двусторонних отношениях. Здесь уже и Россия, наконец, показала, что интеграция Украины в НАТО и сохранение дружественных отношений с ней со всеми преференциями и бонусами - вещи абсолютно несовместимые.

Понимание невозможности дружественных отношений пронатовской Украины с РФ сейчас, очевидно, начинает распространяться на взаимоотношения с ЕС. Ускорили данный процесс перманентные кризисы в поставках российских углеводородов на Украину и через Украину. Невиданно льготный режим поставок углеводородов, благодаря которому украинская экономика дотировалась на протяжении почти 15 лет, был отменен. Серьёзных торговых конфликтов в треугольнике РФ - Украина - ЕС удавалось избегать, как сейчас стало ясно, за счёт систематического ущемления интересов России, торговавшей почему-то себе в ущерб. Когда Москва поставила, наконец, вопрос о более равномерном распределении угроз и рисков, связанных со сбоями на украинском участке транзита, оказалось, что ЕС к этому не готов.

Проблемы с расчётами за углеводороды - лишь часть общей проблемы, но и они показывают, что огромная инфраструктура углеводородных поставок, которая строилась в едином государстве - СССР, не может успешно функционировать иначе как в рамках единого экономического пространства. Это касается практически всех технологичных украинских производств, начиная от турбин для АЭС и заканчивая ракетно-космической техникой. Без экономической и научной кооперации с Россией сохранить конкурентоспособность украинской экономики невозможно в принципе.

Точно так же необходимо восстановление единого научного пространства РФ, Украины, Белоруссии, Казахстана. Российско-украинская кооперация в экономике и в науке - непременное условие социально-экономического развития наших стран.

«Специфика» же взаимодействия Украины с ЕС, судя по проводимой западноевропейцами в отношении новых членов Союза политике, состоит в ликвидации конкурентоспособных отраслей экономики и, в первую очередь, тех, которые могли бы определять научно-технологическое лидерство Украины. Остатки национальной экономики в процессе сближения с ЕС должны будут функционировать лишь на таком уровне, который бы позволял тиражировать западный, пусть и высокотехнологичный, но всё же вторичный ширпотреб на основе закупок западных же технологий.

Подрыв собственной украинской научно-технологической базы, прежде всего в области инфраструктуры углеводородных поставок, не говоря уже об экономике в целом, является непременным условием интеграции Украины в Европейский союз.

Это обстоятельство, видимо, пока ещё на Украине чётко не осознаётся. Большинство людей желает и более тесных отношений с РФ (в разных форматах), и одновременно ориентации на ЕС. Экономическая несовместимость таких курсов для украинского политического класса начала проявляться лишь сейчас, когда Евросоюз отказался помочь Украине оплатить транзит российского газа для стран ЕС, включая и закачку его в украинские хранилища. Разделение функций поставок и хранения газа в отдельных структурах, которое является условием помощи ЕС Украине, одновременно исключает помощь России, так как ей выгоднее совмещение этих функций в одной компании.

Решение данной проблемы для Киева - вопрос выбора. Если выбирается вариант ЕС, это означает реализацию положений Брюссельской декларации и фактическую потерю контроля над ГТС (и со временем - потерю российского газа) со всеми вытекающими последствиями. Российский вариант - это иные последствия. Выбор украинского политического класса и станет моментом истины. Окончательно его будет делать кто-то из баллотирующихся сейчас в президенты, обретя после выборов вожделенный пост.

Москве необходимо в полной мере осознать, что позиция РФ по НАТО и другим принципиальным вопросам российско-украинских отношений совпадает с мнением подавляющего большинства населения Украины. То, что Россия и основная часть украинского народа оказались по одну сторону баррикад, а националистическое и проамериканское руководство Украины во главе с Ющенко - по другую, должно стать определяющим при выработке стратегии РФ в отношении Украины.

В такой ситуации для действий РФ на украинском направлении было бы логично:

1. Ставить не на конкретные политические силы и фигуры, а на жизненно важные и принципиальные для РФ и украинско-российского стратегического партнёрства политические идеи, культурные ценности и мировоззренческие смыслы.

2. Проводить разграничение между общественным мнением и позицией официального Киева. Аргументированно критиковать власть.

3. В общественном мнении чётко видеть разную позицию разных регионов (юго-востока и АРК, центра, Галиции и Волыни, Закарпатья) и не выводить «среднюю температуру по палате». Столь же четко артикулировать критику в отношении Галицко-Волынского региона.

Будущее украинское руководство необходимо уже сейчас готовить к чёткому геополитическому выбору, исключая его поворот к «многовекторности» как синониму беспринципности и непредсказуемости. Москва многого бы добилась, если бы уже сейчас максимально чётко и однозначно огласила для украинского политического класса и украинского общества список условий, выполнение которых только и может сделать возможными добрососедские отношения между двумя странами.

Не надо бояться обвинений во вмешательстве во внутренние дела украинского соседа. Если этот список условий и будет выглядеть как ультиматум официальному Киеву, то это - общий ультиматум украинского общества и дружественной России, которая, принуждая власти соседней страны считаться со своими интересами, тем самым защищает и интересы украинского общества от проамериканской клики. Это - полностью оправданная, логичная, последовательная и честная позиция. Это - реальная помощь слабому гражданскому обществу Украины, которое пока не в состоянии самоорганизоваться, чтобы обуздать националистическую галицийскую клику, захватившую власть в стране.

Российская Федерация, препятствуя вступлению Украины в НАТО, отстаивая права русскоязычных граждан, заставляя Киев задумываться, стоит ли усиливать сотрудничество с ЕС, фактически защищает национальные интересы Украины и её граждан, делая то, что должна была бы делать сама украинская власть. Это обстоятельство должно быть в полной мере донесено до сознания и народов наших стран, и политиков.

Чем быстрее Россия даст понять следующей украинской администрации, что впредь, выстраивая двусторонние отношения, усидеть на двух стульях не получится, тем быстрее и однозначнее политический класс Украины сделает выбор в пользу полноценных дружественных отношений с РФ.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=2198

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Пироженко
Китай – на пороге смены концепции экономического роста
От «мирового сборочного цеха» – к «мировому цеху высокотехнологичных комплектующих»
05.01.2024
Проблемы восстановительного роста экономики КНР преувеличены
Поднебесная активно осваивает новые рынки и направления
04.09.2023
Китайская миссия
О посредничестве Пекина в урегулировании конфликта между Россией и Украиной
31.05.2023
В поисках равновесия между США и КНР
Евросоюз отрабатывает стратегию в отношении Китая
04.05.2023
Все статьи Виктор Пироженко
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Фарион, Let My people go
Новый комментарий от В.Р.
23.07.2024 17:01
Русская история едина
Новый комментарий от С. Югов
23.07.2024 15:55
«География не важна в делах Духа»
Новый комментарий от Кожухевич
23.07.2024 15:53
Освободить Стрелкова!
Новый комментарий от Лев
23.07.2024 14:15
Ректора-взяточники ненавидят ЕГЭ
Новый комментарий от Константин В.
23.07.2024 13:27
Лекция об Иване Ильине
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
23.07.2024 13:24