Миссия России

Новости Москвы 
0
417
Время на чтение 4 минуты

В мировой истории и мировой культуре Россия занимает особое место, определяемое тем, что в ее основе лежит уникальная цивилизационная парадигма. Россия имеет статус цивилизации, - культурно-исторического типа, по Н.Я. Данилевскому. Одной из важнейших смысловых основ русской цивилизационной парадигмы является суверенитет духа (©Матвейчев О.А., 2005: Матвейчев О.А. Суверенитет духа. - М.: Поколение, 2007. - 512 с.). Духовное измерение пути России всегда было определяющим для народа, совершающего этот путь. Еще не до конца став собою, Русь именует себя Святою. Русский дух жив жаждой Царства не от мира сего (Ин. 18: 36). Вдохновляющая мечта Руси - преображение всего мира во Христе: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6: 33).

Духовным архетипом всякой истории является Священная история Ветхого и Нового Завета. Даже если кому-то это утверждение покажется небесспорным и даже вовсе ошибочным, необходимо все-таки иметь его в виду, поскольку Россия всегда понимала свою собственную историю именно так. Даже в коммунистической концепции мировой истории, небезуспешно насаждавшейся в 20-м веке, отчетливо просматриваются черты библейской исторической парадигмы. Не будет преувеличением сказать и так: в русской истории библейский архетип воплощается с особенной силой. При этом речь, конечно, не должна идти о смаковании буквальных параллелей и совпадений (например, про 70 лет вавилонского/коммунистического пленения). Речь - о том, что духовный путь России есть ее диалог с Богом. Предметом этого диалога является историческое призвание народа. Те исторические периоды, когда народ сознает свое призвание, откликается на него и верен ему, внешним благополучием могут быть и не отмечены, но при этом успешно решаются все те исторические задачи, которые необходимы для осуществления призвания. Если же народ оставляет в забвении свое призвание, его история приобретает катастрофический характер. При этом могут быть даже достигнуты определенные успехи в политической, экономической, социальной и культурной областях, однако все они не способны обеспечить исторического бытия народа. В 21-ый век Россия вошла с той же численностью населения, что и на рубеже 19-го и 20-го, а должна была бы увеличиться, как минимум, втрое. Чтобы иметь будущее, русский народ должен обратиться к своему историческому призванию. Однако обращение это должно совершиться не ради земного благополучия. Приведенный выше русский рецепт обретения благ предполагает, что не они должны быть в центре жизни: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его , и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).

Масштаб призвания русского народа сопоставим с призванием ветхозаветного Израиля. Израиль был призван послужить Боговоплощению, Россия призвана хранить Образ Христов, хранить православие. Это призвание не уникально, были хранители до нас, возможно, будут и после нас. Но все-таки Россия в этой эстафете хранения веры занимает особое место. «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть», - сформулировано было в 15 веке. И вот - Москва, Россия в качестве Третьего Рима давно кончилась (с Петра Великого начинается этот конец), но Россия в качестве хранителя православной веры существует до сих пор и - возможно - имеет в этом качестве исторические перспективы.

«Рим» в качестве историософского понятия означает обеспечение существования православной веры силой государственной власти. Православная государственность Третьего Рима кончилась, но она оставила после и вместо себя великую православную культуру. Эта культура жива и актуальна, она не содержит готовых ответов на вызовы времени, но ее творческий потенциал неисчерпаем. Эта культура есть такой фактор общественной жизни, с которым необходимо должно считаться и государство. Но она есть такая опора, которая позволяет выстраивать христианскую жизнь и без опоры на государственный ресурс.

Историческая миссия России состоит, таким образом, в осуществлении новой формы исторического бытия Церкви, в осуществлении перехода от опоры на православную государственность к опоре на православную культуру. Устремленность к «Царству не от мира сего» вдохновляет творческую деятельность во всех сферах культуры. Плоды этого творчества есть принадлежность «мира сего», но в то же время они являются материальным и социальным воплощением взыскания «Царства неотмирного». Православная культура, как в свое время и православная государственность, есть сила этого мира, материально-социальный ресурс, позволяющий Царству не от мира сего преображающим образом входить в жизнь общества, быть не только «внутрь вас» (Лк. 17: 21), но и подобно закваске воздействовать на весь мир (Лк. 13: 21). В отличие от православной государственности, имеющей все-таки внешне организующий характер, православная культура есть такой материально-социальный ресурс, который основан на свободном приятии и творческом развитии его человеком. Опора исторического бытия Церкви на православную культуру подчеркивает тот факт, что прежде чем «заквашивать мир», необходимо иметь Царствие Божие «внутрь себя».

Подводя итог нашим размышлениям об исторической миссии России, проведем все-таки некоторые параллели со Священной историей, заранее оговаривая недопустимость слишком далеко идущих выводов. Переходу еврейского народа от теократического правления Судей к монархии соответствует в русской истории переход от патриархального Московского царства к Российской империи. В ветхозаветной истории этот переход знаменовался расцветом национальной идеи, но закончился чужеземными завоеваниями, а напоследок включением в состав Римской империи и потерей государственности. Уже кончившись как государство, ветхозаветный Израиль исполнил свою историческую миссию в Рождестве Христа. Россия, начиная с Петра, испытала великий взлет во всех сферах жизни, но итогом этого периода стало «порабощение» русской идеи большевизмом и конец исторических перспектив «православного царства». В том, что Третий Рим кончился, надо видеть центральный - и по времени и по смыслу - момент в исторической миссии России. Середина тысячелетия византийской истории ознаменовалась римо-католическим расколом. Если и России, как цивилизации, отпущена тысяча лет, то возможно именно в 20-м веке она достигла середины своего исторического пути (считая от начала русского государства в 15-ом веке). По крайней мере, свою миссию созидания православной культуры, как плацдарма для «Царства не от мира сего» в этом мире Россия уже исполнила и она эту миссию еще довершит.

http://www.ioannp.ru/publications/280881

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Леонидович Анисин
Все статьи Андрей Леонидович Анисин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 14:34
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 14:27
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от kuzanez
21.12.2024 14:27
Кто у «них» главный – Трамп или Маск?
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.12.2024 13:57
У них всё возможно
Новый комментарий от Рабочий
21.12.2024 13:56
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Новый комментарий от Александр Волков
21.12.2024 13:40