Уцелевшие иконы Великого князя Сергея Александровича Романова

Новости Москвы 
0
155
Время на чтение 7 минут

С 20 апреля по 1 июля 2007 года в Государственном историческом музее проходила выставка, посвященная 150-летию со дня рождения Великого князя Сергея Александровича Романова. Жизнь этого замечательного человека заслуживает и памяти потомков, и внимательного изучения. Между тем, все, кто так или иначе знаком с посмертной судьбой Сергея Александровича, погибшего в феврале 1905 года от руки террориста, знают, что память о Великом князе пытались скрыть, а его имя - опозорить. Его могила долгое время находилась в буквальном смысле закатанной асфальтом  недалеко от Кремля - на месте бывшего Чудовского монастыря. Но сегодня его имя к нам возвращается. В том числе - и через сохранившиеся реликвии. В этой маленькой заметке нам хотелось бы упомянуть о тех личных вещах (прежде всего - иконах), которые сохранились до наших дней.

Известно, что Сергей Александрович был ребенком, вымоленным его царственными родителями у мощей преподобного Сергия Радонежского.  «В конце августа-начале сентября 1856 года в Москве проходили пышные коронационные торжества, связанные с восшествием на престол императора Александра II. В один из дней царская чета посетила русскую святыню - Троице-Сергиеву лавру. На одной из служб, у раки Преподобного Сергия, у императрицы и у императора, независимо друг от друга, возникло намерение, если Господу будет угодно послать им еще сына, то непременно дать ему имя Сергей. И когда младенец появился на свет, то вопрос о наречении нового великого князя был уже решен»[1]. Таким образом, царственный младенец был испрошен у Бога и появился на свет явно под покровом преподобного Сергия Радонежского, Небесного покровителя Сергея Александровича. Может быть, поэтому он с раннего детства проявлял исключительную религиозность. Что касается христианского воспитания князя Сергия, то здесь главную роль  сыграла его мать, Мария Александровна. Это была необыкновенная прежде всего в религиозном отношении личность. Поэт Федор Иванович Тютчев не случайно написал о ней:

Кто б ни был ты, но, встретясь с Ней,

Душою чистой иль греховной,

Ты вдруг почувствуешь живей,

Что eсть мир лучший, мир духовный...

Именно Мария Александровна служит во многом разгадкой исключительно одаренной в религиозном отношении личности Сергея Александровича, ее любимого сына.

Иконы окружали Сергея Александровича с детства, ибо он вырастал в постоянном общении с церковью. Фрейлина Императрицы и воспитательница Великого князя Анна Федоровна Тютчева записала в своем дневнике о трехлетнем Сергее: «Государь подвел обоих младших детей к иконам и к Причастию. Сергей клал поклоны после сестры и был очень благоразумен. В этот раз он не плакал, хотя сильно покраснел от волнения. Он только раз или два забывался и начинал громко говорить: "Сергей помнит этот дом. Какие большие свечки!"... » В 1861 году, когда Великому князю было всего четыре года, он посещает с сестрой, Великой княжной Марией Александровной, Саввино-Сторожевский монастырь и его скит. Архиепископ Ярославский Леонид (Краснопевкин) вспоминал: «Мы остановились в роще у самой лестницы, ведущей к пещере. Резко запели малые здешние колокола. Внизу Великого Князя братия встретила с крестом и святой водою. Я ввел в пещеру Князя и Княжну, рассказал им, что сюда преподобный удалялся на молитву, что здесь молились их родители, помолился с ними и дал им по иконе "Преподобный в пещере". Отсюда взошли в церковь, где я прочитал перед храмовою иконою молитву преп. Саввы».[2] В жизни Великого князя многократно проявлялась его искренняя любовь к Богу и церкви, к обрядовой стороне Православия. Любимыми его святыми с детства стали преподобный Сергий Радонежский и его ученик - преподобный Савва. Преподобный Сергий был Ангелом-Хранителем Великого князя.

Еще в 1865 году, когда ему было всего восемь лет, воспитательница Анна Федоровна Тютчева привезла его в Москву. Здесь он посещал монастыри: Чудов, Николо - Угрешский, Савво - Сторожевский и другие. Здесь постигал он красоту  и святость русских древних монастырей. Здесь, в этих монастырях, настраивалось на русский лад его сердце. Здесь услышал он массу исторических преданий о Святой Руси. В Чудовом монастыре почивали мощи святителя Алексия, неутомимого труженика на благо Московского царства, собеседника, духовного друга преподобного Сергия Радонежского. В комнате Сергея Александровича с детства были иконы Божией Матери с Богомладенцем, преподобных Сергия и Саввы. Уже в детстве, по его собственному признанию,  он ежедневно молился преподобным Сергию Радонежскому и  Савве Сторожевскому[3].

Жизнеописание Великого князя показывает, что ему неоднократно преподносились иконы в качестве благословения (как, например, в 1865 году  от московского митрополита Филарета).[4]  Одна из «подаренных» икон невольно вызывает на мистические размышления. В мае 1866 года Сергей Александрович приезжает с родителями в первопрестольную - и радостные москвичи, привествуя императорскую семью, забросили в окно его кареты икону.[5] Это было уже благословение всей Москвы, но, может быть, и мистический пролог к его трагической гибели в 1905 году, когда в его карету будет брошена бомба террориста Каляева. Великий князь и сам дарил иконы. Так, во  время своего второго паломничества в Святую землю он поднялся на гору Фавор, помолился, взял с собою с горы камешек и принес в дар греческому храму на Фаворе икону Преображения Господня с именной надписью.[6]

Некоторые из икон Великого князя Сергея Александровича дошли до нас и были представлены на упомянутой выставке.  При посещении выставки нами был составлен перечень представленных икон. Думается, что  этот перечень со временем будет дополнен. Из икон, представленных на выставке 2007-го года, привлекает внимание образ, перешедший к Великому князю, очевидно, по наследству от отца, Императора Александра II: «Господь-Вседержитель». Это образ московского письма середины ХIХ века. Икона деревянная, написана маслом,  обложена  серебром. На обороте иконы надпись гласит: «Образ Спасителя, поднесенный Его Величеству Митрополитом Московским Филаретом при закладке дома Бояр Романовых в Знаменском монастыре 31 августа 1858 г <ода>». Cамому Сергею Александровичу, очевидно, принадлежал образ, написанный в 1863 году мстерскими мастерами: «Преп. Сергий и Ангел-Хранитель» (Мстера, 1863, дерево, темпера). Встречаются иконы и с владельческой маркой Великого Князя Сергея Александровича на обороте. Таковы образы: «Богоматерь Умиление» (Греция, ХVIII век, дерево, темпера), икона-диптих XIX  века из села Ильинское «Святитель Николай, Св. Иоанн Предтеча, священномученик Харалампий, св. Антипа, св. Власий, преп. Фавст» (дерево, темпера), икона из села Ильинское «Св. Никита-бесогон» (ХIХ век, дерево, темпера). В Ильинском у Сергея Александровича была еще одна икона так называемой Ветковской школы: «Архангел Михаил - грозный воевода» (Конец ХVIII - нач. ХIХ вв., дерево, темпера). Особняком стоит дар  Великого Князя Сергея Александровича  Историческому музею: Царские врата[7]. Они сделаны на Севере России (Вторая половина ХVII века, дерево, темпера).

Одна из икон («Крещение Господне») воскрешает в памяти замечательное событие из жизни Великого князя - посещение горы Фавор.  Икона была подарена Сергею Александровичу 4 октября 1888 года в Иерусалиме, о чем гласит надпись: «Сия священная старая икона на Рождество Христово в Вифлееме подносится в благословение Его Императорскому Высочеству Князю Сергею Александровичу в городе Иерусалиме в 1888 г. Октября 4-го дня».  Этому же событию посвящена еще одна подаренная Сергею Александровичу икона, или, скорее, доска, обложенная серебром с камнем с горы Фавор. Доска изготовлена в Санкт-Петербурге в 1888 году фирмой братьев Грачевых. Надпись по нижнему краю на раме гласит: «От командира Преображенского полка Великому Князю Сергею Александровичу в память посещения сей горы. 28 сентября 1888 г <ода>».

Эти иконы, перед которыми молился о себе и о России  Великий князь Сергей Александрович делают его жизнь более близкой и понятной для нас. Нельзя удержаться от того, чтобы не привести драматическую запись из дневника основателя Исторического музея И. Е. Забелина в час смерти Великого князя (стр. 350): «1905 г. Февраля 4 в 2 часа 46 минут взрыв бомбы - убит Великий Князь Сергей Алекс. Ужас. Онемели руки и ноги».

Бог поругаем не бывает. Великий князь при жизни молился Божией Матери, преподобным Сергию Радонежскому, Савве Сторожевскому, святителю Николаю-Угоднику, нес на своих плечах гроб с мощами преп. Серафима Саровского в день его прославления... После его трагической гибели, ставшей прологом к беспощадной революции 1917 года и гибели Царской Семьи, все они, святые угодники Божии, возносят свои молитвы о его душе. И, может быть, недалек тот час, когда мы станем свидетелями прославления мученика Сергия. Ведь недаром же после его гибели протоиерей Митрофан Сребрянский записал: «7 февраля. Сейчас служили мы панихиду по новом мученике Царствующего Дома Великом князе Сергие Александровиче. Царство Небесное мученику за правду!»

_________________________________

[1] Боханов А.С.  Великий князь Сергей Александрович // Российские консерваторы. М., 1997. С. 326.

[2] Цит. по кн.: Кучмаева И.К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Федоровны. М., 2004. С. 79-80.

[3] Авчинников А.Г. Указ. соч.  С. 10.

[4] Гришин. С. 25.

[5] Там же.

[6] Там же. С. 77.

[7]   Размер: в рост.

http://www.ioannp.ru/publications/249573

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Иванович Мельник
Настигнутый войной
К столетию поэта
06.11.2020
«Дневник раскрывает характер молодого Наследника Престола»
Издан дневник Цесаревича Николая Александровича
11.09.2020
О русском
08.07.2015
«Сердцем почувствовал его прямоту и трогательную детскость...»
О схиархимандрите Херувиме (Дегтяре)
26.08.2013
Все статьи Владимир Иванович Мельник
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Воспрянь, Россия!
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
13.10.2024 12:35
Чудный вождь Потёмкин
Новый комментарий от Бузина Олесь
13.10.2024 12:28
Увидеть Промысл Божий в Русской истории
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.10.2024 11:52
Художник Александр Дейнека (1899 – 1969)
Новый комментарий от Владимир С.М.
13.10.2024 11:37
Почему тупеют нации
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
13.10.2024 09:52
Сhronicles Мagazine: Упадок рок-музыки
Новый комментарий от Бузина Олесь
12.10.2024 22:19
Мониторинг буллинга в школах: Как защитить
Новый комментарий от Могилев на Днепре
12.10.2024 21:36