Долгое время мы с женой посещали Богоявленский собор в Москве. Служба там всегда идет ровно, начинается в одно и то же время, священники очень хорошие, знающие, доброжелательные, уравновешенные. Главное - там почивают мощи святителя Алексия, митрополита Московского. После воскресной службы мы любили постоять на молебне у мощей святого. Другой живой достопримечательностью был многие годы схиархимандрит Херувим (Дегтярь). Седовласый старец с длинными четками всегда стоял с правой стороны от мощей святителя, но в некотором отдалении, за колонной. Рядом с ним всегда стоял сравнительно молодой мужчина по имени Лаврентий. Когда отец Херувим бывал в отъезде, Лаврентий всегда мог сказать - где он и когда будет в Москве. Время от времени к отцу Херувиму подходили люди. Кто с просьбой о молитве, кто с вопросом. Те деньги, которые ему давали, он насколько я понимаю, увозил в опекаемые им женские монастыри - один в Белоруссии, другой в Украине. Как-то и мы подошли к старцу со своими просьбами о молитве. Познакомились, я подарил ему свои книги. Потом стали подходить чаще к нему, всегда брали благословение. Батюшка отнесся к нам приветливо. Однажды после службы мы вместе пошли на Даниловское кладбище, на могилку схиархимандрита Питирима (Нечаева). Отец Херувим очень обрадовался, когда узнал, что моя жена Татьяна работала у владыки на кафедре теологии в МИИТе.
Идя на кладбище, мы разговаривали с отцом Херувимом о самом насущном тогда: ИНН. Как быть? Как жить после пришествия антихриста в мир? Старец был простой и непреклонный: «Никаких ИНН, уходить от мира, не надо бояться, не пропадем. Господь не даст в обиду и прокормит своих истинных чад». С кладбища пошли к нему домой. Одна женщина завещала ему однокомнатную квартиру вблизи Донского монастыря. Зашли в квартиру - и ахнули: она вся была наполнена большими и маленькими иконами. Иконы был старые, многие из них - очень хорошего письма. Некоторые были огромные, больше человеческого роста Из мебели не было почти ничего. Лишь у стенки стояла кровать, да посередине комнаты большой длинный деревянный стол с двумя длинными же лавками по краям. За трапезу могли одновременно сесть человек 20. И наверное, здесь бывали такие вот большие собрания верующих.
Отец Херувим стал хлопотать и накрывать на стол. Был он очень прост: «Вот есть суп, вчера варил, да еще яичницу сделаем». - С этими словами он исчез под своей кроватью, так что торчали из-под нее одни ноги. - «Вот мне тут деревенских яичек принесли».
Помогать себе не позволил, сам разогрел суп, сам поджарил яичницу, быстро передвигаясь из комнаты в кухню и обратно. В это время он говорил о жизни женских монастырей, которые он окормлял, о том, как туда доехать и пр....
Нам он сильно понравился. Мы стали за него молиться, а потом и вовсе решили, что хорошо бы попроситься к нему в духовные чада. Одно нас смущало. Мы уже имели горький опыт: наш отец Виктор был в Ульяновске, а мы в Москве. Ни дозвониться, ни написать письмо (он не отвечал на письма, поскольку не любил их писать). «Хорошо бы в чада, да отец Херувим редко бывает в Москве». И все же когда мы увидели его в соборе в очередной раз, не выдержали: «Отец Херувим, возьмите нас к себе». «Да я бы взял, да редко бываю в Москве». Так он, повторив наши слова, показал свою прозорливость. - «В чада не возьму, а молиться о вас буду».
Слава Богу!
Между прочим, отец Херувим подарил мне иконку Божией Матери: «Аз есмь с вами и никтоже на вы». История этой иконы такова. Она была у преподобного Серафима Вырицкого, который сказал своей келейнице: «После моей смерти придет отец Херувим. Ему и отдай эту икону». Так и получилось. Пришел отец Херувим, и ему отдана была эта икона. Естественно, когда отец Херувим подарил мне иконку, я спросил его: «Батюшка, так это были Вы?» «Да, это был я» - и он подарил мне еще и книгу об этой иконе со своим автографом: «Благословение Р. Б. Владимиру. Схиархимандрит Херувим» (Дегтярь). 25.01.09».
Потом в книжке В. П. Филимонова я прочел, что, по мнению автора, отец Херувим самозванец, и никакой иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы» у старца Серафима Вырицкого не было. Заодно он обвинял известного петербургского священника проиерея Геннадия Беловолова за то, что он заодно с отцом Херувимом и также считает, что икона у преподобного Серафима Вырицкого была на самом деле. И еще он искал в своей книге изъяны в биографии отца Херувима. Прочитав его книжку, я огорчился, что отцу Херувиму приходится терпеть такие клеветы и нечистые предположения. Разбираться в «доказательствах» Филимонова я не стал. Достаточно было того, что я встречался с отцом Херувимом, видел его дела, сердцем почувствовал его прямоту и трогательную детскость.
Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук
2. автору и Дорогой Редакции РНЛ
1. автору