После второй «газовой войны» российско-украинские отношения стали ещё более разбалансированными и зависящими от того, какие действия в ближайшем будущем предпримут Россия на украинском направлении и, соответственно, Украина - на российском.
Настроение в среде украинских правящих элит с начала 2009 года трудно назвать оптимистическим. Многие украинские эксперты считают, что имидж Украины, которую долгое время поддерживал ЕС, очень серьёзно испорчен. И уже общим местом на Украине стало мнение о том, что еврочиновники окончательно устали от украинских внутриполитических дрязг. Некоторые особенно пессимистически настроенные украинские эксперты вообще рисуют картину Армагеддона, говоря о кризисе модели демократии в Грузии, на Украине, странах Балтии. Эти режимы, как многие сейчас считают, оказались режимами «внутренней оккупации», которые своей политикой почти превратили эти страны в «серые зоны», где какую-то ценность имеют только транспортная инфраструктура и население, обеспечивающее её эксплуатацию и безопасность.
Российской стороне также тяжело далось разрешение газового спора с Украиной. Международно-политические, тем более экономические потери России достаточно велики; пострадала её репутация надёжного партнёра в Европе, потери России в виде недополученной прибыли составили, по некоторым подсчётам, 2 млрд. долл. Такова цена, которую российской стороне пришлось заплатить за то, чтобы перевести, наконец, газовые отношения с Украиной в рыночное русло.
Ситуация серьёзно осложняется тем, что у Москвы, по сути дела, нет сейчас в Киеве партнёра, который выступал бы полноценным субъектом переговоров и проведения ответственной внешней политики. Борьба президента и премьера Украины за концентрацию власти в одних руках привела к её рассеиванию и формированию противоположных взглядов на один и тот же предмет, в частности, на урегулирование газового вопроса. К каким последствиям это привело, - известно всем.
Что же следует считать политическим итогом январских событий 2009 года и чего можно ожидать в недалёком будущем?
Газовые соглашения и переговоры о предоставлении Украине 5-миллиардного кредита вызвали в украинских верхах привычное обострение антироссийских настроений и очередную дискуссию, если таковой можно назвать обвинения России в попытках скупить украинскую промышленность «по дешёвке».
Скорее всего, В. Ющенко не оставит своих попыток денонсировать контракт, заключённый его политическим оппонентом. Ю.Тимошенко же гарантированно будет настаивать на сохранении льготного режима ценообразования и в следующем году. Она будет всеми силами формировать в общественном сознании образ победительницы, способной решить любые проблемы с любым, даже самым трудным и неудобным переговорщиком. При этом Тимошенко в своём «стремлении к лучшему сотрудничеству с Россией» не оставит попыток её «сдерживания», представив это Брюсселю как свою миссию.
В такой ситуации российская политика мягкого компромисса и уступок, сохранения преференций для Украины вряд ли даст положительный эффект. Для нынешнего украинского правящего класса Россия так и останется в роли нелюбимой невестки, - что ни сделай, всё не так. Пришло время твёрдости и последовательности в отстаивании российских национальных интересов на Украине. Украинские политики из восточных регионов сейчас прямо говорят о том, что Москва сама - без оглядки на кого бы то ни было - должна решать, что ей на Украине нужно, а что нет. Со своей стороны региональные элиты готовы оказывать поддержку российским инвесторам
Представляется, что одним из главных, стратегически важных, итогов «газовой войны» является то, что Россия может себе позволить самостоятельно формировать повестку дня переговоров по украинской тематике, по крайней мере, в экономических отношениях.
В целом, исходя из логики событий, происходящих на Украине, России не выгодно безусловное и ничем не ограниченное доминирование Тимошенко. В стране должен сохраняться определённый баланс сил, и для Тимошенко должен быть найден механизм сдержек и противовесов, ибо можно не сомневаться в том, что как только она политически и экономически добьёт В. Ющенко, придёт очередь многих других.
Более чем актуальными остаются вопросы организации деятельности украинской ГТС (такие, в частности, как создание газотранспортного консорциума), реформы НАК «Нафтогаз Украины». Ряд экспертов полагает, что эти вопросы будут заморожены до президентских выборов. Однако в реформе украинского нефтегазового хозяйства заинтересованы как Виктор Ющенко, так и Партия регионов. Их целью является не допустить концентрации финансовых потоков по газу в руках Ю.Тимошенко перед президентскими выборами. Захочет ли Москва использовать это в своих интересах, чтобы активизировать украинских политиков в сфере реформирования эксплуатации украинской ГТС с учётом интересов России?
В последующих переговорах необходимо настаивать на соблюдении принципа строгого и обязательного исполнении соглашений. Украинские руководители должны отчётливо понимать, что времена рамочных, ни к чему не обязывающих договорённостей, неисполнение (или даже нарушение) которых не ведёт ни к каким санкциям, безвозвратно прошло.
России необходимо поднимать свой престиж не только на Западе, но и на Украине, прежде всего, в глазах «простых украинцев». В этом отношении информационные усилия по восстановлению имиджа «Газпрома», его репутации как жизнеобеспечивающей компании должны быть более активными и ни в коем случае не сворачиваться после подписания соглашений.
В определённом смысле «принудить» официальный Киев к налаживанию нормальных отношений с Россией могут сами граждане Украины, особенно в восточных областях страны. Пока ещё на Украине не было массовых выступлений протеста против нынешней власти, но, возможно, они не за горами. И здесь лозунги экономической интеграции с Россией, идеи совместного преодоления кризиса Украиной и Россией могут стать важнейшим фактором давления на оранжевую власть.
Россия, безусловно, заинтересована в смене элит на Украине, и эта смена произойдёт неизбежно, - если не в ближайшее время, то в среднесрочной перспективе. Пророссийский фланг украинских политиков необходимо усиливать новыми лидерами, более внятной и эффективной идеологией тесного сотрудничества. Следует иметь в виду, что Запад уже начал реализовать свой проект "Яценюк". Бывший спикер Верховной Рады Арсений Яценюк рассматривается как реальный преемник Ющенко и новый оранжевый идеолог. Ничего принципиально нового он не предложит, здесь может возникнуть лишь некое подобие "молодого Ющенко". В настоящее рейтинг Яценюка составляет около 7%, его социальная база формируется за счёт разочаровавшихся как в Ющенко, так и Тимошенко. И в то же время в пророссийской части политического спектра на горизонте нет заметных восходящих фигур, которые могли бы противостоять новой генерации оранжевых политиков. Такие фигуры надо искать, находить, выдвигать.
Российским политикам необходимо активно, настойчиво, открыто вовлекать украинские элиты в интеграционные процессы в интересах народа Украины. Это должна быть политика крепких объятий, способствующая формированию в народе представлений о том, что тесная экономическая интеграция Украины и России на взаимовыгодных условиях - кратчайший путь совместного преодоления нашими странами кризисных явлений в экономике.
http://www.odnarodyna.ru/articles/1/504.html