Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» прославилась в Москве в 1688 году. Евфимия, сестра Патриарха Иоакима, была тяжело больна, и все считали её умирающей. После усердной молитвы она услышала голос, повелевший ей молиться перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из Преображенского храма на Ордынке. Женщина уже не могла ходить, и образ принесли к ней домой. Помолившись перед иконой и приложившись к ней, Евфимия почувствовала себя здоровой и сама встала с постели. Весть об этом чуде сразу разнеслась по Москве. К иконе Богородицы потянулись другие скорбящие, и возле неё стало совершаться множество чудес.
Спустя двести лет, в 1888 году, в Санкт-Петербурге прославился чудесами список с московской иконы «Всех скорбящих Радость». В часовню, где находился этот список, ударила молния, начался пожар. Когда потушили пламя, многие стали свидетелями чуда: икона «Всех скорбящих Радость» не только не обгорела, но обновилась: краски на ней просияли, как будто образ был только что написан. Стоявшая рядом кружка для сбора пожертвований разбилась, и двенадцать грошиков из неё непостижимым образом прилепились к иконе. Они так и остались на иконе, а к её названию с тех пор стали ласково прибавлять: «С грошиками». Вскоре по молитвам перед этой иконой стали совершаться многочисленные чудеса. В честь этого образа был установлен и свой день празднования - 23 июля/5 августа.
В настоящее время чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) находится в храме Святой Троицы, больше известном в Петербурге как «Кулич и Пасха». С разговора об этой иконе и началась наша беседа с настоятелем храма, отцом Виктором Голубевым.
- Отец Виктор, когда состоялась Ваша первая встреча с иконой «Всех скорбящих Радость» с грошиками?
- Трудно сказать! Дело в том, что храм наш был закрыт в 1935 году, а передали его Церкви в 1946 году. Здесь была библиотека завода «Большевик». Целый год храм подготавливали, а в 1947 году на Троицу освятили. Я не помню, чтобы я был на освящении храма. А потом, конечно, я ходил в церковь всё время.
- А когда Вы стали настоятелем этого храма?
- С декабря 1973 года. Я в Шувалове служил настоятелем год, а до этого - на Волковом кладбище, в храме праведного Иова. Одновременно я был помощником секретаря митрополита. Однажды я пришёл в епархиальное управление поздно, потому что служил Литургию. И тогда митрополит Никодим решил меня поближе перевести. В те времена ближайшей церковью была эта - Троицкий храм «Кулич и Пасха». И меня перевели сюда.
- Когда храм был закрыт, где находилась икона «Всех скорбящих Радость»?
- Эта икона много путешествовала. Когда она явилась в 1888 году, то в деревянную часовню на Обуховской обороне, дом 24, стало приходить много народу. Выстроили каменную часовню, а рядом - большой, хороший храм. Но всё равно народу было очень много! В 1908 году, через двадцать лет после явления иконы, о ней написали книгу. За эти двадцать лет произошло множество чудес! Причём в этой книге указаны даже адреса, по которым жили люди, получившие исцеления от иконы.
После революции храм разрушили, а в часовне стали делать игрушки. Икону перевели сначала в один храм, потом в другой, третий, но все они закрывались. Наконец, её перевели в Спасо-Преображенский собор. Этот собор был обновленческий, и благодаря этому икона там сохранилась. У меня лежит указ 1947 года, подтверждающий, что митрополит Григорий передаёт эту икону из Преображенского собора в церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». А в Спасо-Преображенском соборе есть другая икона «Всех скорбящих Радость» - чудотворный московский образ.
- А почему было решено передать икону именно сюда?
- В нашем Невском районе была только одна церковь - «Кулич и Пасха». Вокруг неё в радиусе пятидесяти километров не было ни одного храма.
- По-моему, в этих краях дело до сих пор обстоит так...
- Нет! Когда я был сюда назначен, меня приглашали причащать даже в город Кировск - ближе не было церквей! Я ехал туда на автобусе целый час. На правом берегу тоже не было церквей, в Купчино не было ни одной церкви. Во Фрунзенском и Московском районах не было храмов. А сейчас в Невском районе открылось несколько храмов, строятся церкви в Рыбацком и в Купчино.
- В семидесятые годы в этом храме было много прихожан?
- Для нашего маленького храма - очень! Если в праздник приходило чуть больше народа - люди оставались на улице. То, что сейчас открыли много храмов - это очень хорошо! Я говорил владыке митрополиту: «Владыко, вы выстроили церкви там, где их не было. Люди в церковь не ходили, а теперь, когда рядом храм есть - стали ходить! Вы привлекли народ к Церкви».
Я был помощником секретаря, и я знаю статистику. В городе было четырнадцать храмов, причём четырнадцать - это число очень условное, для уполномоченных. Например, в Духовной академии, в покоях митрополита была домовая церковь. В ней никогда никого не было. Если там служба шла, стояла одна или две уборщицы - и всё. Но учитывалась и эта единица! Считалось, что в городе четырнадцать храмов и в области двадцать пять. А сейчас - семьсот!
- Те люди, которые в семидесятые годы в храм приходили, отличались от нынешних прихожан?
- Очень.
- А чем? Социальным положением или духовным состоянием?
- Своей духовностью. Дело в том, что здесь расположен завод «Большевик» - военное производство. И был поставлен специальный человек - следить: кто с завода ходит в церковь. На собрании таких людей пробирали. Если они ребёнка крестили - то пробирали очень строго, а если венчались - увольняли. Этим человеком был Владимир Иваныч - Царство ему Небесное, спокойно могу сказать! Его начальство завода послало, он ходил и докладывал.
А в девяностые годы всё изменилось. Стали воскресные школы строить - и Владимир Иванович мне в этом помогал. Он стал верующим человеком. Народ мне говорил: «Батюшка! Что же вы в церковь его пускаете! Сколько он горя людям принёс!» «Да что вы говорите? Ведь если бы Иуда покаялся, Господь бы и его простил! А этот человек исповедуется и причащается!» Я ему сказал: «Владимир Иваныч, приходи в алтарь, а то в храме у тебя недоброжелатели». И он в алтарь ходил. Исповедовался всегда, причащался. В 2002 году пришёл на Троицу - жара была!.. Я ему говорю: «Что-то плохо ты выглядишь. Нехорошо себя чувствуешь?» - «Да меня не пускали ни жена, ни дочь. Что-то у меня с сердцем, инфаркт был. Но праздник ведь, Троица...» Троица - престольный праздник у нас. Владимир Иваныч исповедовался, причастился. Мы пошли на крестный ход, приходим... а он умер в церкви!
На следующей неделе я народу сказал: «Вы мне говорили - его не пускать в церковь! А смотрите, как Господь его принял - дай Бог каждому из нас поисповедоваться, причаститься и в церкви умереть!» Значит, у него покаяние такое было! Как мы можем судить людей, когда Бог нас судит?
- Отец Виктор, Вы сказали, что в течение двадцати лет после обретения иконы «Всех скорбящих Радость» произошло много чудес. А на Вашей памяти они совершались?
- Да, чудес много! Приходила женщина, благодарила: «Благодарим Вас, Вы послужили молебен, и моя дочь поступила в институт, а до этого никак не получалось...» Я верю, что это Матерь Божия помогла! Но был из ряда вон выходящий случай, о котором я всегда рассказываю. Лично мне такой случай известен только один. Одна женщина пришла Матерь Божию благодарить и рассказала, за что. Ей назначили операцию через две недели. Она пошла к отцу Иоанну Миронову: «Как быть?» Он ей говорит: «Иди в церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха», возьми маслица от иконы и помазывай больное место». Через две недели она пришла к врачу. Врач посмотрел и говорит: «Всё прошло у вас. Никакой операции делать не надо!» Это уж явное свершившееся чудо!
И другие чудеса очень часто бывают. В центре церкви, рядом с подсвечником, у нас стоит одна женщина. У неё не было детей. Она стала просить Матерь Божию - и теперь уже второго родила! Для того, чтобы чудо совершилось, нужно два условия: наша вера и усиленная молитва. И тогда Матерь Божия даёт помощь. А если мы подходим на всякий случай: может, поможет, а может, и нет, - чудо не происходит.
- Отец Виктор, как Вы думаете: почему во время пожара 1888 года к иконе пристали медные монетки, а не золотые и не серебряные?
- Почему - этого мы не можем объяснить, как и многое в жизни. Перед иконой могли лежать и серебряные, и золотые монеты - купцы, когда ехали в город, заходили в часовню помолиться и оставляли пожертвования. Но пристали-то к иконе Матери Божией только грошики! Это честно заработанные деньги.
- Может быть, это означает милость Матери Божией именно к бедным людям, по-настоящему скорбящим?
- Милость Её - к тем, кто молится Ей! А бедные бывают, знаете, и пьяницами. Сейчас как раз будет неделя о богаче и Лазаре. Ведь не богача Господь осудил, а его отношение к нищему Лазарю, мимо которого он проходил, не замечая его. Это ко всем нам относится. Царство наследует не богач и не бедный - а тот, кто живёт нормальной христианской жизнью. И богачи были святыми!
- Отец Виктор, Вы столько лет возле этой иконы служите... Наверное, у вас к ней есть какое-то личное чувство?
- Конечно! Я считаю, что не я здесь настоятель, а Матерь Божия. А я тут только как старший служащий.
- У вас в храме есть ещё одна чудотворная икона - Колпинский образ святителя Николая. Расскажите о нём, пожалуйста. Об этой иконе мало кто знает...
- В своё время, когда Пётр I строил город, он брал лес очень далеко отсюда, в Синявинских болотах. Рабочие в этих болотах жили в землянках, там были болезни, высокая смертность. Святитель Николай явился человеку, у которого был этот образ, и сказал: «Отслужите молебен и сделайте крестный ход». Когда это повеление выполнили, болезни прекратились. Тогда поняли, что этот образ чудотворный. Потом эту икону перенесли в Колпино - там тогда не было города, одни леса. Выстроили церковь, в которой поместили этот образ.
У нас был прихожанин по имени Саша, родом из Ижор. Он рассказывал: «Мой папа был старостой в церкви. И мы в праздник святителя Николая ходили к чудотворному образу крестным ходом: из Ижор в Колпино». После революции этот образ пропал. Святитель Николай явился Олимпиаде - она была нашей постоянной прихожанкой. Он сказал ей, где взять этот образ: в куче мусора завода «Ижоры». Она пришла туда и действительно нашла эту икону! И до конца жизни стояла возле неё - как живой свидетель того, что она эту икону принесла и что образ этот чудотворный.
В воскресенье вечером у нас всегда служится Акафист Скорбящей иконе Божией Матери, а в четверг вечером - святителю Николаю.
- В последние годы в Россию привозят очень много святынь. Какие-то навсегда - как, например, Тихвинскую икону, другие на время, для поклонения. С одной стороны, это радует, а с другой - пугает: может быть, это Господь укрепляет нашу веру перед испытаниями?
- Наоборот! Матерь Божия возвращает Свою милость нашему городу! Посмотрите, какое у русских отношение к святыне! Привезли икону в Москву - Патриарх встречает с крестным ходом, с духовенством! В храм Христа Спасителя несут образ! Когда икону привезли в нашу епархию, все мы ездили в Тихвин. Там из поезда вышли, икону вынесли и крестным ходом понесли в монастырь. И Патриарх отслужил Литургию, а потом молебен!
Хочу рассказать о том, какое чудо совершилось у Тихвинской иконы Божией Матери. Об этом рассказал игумен Тихвинского монастыря. В будний день во время Литургии в монастырь приехал автобус с паломниками, и люди стали потихонечку прикладываться к иконе. И вдруг игумен услышал, что в храме захлопали в ладоши! Оказывается, в этом автобусе был мальчик десяти-двенадцати лет. Все в автобусе знали, что он глухонемой. Он приложился к иконе - и говорит: «Мама! Я ещё пойду приложусь». Игумен взял у мамы мальчика адрес и рапортом доложил Патриарху об этом чуде.
Это Богородица возвращает нам Своё покровительство, милость Свою!
- А бывает так, что люди поклоняются святыне, а о Христе при этом забывают?
- Бывает, да! Например, некоторые думают, что святитель Николай - это Бог, и начинают ему как Богу молиться. Это такая простота, безграмотность. И Господь такие молитвы принимает, понимает, что это люди молятся своему Создателю.
- Отец Виктор, Вы прошли большой путь - и христианина, и священника. Какой самый важный совет Вы бы дали тем, кто сравнительно недавно пришёл в Церковь?
- Не мудрствовать особенно и читать Евангелие! Священное Писание - это руководство для нашей жизни. В 1959-1962 годах в церкви праведного Иова у меня был благочестивый настоятель, отец Иоанн Тихомиров. Однажды я пришёл к нему - он жил в маленькой двухкомнатной квартирке у Московского вокзала. Отец Иоанн сказал: «Вот тут у меня лежит Библия. Я каждый день читаю Евангелие, Апостол и жития святых». Жития святых - это хороший пример того, как мы должны жить.
Ольга Надпорожская, специально для РНЛ
2011 год