«Настоятель здесь - Матерь Божия...»

24 октября/6 ноября - память иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Новости Москвы 
0
779
Время на чтение 8 минут

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» прославилась в Москве в 1688 году. Евфимия, сестра Патриарха Иоакима, была тяжело больна, и все считали её умирающей. После усердной молитвы она услышала голос, повелевший ей молиться перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость» из Преображенского храма на Ордынке. Женщина уже не могла ходить, и образ принесли к ней домой. Помолившись перед иконой и приложившись к ней, Евфимия почувствовала себя здоровой и сама встала с постели. Весть об этом чуде сразу разнеслась по Москве. К иконе Богородицы потянулись другие скорбящие, и возле неё стало совершаться множество чудес.

Спустя двести лет, в 1888 году, в Санкт-Петербурге прославился чудесами список с московской иконы «Всех скорбящих Радость». В часовню, где находился этот список, ударила молния, начался пожар. Когда потушили пламя, многие стали свидетелями чуда: икона «Всех скорбящих Радость» не только не обгорела, но обновилась: краски на ней просияли, как будто образ был только что написан. Стоявшая рядом кружка для сбора пожертвований разбилась, и двенадцать грошиков из неё непостижимым образом прилепились к иконе. Они так и остались на иконе, а к её названию с тех пор стали ласково прибавлять: «С грошиками». Вскоре по молитвам перед этой иконой стали совершаться многочисленные чудеса. В честь этого образа был установлен и свой день празднования - 23 июля/5 августа.

В настоящее время чудотворная икона «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) находится в храме Святой Троицы, больше известном в Петербурге как «Кулич и Пасха». С разговора об этой иконе и началась наша беседа с настоятелем храма, отцом Виктором Голубевым.

- Отец Виктор, когда состоялась Ваша первая встреча с иконой «Всех скорбящих Радость» с грошиками?

- Трудно сказать! Дело в том, что храм наш был закрыт в 1935 году, а передали его Церкви в 1946 году. Здесь была библиотека завода «Большевик». Целый год храм подготавливали, а в 1947 году на Троицу освятили. Я не помню, чтобы я был на освящении храма. А потом, конечно, я ходил в церковь всё время.

- А когда Вы стали настоятелем этого храма?

Протоиерей Виктор Голубев- С декабря 1973 года. Я в Шувалове служил настоятелем год, а до этого - на Волковом кладбище, в храме праведного Иова. Одновременно я был помощником секретаря митрополита. Однажды я пришёл в епархиальное управление поздно, потому что служил Литургию. И тогда митрополит Никодим решил меня поближе перевести. В те времена ближайшей церковью была эта - Троицкий храм «Кулич и Пасха». И меня перевели сюда.

- Когда храм был закрыт, где находилась икона «Всех скорбящих Радость»?

- Эта икона много путешествовала. Когда она явилась в 1888 году, то в деревянную часовню на Обуховской обороне, дом 24, стало приходить много народу. Выстроили каменную часовню, а рядом - большой, хороший храм. Но всё равно народу было очень много! В 1908 году, через двадцать лет после явления иконы, о ней написали книгу. За эти двадцать лет произошло множество чудес! Причём в этой книге указаны даже адреса, по которым жили люди, получившие исцеления от иконы.

После революции храм разрушили, а в часовне стали делать игрушки. Икону перевели сначала в один храм, потом в другой, третий, но все они закрывались. Наконец, её перевели в Спасо-Преображенский собор. Этот собор был обновленческий, и благодаря этому икона там сохранилась. У меня лежит указ 1947 года, подтверждающий, что митрополит Григорий передаёт эту икону из Преображенского собора в церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха». А в Спасо-Преображенском соборе есть другая икона «Всех скорбящих Радость» - чудотворный московский образ.

- А почему было решено передать икону именно сюда?

- В нашем Невском районе была только одна церковь - «Кулич и Пасха». Вокруг неё в радиусе пятидесяти километров не было ни одного храма.

- По-моему, в этих краях дело до сих пор обстоит так...

- Нет! Когда я был сюда назначен, меня приглашали причащать даже в город Кировск - ближе не было церквей! Я ехал туда на автобусе целый час. На правом берегу тоже не было церквей, в Купчино не было ни одной церкви. Во Фрунзенском и Московском районах не было храмов. А сейчас в Невском районе открылось несколько храмов, строятся церкви в Рыбацком и в Купчино.

- В семидесятые годы в этом храме было много прихожан?

- Для нашего маленького храма - очень! Если в праздник приходило чуть больше народа - люди оставались на улице. То, что сейчас открыли много храмов - это очень хорошо! Я говорил владыке митрополиту: «Владыко, вы выстроили церкви там, где их не было. Люди в церковь не ходили, а теперь, когда рядом храм есть - стали ходить! Вы привлекли народ к Церкви».

Я был помощником секретаря, и я знаю статистику. В городе было четырнадцать храмов, причём четырнадцать - это число очень условное, для уполномоченных. Например, в Духовной академии, в покоях митрополита была домовая церковь. В ней никогда никого не было. Если там служба шла, стояла одна или две уборщицы - и всё. Но учитывалась и эта единица! Считалось, что в городе четырнадцать храмов и в области двадцать пять. А сейчас - семьсот!

- Те люди, которые в семидесятые годы в храм приходили, отличались от нынешних прихожан?

- Очень.

- А чем? Социальным положением или духовным состоянием?

- Своей духовностью. Дело в том, что здесь расположен завод «Большевик» - военное производство. И был поставлен специальный человек - следить: кто с завода ходит в церковь. На собрании таких людей пробирали. Если они ребёнка крестили - то пробирали очень строго, а если венчались - увольняли. Этим человеком был Владимир Иваныч - Царство ему Небесное, спокойно могу сказать! Его начальство завода послало, он ходил и докладывал.

А в девяностые годы всё изменилось. Стали воскресные школы строить - и Владимир Иванович мне в этом помогал. Он стал верующим человеком. Народ мне говорил: «Батюшка! Что же вы в церковь его пускаете! Сколько он горя людям принёс!» «Да что вы говорите? Ведь если бы Иуда покаялся, Господь бы и его простил! А этот человек исповедуется и причащается!» Я ему сказал: «Владимир Иваныч, приходи в алтарь, а то в храме у тебя недоброжелатели». И он в алтарь ходил. Исповедовался всегда, причащался. В 2002 году пришёл на Троицу - жара была!.. Я ему говорю: «Что-то плохо ты выглядишь. Нехорошо себя чувствуешь?» - «Да меня не пускали ни жена, ни дочь. Что-то у меня с сердцем, инфаркт был. Но праздник ведь, Троица...» Троица - престольный праздник у нас. Владимир Иваныч исповедовался, причастился. Мы пошли на крестный ход, приходим... а он умер в церкви!

На следующей неделе я народу сказал: «Вы мне говорили - его не пускать в церковь! А смотрите, как Господь его принял - дай Бог каждому из нас поисповедоваться, причаститься и в церкви умереть!» Значит, у него покаяние такое было! Как мы можем судить людей, когда Бог нас судит?

- Отец Виктор, Вы сказали, что в течение двадцати лет после обретения иконы «Всех скорбящих Радость» произошло много чудес. А на Вашей памяти они совершались?

- Да, чудес много! Приходила женщина, благодарила: «Благодарим Вас, Вы послужили молебен, и моя дочь поступила в институт, а до этого никак не получалось...» Я верю, что это Матерь Божия помогла! Но был из ряда вон выходящий случай, о котором я всегда рассказываю. Лично мне такой случай известен только один. Одна женщина пришла Матерь Божию благодарить и рассказала, за что. Ей назначили операцию через две недели. Она пошла к отцу Иоанну Миронову: «Как быть?» Он ей говорит: «Иди в церковь Святой Троицы «Кулич и Пасха», возьми маслица от иконы и помазывай больное место». Через две недели она пришла к врачу. Врач посмотрел и говорит: «Всё прошло у вас. Никакой операции делать не надо!» Это уж явное свершившееся чудо!

И другие чудеса очень часто бывают. В центре церкви, рядом с подсвечником, у нас стоит одна женщина. У неё не было детей. Она стала просить Матерь Божию - и теперь уже второго родила! Для того, чтобы чудо совершилось, нужно два условия: наша вера и усиленная молитва. И тогда Матерь Божия даёт помощь. А если мы подходим на всякий случай: может, поможет, а может, и нет, - чудо не происходит.

- Отец Виктор, как Вы думаете: почему во время пожара 1888 года к иконе пристали медные монетки, а не золотые и не серебряные?

- Почему - этого мы не можем объяснить, как и многое в жизни. Перед иконой могли лежать и серебряные, и золотые монеты - купцы, когда ехали в город, заходили в часовню помолиться и оставляли пожертвования. Но пристали-то к иконе Матери Божией только грошики! Это честно заработанные деньги.

- Может быть, это означает милость Матери Божией именно к бедным людям, по-настоящему скорбящим?

- Милость Её - к тем, кто молится Ей! А бедные бывают, знаете, и пьяницами. Сейчас как раз будет неделя о богаче и Лазаре. Ведь не богача Господь осудил, а его отношение к нищему Лазарю, мимо которого он проходил, не замечая его. Это ко всем нам относится. Царство наследует не богач и не бедный - а тот, кто живёт нормальной христианской жизнью. И богачи были святыми!

- Отец Виктор, Вы столько лет возле этой иконы служите... Наверное, у вас к ней есть какое-то личное чувство?

- Конечно! Я считаю, что не я здесь настоятель, а Матерь Божия. А я тут только как старший служащий.

- У вас в храме есть ещё одна чудотворная икона - Колпинский образ святителя Николая. Расскажите о нём, пожалуйста. Об этой иконе мало кто знает...

- В своё время, когда Пётр I строил город, он брал лес очень далеко отсюда, в Синявинских болотах. Рабочие в этих болотах жили в землянках, там были болезни, высокая смертность. Святитель Николай явился человеку, у которого был этот образ, и сказал: «Отслужите молебен и сделайте крестный ход». Когда это повеление выполнили, болезни прекратились. Тогда поняли, что этот образ чудотворный. Потом эту икону перенесли в Колпино - там тогда не было города, одни леса. Выстроили церковь, в которой поместили этот образ.

У нас был прихожанин по имени Саша, родом из Ижор. Он рассказывал: «Мой папа был старостой в церкви. И мы в праздник святителя Николая ходили к чудотворному образу крестным ходом: из Ижор в Колпино». После революции этот образ пропал. Святитель Николай явился Олимпиаде - она была нашей постоянной прихожанкой. Он сказал ей, где взять этот образ: в куче мусора завода «Ижоры». Она пришла туда и действительно нашла эту икону! И до конца жизни стояла возле неё - как живой свидетель того, что она эту икону принесла и что образ этот чудотворный.

В воскресенье вечером у нас всегда служится Акафист Скорбящей иконе Божией Матери, а в четверг вечером - святителю Николаю.

- В последние годы в Россию привозят очень много святынь. Какие-то навсегда - как, например, Тихвинскую икону, другие на время, для поклонения. С одной стороны, это радует, а с другой - пугает: может быть, это Господь укрепляет нашу веру перед испытаниями?

- Наоборот! Матерь Божия возвращает Свою милость нашему городу! Посмотрите, какое у русских отношение к святыне! Привезли икону в Москву - Патриарх встречает с крестным ходом, с духовенством! В храм Христа Спасителя несут образ! Когда икону привезли в нашу епархию, все мы ездили в Тихвин. Там из поезда вышли, икону вынесли и крестным ходом понесли в монастырь. И Патриарх отслужил Литургию, а потом молебен!

Хочу рассказать о том, какое чудо совершилось у Тихвинской иконы Божией Матери. Об этом рассказал игумен Тихвинского монастыря. В будний день во время Литургии в монастырь приехал автобус с паломниками, и люди стали потихонечку прикладываться к иконе. И вдруг игумен услышал, что в храме захлопали в ладоши! Оказывается, в этом автобусе был мальчик десяти-двенадцати лет. Все в автобусе знали, что он глухонемой. Он приложился к иконе - и говорит: «Мама! Я ещё пойду приложусь». Игумен взял у мамы мальчика адрес и рапортом доложил Патриарху об этом чуде.

Это Богородица возвращает нам Своё покровительство, милость Свою!

- А бывает так, что люди поклоняются святыне, а о Христе при этом забывают?

- Бывает, да! Например, некоторые думают, что святитель Николай - это Бог, и начинают ему как Богу молиться. Это такая простота, безграмотность. И Господь такие молитвы принимает, понимает, что это люди молятся своему Создателю.

- Отец Виктор, Вы прошли большой путь - и христианина, и священника. Какой самый важный совет Вы бы дали тем, кто сравнительно недавно пришёл в Церковь?

- Не мудрствовать особенно и читать Евангелие! Священное Писание - это руководство для нашей жизни. В 1959-1962 годах в церкви праведного Иова у меня был благочестивый настоятель, отец Иоанн Тихомиров. Однажды я пришёл к нему - он жил в маленькой двухкомнатной квартирке у Московского вокзала. Отец Иоанн сказал: «Вот тут у меня лежит Библия. Я каждый день читаю Евангелие, Апостол и жития святых». Жития святых - это хороший пример того, как мы должны жить.

Ольга Надпорожская, специально для РНЛ

2011 год

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Виктор Голубев
«Меня хранит благословение Серафима Вырицкого»
Беседа с настоятелем Свято-Троицкого храма «Кулич и Пасха»
18.12.2011
Пейзаж после битвы
Перспективы российско-украинских отношений после «газовой войны»
18.02.2009
Все статьи Протоиерей Виктор Голубев
Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.04.2024 18:26
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
13.04.2024 18:17
Заказ на разврат выполняется успешно
Новый комментарий от АБС
13.04.2024 16:32
«Червь приполз в Россию и точит её, как яблоко»
Новый комментарий от Владимир Николаев
13.04.2024 16:05
«Вечный жид» в романе И.С. Тургенева «Рудин»
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2024 15:21
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Советский недобиток
13.04.2024 13:39