В украинской политике нет ничего нового: всякий раз по мере приближения очередных (внеочередных) выборов значимость России в качестве средства добывания голосов избирателей возрастает. В период между выборами можно предпринимать какие угодно антироссийские выпады, любыми средствами бороться против "российской угрозы", запугивать местный бизнес перспективой поглощения его российскими олигархами, стращать обывателя русским тоталитаризмом. Но приходит время (примерно за полгода до дня голосования), когда гром воинственной критики сменяется слабыми и вымученными трелями миротворчества.
Когда был искренен президент Виктор Ющенко? Во время грузино-югоосетинской войны, когда он изо всех сил поддерживал Саакашвили и склонял евроамериканский политический истеблишмент к осуждению и изоляции России? Или когда в своем послании Верховной Раде уверял, что сделает "все возможное чтобы перевернуть страницу недоразумений и обеспечить равный и доброжелательный диалог между соседями"? Тогда ли, когда своими указами пытался блокировать нормальное функционирование ЧФ? Или когда с парламентской трибуны ратовал за "максимальное улучшение отношений с Россией"?
А когда была правдива премьер Юлия Тимошенко? Быть может, когда стала автором нашумевшей антироссийской статьи "Сдержать Россию"? Или когда в присутствии В. Путина многозначительным тоном сообщала о полном взаимопонимании и достижении взаимовыгодных договоренностей по газовым вопросам? Когда она подписывала заявку на План действий относительно членства Украины в НАТО и брюссельские документы о модернизации украинской газотранспортной системы, игнорируя Россию? Или когда преподала своим гражданам урок истории, вспомнив, что Украина и Россия "70 лет творили единую систему, и сегодня это разорвать по живому невозможно и не нужно, потому что мир объединяется".
Думается, что как президент, так и премьер правдивы и искренни. Но только в одном: в желании сохранить и приумножить собственную власть. И в этой борьбе за власть, кажется, наступает момент на некоторое время "помириться с Россией". Правда, в этой избирательной каденции появился еще один фактор - экономический кризис, в котором Украина в силу особенностей промышленного сектора оказалась одной из самых уязвимых стран в Восточной Европе. Угроза необратимости деструктивных процессов в ряде системообразующих отраслей страны, рост массовой безработицы и усиление протестных настроений заставляют будущих кандидатов искать дополнительные аргументы в свою поддержку. В этом смысле практика "замирения" с Россией как дежурный предвыборный прием в нынешних условиях сочетается с реальными попытками хоть как-то наладить экономическое сотрудничество.
Однако следует иметь в виду, что два основных носителя власти на Украине - президент и премьер - исповедуют разные тактики взаимодействия с северным соседом. Ющенко в значительной мере утратил контроль над российско-украинскими отношениями. И, что самое главное, он потерял всякое доверие со стороны Кремля. В связи с этим весьма сомнительно, что он лично сможет добиться каких-то заметных успехов на российском направлении своей внешней политики.
Скорее всего, под президентской крышей оказываются те финансово-экономические группы, которые по разным причинам находятся вне премьерского лагеря. Президент для них - возможность легитимизировать отношения с Москвой и получить защиту от всевидящего ока и тяжелого гнева премьера.
Эти группы заинтересованы в том, чтобы российское руководство обращало внимание на суть проектов сотрудничества, а не на фигуру президента и его одиозную внешнюю и гуманитарную политику. Для налаживания экономических связей Ющенко ничего и не надо будет делать. За него все сделают другие. Не исключено, что именно эти силы настояли на включении в президентское послание Верховной Раде пассажа о необходимости максимального улучшения отношений с Россией. Похоже, что на роль координатора, увязывающего интересы различных сторон, делегирован искушенный переговорщик и вечный советник всех украинских президентов Дмитрий Выдрин. Формально это воплотилось в его назначение на должность заместителя секретаря CНБО Раисы Богатыревой. Игра рискованная. Кремль может на это и не откликнуться. Но убытки, которые несет украинский бизнес в условиях кризиса, заставляет идти на это.
Совсем другой подход демонстрирует Ю.Тимошенко. Она, напротив, стремиться держать в собственных руках все нити, ведущие в Кремль, формировать повестку дня, самолично подписывать все более или менее значимые совместные документы, возглавлять переговоры и управлять контактными группами. Не зря же премьер недавно напомнила, что Украина получает из России 100% ядерного топлива, 70% природного газа и 70% нефти. Трудно не заметить, как она прикладывает максимум усилий для того, чтобы потоки этих ресурсов текли на Украину исключительно под ее контролем. Тимошенко пытается уверить всех, что она способна укротить неуступчивых россиян и любые результаты ее поездки в Москву - это победа украинского премьера.
Президент (или те, кто выступает от его имени) и премьер по-разному пытаются воздействовать на российскую сторону. В первом случае используются приемы убеждения и доводов, которые выглядят рациональными. Порукой оказывается конгломерат заинтересованного украинского бизнеса. Во втором - на первое место выступает тактика женского обольщения. А гарантом любых договоренностей становится единственная персона - сама премьер.
На этот раз примирительная риторика как Ющенко, так и Тимошенко в адрес Москвы на фоне объявленных президентских выборов выглядит особенно конъюнктурно. Тем более что каждый из этой пары стремится дезавуировать действия другого. Из России очень многим они кажутся одинаково неубедительными. Хотя кадровые назначения в президентском лагере свидетельствуют о том, что игра украинских политиков на российском поле скоро может принять более изощренные формы. Кому поверит Россия? И поверит ли?
http://www.odnarodyna.ru/articles/1/596.html