Учебник "История религий" учит духовному пониманию нашей истории

Новости Москвы  Основы православной культуры 
0
1030
Время на чтение 8 минут
В учебнике "История религий" более всего заинтересованы регионы многонациональные и многоконфессиональные. В чисто русском регионе можно вполне преподавать ОПК - пожалуйста. Но, например, в Татарстане, где одна половина населения - мусульмане, а другая - православные, навязывать введение чисто религиозного учебника будет вызвать понятное неприятие и протест

Правая.Ру: Владимир Михайлович, вы являетесь одним из авторов учебника "История религий". Что это за учебник и почему он выходит только сейчас?

Владимир Лавров: О необходимости написания универсального, объемного и познавательного учебника по истории религий под редакцией серьезных ученых и специалистов говорилось очень долго, больше 10 лет. Но самих учебников написано не было. И вот сейчас этот учебник создан в Институте российской истории РАН. И, нужно сказать, создан он очень вовремя. В концепцию учебника заложена модель, по которой освещаются вероучения и история основных религий, распространенных на территории России, а не всех, которые существуют в мире. Этим мы экономим время и силы и без того перегруженных школьников. Основное внимание, естественно, уделяется истории и вероучению Православия. Но это не единственный раздел. Есть разделы учебника, посвященные католичеству, протестантизму, иудаизму, исламу и буддизму.

- А в процентном соотношении они как представлены?

- Наибольший раздел отдан Православию. Ни у кого из представителей основных конфессий здесь не возникло особых вопросов. Но я хочу сказать, что мы не высчитывали такое соотношение. Мы создавали раздел "Православие" из расчета, что это будет самый большой и, что немаловажно - первый раздел учебника. Это для нас принципиальная позиция, мировоззренческая. Сейчас вышел другой учебник - "Религии мира: история, культура и вероучения", под редакцией академика Чубарьяна, который написан с откровенно атеистических позиций. Более того, там раздел о Православии находится то ли на четвертом, то ли на пятом месте, зато на первых местах - разделы о брахманизме, иудаизме и так далее. Но для людей русских, православных Россия и Православие - на первом месте, и мы хотим, чтобы для наших учеников Православие было на первом месте. А вовсе не иудаизм (при всем уважении к иудаизму). Это исходит из того, что исторически Россия - православная страна и большинство людей, живущих в ней, причисляют себя к Русской Православной Церкви.

- Как создавался учебник? Как учитывались особенности каждой религии, когда писались соответствующие разделы?

- Когда создавался раздел об исламе - столь важном для нашей страны - мы пригласили ученого из Татарстана. Это их раздел - и он был выдержан очень хорошо. Для работы по иудаизму мы пригласили двух специалистов из Института востоковедения - двух интеллигентов-евреев и раздел получился очень интересный. Для работы над разделом "Буддизм" мы также привлекли ученого из Института востоковедения. Раздел по католичеству и протестантизму написали ученые из Свято-Тихоновского богословского университета. Мы исходили из того, что нужно писать из уважения к друг другу, доброжелательно. И это удалось. И это, конечно, поможет тому, чтобы лучше узнать друг друга. Это поможет укреплению того, что раньше называлось "дружба народов" через знание. Потому что за каждой конфессией стоит великая культура и великая история.

- Сейчас очень много говорится о реальных проблемах введения предмета "Основы православной культуры" в наших школах, из-за чего сам курс ОПК претерпевает немало атак как "справа", так и "слева". Поэтому возникает такой вопрос: не противопоставлен ли новый учебник "История религий" курсу "Основ православной культуры" в качестве некоей заменяющей "альтернативы"?

- Нет, конечно. В концепцию учебника "История религий" вошло понимание, что, прежде всего это - светский учебник. Но при этом он не противопоставлен ОПК. "Основы православной культуры" - это религиозный учебник, наш учебник - светский. Мы исходили из того, что он должен быть не открыто религиозным, но и не открыто атеистическим. Нам нужно было пройти по очень трудной грани. И в целом это удалось, хотя нужно признать, что предисловие к "Истории религий" - материалистическое.

- Интересно, почему?

- Потому что ответственный редактор учебника - директор института российской истории Андрей Николаевич Сахаров является материалистом. Но из четырех авторов основного раздела по православию три автора - православные верующие, в том числе ваш покорный слуга и два моих ученика.

- На какую аудиторию рассчитан учебник?

- Адресатом учебника являются 10-11 классы средней школы. Курс учебника рассчитан на 1 урок в неделю. Наш учебник хорошо проиллюстрирован, там есть много качественных цветных фотографий. При этом в учебнике излагается очень многое, поэтому нам пришлось изначальный объем даже ограничивать. Но при этом мы даем в учебнике то, что просто нельзя не дать. Нельзя не дать Владимирскую икону Божией матери. Нельзя не дать Сергия Радонежского. Но от чего-то приходилось отказываться. И в этом мы применяли метод "узлов" А.И. Солженицына, примененный им в "Красном колесе". Естественно, особое место пришлось уделить "красному" 20 веку, о котором рассказывается во всех разделах. Все религии в нашей стране подверглись тяжелейшим репрессиям, в первую очередь - Православие. Естественно, много говорится в учебнике и о недавнем объединении Русской Православной Церкви с РПЦЗ.

- А когда этот учебник поступит в школы?

- С этого учебного года уже начинается преподавание по нашему учебнику. Но мы столкнулись с новыми проблемами. Если раньше самой большой проблемой было само написание такого учебника, то сейчас встает и другая проблема - проблема соответствующих учителей. Почему так долго учебника не было? Потому что не было специалистов, хотя понимание нужности учебника была. А людей не было. И вот сейчас, когда учебник написан, возникает вопрос: кто будет преподавать "Историю религий"? Ведь раньше не было такой дисциплины. Пока предполагается, что этими учителями должны быть учителя истории. Но не обязательно именно они. И об этом я часто говорю при обсуждении проблемы. К примеру, я долгие годы езжу в паломнические поездки. И их проводит не историк, а преподаватель немецкого языка. Но лучшего человека, который проводит такие поездки, я еще не встречал. Не так важно, какой предмет преподает преподаватель. Если он интересуется историей религии, то он может преподавать этот предмет и даже может это делать лучше, чем преподаватель истории. Хотя преподавателям истории, эта тема, безусловно, ближе. Но ведь есть еще один немаловажный момент. Многие преподаватели истории у нас по старинке "без пяти минуты члены КПСС", атеисты, местами даже воинствующие атеисты. Здесь есть проблема. Но потихонечку начинать ее решать все равно нужно. В связи с проблемой учителей встает и другая проблема. Каким должен быть новый курс - факультативным или обязательным? Эта проблема неоднократно обсуждалась, в том числе и в Министерстве образования. Русская Православная Церковь, например, предлагает сделать этот курс обязательным. Но как историк, я уверен, что этот курс должен быть факультативным. Дело в том, что мы уже имеем дореволюционный опыт преподавания Закона Божьего и нужно признать, что этот опыт - неудачный. Была обязаловка, учеников принудительно заставляли учить молитвы и результат был отрицательным. Так зачем же наступать на те же грабли? Все мы хорошо помним, как мы изучали литературу в школе. Помню, как в одной школе у меня была замечательная учительница по литературе. А в другой школе была такая учительница, что она привила мне отвращение на прекрасные произведения нашей литературы на годы и десятилетия. Потом я заново их "открывал" через много лет и поражался, какие это были замечательные произведения и как мы их неправильно "проходили". Поэтому к обязательному преподаванию мы сейчас не готовы. А факультатив в каждой школе - это вполне реально и к этому нужно стремиться. Хочет ученик изучать историю религий - пожалуйста. А насильно тянуть - это значит наверняка добиться отрицательного результата.

- Чему уделяется особое внимание в учебнике?

- Русской истории. Но русской истории в духовно-нравственном измерении, а не просто как простому объективистскому изложению фактов. Мы же учим смотреть не на сами факты, а на духовные причины событий и задаем вопрос: почему люди поступили так или иначе? Что их побуждало, насколько глубоко они были верующими, какие были мотивы их поступков. И, наконец, мы даем духовно-нравственную оценку фактов, духовные причины следствия всех исторических событий, включая самые крупные. Например, почему произошла Великая октябрьская социалистическая революция? Это духовный взгляд на нашу историю - как раз то, что не хватает обычных школьных курсах по истории. Это будет очень полезно для учеников.

- Как долго делался учебник?

- Он был сделан достаточно быстро. И мы очень быстро созрели к его написанию. Было и соответствующее финансирование.

- А кто финансировал, если не секрет?

- Издательство "Русское слово".

- На какие регионы рассчитан учебник?

- В первую очередь в нем более всего заинтересованы регионы многонациональные и многоконфессиональные. В чисто русском регионе можно вполне преподавать ОПК - пожалуйста. Но, например, в Татарстане, где одна половина населения - мусульмане, а другая - православные, навязывать введение религиозного учебника будет вызвать понятное неприятие и протест. А наш учебник, где есть и Православие и ислам, этого позволяет избежать. Мы недавно проводили круглый стол в Казани, нам там так и сказали: "Мы готовы изучать Православие, но только в том случае, если ислам будет занимать в учебнике достойное место". Мне кажется, этот разумный подход. Такой учебник нужен и в Москве. Согласно последней переписи населения в Москве живет миллион чеченцев, миллион азербайджанцев, сотни тысяч евреев. Им ведь тоже хочется встретить что-то доброжелательное в учебнике о своей вере. Причем отмечу вот еще какой момент. Потребность в таких учебниках в ряде регионов настолько велика, что там в школах уже началось стихийное изучение истории религий, особенно ислама. И непонятно - кто именно этим занимается, что за люди? И как проконтролировать этот процесс? А наш учебник дает хорошую возможность представить себе, что именно будет изучаться.

- Как в вашем учебнике обойдены острые углы? Ведь в истории религий известны примеры столкновения религий - столкновения иудеев и христиан, с другой стороны - войны христиан с исламом. Или же учебник целиком посвящен истории нашей страны?

- В первую очередь учебник посвящен истории России, хотя и всемирная история там тоже освещается. Но и в нашей истории есть много острых моментов, например, татаро-монгольское иго. Наша задача была - написать нравственно, продумывая каждое слово, чтобы лишний раз не обидеть. Сказать, но при этом не разжечь пожар. Ведь взять то же татаро-монгольское иго. Оно ведь поначалу было языческим. Но при этом оно было в достаточной степени терпимым к Православию. Да, татары могли, например, сжечь храм, но с другой стороны, позволили создать в Орде православную епархию. А потом один из наследников Орды принял православную веру - и это очевидные факты. Но сложности редактирования были и по другим конфессиям. Скажем, автор раздела о католичестве, ну никак не хотел писать об инквизиции. А как дать историю католической церкви без упоминания об инквизиции? Пришлось сведения об инквизиции добавить уже редакторам. Главное - все авторы понимали, что все это нужно. И умели идти навстречу, в результате чего сложилась очень доброжелательная атмосфера.

- На Ваш взгляд, каковы перспективы нового учебника?

- Учебник "История религий" будет немного меняться, в частности - по регионам. Региональная компонента будет обязательно учитываться. В регионах с преобладающим русским населением большее внимание будет уделяться разделу о Православии, в регионах, где много мусульман - исламу. В регионе, где живет много старообрядцев - добавляется раздел по старообрядчеству, например - в Брянской области. И чадам Русской Православной Церкви это тоже будет полезным чтением. Когда лучше узнаешь другого, лучше понимаешь его, тогда оказывается, что человек, исповедующий иную веру - достойный, и с ним можно разговаривать, что-то спорить, что-то обсуждать. И тогда начинается уже серьезный разговор. Вот к этому мы стремились. Нам важно, чтобы на этот факультатив приходили дети, интересующиеся, которые не могли бы просто "сделать" свой выбор, но которые могли бы только интересоваться, сомневаться, тяготеть к какой-либо конфессии. А потом уже подойти к своему выбору, если он необходим, узнав больше о культуре и истории каждой из основных конфессий России.

С заместителем директора Института российской истории РАН и руководителем Центра истории религии и церкви, Владимиром Лавровым беседовал Илья Бражников

http://www.pravaya.ru/expertopinion/393/13425
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Лавров
Возрождение Империи. В Москве прошёл
царский вечер, посвящённый 155-летию Царя-Мученика Николая
24.06.2023
Романовы. 300 лет Российской империи.
Царский вечер. Часть 1. От царя Петра до царя Павла
29.01.2022
Мы с Христом или с богоборцами?
Беседа с доктором исторических наук, академиком РАЕН, преподавателем Николо-Угрешской православной духовной семинарии Владимиром Михайловичем Лавровым
23.07.2018
Все статьи Владимир Лавров
Новости Москвы
Все статьи темы
Основы православной культуры
«Верните детей в семью!»
О курсе семьеведения и необходимости пятидневной учебной недели для школьников
11.04.2024
«Искусство и культура должны человека поднимать, воспитывать»
Государству надо очень строго и внимательно определить приоритеты по отношению к культурной политике: чему помогать, чему не помогать
30.03.2024
Нож в спину воюющей России
Патриарх Кирилл обвинил элитную партию измены в сознательном убийстве «Основ православной культуры»
28.03.2024
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора
27.03.2024
Царствие Небесное дорогому и любимому Батюшке!
Сегодня исполняется 18 лет со дня кончины старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
05.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45