Новый проект исключает подобный автоматизм. Вместо этого подтверждается готовность Совбеза вновь вернуться к рассмотрению статуса края по истечении времени, отведенного на переговорный процесс и поиск компромисса между Косово и Белградом. Тем не менее и он не может устроить Россию. По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, он не снимает проблемы предрешенности ситуации вокруг определения будущего статуса края. "Проблема предрешения вопроса независимости Косово не снята с повестки дня: за довольно витиеватыми хитросплетениями дипломатического языка проступает вывод о том, что по истечении 120 дней, независимо от того, договорятся стороны или нет, фактически вступит в силу план Марти Ахтисаари", - заявил глава российского внешнеполитического ведомства. При этом он отметил в качестве позитивного момента нового проекта резолюции его ориентацию на продолжение переговоров, хотя отведенный на это срок составляет всего четыре месяца. "На мой взгляд, он несколько маловат", - сказал российский министр.
Развеять подозрения Москвы и Сербии попытался один из разработчиков новой резолюции Совбеза - Франция. Как заявил в четверг в Белграде глава МИД Франции Бернар Кушнер, встречавшийся с сербским коллегой Вуком Йеремичем, план Ахтисаари не будет автоматически применен в случае провала переговоров между Белградом и Приштиной. "Однако если мы не сумеем решить проблему, то вернемся к этому плану", - добавил он тут же. Одновременно Запад намерен усилить давление и на Россию, и на Сербию с целью заставить их согласиться на его предложения по Косово.
Сербия не может надеяться на присоединение к Европейскому союзу, пока статус Косово не будет определен окончательно мирным путем, заявил тот же Бернар Кушнер. "Невозможно вступить в ЕС с этническим конфликтом", - сказал глава МИД Франции. Другие европейские политики выступают еще более прямолинейно. Белград должен осознать, что эпохе его контроля над Косово пришел конец, заявляет бывший заместитель министра иностранных дел Великобритании Денис Макшейн. Исторические, религиозные, культурные связи между Сербией и Косово не подлежат сомнению, но край, по его словам, должен быть освобожден от опеки Сербии, именно для того, чтобы последняя смогла, наконец, вступить в Евросоюз и НАТО.
Что касается нашей страны, то Денис Макшейн в статье "Путин, Европа и Балканы", опубликованной во французской газете "Монд", риторически восклицает: "Так кто же нынче определяет внешнеполитический курс Евросоюза - европейские нации или Кремль?" И добавляет, что "Евросоюз должен сделать решающий выбор. Неужели он позволит, чтобы его внешнеполитический курс на Балканах стал заложником Кремля, что может привести к усилению разобщенности между Европой и Соединенными Штатами". А вот спецпосланник Генсека ООН и автор известного плана по Косово Марти Ахтисаари вообще считает, что Россия снизит свой международный статус, если не согласится с резолюцией ООН по статусу Косово. "Россия придает слишком большое значение проблеме Косово, чтобы рассчитывать на укрепление своего международного имиджа в случае блокирования резолюции в Совете Безопасности ООН", - сказал он. Как неуместные, назвал эти заявления Сергей Лавров. "Если подобные заявления снижают международный статус, то только не России", - добавил глава МИД РФ.
Россия занимает в отношении статуса Косово взвешенную и последовательную позицию. С одной стороны, Москва считает, что удовлетворение претензий косоваров на независимость может создать опасный прецедент для роста сепаратистских настроений. Кстати, они есть в Великобритании и особенно во Франции. Как известно, там существуют сепаратистские регионы и соответственно движения. Указывая на это, албанский политолог Алия Пачрами подчеркивает, что отторжение Приштины от Белграда непременно повлияет на сепаратизм трансильванских (румынских) и и воеводинских (на севере Сербии) венгров, добруджей в придунайской Болгарии, далматинцев и сербов в Хорватии и греков в Албании. По мнению политолога, косовский пример вдохновит также сепаратистов в странах бывшего СССР, включая и русскоязычное население Латвии и Эстонии.
А с другой - в Косово нет такой ситуации, которая требовала бы сиюминутного решения. Там нет открытых боевых столкновений, там нет геноцида той или иной этнической группы, хотя сербское меньшинство находится в положении группы пораженных в правах людей. То есть, ситуация в крае не столь остра, чтобы говорить: либо завтра, либо никогда. В принципе об этом говорят и некоторые официальные натовские лица. Так, официальный представитель альянса Джеймс Аппатурай заявил, что НАТО не видит возможности для новой эскалации конфликта в Косово и начала войны на Балканах. По его словам, силы КФОР численностью 16 тысяч человек полностью экипированы, имеют достаточную численность и подготовку для обеспечения безопасности в регионе. В свою очередь главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе Бэнц Крэддок в понедельник в Софии подтвердил, что войска НАТО в Косово будут сохранять свое присутствие в долгосрочной перспективе в качестве гаранта безопасности в регионе. Тем не менее на Западе продолжают утверждать, что дальнейшее промедление решения статуса Косово грозит подрывом стабильности в регионе.
28 июня сербы отмечали 618-ю годовщину битвы на Косовом поле. Выступая в этой связи, премьер-министр Сербии Воислав Коштуница заявил, что за Косово идет новая битва. Это борьба "силы с правдой", и "в Косово может победить только правда", подчеркнул он.
http://www.redstar.ru/2007/07/14_07/3_01.html