На исходе прошлого года главнокомандующий военно-морскими силами Республики Корея адмирал Хван Ги Чхоль в телефонном разговоре с главнокомандующим Военно-морским флотом России адмиралом Виктором Чирковым поблагодарил руководство России и Министерства обороны за оказание помощи в проведении поисково-спасательной операции на месте трагедии рыболовецкого траулера «Орион-501». Эта спасательная операция, несомненно, стала ярким примером добрососедских отношений между нашими странами. А как в целом развивается российско-южнокорейское сотрудничество, чем в этом плане стал знаменателен 2014 год? Об этом идёт речь в интервью, которое дал «Красной звезде полномочный министр, заместитель посла Республики Корея в РФ Пак Бёнг Хван.
- Прошло уже более шести лет, как руководители наших стран договорились о
том, чтобы вывести двусторонние отношения на уровень стратегического
партнёрства. Что сегодня можно сказать по этому поводу? Как в Сеуле оценивают
общее состояние нашего взаимодействия? Использован ли весь потенциал?
- Действительно, идёт уже седьмой год, как в сентябре 2008-го во время визита
президента Южной Кореи в Россию Ли Мен Бака руководители двух стран
договорились о развитии взаимовыгодных, ориентированных в будущее отношений в
духе стратегического партнёрства. За это время обе страны сделали многое, чтобы
их сотрудничество соответствовало заявленному уровню. Хотя если учесть масштаб
экономик наших стран, геополитическое положение, нацеленность на
сотрудничество, то можно сказать, что потенциал двусторонних
торгово-экономических связей пока реализован не полностью.
Новый импульс расширению и укреплению взаимодействия сторон внесли визиты в
2013 году президента Южной Кореи Пак Кын Хе в Петербург и российского лидера
Владимира Путина - в Сеул. В частности, по итогам переговоров в
южнокорейской столице был подготовлен солидный пакет документов - 2
межправительственных соглашения и 16 меморандумов, охватывающих наиболее важные
области взаимодействия. Своеобразной «дорожной картой» развития двусторонних
отношений минимум на пять, а то и более лет стало одобренное лидерами двух
стран Совместное заявление РФ и РК, состоящее из 35 пунктов.
И в 2014 год наши страны вступили с полной уверенностью в дальнейшем углублении
связей между ними, тем более что с 1 января стал действовать безвизовый
режим между Россией и Южной Кореей. Что, естественно, позволяет россиянам и
корейцам лучше узнать друг друга, активизировать двустороннее сотрудничество и
прочие контакты. Однако украинский кризис несколько перепутал карты. Даже при
том, что Республика Корея, хочу подчеркнуть это особо, не приняла
никаких санкций в отношении России. Хотелось бы надеяться, что наступивший год
принесёт нам изменения в лучшую сторону.
- Назовите наиболее перспективные сферы для сотрудничества между Россией и
Южной Кореей?
- Следует сказать, что Республика Корея заинтересована не только в расширении
традиционной торговли, которая, несмотря на влияние кризиса, увеличилась по
сравнению с 2013 годом, но и в сотрудничестве в высокотехнологичных
областях. Таких как судостроение, космос, атомная энергетика, IT, медицинские и
биотехнологии. На долгосрочную перспективу нацелена и реализация мегапроектов
по соединению газопроводов, железных дорог и электросетей двух Корей и России.
А взять тот факт, что в ноябре 2014 года в Южную Корею через северокорейский
порт Раджин по недавно модернизированному железнодорожному участку Раджин -
Хасан прибыла первая партия российского угля. Маршрут Раджин - Хасан может
рассматриваться как первая фаза соединения Транскорейской железной дороги с
Транссибирской магистралью.
- На такой огромной территории, как Россия, естественной формой
взаимодействия является межрегиональное сотрудничество между субъектами РФ и
провинциями и городами Южной Кореи. Каково сегодняшнее состояние такого обмена?
- Межрегиональное и приграничное сотрудничество России и Республики Корея
является важной составной частью двусторонних связей, а также значимым фактором
в стимулировании социально-экономического развития сопредельных регионов двух
стран. В настоящее время соглашениями о побратимских связях охвачено
свыше 30 пар провинций, областей и городов двух стран, что значительно
расширяет сферу нашего сотрудничества. В качестве положительного примера можно
привести связи Республики Корея с Сахалинской областью. В апреле 2010
года в Сеуле в целях расширения торгово-экономических контактов наших
стран состоялась презентация инвестиционного потенциала Сахалинской области. В
рамках данного мероприятия были продемонстрированы 14 инвестиционных проектов,
общая стоимость которых составляет 4,21 млрд долларов (124,6 млрд рублей).
Итогом презентации стало подписание 7 документов о сотрудничестве в
экономической сфере.
В Сеуле побывали также делегации Москвы, Приморья, Камчатки, Бурятии, Алтая,
Калужской, Тульской и Липецкой областей, которые провели переговоры по
привлечению южнокорейских инвестиций. Полезной формой взаимодействия явилась
стажировка госслужащих Республики Саха (Якутия) в международной школе бизнеса в
г. Тэджу, участие представителей Забайкалья в работе Ассоциации региональных
администраций стран Северо-Восточной Азии, работа делегаций из регионов России
на различных международных форумах, проводимых в РК.
9 декабря прошлого года в Сеуле состоялся российско-корейский экономический
форум «Инвестируйте в Дальний Восток!». Форум стал площадкой для обсуждения
актуальных вопросов экономического и торгового сотрудничества Республики Корея
с регионами российского Дальнего Востока. Представительную российскую
делегацию, в которую вошли почти все руководители регионов ДФО, возглавил
вице-премьер Правительства России Юрий Трутнев. Неделей раньше в Южной
Корее побывал и министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Честно
говоря, для нас принять эти две делегации было непростым решением - Запад
настаивал, чтобы мы следовали объявленным им санкциям в отношении России. Тем
не менее мы приняли обе делегации, чтобы обсудить конкретные вопросы
двустороннего сотрудничества на Дальнем Востоке России.
В настоящее время соглашениями о побратимских связях охвачено свыше 30 пар провинций, областей и городов двух стран
- А какие, на ваш взгляд, есть у наших стран перспективы по развитию
военного и военно-технического сотрудничества?
- Хочу отметить, что военное сотрудничество между нашими странами имеет
глубокие исторические корни. Оно зародилось ещё в октябре 1896 года, когда в
Сеул прибыл отряд русских военных инструкторов, чтобы помочь Корее создать
надёжную армию. Если же говорить о нынешнем состоянии военного сотрудничества
между нашими странами, то оно лишь набирает силу. На это направлено и
постановление о военном сотрудничестве, подписанное в 2013 году в ходе
визита в Сеул Владимира Путина. Соглашением подразумевается активизация
сотрудничества между Россией и Южной Кореей в области обмена мнениями по
военно-политическим аспектам глобальной и региональной безопасности, а также
развития мер доверия и транспарентности. Оговорено развитие отношений в
области военной медицины, военной истории, военной топографии, военной
гидрографии и военной культуры. В качестве примера такого сотрудничества можно
привести визит российского ракетного крейсера «Варяг» в порт Инчхон и недавнее
посещение Владивостока отрядом южнокорейских кораблей.
Что касается военно-технического сотрудничества, то его уровень пока не слишком
высок. Республика Корея вела переговоры с Россией о закупке в вашей стране
военной техники, но помешал украинский кризис.
- Нельзя не обратить внимания, что в интересах развития сотрудничества наших
стран выдвигаются самые неожиданные предложения. Как, например, о создании
некого симбиозного государства. Что вы можете сказать в этом отношении?
- То, что появляются новые идеи по расширению сотрудничества между нашими
странами, не может нас не радовать. И когда к нам в посольство кто-то из
российских предпринимателей обращается с просьбой оказать содействие в
налаживании связей с корейским бизнесом, мы делаем это с огромным
удовольствием. Как правило, организуем поездку в Южную Корею, приглашаем на
заседания межкорейской ассоциации посольства, находим другие способы
реализовать российский проект, если он, конечно, реалистичный.
Что касается идеи о создании Россией и Кореей симбиозного государства, то она,
естественно, мне знакома, как и её автор Владимир Сурин. Когда я впервые
услышал о ней, то удивился, почему вдруг выбран корейский народ для
освоения российского Зауралья. Потом подумал, а почему бы и нет. Ведь между
Россией и Кореей никогда не было серьёзных противоречий. А когда в
середине XIX века были установлены общие границы и налажены активные контакты
между двумя странами, то началась интенсивная корейская иммиграция в Россию и,
таким образом, в ней появилась ещё одна национальность, численность которой к
концу XX века достигла 450 тысяч человек. Но реализация этой идеи - вопрос
долгосрочной перспективы. Вначале же следует решить вопрос доверия, и
не только между руководителями наших стран, но и народами. В этом смысле
можно сказать, что действие соглашения о безвизовом режиме с 1 января
2014 года стало первым шагом к этой идее.
- Корейский полуостров продолжает балансировать на грани
военно-политического кризиса, когда от любой искры может разгореться
полномасштабная война...
- Ситуация на Корейском полуострове серьёзная. Мы стремимся к объединению двух
Корей. Наш президент считает, что к восстановлению доверия на полуострове надо
идти медленными шагами, постепенно расширяя сотрудничество между Севером и
Югом. Но после гибели в 2010 году корвета ВМС РК «Чхонан» наши связи
практически прекратились, хотя мы продолжаем оказывать Северу гуманитарную
помощь.
На мой взгляд, изменению ситуации на полуострове в лучшую сторону могла бы
помочь реализация трёхсторонних проектов с участием России, Южной Кореи и КНДР.
Это было бы полезно всем сторонам. России позволило бы получить необходимый
дополнительный капитал, КНДР - дало возможность улучшить своё экономическое
положение, а нам помимо чисто бизнес-интереса ещё позволило бы вложить деньги в
развитие экономики в будущем единой Кореи. Кстати, такие совместные проекты
заложены в «Евроазиатской инициативе», которую провозгласила наш президент Пак
Кын Хе в качестве одной из главной стратегии развития.
- Напомните нашим читателям основную идею этой инициативы, и что уже сделано
по её реализации?
- Эта инициатива представляет собой выражение мечты корейского народа. Дело в
том, что Южная Корея географически не является островом, но на практике
мы находимся на нём. Поэтому мы хотим, чтобы Южная Корея стала естественной
частью Евразии. Как известно, Россия стремится создать Евразийское
экономическое сотрудничество, Китай - новый «Шёлковый путь», Турция - «Тюркский
мир», охватывающий геопространство от Адриатики до Великой китайской
стены. Южная Корея хочет стать одной из осей интеграционного движения,
деловым центром Северо-Восточной Азии, которая является важнейшей частью
Евразии.
Под лозунгами этой инициативы понимается создание и развитие Южной Кореей
со странами Евразии единой транспортной, энергетической, торговой сети,
активизация экономического сотрудничества, обменов в сфере науки, технологий,
культуры, улучшение межкорейских отношений, основанных на доверии. Всё это в
конечном итоге нацелено на сотрудничество, на превращение Евразии в континент
мира и процветания. Если резюмировать, то «Евроазиатская инициатива» нашего
президента - это стратегия улучшения межкорейских отношений, масштабной
активизации сотрудничества с Северо-Восточной Азией и далее с государствами
Евразии вообще. Центральным государством, с кем запланировано развитие
сотрудничества в рамках «Евроазиатской инициативы», является как раз Россия.