ЗАОКЕАНСКАЯ НЕУЧТЕНКА
Таково заключение Р.С.Норриса (Оборонный совет по природным ресурсам) и Х.М.Кристенсен (Федерация американских ученых), авторитетных в Соединенных Штатах специалистов, занимающиеся проблематикой ограничений стратегических наступательных вооружений. Ученые провели в мае этого года уточненный анализ выполнения Белым домом указанного договора до конца срока его действия и подвергли сомнению обязательства США в точности выполнить ключевую - первую - статью документа, которая фиксирует, что каждая из сторон к концу 2012 года уменьшит количество имеющихся у нее стратегических ядерных боезарядов (ЯБЗ) до уровня 1700-2200 единиц.
Свои расчеты американские исследователи выполнили с учетом уже проведенных и намечаемых сокращений ЯБЗ стратегического наступательного потенциала Соединенных Штатов, а также приняв во внимание новые ядерные боезаряды данной категории, которые поступят на вооружение стратегических ядерных сил (СЯС) США в 2007-2012 годы.
По мнению Норриса и Кристенсена, Вашингтон, используя термины "оперативно (иногда используется термин "активно") развернутые стратегические ядерные боезаряды" (оperationally deployed strategic warheads или active deployed strategic warheads), а также "оперативно (активно) неразвернутые стратегические ядерные боезаряды" (оperationally non-deployed strategic warheads или active non-deployed strategic warheads), которые вообще не употребляются в Договоре о ССНП, к окончанию срока его действия будет иметь не 2192 "учтенных" стратегических ядерных боезаряда, что полностью вписывалось бы в верхний предел, установленный соглашением (2200 единиц), а фактически 5047 ЯБЗ. То есть в 2,3 раза больше, чем предусмотрено договором.
Подобная ситуация возникнет за счет заведомо "неучтенных" нынешней администрацией США своих 2855 (по другим подсчетам - 2455) "оперативно неразвернутых стратегических ядерных боезарядов", отстыкованных от носителей и временно вывезенных на централизованные базы хранения в качестве "стратегических ядерных боезарядов резерва реагирования" (responsive strategic warheads). Однако в случае необходимости они могут быть быстро возвращены в состав американских СЯС и учитываться при перспективном военно-стратегическом планировании и сегодняшними, и будущими руководителями США.
Кстати сказать, возможность вывода из-под сокращений Договора о ССНП "оперативно неразвернутых стратегических ядерных боезарядов" признавалось американской администрацией вскоре после заключения Московского договора. Об этом, в частности, прямо говорилось в фактологической справке Белого дома с разъяснениями условий данного соглашения еще в мае 2002 года, а также в послании Джорджа Буша в Сенат с обоснованием его заключения с Россией.
ПРОСТЫЕ И НАДЕЖНЫЕ СПОСОБЫ
Поскольку новая американская администрация, вероятно, обозначит перед российским руководством тему продления указанного договора или подготовки нового документа о ССНП (это предусмотрено статьей 4 подписанного в Москве в мае 2002 года соглашения), нельзя не учитывать потенциально новые "терминологические ловушки" США при подходах к дальнейшему уменьшению стратегических наступательных арсеналов РФ. Наши "переговорщики" должны в буквальном смысле "под микроскопом" отслеживать применение Вашингтоном замысловатых словесных построений и их трактовку, под прикрытием которых он вновь может попытаться вывести "за скобки" реальных сокращений значительное количество ядерных боезарядов стратегического назначения.
Далее. Белый дом, как известно, довольно нервно отреагировал на недавнее заявление Кремля с обещанием нацелить российские ракеты на объекты американской системы ПРО, которая, как утверждают представители команды Джорджа Буша, обязательно появится в ближайшее время на Европейском континенте. Коль так, то почему Москва не может в принципиальном плане поставить перед Вашингтоном схожий вопрос. Например, об уменьшении количества военных и гражданских целей на нашей территории, которые могут стать объектом ракетно-ядерного удара США.
Все эти цели, напомню, перечислены в американском "Едином интегрированном оперативном плане" (Single Integrated Operational Plan) - плане ведения ядерной войны против России и шести других государств. Именно в нем обозначены 2260 или 2500 объектов ракетно-ядерного нападения на территории РФ, что не позволяет американскому военно-политическому руководству идти на более низкие уровни сокращений СНВ/СНП с Россией.
Впрочем, "сюрпризы", преподносимые Кремлю администрацией Буша-младшего на излете ее пребывания у кормила власти, к сожалению, на этом не заканчиваются.
Не прекращается разработка американцами ракетно-ядерных средств стратегического назначения для нанесения первого ядерного удара, а также миниатюрных ядерных боезарядов для решения как стратегических, так и оперативно-тактических задач. Продолжаются работы по усовершенствованию крылатых ракет всех видов базирования: повышению дальности (вплоть до межконтинентальной) и скорости (до сверхзвуковой) полета, точности наведения (до 1 м).
К традиционной триаде американских СЯС (атомные подводные ракетоносцы, межконтинентальные баллистические ракеты и тяжелые бомбардировщики) подключаются обычные вооружения. Действующая Стратегия национальной безопасности США (март 2006 года) резко снижает порог применения ими ядерного оружия, предусматривая нанесение превентивных и упреждающих ракетно-ядерных ударов практически по любому "несостоятельному" государству мира.
Вместе с тем самым простым и надежным способом решения возникших по вине США сложностей в российско-американских отношениях является не качественно новый виток гонки вооружений (хотя старт ему, как видно, уже дан), а возрождение принципа "равенства и одинаковой безопасности", к сожалению, недолго просуществовавшего между Вашингтоном и Москвой.
http://nvo.ng.ru/forces/2007-06-29/1_weapons.html