Причащение - вопрос сложный

Как лучше причащаться - редко или часто? Как готовиться к причастию? Нужен ли "евхаристический пост"? Эти вопросы решаются каждым пастырем по-своему

Новости Москвы  Проблемы церковной жизни 
0
221
Время на чтение 3 минуты
Попытка начать процесс вынесения единого мнения по этим и другим вопросам была предпринята в Даниловом монастыре.

27 декабря в московском Свято-Даниловом монастыре состоялся круглый стол "Подготовка ко святому Причащению: историческая практика и современные пути решения вопроса". Цель мероприятия заключалась в обмене опытом и взглядами по одному из самых важных вопросов в жизни христианина: участию в Божественной Евхаристии. В современной Русской Церкви нет единого отношения ко многим вопросам, связанным с причащением мирян: таким, как подготовка к причащению, пост, обязательная исповедь перед причащением и т.д. Этот факт придает состоявшемуся круглому столу особую актуальность.

В круглом столе приняли участие клирики Москвы и Московской епархии: епископ Егорьевский Марк, архимандрит Алексий (Поликарпов), игумен Петр (Мещеринов), протоиереи Всеволод Чаплин, Валериан Кречетов, Владимир Воробьев, Димитрий Смирнов, Николай Балашов, Владислав Свешников, Алексий Уминский и другие представители московских и подмосковных храмов. Помимо участников с "правом голоса" за ходом круглого стола следили приглашенные священнослужители и миряне.

После того, как было зачитано приветственное послание Святейшего Патриарха Алексия, который назвал вопрос, вынесенный в название дискуссии "более важным, чем любой другой вопрос бытия Церкви", вступительное слово произнес организатор круглого стола игумен Петр (Мещеринов), очертивший круг проблем, нуждающихся в обсуждении. Можно ли требовать строгого соблюдения поста перед причастием от школьников и студентов? Есть ли необходимость настаивать на именно 3-дневном евхаристическом посте? Почему священники требуют от мирян поститься перед причастием, а сами не постятся? На все эти вопросы можно ответить лишь с точки зрения сложившейся практики, но никак не общецерковной точки зрения. Известно, что древние христиане, вплоть до окончания эпохи Вселенских Соборов, причащались каждый день, и соответственно, евхаристический пост отсутствовал. Не было и жесткой привязки к причащению исповеди. А какова роль священника в деле допущения или не-допущения мирян к причастию? Очевидно, считает отец Петр, что исповедь перед причастием никак не может "сводиться к покупке мирянином билета на причастие у священника", которая зачастую оказывается зависимой от настроение исповедующего.

Следующий докладчик, прот. Николай Балашов познакомил слушателей с практикой некоторых поместных Церквей. В частности, в Элладской Церкви при редком причащении духовники благословляют мирян на недельный пост перед причастием, при более частом - на трехдневный, а при регулярном - на однодневный. Супружеский пост в Греции состоит из двух дней до причастия и одного дня после него. Исповедь не обязательно должна предварять причастие. В Сербии отношение духовников к вопросам подготовки к причастию может варьироваться в зависимости от греческого или русского влияния в той или иной епархии. В Болгарии практиковалось редкое причащение мирян, но в последнее время ситуация стала меняться в сторону более частого.

Далее слово было дано прот. Владимиру Воробьеву. Он отметил, что для формирования единого и правильного отношения к причащению необходимо возродить евхаристическую общину - форму существования христиан в древней церкви, предполагающую, что глава общины, пастырь, духовник хорошо знает своих пасомых, их жизненные условия, обстоятельства, проблемы. В таком случае можно и нужно практиковать частое причащение. К сожалению, отметил отец Владимир, в России уже давно евхаристическая община перестала существовать, что негативно сказывается и на евхаристической жизни мирян, и на отношении к причащению мирян духовенства. Отчасти это связано с огромными размерами нашей страны и, как следствие, хронической нехваткой пастырей. Отец Владимир поделился и опытом своей общины, объединенной вокруг храма свт. Николая в Кузнецкой слободе в Москве. "Для прихожан, которые часто причащаются и которых священник хорошо знает, допустимо оставить лишь благословение на причащение", - уверен отец Владимир. - Нельзя требовать частого участия в таинстве покаяния: это формализует, обесценивает таинство". Но, конечно, нет возможности и пойти по пути Восточных Церквей, не требующих исповеди перед причастием - к этому население нашей страны еще не готово.

Круглый стол как мероприятие дискуссионное не был бы таковым, если бы в ходе его не возникли разногласия. Так не все присутствовавшие согласились с практикой общины прот. В.Воробьева поститься в субботу - накануне воскресного причастия. Оппоненты отца Владимира привели 55 правило VI Вселенского Собора, запрещающее пост в субботы, кроме Великой. Отец Владимир отвечал, что пока "не готов к революционным действиям". Полностью выступление о.Владимира уже сейчас можно прочитать на сайте Православие и мир.

Дискуссию продолжили прот. Валериан Кречетов, по убеждению которого никак нельзя ограничиваться простым благословением на причастие, а необходимо над каждым желающим причаститься читать разрешительную молитву; а также прочие участники круглого стола. Все выступления будут опубликованы издательством Свято-Данилова монастыря. Все участники круглого стола сошлись на том, что вопросы, связанные с причащением мирян, нуждаются в дальнейшем обсуждении и - в будущем - вынесении на более высокий уровень. По словам преосвященного Марка, "эти давно назревшие вопросы когда-нибудь должны появиться на повестке дня заседаний Священного Синода и Архиерейских Соборов". Но прежде они должны пройти обсуждения на мероприятиях, подобных состоявшемуся в Даниловом монастыре круглому столу.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10000&article=550
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Федор Котрелев
Береженого Бог бережет
Православные храмы нуждаются в профессиональной защите
13.12.2008
Музейщики на тропе войны
"Троица" Рублева: экспонат или святыня?
24.11.2008
Америка выбрала аборты
В России это даже обсуждать страшно
19.11.2008
Все статьи Федор Котрелев
Новости Москвы
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Нас должна волновать судьба светских теологов»
В Санкт-Петербургской митрополии состоялось заседание совета по теологическому образованию
21.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице и ее духовенство в годы Великой Отечественной войны
Доклад на конференции, посвященной 200-летию Казанского собора
03.11.2024
О внешних и внутренних угрозах
Святейший Патриарх Кирилл выступил на заседании Бюро президиума ВРНС
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07