19 ноября в Интернете вспыхнуло громкое обсуждение просьбы Святейшего Патриарха Алексия перевезти на несколько дней рублевскую «Троицу» в Троице-Сергиеву Лавру. Участники дискуссии наговорили много резких слов в адрес Церкви. А вот эксперты уверены: икону перевозить можно, если создать все условия.
Началом дискуссии послужило открытое письмо, опубликованное Интернет-дневнике старшим научным сотрудником отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской Галереи Левоном Нерсесяном. Автор рассказывает о письме Патриарха в адрес ГТГ, в котором выражена «трогательная просьба с прибавлением какого-то невнятного лепета об ожидающих нас испытаниях, о том, чтобы икона «Троица» преподобного Андрея Рублева была на три дня "отпущена" на праздничное богослужение на место своей прежней "прописки: -- в Троице-Сергиеву лавру». Автор письма возмущается тем, что руководство ГТГ не ответило Патриарху мгновенным и резким отказом. Вместо этого, по словам господина Нерсесяна, ситуация разрешится удовлетворением «бессмысленного каприза того, кто мнит себя поборником благочестия и восстановителем "исторической справедливости" (очевидно, имеется в виду Патриарх). Автор также называет руководство ГТГ «трусливым, преступным и не готовым защитить то сокровище, которое, волею судеб, оказалось в его распоряжении». «Троица» по мнению старшего научного сотрудника ГТГ - это «произведение со сложной исторической судьбой и сложным состоянием сохранности» Доски иконы расходятся и «их невозможно окончательно скрепить, не вызвав еще более серьезных разрушений». Единственный способ дальнейшего хранения иконы по мнению господина Нерсесяна - это «не трогать икону». Если же ситуация будет развиваться как-нибудь иначе, автор письма готов «обвязаться гранатами и выйти на тропу войны».
В своем воинственном настрое господин Нерсесян не одинок: в ответ на его письмо в Интернете появились сотни высказываний в адрес Русской Православной Церкви. «Катастрофа», «дурной сон», «мракобесы и негодяи» -- таковы еще не самые резкие эпитеты, которыми авторы награждают Церковь и ее желание дать верующим возможность поклониться святыне. Не отстали от частных лиц и редакции либеральной (газета «Российские вести») и откровенно антиправославной (Интернет-портал Credo.ru) прессы, которые наперебой вызывались осветить в нужном свете ситуацию вокруг «Троицы». Не желая оставаться в стороне, сайт miloserdie.ru обратился за разъяснениями к экспертам.
В интервью нашему корреспонденту заместитель генерального директора, главный хранитель ГТГ Екатерина Селезнева рассказала о подробностях этой истории. «Письмо от Святейшего Патриарха поступило в ГТГ 30 октября. В нем Его Святейшество просил позволить перемещение «Троицы» из музея в Троице-Сергиеву Лавру на 3-4 дня. Речь шла о празднике Троицы, который в 2009 году приходится на 9 июня. Мы начали готовить расширенное заседание реставрационного совета, чтобы определить, позволяет ли состояние иконы ее транспортировку и выставление вне музея. Помимо экспертов-реставраторов, в совете приняли участие и представители Церкви, в частности, казначей Лавры архимандрит Порфирий. Совет проходил 17 ноября в большом зале ГТГ. К сожалению, в ходе совещания обнаружилось, что большинство присутствовавших реставраторов категорически против каких бы то ни было переговоров о временном перемещении иконы. Мало того, оказалось, что реставрационное сообщество посчитало, что «Троицу» хотят забрать из музея навсегда. Так, председатель Ассоциации реставраторов России Савелий Ямщиков поначалу выразил большую обеспокоенность ситуацией, но когда я рассказала ему о том, что икону просят всего на несколько дней, он с уверенностью сказал: "Надо выдавать!". Но, как видите, обсуждение продолжается».
А действительно ли «Троица» находится в столь плачевном состоянии, что ее ни в коем случае нельзя трогать - как пишет в своем письме Левон Нерсесян? Екатерина Селезнева полагает, что такая оценка преувеличена: «По нашим оценкам, икона находится в удовлетворительном состоянии. Но конечно же, надо учитывать, что этой святыне 600 лет, и она требует к себе исключительно бережного отношения. В ее истории и так были достаточно тяжелые эпизоды, например, эвакуация во время войны. С другой стороны, прецеденты - правда не с «Троицей» - временного вывоза древних икон у нас есть. Так, мы уже 14 лет регулярно вывозим икону Божией Матери «Донская» -- и все благополучно. Но каждый отдельный случай надо рассматривать отдельно. На заседании расширенного совета один из его участников, доктор искусствоведения Алексей Лидов предложил провести специальный круглый стол - не только о возможности транспортировки «Троицы», но и вообще об отношениях государства и Церкви в области хранения и поклонения святыням. Что касается «Троицы», то сейчас мы рассматриваем такой вариант действий: организовать транспортировку аналогичной по ценности и состоянию иконы из ГТГ в Лавру, зафиксировать на видеопленку все этапы этого мероприятия, оценить условия выставления иконы в соборе Лавры, качество специальной стеклянной капсулы и т.д. После этого можно будет решать вопрос с "Троицей". Но в принципе, мне кажется, вывозить икону можно».
Своим мнением по поводу передачи «Троицы» в Троице-Сергиеву Лавру с нами поделился известный искусствовед, декан факультета церковного искусства ПСТГУ, протоиерей Александр Салтыков. «Я считаю, сказал он, что икона должна быть возвращена владельцу, но только при условии, что будет обеспечен постоянный научный контроль за состоянием памятника. Условия содержания иконы должны сочетать в себе и возможность поклонения ей как святыне, и возможность посещения ее как всемирно известного художественного памятника, и ее физическую сохранность. Соблюсти эти условия реально, но надо этим заниматься. Подход должен быть научным и серьезным».
http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10000&article=1107