На прошедших 4 ноября выборах президента США в некоторых штатах обсуждались этические вопросы: аборты, эвтаназия, однополые браки. Что заставляет американцев выносить такие проблемы на главные выборы страны? Возможно ли и нужно ли это у нас? Об этом рассуждают православные эксперты.
4 ноября избиратели в нескольких штатах США обнаружили в бюллетенях помимо имен кандидатов еще и предложение проголосовать по некоторым морально-этическим вопросам. В штатах Колорадо и Южная Дакота голосовали за или против запрещения абортов. В Колорадо вопрос ставился в терминах, уже давно привычных для христианской биоэтики: можно ли признать личностью оплодотворенную яйцеклетку. В случае положительного решения любой аборт автоматически приравнивался бы к убийству и был бы строго запрещен. В Южной Дакоте вопрос ставился более мягко: там предлагалось запретить аборты во за исключением тех случаев, когда зачатие произошло в результате изнасилования или инцеста, а также если продолжение беременности или роды представляют серьезную угрозу для матери. В штатах Массачусетс и Мичиган решалась проблема легализации марихуаны, во Флориде, Аризоне и Калифорнии на голосование была вынесена легитимность однополых браков, а в Вашингтоне -- допустимость эвтаназии. Однако благие намерения организаторов «этических выборов» дали не слишком отрадный результат: Колорадо и Южная Дакота проголосовали за аборты, Массачусетс и Мичиган разрешили использование марихуаны в качестве обезболивающего, а жители Вашингтона высказались за эвтаназию. Кроме этого штат Мичиган общенародным голосованием разрешил ученым экспериментировать со стволовыми клетками, извлеченными из человеческого эмбриона. И только калифорнийцы, аризонцы и флоридцы отказались признать однополые браки и разрешить однополым парам усыновлять детей.
И все-таки, несмотря на провал моральных идей, сам по себе факт вынесения подобных вопросов на всеобщее голосование, причем в рамках самых главных в стране выборов -- президентских -- явление интересное. Как характеризуют такие голосования американское общество? Возможны ли такие голосования в России?
Доктор философских и кандидат медицинских наук, завкафедрой биоэтики Российского государственного медицинского университета Ирина СИЛУЯНОВА полагает, что присоединение этических вопросов к президентскому голосованию -- это чистый пример демократического злоупотребления: «Всем нам прекрасно известно, что мнение большинства далеко не всегда соответствуют истине. В истории слишком часто бывало наоборот, и в данном случае мы видим именно такую ситуацию. Референдум не является залогом истинного решения. Как можно оценить результаты прошедшего голосования? С одной стороны в США еще пока довольно сильны принципы традиционной морали, и поэтому такие вопросы имеют шанс достичь вершин голосовательного процесса. Но при этом современная цивилизация выработала такой хитрый прием, что она может преодолеть нравственные запреты путем принятия законов. На это и рассчитывали поборники абортов, эвтаназии и прочих морально недопустимых вещей, и как мы видим, в большинстве вопросов они не ошиблись. В чем отличие США от России в вопросах биоэтики? В том, что в отличие от России эти вопросы в США активно обсуждаются на самом высшем уровне государственной власти. Известно, что президент Джордж Буш, равно как и многие из американских республиканцев -- убежденные противники абортов. А вот пришедший к власти Барак Обама -- наоборот, неоднократно высказывался за повсеместное разрешение абортов. Это очень плохо для всего мира: ведь многие страны равняются на США, стремятся во всем им подражать».
Своим взглядом «изнутри» на состояние американского общества с нами поделился и клирик Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии, настоятель храма Покрова Богородицы г. Наяк прот. Георгий ЛАРИН: «То, что эти, казалось бы необсуждаемые, вопросы вынесены на голосование -- само по себе является иллюстрацией полного падения нравственности американского общества. Вы знаете, что несколько лет назад американский конгресс проголосовал за то, что США больше не являются христианской страной, а страной «многокультурной и веротерпимой»? Итак, в США больше нет христианских устоев и все менее остается вообще каких-либо нравственных устоев. Они подменяются стремлением к материальным благам. Только что я слышал из уст радио-комментатора, который всегда казался мне человеком скорее неверующим, мысль о том, что Америка стоит над жуткой моральной пропастью. Так что, может быть, сам факт прошедшего голосования можно объяснить еще и тем, что пока еще есть люди в Америке, которых это падение волнует. Но их слишком мало, что мы видим по результатам этого голосования. Можно ли назвать произошедшее торжеством демократии? Да уж какое там торжество! Один умный человек сказал: как только люди, живущие в демократическом строе начнут голосовать за какие-то блага для себя, они немедленно напринимают законов, которые развалят всю демократию. И из истории мы видим, что ни одно демократическое общество не просуществовало больше 200-250 лет, все они превратились в диктатуру. «Торжеством» в кавычках я могу назвать избрание Обамы президентом! Это настолько «левый», настолько либеральный, что голосовать за него было просто невозможно! Он поддерживает все самое гнусное: однополые браки, аборты на самых поздних сроках, эвтаназию! Вы знаете, я впервые в жизни вообще не пошел на выборы: ведь соперник Обамы МакКейн готов воевать со всем миром и окружать Россию военными базами -- за него совесть православного человека не позволяет голосовать. И еще хочу сказать о торжестве демократии. Вот возьмем Калифорнию, там люди проголосовали против однополых браков. Так теперь губернатор штата, этот несчастный Шварценеггер подает в суд и требует отменить мнение большинства! А суд там очень либеральный, и он вполне может отменить решение референдума. Вот вам и торжество демократии!»
А можно ли в России провести что-либо подобное американскому «этическому голосованию»? Ирина Силуянова полагает, что результаты такого голосования были бы еще более плачевными, чем в США: «Особенно по вопросу абортов: не забывайте, что наша страна упорно держит первое место в мире по их количеству относительно числа беременностей». Такой же точки зрения придерживается и прот. Георгий Ларин: «Судя по тому, сколько в России абортов, лучше бы не ставить этот вопрос на голосование. Не дай Бог, выяснится, что Россия единогласно проголосует за аборты! А вот Церковь должна на самом высоком уровне возвысить свой голос против беззакония. Она должна говорить об этом постоянно и очень громко».
http://www.nsad.ru/index.php?issue=51§ion=7&article=1101