Вопрос завтрашнего дня

Менять сложившуюся систему под "мусульманского патриарха" не имеет смысла, считает муфтий Прикамья Мухаммедгали Хузин

Новости Москвы 
0
162
Время на чтение 5 минут
На прошлой неделе председатель Совета муфтиев России муфтий шейх Равиль Гайнутдин высказался в поддержку идеи создания в России единого Духовного управления мусульман и избрания в будущем одного главного муфтия. "Было бы неплохо, если бы у нас был один муфтий. Думаю, мусульмане в дальнейшем придут к необходимости создания единого Духовного управления мусульман и избрания единого муфтия", - сказал Гайнутдин на пресс-конференции в Москве. Это заявление вызвало далеко не однозначную реакцию у региональных руководителей мусульманской общины. Возможно ли в данный момент создание единой координационной структуры мусульман России? Необходимо ли мусульманам сейчас избрание единого муфтия, "равного по статусу Патриарху"? На эти и другие актуальные для российской уммы вопросы в интервью "НГР" отвечают представители двух конкурирующих внутри российского ислама "лагерей": поддерживающий политический курс Совета муфтиев России председатель Духовного управления мусульман Нижнего Новгорода (ДУМНО) муфтий Умар Идрисов и муфтий Прикамья Мухаммедгали Хузин, член президиума Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ).

- Мухаммедгали-хазрат, существуют ли сегодня какие-то реальные предпосылки для создания новой системы взаимоотношений между духовными лидерами мусульман России?

- В современной России система взаимоотношений у мусульман такова: есть Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ) и соответственно Верховный муфтий, а есть региональные муфтияты и муфтии. ЦДУМ России (с центром в Уфе.- "НГР") действует на территории страны более двухсот лет. И на сегодняшний день в его составе 30 региональных духовных управлений.

И мы считаем такое устройство мусульманских организаций в России наиболее оптимальным и отвечающим интересам и мусульман и государства. По крайней мере, не идущим вразрез с общими интересами обеих сторон. У нас уже есть единый верховный духовной руководитель (муфтий Талгат Таджуддин. - "НГР") и есть региональные муфтии, которые работают в составе единого духовного управления мусульман.

- На днях председатель Совета муфтиев России (СМР) муфтий шейх Равиль Гайнутдин высказался в поддержку идеи создания в России единого Духовного управления мусульман и избрания в будущем одного главного муфтия. Как вы могли бы прокомментировать эту инициативу?

- У нас уже есть единый Верховный муфтий России. Это Шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин. Он избран и уже 25 лет находится на своем посту. А если кому-то хочется избирать своего нового супермуфтия, то это уже либо его собственная проблема, либо проблема психиатрической клиники им. Кащенко.

Отвечать же за действия параллельных мусульманских структур, которые возникли лишь в 1990-е годы, когда произошло присвоение атрибутов суверенности некоторыми духовными руководителями, мы не можем. Однако нам, конечно, было бы удобнее, если мусульманские структуры, не входящие в ЦДУМ, решились обзавестись единым муфтием. Это позволило бы нам вести диалог с одним муфтием, а не со многими.

- Как вы отнеслись к идее нижегородского муфтия Умар-хазрата Идрисова о том, что в России слишком много муфтиев и что региональные муфтии должны добровольно отказаться от своих постов в пользу главного? Пойдут ли на это муфтии?

- Идею упразднения поста региональных муфтиев России мы никак не можем поддержать. Существующая система управления - это уже сложившаяся и вполне оправданная традиция. На данный момент результаты деятельности как Центрального духовного управления, так и региональных муфтиятов только позитивные.

Поэтому сегодня что-то менять, перекраивать под того, кто захотел себя почувствовать "мусульманским патриархом", уже сложившуюся систему не имеет смысла. На такие авантюры мы не пойдем.

- Есть ли сегодня какая-то база для консолидации исламской уммы России? Что надо сделать для преодоления ситуации разобщенности между мусульманами страны?

- Конечно, есть. Более года назад между тремя ведущими централизованными мусульманскими структурами страны - ЦДУМом, Координационным центром мусульман Северного Кавказа и Советом муфтиев России (СМР) - подписано соглашение о создании Совета по противодействию религиозному экстремизму и терроризму.

Это и есть та самая область, в рамках которой возможно сотрудничество. К ней относятся создание единого исламского информационного пространства, унификация единого образовательного пространства. Это также совместная подготовка священнослужителей по единым образовательным стандартам, отвечающим многовековым традициям мусульман России. И только после этого можно постепенно прийти к разговору о том, что можно создавать единую централизованную мусульманскую структуру.

До тех пор пока существует море противоречий и недоговоренностей, говорить о каком-то объединении рано. Объединение - это вопрос перспективы и, возможно, десятилетий кропотливого труда. Однако я не исключаю возможности, что в будущем на повестку дня встанет такой вопрос. Но это не вопрос дня сегодняшнего.

- Есть ли уже какие-то положительные результаты в процессе объединения мусульман России?

- Есть некоторые положительные изменения в системе подготовки кадров. Сейчас эта область постепенно упорядочивается, в том числе и при участии президента страны.

- Если вы не исключаете в отдаленной перспективе создания единого координирующего центра мусульман России, то на базе какой мусульманской структуры это было бы возможно сделать?

- Это и сложный и простой вопрос одновременно. Потому что до этого времени нужно дожить. До момента создания такой структуры либо султан, либо ишак умрет. Кто будет трудиться во благо и приносить реальную пользу обществу и государству, тот укрепит свои позиции.

А кто будет распространять чуждые для российского ислама идеи и кто будет заниматься дальнейшим раскалыванием единого духовного пространства страны, тот найдет место на свалке истории. А какая структура или организация станет основой для объединения мусульман, покажет время.

- Могут ли прозвучавшие заявления о необходимости создания в России единого Духовного управления мусульман и избрания единого главного муфтия вызвать очередной раскол в мусульманской общине и привести к конфронтации между уже существующими муфтиятами?

- Эти заявления, безусловно, имеют популистский привкус. Ведь прежде чем бежать в информационное агентство с очередным заявлением, нужно обсудить эти вопросы с другими муфтиями. Необходимо поехать в регионы и обсудить эту проблему со своими коллегами. То, что некоторые пытаются бежать впереди паровоза, выглядит по меньшей мере странно и не делает чести тем, кто делает заявления подобного рода.

- Как вы считаете, возможно ли достижение какого-то консенсуса по этому вопросу между ЦДУМ и Советом муфтиев России?

- Между Советом муфтиев России и Центральным духовным управлением мусульман военные действия не ведутся. Каждый из нас работает в сфере духовности, но в меру своего понимания и в меру того, скажем так, базиса, на котором он существует. ЦДУМ имеет 215-летнюю историю и тем самым богатейшую традицию. Совет муфтиев России возник в 1996 году и опирается лишь на девятилетний опыт работы. Судите сами.

А кричать с колокольни Ивана Великого, что, мол, "всех муфтиев - в отставку!", "мусульмане, объединяйтесь!", конечно, можно каждый день, но от этого ничего не изменится. Надо заниматься реальными делами.

- Не кажется ли вам, что инициатива по форсированию объединения мусульман России уже находит свое понимание в Кремле?

- Когда чьи-то инициативы навязываются насильно, то, конечно, любые идеи могут быть приняты. Однако при любом удобном случае люди от них отказываются. Так уже не раз случалось в истории и нашей страны. А то, что принимается осознанно и добровольно, усваивается цивилизованным путем, закрепляется на века. Попытки же навязать что-то в духовной сфере могут привести к тому, что любая самая позитивная идея может оказаться провальной.

Александр Петров

http://religion.ng.ru/problems/2005-10-05/4_vopros.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Муфтий Мухаммедгали Хузин
«Не надо лезть в Русский Монастырь со своим Азаном…»
Мухаммедгали Хузин, муфтий Пермского края в 1997-2013 гг., о строительстве мечети в Курье
29.07.2024
Истина всегда посередине
Муфтий о последних событиях в Башкортостане
22.01.2024
Интервью муфтия Мухаммедгали Хузина агентству "Интерфакс"
"Встречая Новый год на этот раз, мы, мусульмане, будем с особой силой молиться о благополучии и спокойствии в Отечестве"
09.02.2005
Все статьи Муфтий Мухаммедгали Хузин
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:49
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52