Вопрос по недавним событиям в Башкирии. Как бы Вы оценили попытки устроить беспорядки в этой республике? Имеют ли они в своей основе объективные социальные причины? В чем причины нелюбви башкирских националистов к казалось бы родственному татарскому народу. Ведь среди этой публики довольно популярны лозунги «Русские в Рязань, Татары – в Казань!».
Последние события в башкирском Зауралье, детонатором которого стал приговор т.н. экоактивисту Фаилю Алсынову, имеют глубокие корни. Национализм в Уфимской губернии, в дальнейшей Башкирской АССР и Республике Башкортостан имеет уже столетнюю историю. Её можно отследить, в том числе, по истории создания Духовного управления мусульман Башкортостана. А точнее, отделением от Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири, учрежденного по указу императрицы Екатерины II как «Оренбургское магометанского закона Духовное Собрание» в 1788 году.
Вот как об этом повествует официальный сайт Духовного управления мусульман Республики Башкортостан (далее – ДУМРБ): «В III Учредительном курултае участвовало немало представителей духовенства, ратовавших за создание самостоятельного религиозного учреждения, отдельного от ЦДУМ Внутренней России и Сибири, где верховодили, как считали лидеры Башкирского национального движения, татарские муллы».
И события эти происходили как раз после революции на территории Зауралья!
И заканчивается история создания «независимого» ДУМРБ на сайте таким образом: «Таким образом, в бурные послереволюционные годы было положено начало существованию фактически с 1917 года Духовного управления мусульман Башкортостана, которое функционировало в сложнейших условиях борьбы против религии до середины 30-х годов XX века и вновь возобновило свою работу лишь в августе 1992 года.». (Гиперссылка на материал выше).
В советские годы этот вопрос был закрыт... до 1992 г., когда начался очередной парад суверенитетов в автономных республиках бывшего Советского Союза. В 1992 г. от ЦДУМ России откололись муфтияты Татарстана и Башкортостана, как атрибуты «государственного суверенитета» обновленных республик.
В советский период в школах Башкирской АССР обучение происходило на РОДНОМ языке. Класса до 7-го или 8-го, даже, мы обучались на татарском языке. Север и запад Башкортостана населен преимущественно татарами. И в тех районах, где жили татары обучение, официальный документооборот, в том числе судебный, велся, вполне себе логично, на татарском языке. И никого это не ущемляло! Кроме... ярых башкирских националистов, которые с пеной у рта доказывали, что это не татарский язык, а «северо-западный диалект башкирского языка». Затем мы перешли на обучение предметов на русском языке с изучением на хорошем уровне родного языка и родной литературы. Татарского языка и татарской литературы. Переход на русский язык был абсолютно логичен – детям надо было обучаться в дальнейшем в ВУЗах, техникумах и училищах, где преподавание происходит на русском языке. И представьте выпускника национальной школы, у которого вся терминология по химии, физике, математике, астрономии, черчению и т.д. на родном языке? Пока в голове все это переводишь на русский язык – уже получил неуд!
При всём этом мы слушали и пели с большим удовольствием башкирские песни, с огромным интересом читали и понимали на сто процентов башкирскую литературу, выписывали и читали периодику на башкирском языке. Моей первой книгой, тронувшей до глубины души, стал роман Зайнап апай Биишевой «Емеш». Для меня она остаётся и пор сей день самым главным авторитетом и звездой! Родители выписывали «Роман газету», «Агизел» (литературный журнал, орган Союза писателей Башкирии) и «Казан утлары» (литературный журнал, орган Союза писателей Татарии)! О каком отчуждении с нашей стороны могла идти речь?
Мне представляется, что руководство обновленного Башкортостана пошло на поводу либо сделало своей опорой башкирских националистов ради сохранения активов ТЭК республики в своем распоряжении, как инструмент давления на Кремль. Ради правды, следует сказать по этому же сценарию, как я смог ощутить, действовали и власти соседнего Татарстана. В обеих республиках возникли не только национальные движения, но и откровенно националистические. И, даже, военизированные. И не секрет, что все это происходило как раз в Зауралье...
Одновременно «проснулась» дремавшая десятилетиями кампания откровенного отчуждения между башкирской и татарской элитами. Студенты башкирского отделения даже не разговаривали и не здоровались со студентами татарского отделения. Увы, эти отношения тоже брали начало с советских времен. С времен латентного противостояния. Поднимались на поверхность как вопросы с территориальными претензиями (например с башкирской стороны в отношении Мензелинского уезда Татарстана, территорий Оренбуржья и Южного Урала), так и принадлежности к той или иной языковой группе жителей собственно Башкортостана...
В чем причина такой «нелюбви» отдельных башкир к татарам? Скорее всего, здесь основная причина в наличии т.н. комплекса или синдрома малых народов. На определенном этапе своего развития этот комплекс присутствовал и у татарского народа. Однако, за несколько столетий этот комплекс татарским народом был преодолен благодаря кропотливой работе элит своего народа.
В любом огороде, наряду с культурными растениями, присутствуют сорняки. Если с ними не бороться своевременно и постоянно, то огород может погибнуть, полезный урожай будет уничтожен.
В любом обществе, у любого народа имеются и будет находиться люди с разными убеждениями, идеями, и, даже определенными отклонениями от парадигмы. И если на трибуны и передние ряды общества выпускать людей с искаженным правосознанием, с ненавистью к иному – быть проблеме. Но если этих персонажей не просто выпускать вперед, а еще и поощрять, потакать, улюлюкать их беснованию – быть всеобщей беде. Джинна можно выпустить из бутылки, а вот затолкать обратно получится вряд ли! С болезнями также, легче предупредить, чем потом болезненно лечить, в том числе хирургическими методами...
В обновленной Башкирии национализм стал чуть ли не основной национальной идеей. Школы перевели на национальный язык. Во время переписи населения повально записывали в «башкиры». Ладно бы только татар, доходило до курьеза, когда на севере Башкирии и марийцев записывали башкирами. По данным переписей численность башкир в республике приумножилась геометрическими темпами. В школах ввели обязательный предмет «Башкирский государственный язык», которого дети прозвали «башгос»ом. Татарские общественные национальные объединения третировались и подвергались резкой обструкции. Ради правды надо сказать, что и большинство татарских национальных лидеров вели себя не совсем корректно и их деятельность можно было бы расценивать как экстремистские. Это моё субъективное мнение. Ибо можно было вести себя покультурнее и помягче...
Выборы президента Башкортостана, когда основными конкурентами стали действующий президент Муртаза Рахимов – башкир, и нефтяной магнат Ралиф Сафин – татарин, также приняло форму противостояния между башкирами и татарами. И именно в это время действующая власть Башкортостана выдвинула на передний край ультранационалистические движения башкир республики! Ныне, как бы по суду, признанные экстремистскими и т.д. Но, лидеры и активисты то остались! «Кинутыми» своими же патронами и нанимателями! К нынешнему руководству республики вернулся бумеранг, выпущенный самими же в прошлые годы.
Традиционная структура башкирского общества – родо-племенная организация, основанная на генеалогическом родстве. Сложилась в условиях преобладающего полукочевого, скотоводческого хозяйственно-культурного типа, была обусловлена обычаями и историко-культурными традициями. Основными родо-племенными атрибутами являлись тамга, оран, онгон. Исторические события фиксировались в шежере. Предводителем племени являлся бий. Органами самоуправления являлись народные собрания (курултаи, джиены) и советы старейшин (аксакалов). В XVIII-XIX вв. родо-племенная организация потеряла своё значение в общественной жизни башкир и в дальнейшем продолжает существовать лишь в силу традиции.
Башкиры всегда ценили свои природные ресурсы, богатства родной земли. Если для капиталистов шихан, это гора с которого можно выкачать миллионы тонн соды и миллиарды рублей прибыли, то для башкир – это священная гора и наследие великих предков. И когда акулы бизнеса бесцеремонно и нагло покушаются на национальное достояние народа, то по сути покушаются на священные реликвии (как выражаются нефтемагнаты современной России «это территория наших интересов», где коренные жители для них в лучшем случае гномики, а в худшем – мешающие букашки под ногами. Кстати, эта сентенция тоже имеет корни из 90-х годов прошедшего столетия, и звучала она тогда как «это наша корова и мы её доим». Просто сейчас парни и их марухи убрали в шкафы малиновые пиджаки и научились тариться в миланских бутиках).
Варварски уничтоженные горы и леса, изгаженные реки и поля, при резко контрастной бедности народа, стали также основанием для возникновения вполне себе объяснимых народных волнений. И тут тоже основная мысль – кто руководит протестными настроениями народа? И только ли в интересах собственно башкирского народа, в интересах исконных башкирских земель?
Естественно, всё это приводило к еще большей напряженности, отчуждению и вражде в обществе.
Руководители Башкортостана говорят об экстремизме и расколе в обществе. И они, естественно правы. Любое противостояние приводит к расслоению общества, на возникновение противостояния и враждебные лагеря. С экстремизмом и радикализмом можно и нужно бороться. Но, без выявления и анализа причин возникновения бороться большое заблуждение. Заткнуть башкирский народ полицейской дубинкой и развеять протестные настроения слезоточивым газом никак нельзя! Здесь нужен более умный, продуманный и выверенный план действий. В том числе и путём диалога разных сторон. Ибо истина всегда посередине...
Имеется ли внешний след? Вне всякого сомнения! Регионы Урала и Поволжья с компактным проживанием мусульманского населения всегда находились в фокусе пристального внимания различных стран – Турции, Саудитов и, даже, Японии. В случае с нынешними активистами башкирской молодежи, экоактивистами и т.д. не следует исключать и явный турецкий след. Здесь своё веское и компетентное слово, скорее всего со временем, скажут и спецслужбы нашей страны (без всяких политесов и экивоков), как это им и положено по статусу. Без сомнения!
Наша страна – Российская Федерация, многонациональное и поликонфессиональное государство. И не просто в силу соответствующих статей Конституции! Такова историческая действительность! Мы, многие и многие народы и этносы великой земли совместным трудом, кровью и потом, создали свою государственность. И растаскивать эту общность по национальным квартирам будет означать только печаль и беды, резать по живому и доставлять неимоверную радость нашим вечным врагам и недругам, мечтающим нас ослабить и грабить ресурсы, объявляя нас унтерменш.
У наших народов есть пословица: «Гаеп атта да, тәртәдә дә бар», что переводится как «вина есть и в лошади и в оглобле». Вот и делайте выводы...
Всевышний Господь в Коране говорит, что Он создал нас народами и племенами! «Дабы вы познавали друг друга», – повелевает нам Господь Миров! И лучший из нас, кто наиболее благочестив!
Мухаммедгали Хузин, муфтий на покое (Муфтий Пермского края в 1997-2013 гг.)