Истина всегда посередине

Муфтий о последних событиях в Башкортостане

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Оранжевая революция в России 
0
304
Время на чтение 8 минут
Фото: ru24.net

Вопрос по недавним событиям в Башкирии. Как бы Вы оценили попытки устроить беспорядки в этой республике? Имеют ли они в своей основе объективные социальные причины? В чем причины нелюбви башкирских националистов к казалось бы родственному татарскому народу. Ведь среди этой публики довольно популярны лозунги «Русские в Рязань, Татары – в Казань!».

Последние события в башкирском Зауралье, детонатором которого стал приговор т.н. экоактивисту Фаилю Алсынову, имеют глубокие корни. Национализм в Уфимской губернии, в дальнейшей Башкирской АССР и Республике Башкортостан имеет уже столетнюю историю. Её можно отследить, в том числе, по истории создания Духовного управления мусульман Башкортостана. А точнее, отделением от Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири, учрежденного по указу императрицы Екатерины II как «Оренбургское магометанского закона Духовное Собрание» в 1788 году.

Вот как об этом повествует официальный сайт Духовного управления мусульман Республики Башкортостан (далее – ДУМРБ): «В III Учредительном курултае участвовало немало представителей духовенства, ратовавших за создание самостоятельного религиозного учреждения, отдельного от ЦДУМ Внутренней России и Сибири, где верховодили, как считали лидеры Башкирского национального движения, татарские муллы».

И события эти происходили как раз после революции на территории Зауралья!

И заканчивается история создания «независимого» ДУМРБ на сайте таким образом: «Таким образом, в бурные послереволюционные годы было положено начало существованию фактически с 1917 года Духовного управления мусульман Башкортостана, которое функционировало в сложнейших условиях борьбы против религии до середины 30-х годов XX века и вновь возобновило свою работу лишь в августе 1992 года.». (Гиперссылка на материал выше).

В советские годы этот вопрос был закрыт... до 1992 г., когда начался очередной парад суверенитетов в автономных республиках бывшего Советского Союза. В 1992 г. от ЦДУМ России откололись муфтияты Татарстана и Башкортостана, как атрибуты «государственного суверенитета» обновленных республик.

В советский период в школах Башкирской АССР обучение происходило на РОДНОМ языке. Класса до 7-го или 8-го, даже, мы обучались на татарском языке. Север и запад Башкортостана населен преимущественно татарами. И в тех районах, где жили татары обучение, официальный документооборот, в том числе судебный, велся, вполне себе логично, на татарском языке. И никого это не ущемляло! Кроме... ярых башкирских националистов, которые с пеной у рта доказывали, что это не татарский язык, а «северо-западный диалект башкирского языка». Затем мы перешли на обучение предметов на русском языке с изучением на хорошем уровне родного языка и родной литературы. Татарского языка и татарской литературы. Переход на русский язык был абсолютно логичен – детям надо было обучаться в дальнейшем в ВУЗах, техникумах и училищах, где преподавание происходит на русском языке. И представьте выпускника национальной школы, у которого вся терминология по химии, физике, математике, астрономии, черчению и т.д. на родном языке? Пока в голове все это переводишь на русский язык – уже получил неуд!

При всём этом мы слушали и пели с большим удовольствием башкирские песни, с огромным интересом читали и понимали на сто процентов башкирскую литературу, выписывали и читали периодику на башкирском языке. Моей первой книгой, тронувшей до глубины души, стал роман Зайнап апай Биишевой «Емеш». Для меня она остаётся и пор сей день самым главным авторитетом и звездой! Родители выписывали «Роман газету», «Агизел» (литературный журнал, орган Союза писателей Башкирии) и «Казан утлары» (литературный журнал, орган Союза писателей Татарии)! О каком отчуждении с нашей стороны могла идти речь?

Мне представляется, что руководство обновленного Башкортостана пошло на поводу либо сделало своей опорой башкирских националистов ради сохранения активов ТЭК республики в своем распоряжении, как инструмент давления на Кремль. Ради правды, следует сказать по этому же сценарию, как я смог ощутить, действовали и власти соседнего Татарстана. В обеих республиках возникли не только национальные движения, но и откровенно националистические. И, даже, военизированные. И не секрет, что все это происходило как раз в Зауралье...

Одновременно «проснулась» дремавшая десятилетиями кампания откровенного отчуждения между башкирской и татарской элитами. Студенты башкирского отделения даже не разговаривали и не здоровались со студентами татарского отделения. Увы, эти отношения тоже брали начало с советских времен. С времен латентного противостояния. Поднимались на поверхность как вопросы с территориальными претензиями (например с башкирской стороны в отношении Мензелинского уезда Татарстана, территорий Оренбуржья и Южного Урала), так и принадлежности к той или иной языковой группе жителей собственно Башкортостана...

В чем причина такой «нелюбви» отдельных башкир к татарам? Скорее всего, здесь основная причина в наличии т.н. комплекса или синдрома малых народов. На определенном этапе своего развития этот комплекс присутствовал и у татарского народа. Однако, за несколько столетий этот комплекс татарским народом был преодолен благодаря кропотливой работе элит своего народа.

В любом огороде, наряду с культурными растениями, присутствуют сорняки. Если с ними не бороться своевременно и постоянно, то огород может погибнуть, полезный урожай будет уничтожен.

В любом обществе, у любого народа имеются и будет находиться люди с разными убеждениями, идеями, и, даже определенными отклонениями от парадигмы. И если на трибуны и передние ряды общества выпускать людей с искаженным правосознанием, с ненавистью к иному – быть проблеме. Но если этих персонажей не просто выпускать вперед, а еще и поощрять, потакать, улюлюкать их беснованию – быть всеобщей беде. Джинна можно выпустить из бутылки, а вот затолкать обратно получится вряд ли! С болезнями также, легче предупредить, чем потом болезненно лечить, в том числе хирургическими методами...

В обновленной Башкирии национализм стал чуть ли не основной национальной идеей. Школы перевели на национальный язык. Во время переписи населения повально записывали в «башкиры». Ладно бы только татар, доходило до курьеза, когда на севере Башкирии и марийцев записывали башкирами. По данным переписей численность башкир в республике приумножилась геометрическими темпами. В школах ввели обязательный предмет «Башкирский государственный язык», которого дети прозвали «башгос»ом. Татарские общественные национальные объединения третировались и подвергались резкой обструкции. Ради правды надо сказать, что и большинство татарских национальных лидеров вели себя не совсем корректно и их деятельность можно было бы расценивать как экстремистские. Это моё субъективное мнение. Ибо можно было вести себя покультурнее и помягче...

Выборы президента Башкортостана, когда основными конкурентами стали действующий президент Муртаза Рахимов – башкир, и нефтяной магнат Ралиф Сафин – татарин, также приняло форму противостояния между башкирами и татарами. И именно в это время действующая власть Башкортостана выдвинула на передний край ультранационалистические движения башкир республики! Ныне, как бы по суду, признанные экстремистскими и т.д. Но, лидеры и активисты то остались! «Кинутыми» своими же патронами и нанимателями! К нынешнему руководству республики вернулся бумеранг, выпущенный самими же в прошлые годы.

Традиционная структура башкирского общества – родо-племенная организация, основанная на генеалогическом родстве. Сложилась в условиях преобладающего полукочевого, скотоводческого хозяйственно-культурного типа, была обусловлена обычаями и историко-культурными традициями. Основными родо-племенными атрибутами являлись тамга, оран, онгон. Исторические события фиксировались в шежере. Предводителем племени являлся бий. Органами самоуправления являлись народные собрания (курултаи, джиены) и советы старейшин (аксакалов). В XVIII-XIX вв. родо-племенная организация потеряла своё значение в общественной жизни башкир и в дальнейшем продолжает существовать лишь в силу традиции.

Башкиры всегда ценили свои природные ресурсы, богатства родной земли. Если для капиталистов шихан, это гора с которого можно выкачать миллионы тонн соды и миллиарды рублей прибыли, то для башкир – это священная гора и наследие великих предков. И когда акулы бизнеса бесцеремонно и нагло покушаются на национальное достояние народа, то по сути покушаются на священные реликвии (как выражаются нефтемагнаты современной России «это территория наших интересов», где коренные жители для них в лучшем случае гномики, а в худшем – мешающие букашки под ногами. Кстати, эта сентенция тоже имеет корни из 90-х годов прошедшего столетия, и звучала она тогда как «это наша корова и мы её доим». Просто сейчас парни и их марухи убрали в шкафы малиновые пиджаки и научились тариться в миланских бутиках).

Варварски уничтоженные горы и леса, изгаженные реки и поля, при резко контрастной бедности народа, стали также основанием для возникновения вполне себе объяснимых народных волнений. И тут тоже основная мысль – кто руководит протестными настроениями народа? И только ли в интересах собственно башкирского народа, в интересах исконных башкирских земель?

Естественно, всё это приводило к еще большей напряженности, отчуждению и вражде в обществе.

Руководители Башкортостана говорят об экстремизме и расколе в обществе. И они, естественно правы. Любое противостояние приводит к расслоению общества, на возникновение противостояния и враждебные лагеря. С экстремизмом и радикализмом можно и нужно бороться. Но, без выявления и анализа причин возникновения бороться большое заблуждение. Заткнуть башкирский народ полицейской дубинкой и развеять протестные настроения слезоточивым газом никак нельзя! Здесь нужен более умный, продуманный и выверенный план действий. В том числе и путём диалога разных сторон. Ибо истина всегда посередине...

Имеется ли внешний след? Вне всякого сомнения! Регионы Урала и Поволжья с компактным проживанием мусульманского населения всегда находились в фокусе пристального внимания различных стран – Турции, Саудитов и, даже, Японии. В случае с нынешними активистами башкирской молодежи, экоактивистами и т.д. не следует исключать и явный турецкий след. Здесь своё веское и компетентное слово, скорее всего со временем, скажут и спецслужбы нашей страны (без всяких политесов и экивоков), как это им и положено по статусу. Без сомнения!

Наша страна – Российская Федерация, многонациональное и поликонфессиональное государство. И не просто в силу соответствующих статей Конституции! Такова историческая действительность! Мы, многие и многие народы и этносы великой земли совместным трудом, кровью и потом, создали свою государственность. И растаскивать эту общность по национальным квартирам будет означать только печаль и беды, резать по живому и доставлять неимоверную радость нашим вечным врагам и недругам, мечтающим нас ослабить и грабить ресурсы, объявляя нас унтерменш.

У наших народов есть пословица: «Гаеп атта да, тәртәдә дә бар», что переводится как «вина есть и в лошади и в оглобле». Вот и делайте выводы...

Всевышний Господь в Коране говорит, что Он создал нас народами и племенами! «Дабы вы познавали друг друга», – повелевает нам Господь Миров! И лучший из нас, кто наиболее благочестив!

Мухаммедгали Хузин, муфтий на покое (Муфтий Пермского края в 1997-2013 гг.)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Муфтий Мухаммедгали Хузин
«Не надо лезть в Русский Монастырь со своим Азаном…»
Мухаммедгали Хузин, муфтий Пермского края в 1997-2013 гг., о строительстве мечети в Курье
29.07.2024
Вопрос завтрашнего дня
Менять сложившуюся систему под "мусульманского патриарха" не имеет смысла, считает муфтий Прикамья Мухаммедгали Хузин
06.10.2005
Интервью муфтия Мухаммедгали Хузина агентству "Интерфакс"
"Встречая Новый год на этот раз, мы, мусульмане, будем с особой силой молиться о благополучии и спокойствии в Отечестве"
09.02.2005
Все статьи Муфтий Мухаммедгали Хузин
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Негостеприимная третья столица России
По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы
16.11.2024
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
В Петрозаводске прошел региональный этап Рождественских чтений
15.11.2024
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
Все статьи темы
Оранжевая революция в России
«Мигранты в законе»
Ждём очередной «великой революции» в России?
16.11.2024
«Они позволяют себе продолжать оскорблять нашу страну»
Необходимо усилить контроль за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием
14.11.2024
Выступление в Госдуме: «Утверждаемый бюджет —
ни победа, а стагнация, <...> его не удастся выполнить»
13.11.2024
Как с цепи сорвались
Идёшь в Церковь – идёшь в рай, ругаешь Церковь – готовишь себе ад
13.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.11.2024 23:30
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
17.11.2024 23:10
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:53
Зачем?
Новый комментарий от Человек
17.11.2024 19:46
Святые или нет?
Новый комментарий от Алекс
17.11.2024 19:37
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Анатолий Степанов
17.11.2024 19:12
«Мигранты в законе»
Новый комментарий от Калужанин
17.11.2024 17:58