Религия и образование: пути и перепутья

Новости Москвы  Основы православной культуры 
0
441
Время на чтение 11 минут
На днях в Администрации Президента состоялось заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте. Темой дискуссии стали перспективы взаимодействия органов государственной власти и религиозных объединений в укреплении веротерпимости и общественного согласия. В том числе обсуждался и вопрос религиозного образования в России. Об этом и шла беседа нашего корреспондента с иеромонахом Петром (Еремеевым), проректором Московской духовной академии, ответственным секретарем Учебного комитета РПЦ, которую мы публикуем сегодня.

Отец Петр, складывается впечатление, что этот вопрос в последнее время стал одним из ключевых в церковно-государственном диалоге.

- Было бы странно, если при обсуждении перспектив взаимодействия государственной власти и религиозных объединений в укреплении веротерпимости и общественного согласия вопрос религиозного образования был бы проигнорирован. Это же очевидно, что именно религиозная безграмотность является причиной возникновения различных экстремистских религиозных течений и толков. Отчасти именно поэтому вопрос развития религиозного образования для Церкви последние десятилетия был и остается одним из приоритетных. Достаточно посмотреть тексты публичных выступлений Святейшего Патриарха Алексия II, чтобы в этом убедиться.

Кстати возможности преподавания знаний о религии не ограничиваются рамками религиозного образования. Сегодня разработаны и применяются светские образовательные программы и стандарты всех уровней. Это Основы православной культуры и История религий для средней школы, а также Теология и Религиоведение для вузов. Особо следует отметить, что главной движущей силой в продвижении указанных учебных курсов в российскую школу являются не религиозные институты, а сами российские граждане. Именно это имел в виду в своем выступлении на упомянутом Совете митрополит Калужский и Боровский Климент, когда говорил о том, что "дать школьные знания о религии, которых придерживается семья школьника, - прямая обязанность государства".

- Уже несколько лет в органах государственной власти дискутируется вопрос аккредитации высших духовных учебных заведений? Насколько нам известно, позиции религиозных объединений и Министерства образования и науки по этому вопросу расходятся. По крайней мере, православным духовным академиям и семинариям в аккредитации было отказано. Не могли бы Вы в общих чертах посвятить наших читателей в суть данной проблемы?

- На сегодняшний день в нашем государстве существует только одна правовая форма признания государством за тем или иным учебным заведением права выдавать дипломы государственного образца -аккредитация. Только аккредитованные вузы являются полноценными участниками высшего образования в России, со всеми вытекающими отсюда правами и возможностями. И будучи лишены права на аккредитацию, духовные учебные заведения Русской Православной Церкви, по сути, оказываются за границами российского образовательного пространства. Кстати, в ходе заседания Совета этот вопрос также был поднят, и заместитель Министра образования и науки А.Г. Свинаренко подтвердил, что Министерство не видит возможным давать аккредитацию церковным вузам.

Дело в том, что, согласно Закону о свободе совести и религиозных организациях, духовные учебные заведения Русской Православной Церкви регистрируются в Министерстве юстиции РФ как религиозные организации. Например, Московская духовная академия зарегистрирована как "православная религиозная организация - учреждение высшего, среднего и послевузовского профессионального религиозного образования".

Именно этот статус, по мнению ряда чиновников Министерства образования и науки, препятствует получению духовными учебными заведениями государственной аккредитации, поскольку это противоречит принципу отделения религиозных объединений от государства. Такое толкование закона, на мой взгляд, является ничем иным, как отголоском советской эпохи, когда Церковь, будучи отделена от государства, безоговорочно изгонялась из всех сфер жизни общества, в том числе и образовательной. Между тем, вы не найдете ни одной буквы в российских законах, которая препятствовала бы государственной аккредитации духовных учебных заведений.

Мы специально привлекали специалистов для проработки этого вопроса. Общее мнение: в российском законодательстве нет оснований для лишения духовных учебных заведений права государственной аккредитации. Данное мнение высказали ведущие специалисты юридической кафедры РАГС при Президенте РФ, оно же выражено в заключении Министерства юстиции. Но, несмотря на все доводы юристов, Министерство образования и науки продолжает дискриминационную политику по отношению к духовным учебным заведениям Русской Церкви и вузам других религиозных объединений России.

- Логика чиновников Министерства понятна. Российская Федерация - светское государство, соответственно, и образование в нашем государстве светское, а семинария готовит священников...

- Вспоминается разговор ректора нашей Академии архиепископа Верейского Евгения с одним из чиновников - оппонентом по вопросу аккредитации. Собеседник владыки заявил, что семинария готовит попов, а Церковь добивается, чтобы им выдавали государственные дипломы... На это владыка Евгений заметил, что по этой логике и МГУ готовит священников, поскольку около ста священнослужителей Москвы окончили или учились в Московском университете.

Священником человека делает не диплом семинарии, а рукоположение в священный сан. Епископ рукополагает во священники достойного христианина, и задача духовной семинарии - во время обучения подготовить и воспитать такого человека. Речь не идет о государственной аттестации моральных качеств и уровня подготовки священнослужителя, государственную аккредитацию семинария должна проходить по гуманитарному образовательному блоку.

Духовная семинария - это негосударственный вуз, в котором обучаются граждане России, имеющие религиозную свободу и конституционное право на образование. И если такое учебное заведение соответствует государственным нормам и стандартам о высшем образовании, государство не вправе отказывать ему в признании, лишая его выпускников диплома о высшем образовании и соответствующих прав и социальных гарантий. По большому счету, это не просто расхождение в толковании законов, это откровенное попрание прав верующих.

- Насколько злободневна для Церкви эта проблема? Служение православного духовенства проходит преимущественно в церковной ограде. Так ли уж необходимы выпускникам семинарий и академий дипломы государственного образца?

- Нерешенность этого вопроса уже сегодня создает проблемы нашим выпускникам и вызывает серьезные опасения в отношении будущего богословской науки.

Сегодня студенты и преподаватели духовных учебных заведений, если у них нет светского высшего образования, - люди, имеющие только среднее школьное образование. По этой причине выпускники духовных академий и семинарий, регентских и иконописных школ не могут продолжить свое образование в российских и зарубежных аспирантурах и докторантурах, поскольку формально не имеют высшего образования. По той же причине они не могут трудоустроиться как преподаватели в средние и высшие учебные заведения, или как сотрудники в научные центры или какие-то иные учреждения.

Вы правы, большинство наших выпускников становятся священниками и совершают служение преимущественно в церковной среде. Но разве у них есть возможность трудится где-то еще по специальности? Не стоит забывать, что выпускники семинарий и академий все-таки являются специалистами-богословами, в светской терминологии - теологами. Священник, получивший образование в семинарии, вполне может преподавать в любом учебном заведении Основы православной культуры, Историю религий, Историю России и.д. То же касается и выпускников Регентских школ, которые вместе с хоровой деятельностью в храме могли бы преподавать музыку детям в школе. Давайте спросим у директора провинциальной сельской школы, где полно вакансий, нужен ли ему знающий и достойный учитель?..

Теперь представьте ситуацию, когда по той или иной причине, например, по болезни, выпускник семинарии не сможет стать священником. Веру он не потеряет и Церковь его не оставит, но вправе ли государство лишать такого человека возможности активного и полноправного участия в жизни общества?

А в какую нелепую ситуацию попадают выпускники наших Иконописных учебных заведений! Ребята проучились пять лет, получили знания и навыки иконописания и реставрации, пишут прекрасные иконы. Приходят они в храм - памятник архитектуры, у них спрашивают документы, а документов с гербовой печатью нет. Приходится, как говорится, искать "крышу" и "кормить дядю". Благо, сейчас по всей России идет храмостроительство и проблем с трудоустройством в самой Церкви у наших иконописцев нет. Это тоже отдельная тема для разговора, ведь каждый новый храм - это расширение культурного пространства, новый штрих на культурной карте страны. И снова выходит: "мы сами по себе, вы сами по себе".

Обобщая, можно сказать, что, отказывая духовным учебным заведениям в аккредитации, Министерство образования лишает Церковь возможности в полной мере использовать свой интеллектуальный ресурс в формировании российского гражданского общества. А это и выработка ценностных ориентиров, укрепление социальной сплоченности и общественного согласия, формирование патриотизма и национального самосознания граждан, противостояние экстремизму и религиозной вражде. Становится очевидно, что проблема аккредитации касается не только Церкви.

- Вы выражаете Ваше личное мнение? Существует ли официальная позиция Церкви по вопросу аккредитации духовных учебных заведений?

- Впервые вопрос о государственном признании духовных семинарий и академий был поднят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 1994 году, когда обсуждались задачи реформы духовного образования, но определений по этому вопросу не последовало. Поскольку тогда вопрос получения государственной аккредитации был поднят впервые, то никто не предполагал, какие усилия потребуются для проработки этого вопроса.

Тем не менее, работа продолжалась, и в марте 2002 года, выступая на Совещании ректоров духовных учебных заведений, Святейший Патриарх говорил об аккредитации как о первоочередной задаче, стоящей перед системой духовного образования Церкви. На совещании были обсуждены и возможные механизмы получения аккредитации. К Архиерейскому Собору 2004 года Церковью была выработана четкая позиция по вопросу необходимости государственной аккредитации духовных учебных заведений, которая и была выражена в Определении Собора о вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви. Собором также была одобрена деятельность Учебного комитета по реформе системы духовного образования.

- Государственной аккредитации предшествует проверка вуза на его соответствие основным требованиям государственных стандартов в области образования. Если посмотреть объективно на существующий сегодня уровень образования и развития науки в духовных учебных заведениях, смогут ли они пройти государственную аккредитацию?

- Мы долго к этому шли, и сейчас у нас есть все шансы пройти государственную аттестацию и получить аккредитацию по стандартам "Теология". Конечно, когда Министерство образования и науки согласится пойти нам навстречу. Эти государственные образовательные стандарты уже разработаны и утверждены.

В феврале 2001 года был утвержден стандарт по образовательному направлению "Теология" (бакалавриат и магистратура), а в январе 2002 года - государственный стандарт по специальности "Теология". Стандарты были разработаны группой церковных ученых, исходя из богатого опыта русской богословской школы. К работе привлекались светские методисты. Кстати, благодаря теологическим стандартам, богословское образование как таковое получило право на существование и признание со стороны государства.

Изначально предполагалось, что стандарты, имея в своей основе учебные программы семинарии и академии, позволят Церкви "легализовать" духовные учебные заведения. Вместе с тем разработчики рассчитывали, что, будучи реализуемы в светских вузах, теологические стандарты позволят привлечь к делу возрождения русской богословской школы и потенциал светской науки. Я так подробно рассказываю, чтобы показать, что теологические стандарты не входят в противоречие с православными образовательными традициями и при аккредитации не потребуют ломки духовного образования.

Теперь об уровне образования в наших учебных заведениях. Начнем с того, что возрождение духовного образования, начавшееся в конце 80-х - начале 90-х годов, для Русской Церкви означало не только увеличение числа семинарий, но и заботу о качестве их образовательной деятельности. Благодаря реформе духовного образования, начатой в середине

90-х годов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, уровень образования и научной работы в большинстве наших духовных учебных заведений сегодня достаточно высок. Если говорить о соответствии тем требованиям, которые Министерство образования предъявляет к светским вузам, то я уверен, что наши семинарии при аттестации покажут хорошие результаты.

Мы не ощущаем себя "догоняющими" светские вузы. Если даже в советскую эпоху Церкви удалось взрастить целую плеяду талантливейших ученых, то сегодня, когда в систему духовного образования вернулись гуманитарные дисциплины, насильственно удаленные в эпоху "хрущевской оттепели", уровень подготовки наших студентов не только соответствует уровню светского вуза, но и нередко превосходит его. Например, в области истории России, философии, древних языков и ряда других дисциплин, не говоря уже о богословском и церковно-историческом направлении.

- На Ваш взгляд, какое число семинарий и академий могли бы первыми получить государственную аккредитацию?

- Не менее десяти. Это духовные школы с устоявшимися традициями, которые существовали в советский период, и те семинарии, которые были возрождены в самом начале 90-х годов. Инспекционная служба Учебного комитета Русской Православной Церкви не так давно закончила проверку всех духовных учебных заведений России. Результаты инспектирования, которые в целом вполне положительные, позволяют разработать план поэтапного включения семинарий в процесс аккредитации.

- Не приведет ли государственная аккредитация к вмешательству в жизнь духовных учебных заведений со стороны государства?

- События недавней советской истории показывают, что тоталитарное государство при желании может вмешиваться в жизнь духовной школы при любом ее статусе и положении. Но сегодня все мы становимся свидетелями и в некоторой мере участниками построения в России правового государства. И пока мы не преодолеем страхи и опасения, что прошлое вернется, мы не сможем сделать ничего полезного ни для Церкви, ни для государства.

Сегодня мы наблюдаем, как взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви все больше выстраиваются по принципу сотрудничества и партнерства. Решение вопроса аккредитации религиозных образовательных учреждений лежит в плоскости именно партнерских отношений. Церковь заявляет о соответствии своих вузов требованиям государственных стандартов в области высшего образования, а государство аттестует духовные учебные заведения и принимает соответствующее решение об их аккредитации. Если Церковь на каком-то этапе перестанут устраивать государственные стандарты или требования, то она беспрепятственно откажется от аккредитации. Так или иначе, на внутренней жизни самих духовных школ это не отразится. Разве что прибавится работы административному аппарату и учебной части.

Следующий этап взаимоотношений Церкви и государства, который начнется после получения духовными учебными заведениями государственной аккредитации, - это этап широкого сотрудничества в сфере образования и науки. За прошедшие 15 лет Церковь засвидетельствовала свою открытость и желание сотрудничества со светскими вузами и научными учреждениями. Мы заинтересованы в этом сотрудничестве, поскольку прекрасно понимаем, что церковное богословское образование нуждается в поддержке светской высшей школы на пути интеграции в национальное образовательное пространство России.

- В этом году исполняется 320 лет Московской духовной академии. Вы будете праздновать эту дату?

- Уже начали праздновать. Причем не только как юбилей самого учебного заведения, но и как дату рождения в России высшего образования. Академия была основана в Москве в 1685 году и называлась Славяно-греко-латинской академией, позднее она была переименована в Московскую духовную академию.

История Академии демонстрирует прекрасные примеры успешного сотрудничества Церкви и государства в области образования и науки. Одним из таких проектов стало создание в 1755 году, при участии питомцев Академии, Московского государственного университета. Не случайно празднование юбилея мы начали вместе с МГУ, организовав в декабре прошлого года совместную конференцию под названием "Московский государственный университет и Московская духовная академия: 250 лет совместного служения России".

На сегодняшний день ряд пунктов Патриаршей программы по празднованию юбилея Академии уже реализован. Наиболее интересные из них это создание научно-популярного фильма "Alma Mater", посвященного историческому пути нашего учебного заведения, а также ряд научных конференций. Основные мероприятия запланированы на октябрь, поскольку 14 октября - день престольного праздника академического Покровского храма. С информацией об академических торжествах и о самой академии можно познакомиться на сайте Академии www.mpda.ru.

Михаил СОСНОВСКИЙ

http://www.rosvesty.ru/numbers/1775/int/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Петр (Еремеев)
Все статьи Игумен Петр (Еремеев)
Новости Москвы
Все статьи темы
Основы православной культуры
«Пора вернуться к общенациональному христианскому просвещению!»
Неутешительные мысли по поводу опроса ВЦИОМ об увлечении молодёжи бесовскими картами Таро
04.12.2024
Чревоугодие. Что это такое? Если у человека есть
любимое блюдо — это чревоугодие?
18.11.2024
Душевная вечеря. Христос в искусстве.
Клайв Льюис. «Письма Баламута»
17.10.2024
Нацвопрос и либералы
Выступление на круглом столе «Межконфессиональное и межнациональное согласие»
01.10.2024
«Мы до сих пор стесняемся говорить, что семья – это малая Церковь!»
Предмет «Семьеведенье» – попытка рассказать о правильных вещах, не говоря о главном
10.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 23:49
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Vladislav
26.12.2024 23:10
Об образе нашей Победы и образе будущего России
Новый комментарий от Elenaelena
26.12.2024 20:49
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Агафон
26.12.2024 18:55
«Борьба идёт за души людей, а не за деньги!»
Новый комментарий от РОНОЛ
26.12.2024 18:39
«Почему не бьём?»
Новый комментарий от Калужанин
26.12.2024 18:02
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от АБС
26.12.2024 17:12