А еще здесь были похоронены ближайшие родственники императора Петра Первого, и их останки были обнаружены совсем недавно.
О раскопках, о том, почему именно здесь похоронили родню императора (и кого именно), о судьбах политических деятелей того времени, а также о том, какую роль они сыграли в жизни Петра Великого, рассказал наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря, ректор Российского православного университета святого Иоанна Богослова игумен Петр (Еремеев).
- Мы говорим об открытиях этого года, совершенных в ходе реставрации храма во имя Боголюбской иконы Божией Матери Высоко-Петровского монастыря Москвы. К их числу относятся найденные в хорошей степени сохранности склепы родственников императора Петра I по материнской линии: его предков – деда и бабки Кирилла и Анны Нарышкиных, его дядей и тетей, то есть сестер и братьев царицы Натальи Нарышкиной – помощников Петра Великого в его государственном служении. Это Лев Нарышкин, бывший главой посольского приказа, в задачу которого входило формирование внешней политики государства. И первый комендант-строитель Санкт-Петербурга Кирилл Нарышкин-младший, память о котором сохраняют в Петербурге по наименованию одной из башен Петропавловской крепости – Нарышкинской. После окончания своих трудов в Петербурге Кирилл Нарышкин становится московским градоначальником, поэтому с другими близкими родственниками императора он нашел последнее пристанище в родовой усыпальнице. Есть здесь и многие другие погребения, которые считались уничтоженными, поскольку Боголюбский храм дважды подвергался разорению.
Первый раз при непродолжительной оккупации Москвы французами, когда в нашем монастыре были расквартированы войска неприятеля, сам он в какой-то момент превратился в место суда оккупационных властей. Именно в окрестностях Высоко-Петровского монастыря был один из крупных эпицентров московского пожара с уничтожением каретных рядов. Здесь располагались ценные экипажи и кареты, которые за отсутствием лошадей (в эвакуацию задействовали весь гужевой транспорт) остались в Москве. Как описывают эти события исследователи истории Москвы, когда офицеры армии Наполеона отправились разбирать брошенный горожанами транспорт, ряды были подожжены москвичами вместе с неприятелем, и некоторые поджигатели были схвачены. У стен Петровского монастыря их судили и здесь же, возле монастырской колокольни, расстреляли. Французы, пытавшиеся разорить все известные некрополи в Москве, в том числе и погребения митрополитов, патриархов в Успенском соборе Кремля, пытались разграбить и погребения в Боголюбском храме нашей обители. Но реставрационные работы 2020 года доказывают: погребения рода императора Петра I по материнской линии не были уничтожены и после революции 1917 года. Звучало предположение, что перед оборудованием в Боголюбской церкви ремонтного цеха рабочие разрушили склепы и извлекли оттуда останки царских родственников. И первая, и вторая версия о возможном уничтожении некрополя не подтвердились.
- Почему так произошло? Вернее, почему не произошло?
- Во-первых, у французов едва ли была возможность и время разбирать полы Боголюбского храма и многоуровневые, основательно укрепленные склепы. Они и без того поживились в монастыре, разграбив ризницу обители, содрав с икон золотые и серебряные украшения. На протяжении столетий и Рюриковичи, и Романовы, и Нарышкины делали большие пожертвования на украшение святынь нашей обители. Часть вкладов настоятель монастыря, успел вывезти, но немало ценностей осталось здесь и либо были уничтожены, либо во время отступления французы забрали их с собой.
Французы разбили надгробия установленные поверх пола, предполагая, что в них и покоятся останки Нарышкиных, поскольку, как мы знаем, в западной традиции тела порой клали прямо в саркофаги, а не в землю. Русская традиция предполагает погребение всегда ниже уровня пола. В Архангельском соборе Кремля, где покоятся останки Великих князей и первых царей, для их погребения вскрывались полы храма и выкапывалось углубление для размещения там гроба. Так и в других храмах-усыпальницах.
Стены таких погребений как правило укреплялись кирпичом либо белым камнем. Получался склеп, который чаще всего закрывали кирпичной сводчатой кладкой, и сверху, учитывая, что полы получают дополнительную нагрузку, его довольно часто накрывали каменными плитами, либо бревнами. Так что пробиться к самому склепу было не так-то просто. И у французов, повторюсь, для этого не оставалось ни времени, ни сил. Но они уничтожили монолитные резные белокаменные гробницы, обозначавшие места погребения. При возобновлении богослужебной жизни в Боголюбской церкви после нормализации церковной жизни в древней столице вместо разбитых были сооружены объемные металлические надгробья с вставками, на которых были нанесены эпитафии и имена погребенных. Именно эти надгробья при закрытии обители в 20-е годы прошлого столетия были разобраны и уничтожены.
- Но они могли предполагать, раз надгробия пустые, значит внизу...
- Думаю, они прекрасно понимали, что погребения в церквях–усыпальницах делались глубоко, со сложной системой кладки склепов.
- Не было задачи?
- Не было задачи и, думаю, не было желания. Вообще отношение к смерти, к памяти покойных и к историческому наследию в молодой советской республике было своеобразным. Есть масса примеров, когда поверх надгробий в храмах и на территориях кладбищ, располагалось все, что угодно. В малой усыпальнице у входа в Боголюбскую церковь после закрытия обители долгое время жила многодетная семья – прямо в усыпальнице. И, конечно, новые пользователи Боголюбского храма прекрасно понимали, что стоявшие поверх пола гробницы являются лишь обозначением мест погребений. Они убедились в этом, разобрав каркасные обшитые цветным металлом надгробия, и утилизовав их как и все остальное убранство храма. А резной иконостас с впечатляющими современников иконами (заказ Петра Великого, исполненный мастерами Оружейной палаты) был уничтожен...
- Уничтожен? Его даже не перенесли ни в какие подвалы-"запасники"?
- Исследователи полагают, что иконостас утерян полностью.
- От надгробий тоже ничего не осталось?
- Мы нашли под временным полом в слое мусора некоторые части лицевых поверхностей надгробий. С полов после закрытия храма были удалены плиты, пол был зачищен от всего более-менее ценного и поверх слоя образовавшегося боя было сооружено новое покрытие, которое в ходе эксплуатации нарастало наслоениями. В довоенные годы храм был определен под промышленные задачи и цели, стояли станки.
В строительный «мусор» этой подушки под пол тогда вошли и битые лицевые части надгробий. И это вторая часть нашего открытия. Немного, но некоторую часть из них мы обнаружили.
- Было искушение посмотреть, что там "под спудом"?
- Когда мы вскрыли наслоения пола минувшей эпохи, стало ясно, что некрополь цел. Мы изначально не считали возможным тревожить прах усопших. Поэтому были рады тому, что у реставраторов не возникло необходимости при удалении напольных слоев, выборке мусора и строительного материала опускаться до самих могил. Император Петр и его близкие доверили монастырской братии сохранение памяти о своих родных. Кроме молитвенного их поминовения это предполагает бережное отношение и к местам погребений, и к самим останкам. Мы очистили внутренний периметр храма и после этого смогли приступить к реализации проекта по обустройству пола.
- А когда будут проходить экскурсии (а я знаю, что они здесь бывают регулярно), вы будете показывать в храме место и рассказывать людям о том, что здесь погребены родственники императора Петра?
- Мы надеемся в ближайшие два года полностью возобновить облик Боголюбской церкви. Мы можем это сделать по отрисовкам и фотографиям дореволюционного и революционного периода. В XIX веке были сделаны два подробных описания, но они, к сожалению, имеют некоторые погрешности. Тем не менее, в ходе очистки храма от мусора, когда обнажились границы склепов, мы получили представление, где располагаются большинство погребений вплоть до сантиметра.
- И можно с уверенностью сказать, кто и где захоронен, а не только место?
- Проведя обмеры склепов, найдя части надгробных обозначений, мы уточнили не только места, но и имена погребенных. Нам это позволило составить очень подробную карту погребения. Для чего? Чтобы в течение ближайшего года запроектировать восстановление всех надгробий, которые были утеряны после революции. Была дискуссия между специалистами, содействующими нам в обозначении этапов реставрации Боголюбского храма. Прозвучала идея не восстанавливать надгробия поверх пола, а обозначить места погребений прямо на плитах пола. Аргументов у этой позиции было несколько. Во-первых, это будет уже не оригинал, а реконструкция некогда бывших надгробий. С другой стороны, указывали на то, что без монументальных надгробий храм будет более просторным.
Но мы рассудили иначе. Ведь и после Отечественной войны 1812-го года подобная реконструкция уже была произведена, ничего страшного не будет, если мы сегодня в очередной раз воссоздадим надгробья. Тем более что такова была воля устроителей некрополя. Доводы о вместительности храма тоже представляются малоубедительны. Как и Архангельский собор Московского Кремля, как Петропавловский храм в одноименной крепости Санкт-Петербурга, наш Боголюбский храм в первую очередь храм–памятник, храм–усыпальница. Таким его создавали царица Наталия Кирилловна и император Петр I.
Четверик церкви просторный, он позволяет спокойно в нем находиться богомольцам. Так что храм, естественно, будет без ущерба историческому наследию включен в богослужебную жизнь нашей обители. В итоге у нас получится два вместительных храма для соборных богослужений – Боголюбская церковь и Сергиевская, также построенная царем Петром.
И еще об открытиях этого реставрационного года. На протяжении последних десятилетий от стен храма местами отслаивалась краска и из-под нее проступали штрихи старинных росписей. Это давало надежду, что значительная часть живописи сохранилась, что подтвердили исследовательские и реставрационные работы этого года. Когда подрядная реставрационная организация раскрывала наслоения краски, штукатурки, то обнаружились сохранившиеся росписи, на которых изображены святые и праздники. Это позволило разработать проект реставрации настенной живописи, который мы надеемся в ближайшие годы реализовать. Для нас это огромное событие, потому что во всех других храмах монастыря росписи полностью утрачены. А здесь мы можем попытаться воссоздать облик храма с интерьерами, каким его видели наши предки в XIX веке. Это касается и восстановления иконостаса, проект которого мы разработали на основании имеющегося научного материала.
- Восстановление росписи дело не очень быстрое, поэтому, видимо, службы в соборе если и возобновятся, то не в ближайшие годы?
- При возможности мы уже совершали здесь Литургию, покуда храм не был занят строительными лесами. Это было сложно, из-за провалов в полах, но теперь основной объем работ завершен. Сейчас мы полностью восстановили напольное покрытие в трапезной части и в четверике, а в алтаре и на солее работы завершатся в будущем году. Так что скоро здесь можно будет совершать богослужения. Конечно, до освящения храма еще далеко.
Сколько именно времени потребуется на окончание реставрации, мы пока не знаем. Когда мы приступили к работам пять лет назад нам очень хотелось успеть к 2022–му году, когда вся Россия будет праздновать 350 лет от рождения Петра Великого. Отмечать юбилей, не уделив внимания состоянию мест погребения предков и родных императора было бы странно. Поэтому в диалоге с Министерством культуры РФ, мы постоянно возвращались к этому вопросу. Медленней, чем нам хотелось бы, но работы все же идут. Существенную помощь нам оказывает правительство Москвы и благотворители.
- Для насельников монастыря находки в ходе реставрации имеют важное значение. Вы – хранители. Для ученых историков и археологов тоже: это история не только Москвы, но и всей страны. Хотелось бы, чтобы москвичи и россияне осознали значимость ваших открытий. Потому что мне иногда кажется, что для многих людей Петр Первый – личность, появившаяся из ниоткуда. Он сам по себе. Не было у него родни, его никто не родил и не воспитывал. Захотел парень, поехал учиться в Европу – чего не поехать, если есть деньги. И после него никого не осталось.
- Реставрация Боголюбского храма и вообще Высоко-Петровского монастыря является значимой для историков, археологов, архитекторов, художников, потому что представляет собой материал для изучения нескольких эпох. Благодаря реставрации строений и археологическим изысканиям, мы можем проиллюстрировать историю зодчества в Москве, ведь та же Боголюбская церковь является одним из последних образцов русского узорочья перед зарождением здесь же нового стиля – нарышкинского барокко. С другой стороны, она — наглядный пример храмовой усыпальницы. Это один из самых больших в стране храмов-усыпальниц в полном смысле этого слова. И храм и погребения являются для историков важными свидетельствами трагических событий, связанных с восхождением на престол Петра. Противостояние царевны Софьи и царевича Петра I – знаковая точка в истории страны.
И конечно же, это иллюстрация взросления Петра Великого: история Боголюбского храма и весь Петровский монастырь помогают проследить, пролистать страницы его детства, его юности, поскольку будущий император принимал участие в трудах своей матери Натальи Кирилловны по созданию этого храма. Мало кто знает, что, придя к власти, царица Софья ограничила свободу передвижения царицы Натальи и ее сына Петра. И одним из немногих мест, куда они могли поехать, был Петровский монастырь, поскольку царица строила Боголюбский храм на могилах убиенных стрельцами братьев.
И в дальнейшем царь Петр продолжает строительство. Так что все остальные крупные сооружения нашего монастыря – колокольня, Нарышкинские палаты, Сергиевская церковь, да и сама сегодняшняя территория – его заслуга. И Петр Первый обустраивает его как родовой царский монастырь. Можно смело сказать, что без рассмотрения причастности императора Петра к строительству Боголюбской церкви – усыпальницы его родных и близких по линии матери и всего ансамбля Высоко-Петровского монастыря – невозможно рассматривать первые его 20 лет жизни.
- Ведь его семья по матери жила практически на территории современного монастыря?
- Да, к территории монастыря XVII века примыкала усадьба деда и бабки Петра Первого. К поре активной царской стройки Кирилла Полуэктовича Нарышкина постригли в монахи и выслали в Кирилло-Белозерский монастырь, а бабушка Анна Леонтьевна Леонтьева уехала в село Семчино-Петровское. Но Петр помнил, что в год его рождения дед завещал свою усадьбу Высоко-Петровскому монастырю в помин души всех близких и в благодарность за рождение наследника у Алексея Михайловича и его дочери Натальи. Храня в сердце завещание деда, получив возможность действовать Петр Первый присоединяет усадьбу деда и бабки к территории обители и полностью ее обустраивает. Он сохраняет Нарышкинские палаты, где жили его родные, но надстраивает их вторым этажом.
Десятилетие, на которое пришлось совершеннолетие Петра Первого крайне интересно с точки зрения изучения его характера, отношения к Церкви, к предкам, к традициям. И очень жаль, что на этот период мало кто из исследователей обращает внимание.
Надеюсь, что благодаря нашим находкам, благодаря вниманию, которое проявляют сегодня историки к Боголюбской церкви и Высоко-Петровскому монастырю, многие личностные черты Петра Первого, начальный период его жизни будут описываться и исследоваться более глубоко и разносторонне.