БАМ православный

Новости Москвы 
0
506
Время на чтение 8 минут
Легендарная Байкало-Амурская магистраль. Тысячи молодых людей в начале 70-х по комсомольским путЈвкам отправлялись со всех концов страны в глухую сибирскую тайгу прокладывать железную дорогу, строить города и посЈлки, осваивать месторождения... Этих юных романтиков ожидал вначале триумф первопроходцев, а затем полное забвение.

Как живут они сейчас, спустя столько лет, драматических для нашего народа, когда произошЈл развал могучей страны и еЈ экономики и одновременно возрождение духовное?

Православие на БАМе. Тема, о которой не говорят ни в светской, ни в церковной прессе. Корреспондент "Русского Дома" проехал по всей магистрали от Тихого океана до Байкала и увидел много интересного.


...Поезд N 225 Советская Гавань - Владивосток в Комсомольск-на - Амуре прибывал рано утром. Позади осталось побережье Тихого океана, вокзал в порту Ванино, забитый людьми, ожидающими парома на Сахалин, Сихотэ-Алинский хребет с перевалом Кузнецовский - первые сотни километров Великой магистрали. БАМ, который хорошо известен по сообщениям прессы 70-х годов, и с тех пор основательно подзабытый, начинается только здесь, в Комсомольске. Линия до Советской Гавани была проложена гораздо раньше. Первый поезд туда пришЈл ещЈ в победном 45-м, о чЈм говорит мемориальная доска на стене вокзала в Ванино. Назревала война с Японией, количество военных перевозок на Дальнем Востоке увеличилось многократно. Железная дорога была жизненно необходима. Но и это был БАМ. БАМ 30-х, скрытый от широкой общественности и почти неизвестный. Тогда его строительство было приостановлено. Вернулись к нему только в 1974 году, когда комсомольские десанты снова отправились на Дальний Восток.

Город был основан в середине 30-х годов как один из дальневосточных форпостов Советского Союза и центров ВПК. Здесь строили подводные лодки и сверхзвуковые истребители. Город и сейчас выглядит очень молодо: широкие проспекты, блочные и панельные многоэтажки. Типичная архитектура периода "развитого социализма". По центральному проспекту Первостроителей иду к набережной Амура. И вдруг... что за чудо! На пересечении главной городской магистрали с не менее помпезным проспектом Ленина стоит новая церковь, стилизованная под XVII век. Захожу внутрь. Около свечного ящика много народа, хотя служба по расписанию должна быть только вечером. Много детей дошкольного возраста, а возле паперти - детских колясок. Догадываюсь, что скоро здесь состоится Таинство Крещения.

Храм построили два года назад, освящЈн он в честь Казанской иконы Божией Матери, его настоятель - отец Димитрий Антонов.

- Батюшка, - спрашиваю я, - Ваш город называется Комсомольск-на-Амуре, основан он в самый разгар так называемой "безбожной пятилетки". И вот теперь здесь храм, прихожане... Откуда?

- Действительно, город был основан в годы безбожной пятилетки, но первостроители пришли не на пустое место. Раньше здесь было село Пермское, основанное в 1860 году крестьянами-переселенцами из Пермской губернии. В селе были церкви. Конечно, в тридцатые годы их уничтожили и до 60-х годов здесь не было ни одного храма, но в городе жили отнюдь не только безбожники.

В 1960-х годах стараниями верующих был открыт молитвенный дом, который затем стал приходом Успения Пресвятой Богородицы, действующим и поныне.

Известно, что открытию этого прихода немало способствовал нынешний Патриарх Алексий II, который в то время был управляющим делами Московской Патриархии. Конечно, в отличие от Европейской России, традиции здесь несколько другие и люди постепенно только приходят к вере. Сейчас в городе четыре храма. Наш - самый большой.

Церковь в честь Всех Святых была основана в 1992 году. В Ленинском округе строится храм Пророка Илии. ЕщЈ один храм на местном кладбище, в 6-ти км от города.

- Вам помогала в строительстве местная администрация?

- Конечно. Главный наш спонсор - нефтеперегонный завод.

- А кто Ваши прихожане?

- На трехсоттысячный город четыре храма - это мало. Потому приходы у нас большие, в них представлены все слои общества, от школьников до пенсионеров.

- Официально Ваш город был основан первопроходцами-комсомольцами, но известно, что здесь были и лагеря, в которые попали заключЈнные за свои религиозные убеждения.

- Это действительно так. Среди молодых прихожан есть такие, которые собираются через наш краеведческий музей искать данные о священнослужителях, которые были в местных лагерях.

- Ваш город основан в 1932 году, но русские православные люди пришли сюда за 300 лет до этого. Есть ли у вас местночтимые святыни?

- На Дальнем Востоке Албазинская икона Божией Матери - самая чтимая святыня. Именно с ней пришли в город Албазин русские казаки. В Благовещенске находится подлинник иконы, а в Хабаровске, в Успенском соборе, хранится еЈ список. Кроме того, есть особенно чтимые дальневосточные святые: святитель Иннокентий Иркутский, который много трудов положил на просвещение Дальнего Востока, святитель Николай Японский.

В нашем храме принимают крещение более ста человек в неделю. Этот поток идЈт второй год и не спадает. И ныне наша главная задача состоит в том, чтобы люди крещение принимали как Таинство, чтобы они начинали после крещения жить церковной жизнью.

Наш храм освящЈн в честь Казанской иконы Божией Матери, а она всегда считалась защитницей восточных рубежей России. И город был построен как один из форпостов на Дальнем Востоке. Комсомольск - город оборонный. А наша главная задача - проповедь Православия и воцерковление людей, которым здесь жить и продолжать славные традиции русского народа.

Утром следующего дня пригородный автобус доставил меня из Комсомольска до поворота на пос. Хальгасо. Отсюда началось мое путешествие по БАМу, сначала вдоль магистрали. Вдоль всего БАМа идЈт автомобильная дорога, которая использовалась строителями для технических целей. Сейчас местами она непроходима, главным образом из-за отсутствия мостов. Мост через реку Амгунь был разрушен несколько лет назад и восстанавливать его только собираются.

Дорога была пустынной в течение часа. Потом показался одинокий пикап, который и довЈз меня до пос. Хурмули, а затем на попутном лесовозе я добрался до ст. Постышево, что находится в отрогах красивейшего Буреинского хребта, а отсюда на поезде до Нового Ургала.

Новый Ургал встретил современным зданием вокзала и памятным знаком в виде огромного куба, установленным в честь военных железнодорожников - строителей БАМа. Линию магистрали здесь тянули военные, а станцию возвели гражданские строители из братской Украины. Сам посЈлок находится на небольшом возвышении и состоит в основном из стандартных пятиэтажек. Православный приход в посЈлке существует уже несколько лет, а недавно построена церковь. Спросив у первого встречного, где находится храм, я направился в указанном направлении.

Дорога шла через небольшой овраг. Неожиданно взору открылась высокая деревянная церковь. По всему было видно, что срублена она совсем недавно, дерево выглядело очень свежим. Рядом находились дома и хозяйственные постройки - всЈ, что нужно для нормальной приходской жизни. На огороде работали люди. Поразило, что в местном суровом климате можно что-то выращивать. Меня пригласили в дом, усадили за стол и сразу спросили, как я отношусь к покойному Игорю Талькову и, не дожидаясь ответа, поставили кассету с одной из ранних его записей. Потом начались расспросы. О церковной жизни в Москве, о моЈм отношении к ИНН, к Зарубежной Церкви и о многом другом, волнующем православную общественность. Слушали меня внимательно, не пытаясь вступить в дискуссию. Люди, у которых я был в гостях, были обычными прихожанами православного храма российской глубинки, каких много.

ПришЈл настоятель, протоиерей Олег Киреев. Он прекрасно знал "Русский Дом" и даже опубликовал в журнале статью о китайской экспансии на Дальнем Востоке.

- Батюшка, Новый Ургал, как я понимаю, посЈлок молодой. Основан где-то в 70-х годах строителями БАМа. Приехали сюда молодые комсомольцы, безбожники, а теперь у них есть свой приход, церковь. Как это произошло?

- Я бы не сказал, что они были безбожники. Мы все эти времена прошли и знаем, как сами шли к Богу, как приходили в храм, с чего начиналась наша вера. Надо сказать, что этот участок БАМа строился людьми, приехавшими с Украины, почти все были крещЈные, веру как бы в себе принесли. За многих наверняка молились оставшиеся дома родители и другие родственники. Наш приход появился в 1991 году и до 1995 года окормлялся только приезжими священниками. (Я здесь с 1995 года.) Была устроена домовая церковь прямо в здании местной администрации. Там и Литургия служилась, и крестили людей. Тогда же решили, что храм надо строить вот здесь, на горке. Здесь его и поставили. Отслужили мы молебен, освятили место. Желание было, а ни средств, ни сил не хватало. Но вот по желанию и молитвам людей храм построен. ВсЈ сделано своими силами. Лес нам пожертвовали, купили мотопилу, экскаватор взяли на котельной, выкопали котлован, блоки собирали. Ни проектировщиков, ни строителей. Храм построен только усилиями прихода, это просто чудо, и я до сих пор удивляюсь, как такое вообще возможно. В 2000 году храм освящЈн в честь Святой Троицы. Люди, конечно, к нам тянутся. Только Великим постом мы соборуем по 150 человек. А на Пасху здесь вообще не пройти. Сейчас на БАМе много проблем, многие собрались было уезжать отсюда, но, когда появился храм, всЈ же решили остаться.

Средний возраст наших прихожан 30-40 лет. Кто приезжает, удивляется, что такие молодые прихожане у нас. А посЈлку всего-то 28 лет исполнилось... Есть и рабочие, и педагоги, и врачи...

- Строительство Байкало-Амурской магистрали связано с небывалым подъЈмом энтузиазма среди молодЈжи, но сейчас явно наблюдается упадок. Как Вы считаете, при массовом воцерковлении, возможен ли аналогичный подъЈм?

- Не буду скрывать, что по убеждениям я - монархист, и с радостью воспринял канонизацию царя, и я знаю, что возрождение России возможно только через воцерковление русского народа, через крещение, через исповедь. На это надо время, а времени уже почти нет. Враг наступает, антихристианство практически открыто проповедуется, беспрепятственно вторгается к нам в страну и пытается диктовать свои условия, как нам жить. Поэтому возрождение возможно только через воцерковление и покаяние. А покаяние, на мой взгляд, у русского народа происходит только, когда беда приходит, война или что-то другое. Я молюсь, конечно, чтобы Бог не попустил этого, но без покаяния погибнем все.

- Администрация посЈлка помогает приходу?

- Да, очень помогает. Финансировать она нас, конечно, не может, а помогает своими решениями, участием. Администрация у нас православная. Не скажу, что они люди воцерковлЈнные, но православные по душе своей.

- В светской прессе пишут, что БАМ умирает, спивается, посЈлки полумЈртвые стоят. Что может и должна сделать Церковь, чтобы этот процесс не развивался, чтобы магистраль продолжала жить, работать?..

- Я уже говорил, что, когда у людей был выбор уехать или остаться, многие решили остаться. Многих Церковь удерживает. Значит, БАМ не умрЈт. Вот простой пример. Наше тепловозное депо. Три года назад пошли разговоры о его приватизации. Люди переживали, нервничали. Начальник депо обращается ко мне: "Давайте освятим депо". Мы освятили. И все успокоились. То есть очевидно, что люди нуждаются в помощи, которую им может оказать Церковь. Я думаю, что Церковь может сыграть роль маяка, на свет которого потянутся заблудшие души. Вообще Церковь всегда была центром общественной, образовательной и культурной жизни. И если люди потянутся в церковь, то и посЈлки оживут. Процесс воцерковления идЈт медленно, но руками его не ускоришь.

В 1995 году мне сказали, что здесь места бывшего БАМлага, Бурлага, практически вся трасса построена на костях. В 30-х годах, когда зимой отсыпали трассу, люди умирали, а хоронить их было негде. Специально землю не долбили. Тела просто укладывали в насыпь и засыпали. Поэтому поезд идЈт практически по телам. Почти вся трасса - одна сплошная могила. Мне рассказали также, что в 70-ти км от Ургала в сторону Комсомольска, где проходит Дуссе-Алинский тоннель, было несколько лагерей, заключЈнные которых строили этот тоннель. Люди долбили скалу вручную, и у меня было огромное желание поехать туда и своими глазами посмотреть, что там происходило и какие свидетельства остались. Мы там побывали в августе, потом осенью, в конце сентября, на Крестовоздвижение. Приняли решение поставить памятный крест. Очень много народу сидело в тех лагерях. Строители БАМа, которые туда пришли в 1974 году, рассказывали, что на склонах сопок, где было лагерное кладбище, они находили колышки с шестизначными номерами. Потом, чтобы скрыть все свидетельства, бульдозером кладбища сгребли в одну кучу. То есть там останки людей не погребЈнные. В прошлом году администрацией на разъезде Дуссе-Алинь был установлен памятник жертвам репрессий. Огромная гранитная глыба с памятной надписью и крест. Мы стараемся раз или два в год выезжать на этот разъезд, ухаживаем за этим памятником, молимся за всех здесь лежащих. А там, Вы не поверите, даже камни красные. Это не результат окисления или другого природного явления. Если такой камень перевезти оттуда, то он теряет красный оттенок. Но там, где было пролито столько крови, даже камни краснеют.

Это святые места на крови мучеников, и мы не должны их оставлять, слишком дорогой ценой за них заплачено.

(Продолжение следует)

http://www.russdom.ru/2005/200506i/20050621.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Михайлович Баженов
Что добьет образование или зачем нужны инженеры-троечники?
Ответ на статью Владимира Букарского
22.06.2012
Международные транспортные коридоры, как фактор интеграции пространства Евразии
Доклад на конференции «Идеология Евразийского Союза» (Санкт-Петербург, 15 мая 2012 г.)
30.05.2012
Все статьи Юрий Михайлович Баженов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
23.11.2024 03:01
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00