itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Что добьет образование или зачем нужны инженеры-троечники?

Ответ на статью Владимира Букарского

Новости Москвы 
0
1062
Время на чтение 11 минут

31 мая на сайте РНЛ появилась статья Владимира Букарского с характерным названием «Неизвестный Ливанов, или Нужны ли стране инженеры-троечники?». Как следовало из названия, ожидался анализ предполагаемой деятельности вновь назначенного министра образования Дмитрия Ливанова, сменившего на этом посту одиозного Фурсенко.

Однако по мере знакомства, текст вызвал недоумение, если не шок. Автор рассматривает два высказывания нового министра: о сокращении бюджетных мест в технических ВУЗах и о сохранение ЕГЭ. О втором сказано и написано, в основном, в критическом ключе, уже достаточно. На первой же мысли нового министра, и к чему может привести ее реализация, стоит остановиться подробнее.

Владимир Букарский, известный как толковый эксперт по Молдавии и Приднестровью, в рассматриваемом вопросе проявляет очевидную некомпетентность, чтоб не сказать больше. Вот, например, его характеристика технических ВУЗов и принцип отбора туда абитуриентов: «Технические вузы как явление уже на протяжении более 25 лет (ещё в 80-х - это точно) являются средством не приобретения необходимых для страны специальностей, а инструментом «закоса» от армии. Не хочу обидеть всех, но туда, в значительной части, шли поступать, в лучшем случае, «инвалиды пятой графы», опасавшиеся, что эта графа в советском паспорте станет препятствием для их поступления в престижные вузы, а в худшем - посредственность, боящаяся не пройти по конкурсу в более «модный» вуз в силу своих скудных дарований. Большинство «инвалидов» уехало в другие страны, воспользовавшись этой «пятой графой». Остались вторые. Не хочу сказать, что их везде большинство. Но тенденция малопрестижности техвузов, низкого конкурса и убежища от армии сохранилась» (курсив мой – Ю.Б.).

Да простят меня за длинную цитату, но именно она характеризует уровень понимания автором серьезной проблемы. Позволю себе оставить ее без комментариев. Также, видимо, следует попросить прощения у выпускников технических ВУЗов России, среди которых известные ученые, академики, конструкторы, изобретатели, производственники, директора заводов, министры и т.д. и т.п. Золотыми буквами в историю российской науки вписаны такие ВУЗы как МВТУ им. Баумана, МИФИ, МФТИ, МАИ, МАДИ, СТАНКИН, МИИТ, ЛГИ (СПбГА), ЛИИЖТ (ПГУПС), УПИ и многие другие, которые всегда были и, отчасти, остаются поныне, сверхпрестижными для абитуриентов не только России, но также ближнего и дальнего зарубежья. Именно они, в большей части, являются alma mater для тех, кто во все времена и при всех режимах творил промышленную и оборонную мощь России.

И, хотя, в последнее время, тренды и поменялись, многие технические ВУЗы сохраняют свой престиж в среде абитуриентов. А некоторые, даже повысили его. Попробуйте, например, поступить в Академию нефти и газа им. Губкина. Сейчас это будет сделать не проще, чем когда-то в легендарную Бауманку! Такова уж современная российская действительность.

Поэтому, вдвойне прискорбно, что текст Букарского опубликован, насколько можно понять, в студенческом издании головного ВУЗа страны

Однако вернемся к сути проблемы.

Широко известно высказывание бывшего министра образования, А. Фурсенко, о том, что де, раньше наша система образования готовила творцов, а теперь, мол, мы ее переориентируем на «квалифицированных потребителей», пользующихся тем, что сотворено другими. О том, кто эти загадочные «другие» и как определить «квалификацию» потребителя, министр тактично умолчал.

Понятно, что такой оригинальный взгляд на проблему образования в постиндустриальную эпоху не мог не вызвать шквала критики. Появились даже неологизмы типа «жертва ЕГЭ», «фурсенкин сын», которые стали синонимами таких характерных понятий, как «неуч», «невежда», «балбес», «тупица» и т.д.

Конструктивная же критика сводилась в основном к тому, а кто же будет производить все то, что будут «квалифицированно» потреблять новоявленные потребители. И вот в этом, как раз и заключается системная ошибка, допущенная министром и подхваченная его критиками. (Хотя, может быть и не ошибка, а уже конкретное руководство к действию?.. Впрочем, оставим пока данную версию конспирологам).

Итак, имеется некоторая система «творец – потребитель». Данные термины берем в изначальном значении, не имея ввиду так популярный ныне в СМИ «креативный класс» и «потреблятство», как образ и основная цель жизни. Так например, основным потребителем продукции сверхтехнологичного советского ВПК была советская же армия. Следом шли армии иностранных, дружественных и не очень, государств. Сейчас ситуация прямо противоположная…

В предлагаемой связке «творец -- потребитель» отсутствует основное звено, ведь все что заказал потребитель, нужно не только сотворить, но и произвести! Поэтому нормально функционирующая система должна иметь вид: «творец – производитель – потребитель». Именно так она и выглядела на протяжении десятков лет! Творец – наука, производитель – промышленность, потребитель – армия, народное хозяйство или отдельные граждане. Реальная схема была еще сложнее и состояла, как минимум, из пяти звеньев: академическая наука – отраслевая наука – опытное производство – серийное производство – потребитель. Кроме того, в каждой отрасли имелась своя специфика и отличительные черты.

В систему академической науки входило несколько десятков институтов, в которых велись фундаментальные исследования и генерировались идеи. Задача отраслевой науки состояла в том, чтобы новые открытия воплотить в жизнь не только на уровне идей, но уже и конкретных проектов. На это работала целая система отраслевых НИИ и КБ, находившихся в подчинении различных министерств и ведомств. А чтобы идею или проект реализовать в металле, существовало опытное производство, сопряженное, как правило, с соответствующим НИИ или КБ. И лишь после того, как произведенное таким образом новое изделие проходило государственные испытания, обкатку, получало сертификат качества, оно запускалось в серию на том, или ином производстве. И только после этого, серийное изделие поставлялось потребителю в необходимом количестве или поступало в розничную торговую сеть.

И вот именно под такую схему и была «заточена» система естественнонаучного и технического образования! Математические, физические и химические факультеты различных университетов, не только центральных, готовили кадры, в основном, для академической науки. Упор на теорию и академичность здесь были, может быть, даже чрезмерными. В 70-е г. был популярен анекдот о профессоре-физике, который преподавал в т.ч. и электротехнику, но не мог починить электрические пробки в собственной квартире. А в начале 80-х, в связи с очередной компанейщиной, университеты заставляли представлять статистику о том, какой процент их выпускников пошел работать на производство. По ней выходило, что в МГУ, например, самыми производственными были факультеты журналистики и юридический, а наименее… -- физический и механико-математический. Сходная картина была и в других университетах.

Выпускники же ведущих технических ВУЗов, вроде перечисленных выше пополняли, как правило, ряды сотрудников отраслевых НИИ и КБ, а также опытных производств. Конечно, многих из них можно было увидеть и в научных городках АН и в заводских цехах, особенно если речь шла об Арзамасе-16, ЛОМО, ИЖмаше, заводе им. Хруничева и т.п., но тренд был именно таковым.

Но все же, основную массу многомиллионной армии инженеров давали не эти ВУЗы, а целая система отраслевых институтов, а также региональных политехов. Отраслевые выпускники считались (часто безосновательно) более грамотными за счет более узкой специализации ВУЗов. Именно выходцем одного из них, а именно Московского института стали и сплавов, готовящего специалистов для отраслей черной и цветной металлургии, является нынешний министр образования Дмитрий Ливанов. А вообще, выпускники подобных ВУЗов заполняли все уровни соответствующей отрасли – от ведомственной науки до самого отдаленного производственного комплекса. Причем здесь тоже существовала некоторая специализация, если не сказать иерархия. Например, выпускник МАИ являлся желанным кадром для многочисленных КБ, но его не так часто можно было встретить на должности мастера цеха авиазавода, т.к. для этого существовал МАТИ или Самарский (Куйбышевский) политехнический. Эксплуатационники же готовой техники, трудящиеся в многочисленных аэропортах и прочих авиапредприятиях, учились, как правило, в МИИГА и сходных по направлению ВУЗах.

Нижний этаж (или фундамент?) негласной вузовской иерархии занимали многочисленные региональные политехнические институты. В основном, в них преобладали три направления подготовки специалистов: «технология машиностроения», «промышленное и гражданское строительство», «экономика и управление на предприятии». Специальности, по выдаваемым дипломам тоже не отличались разнообразием: «инженер-механик» (по отраслям), «инженер-электрик» (по отраслям), «инженер-технолог» (по отраслям), «инженер-экономист» (по отраслям), «инженер-строитель». Некоторые их региональных политехов, как, например, упоминавшийся выше Уральский политехнический институт (УПИ) имели всероссийскую и даже мировую известность. Но большинство из них готовило специалистов для своего региона, поэтому направления подготовки соответствовали, в основном, характеру имеющегося в регионе производства. Например, Нижегородский (Горьковский) политехнический делал упор на подготовке специалистов для судостроительной и автомобильной промышленности, а Иркутский – для горно-добывающей и т.п.

В общем, наверное можно говорить, о том, что общий уровень выпускников региональных политехов (за некоторым исключением) был ниже, чем уровень их коллег из ведущих и отраслевых ВУЗов. Но в целом, он вполне удовлетворял местные производственные потребности.

Здесь несколько слов необходимо также сказать о т.н. образовании «без отрыва от производства», по вечерней и заочной форме.

Считается, что качество образования, полученного таким образом, заметно ниже, дневной формы обучения. И это действительно так. Одно время назад предполагалась даже отменить, по крайней мере, заочную форму технического образования. Однако на практике оказалось, что это не так просто сделать. Дело в том, что в технические ВУЗы (отраслевые или политехи), в которых производилось обучение без отрыва от производства по заочной форме, шли, в основном, как раз эти самые производственники, работающие на предприятиях соответствующего профиля. Может быть, уровень полученных ими знаний был и ниже, чем у коллег, учившихся на дневном и даже на вечернем отделениях, на зато имелся опыт работы на производстве. Причем, зачастую, не только на рабочих, но даже и на руководящих должностях. И знаний, полученных при заочном обучении в сочетании с имеющимся производственным опытом и технологической грамотностью, вполне хватало для выполнения обязанностей на производстве.

Срок обучения по заочной форме был на год длиннее, чем на дневном отделении и обычно равнялся шести годам. Но многие из-за чрезмерной загруженности на работе и многочисленных бытовых проблем (люди, как правило, взрослые, семейные) учились по 8 – 10 – 12 и более лет, пока не получали вожделенный диплом, где зачастую действительно преобладали удовлетворительные оценки, причем полученные не сразу, а «выстраданные» со второго-третьего-пятого раза.

Часто в трудовых биографиях (и, увы, в некрологах) можно прочитать, что такой-то (имярек) прошел на данном предприятии путь от ученика слесаря (токаря, монтажника, наладчика, ремонтника, электрика и т.п.), до директора (главного инженера, начальника цеха и т.п.). Как правило, эти люди учились заочно в отраслевом ВУЗе или местном политехническом, и уровень полученных знаний вполне позволял им руководить сложным производством. Но бывало также и наоборот. Выпускник дневного отделения, зачастую действительно троечник, приходил работать на производство, где начинал свою карьеру с рабочей должности, поднимаясь постепенно вверх по мере совершенствования своих навыков и приобретения производственного опыта. И если даже в дипломе у такого специалиста, действительно стояли одни тройки, это далеко не всегда препятствием для производственного и карьерного роста.

Предположим, некто никак не мог сдать, ну, например, инженерную графику. Наконец на четвертой-пятой попытке, преподаватель, как правило, ассистент или аспирант зажмурив глаза, ставил желанный «уд.», руководствуясь тем, что вот мол, «человек с производства» и надо бы войти в положение. И входили, и выдавали троечный диплом, с которым новоявленный «специалист» возвращался к своему станку. Вряд ли он мог создать что-то принципиально новое и, тем более, прорывное. Даже если и были какие-то задумки, то их надо было воплотить для начала в чертежах. А с чертежами, как выяснилось», мягко говоря, не очень… Чертежное искусство (а это именно искусство) дается далеко не всем. Но вот прочитать чертежи, созданные другими, более талантливыми и толковыми коллегами, и изготовить по ним соответствующее изделие может даже и такой выпускник…

Так кто такой инженер-троечник? Разумеется, не творец, но грамотный (именно так) исполнитель, способный серийно производить то, что создано творцами. А таких исполнителей всегда требуется больше, чем настоящих творцов. Из этого вывод: как это не прискорбно, инженеры троечники, тоже нужны. Конечно, лучше, чтобы их было меньше и многое тут зависит от уровня преподавания в ВУЗе.

Мне могут возразить, что вообще-то для подготовки грамотных исполнителей существует такая ступень образования как среднее техническое (среднее профессиональное). И это действительно так. Когда-то, во время перестройки, для борьбы со слабыми ВУЗами, была предложена такая мера, как перевод некоторых из них в разряд техникумов. Может быть, она была вполне разумной. Но тут грянули новые времена…

Техникумы стали сплошь колледжами и лицеями, а также начали сливаться, поглощаться и исчезать. Институты же начали массовый переход в статус университетов и академий, которые на компенсационной (т.е. платной) основе также массово стали готовить юристов и экономистов, разнообразных менеджеров. Про качество подготовки лучше умолчать. Так, например, в программах подготовки экономистов некоторых коммерческих ВУЗов, отсутствует такой предмет, как высшая математика!? Комментарии излишни. На смену троечникам (и не только!) уверенно идут двоечники.

Поменялась сама парадигма образования. Если раньше это было создание ОБРАЗА или, по крайней мере, просто овладение некоторой необходимой суммой знаний, то теперь появился странный термин «образовательная услуга» А за услуги, как известно, необходимо платить. А это, в свою очередь ведет к смене восприятия реальности. Если за все «уплочено», то соответствующая услуга должна быть оказана в т.ч. и в виде оценки в ведомости. И если раньше даже за слабенькую троечку надо было еще побороться – хоть что-то выучить, хотя бы самые основы предмета, то теперь зачастую этим вот самым «уплочено» снимаются все проблемы. И вчерашний даже самый распоследний троечник (если его тройки, конечно, заслуженные) кажется вполне компетентным специалистом.

… Пока не ясно, что имел ввиду Дмитрий Ливанов, говоря о необходимости сокращения подготовки инженеров. С одной стороны, на самых сложных, еще сохранившихся производствах средний возраст работающих перешагнул за пятьдесят. Выпускники даже технических ВУЗов не очень-то стремятся в ветшающие цеха и легендарные когда-то КБ. И выпускник той же Бауманки или Физтеха, уверенно осваивающий карьеру банковского клерка – явление, увы достаточно тривиальное. Но с другой стороны, современные реалии таковы, что производство сокращается, заводы останавливаются и количество подготавливаемых специалистов уже превышает текущие потребности. Может быть, и стоит сократить количество мест, за счет повышения качества выпускников.

Однако, что-то подсказывает, что речь идет вовсе не об этом, а о банальном переводе бюджетных мест на платную основу, без сокращения общего их количества. Т.е. даже если наиболее талантливые и толковые эти места и займут, это не значит, что потенциальные троечники вообще останутся за бортом. Просто им будет предложено оплатить свою учебу. Инженерная подготовка, да еще в провинциальном ВУЗе не будет стоить особенно дорого. Десять-пятнадцать тысяч за семестр, а то и за курс, по нынешним временам доступно для многих семей. К чему это приведет? Да только к тому, что вчерашних троечников, имевших хотя бы базовый уровень компетенции в своей профессиональной области, сменит толпа дипломированных неучей, у которых зато за все «уплочено».

К сожалению тенденции такие есть и они не радуют…

P.S. Вскоре после известного интервью, пришло сообщение, что новый министр сделал то, что не успел или на что не решился его предшественник, а именно утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), согласно которому необязательными для изучения в старших классах средней школы становятся такие предметы, как физика и математика. Похоже, что инженеры теперь больше вообще не нужны никакие – ни троечники, ни, тем более, отличники. Фурсенковщина продолжается?

Баженов Юрий Михайлович, кандидат географических наук, научный сотрудник Научно-образовательного фонда им. академика В.И.Смирнова, Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Поклон автору!

Я тоже был возмущен безграмотным выступлением Букарского. Наконец-то явился обоснованный ответ. Проблема с нашим образованием одна: намерение высшего руководства его разрушить.
Ф. Ф. Воронов / 23.06.2012, 04:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Баженов
Все статьи Юрий Баженов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 00:00
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04