Членами совета по взаимодействию с религиозными объединениями являются представители этих объединений. Среди них: Русская православная церковь (ее на встрече представлял патриарх Алексий II), Русская православная старообрядческая церковь (митрополит Андриан), Буддийская традиционная сангха (ее в России возглавляет Пандито хамбо лама Дамба), Армянская апостольская церковь (епископ Езрас), Совет муфтиев России (Равиль Гайнутдин), Римско-католическая архиепархия Божией Матери (Тадеуш Кондрусевич), Федерация еврейских общин России (Берл Пинхус Лазар), пятидесятники (Сергей Ряховский), адвентисты Седьмого дня (Василий Столяр).
Теперь вопрос: является ли религиозным объединением администрация президента России, также широко представленная на вчерашнем заседании, и если да, то какому богу (или высшей субстанции) ее члены поклоняются?
Судя по торжественной готовности, с которой собравшиеся ждали запаздывающего президента, Бог все-таки един. Президент России Владимир Путин начал заседание с того, что сориентировал его участников на борьбу с терроризмом.
- Цель террористов,- сказал он,- вбить клин между исламом и оставшимся (так и хотелось добавить в меньшинстве) миром.
Патриарх Алексий II, обратившийся к Владимиру Путину, как обычно, "Ваше превосходительство" (обращение выстрадано в многомесячных дискуссиях со службой протокола российского президента), зачитал, что Россия со скорбью и мужеством пережила новый виток террора.
- Нас пугают столкновением цивилизаций,- сказал патриарх,- но на самом деле террористы следуют чистой земной цели: желают денег, славы.
Помыслы террористов не являются, таким образом, секретом для патриарха Алексия II. В конце концов это всего лишь люди, которые хотят, уходя, хлопнуть дверью, чтобы хоть чем-то запомниться тем, кто остается. Это означает, что с террористами можно и нужно бороться (не обязательно их же методами).
- Наше единство - связь исторических эпох! Россию не запугать! - заканчивал Алексий II.
Всю Россию и правда запугать трудно. Но лично мне после этих слов стало страшно.
В самом конце своего выступления патриарх предложил еще одно верное средство борьбы с терроризмом: надо сделать 4 ноября каждого года выходным днем в честь окончания Смутного времени, которое в 1612 году позволило нашей многострадальной нации объединиться и привести страну к трехсотлетнему миру.
Президент предоставил слово Исмаилу Бердиеву, председателю координационного центра мусульман Северного Кавказа. У этого человека тоже есть интересные рецепты борьбы с мировым злом.
- Под носом у местных властей на Северном Кавказе иностранные организации и проповедники постепенно захватывают души обездоленных людей,- поделился он свежими новостями с мест самых ожесточенных боев за эти души.- Они ведут себя жестоко и нагло, расправляясь с неугодными так, как считают нужным. Муфтия Дагестана взорвали прямо в его машине...- обиженно пробормотал Исмаил Бердиев.
В борьбе с терроризмом все средства хороши. Прежде всего, надо, чтобы муфтии, уполномоченные государством (то есть Исмаил Бердиев и такие же, как он, бескорыстные люди, которых, конечно, мало, но как же здорово, что они все-таки есть!), контролировали потоки идейной мусульманской литературы.
- Надо, чтобы мы могли по крайней мере проверять эту литературу! - воскликнул Исмаил Бердиев.- Отправляются студенты за границу учиться религии, а то, какими они вернутся, никого не интересует!
Он рассказал, что пока что создан Мусульманский антитеррористический центр, а в прошлом году он, Исмаил Бердиев, ездил с Ахматом Кадыровым в Саудовскую Аравию, и они разговаривал там с шейхом и в результате поняли, что шейх тоже против терроризма.
Ни в коем случае, отметил Исмаил Бердиев, нельзя допустить продолжения деятельности иностранных проповедников на территории России.
- И надо прекратить направление наших людей за границу. Пусть учатся в Москве! - настаивает он.- Надо только отсрочку от армии давать.
Это дополнение является существенным. А то легко себе представляю этого проповедника в форме представителя федеральных сил на центральной площади Сержень-Юрта...
В школах, по мнению Исмаила Бердиева, надо активно преподавать религию. - Так-то все вроде согласны, но Минобразования против,- сказал он.- А почему? Это раньше говорили, что религия - опиум для народа, но пора уже отказаться от этого тезиса!
И другие революционные предложения прозвучали из уст Исмаила Бердиева. Он заявил, что нужен государственный орган, который помогал бы в работе с региональными религиозными организациями.
- Это не уполномоченные по делам религий, как были при советской власти,- оговорился он,- но все-таки!
После Исмаила Бердиева выступил главный раввин России Берл Лазар. Он, разумеется, сослался на опыт своего народа. Опыт у евреев в борьбе с терроризмом, надо признать, большой.
- Дискриминация с нами происходила постоянно,- сказал главный раввин России. Для примера он привел нацистов: - Они пытались уничтожить наш народ до последнего человека. Берл Лазар тоже говорил лозунгами (казалось, помимо своей воли, то есть читал по бумажке). Так, ему удалось произвести впечатляющий слоган, который может, мне кажется, теперь часто звучать в такого рода речи как государственных, так и религиозных деятелей.
- Международный терроризм - это нацизм XXI века! - воскликнул Берл Пинхус Лазар.
Умри, раввин, лучше не скажешь. - Мы должны мобилизовать единоверцев за границей,- призывал выступающий коллег за столом,- на борьбу с терроризмом. Мы можем это сделать! Я знаю много стран, где о таком взаимодействии, как между нами в России, нельзя и подумать! Сейчас терроризм наступает, мы обороняемся. А должно быть наоборот. Мы, мирные люди, должны наступать, чтобы выгнать террористов из нашего мира! Бог дал человеку десять заповедей, и если все будут им следовать, мир изменится! И Россия может стать первой страной, которая изменится!
А может и не стать.