Перед первой мировой войной Москва не могла похвастаться обилием популярных
изданий, в которых достаточно полно отражался бы ее быт. Известной злободневностью
отличались материалы еженедельника "Искры" (издательство И. Д. Сытина),
однако этот орган, имевший газетный формат, но именовавший себя "иллюстрированным
литературно-художественным и юмористическим журналом", быстро превратился
в фотоприложение к газете "Русское слово": очерки и статьи с его страниц
исчезли, уступив место более или менее подробным подписям под снимками.
Интересно и ярко московские события того времени описывались разве что
в опять же сытинском еженедельнике "Заря", начавшем выходить в самом
конце 1913 года. Достойны упоминания еженедельное иллюстрированное приложение
к "Московскому листку" Н. И. Пастухова, с 1912 года называвшееся "Всемирной
иллюстрацией", и некоторые журналы: "Кривое зеркало" (позднее - просто
"Зеркало"), выпускавшийся П. П. Рябушинским в 1909-1911 годах, "Жизнь",
основанный Х. Т. Цветковым в 1912 году, недолго существовавший, но весьма
любопытный журнал типографии Товарищества И. Н. Кушнерева "Русская иллюстрация"
(1915 год).
Зато в 1920-х годах в Москве начинается настоящий журнальный бум. Журналы
зарождаются чуть ли не каждый день - одни вскоре исчезают, другие, напротив,
наращивают тиражи. Слабость советской полиграфии той поры обуславливала
заинтересованность редакций в труде художника, и в результате большинство
изданий иллюстрировалось превосходными рисунками. В оформлении московских
журналов участвовали, например, такие будущие знаменитости, как архитектор
Г. Гольц, который подвизался в "Огоньке", "Крокодиле", "Советском экране",
и кинорежиссер С. Юткевич, сотрудничавший, помимо того же "Советского
экрана", еще с "Эхом" и "Зрелищами".
Наиболее разнообразно и значительно из всех иллюстрированных литературно-художественных
изданий тех лет отражал повседневную жизнь москвичей еженедельный журнал
"Красная нива", выходивший в 1923-1931 годах. Его отличало прекрасное
оформление, качественные иллюстрации, хороший подбор авторов. В результате
"Красная нива" заполнила, по крайней мере частично, вакуум, образовавшийся
после закрытия в 1918 году дореволюционной "Нивы", которая была, по
существу, петербургским журналом. Новая "Нива" стала именно московской.
Рассчитанный на самый широкий круг читателей "Огонек", основанный М.
Кольцовым и Е. Зозулей, издававшийся с апреля 1923 года, высоким качеством
оформления и полиграфии не отличался, но тираж его был очень велик.
Свое название он унаследовал от дореволюционного петербургского "Огонька".
Журнал Кольцова и Зозули выглядел более политизированным и менее "московским",
чем "Красная нива". При этом невыразительность большинства помещенных
в нем заметок и очерков с лихвой компенсировалась огромным количеством
мастерски выполненных фотографий. Лишь с середины 1930-х годов, оставшись
едва ли не в гордом одиночестве, журнал улучшил качество публикаций
и оформления, увеличил формат и на долгие годы сделался "тем самым"
всенародно любимым "Огоньком".
Ежемесячник "30 дней" с первого же выпуска (1925) подхватил традиции
дореволюционного "Аргуса". Сходство простиралось даже на формат и характер
верстки, что, впрочем, неудивительно, поскольку одним из создателей
"30 дней" являлся бывший редактор "Аргуса" В. А. Регинин. Публикуемый
в ежемесячнике материал, задействованные в нем художники-иллюстраторы
- все было на высоте, благодаря чему он и поныне остается ценным источником
сведений о жизни москвичей того времени. Писали в журнале и о завсегдатаях
московских аукционов, и об уличных музыкантах, и о новых детских игрушках,
и о коммуналках, и о всякого рода столичных развлечениях. Регинин и
другой основатель журнала - В. И. Нарбут (создавший, кстати, само издательство
"Земля и Фабрика", где журнал выходил) привлекли к сотрудничеству ведущих
писателей, художников, фотографов, быстро сделавших "30 дней" весьма
популярными. Достаточно сказать, что именно в этом журнале были впервые
опубликованы очерки ныне возвращенного читающей публике писателя Сигизмунда
Кржижановского "Московские вывески". Просуществовали "30 дней" до 1941
года, растеряв, правда, с годами свою былую привлекательность.
В оказавшемся недолговечным "Эхе", появившемся сначала в сезоне 1922/23
года, а затем еще раз возникшем в конце 1925 года и обращавшемся в основном
к проблемам культуры, видное место занимали очерки В. А. Гиляровского
о московских новостройках, подземной Москве, столичных беспризорниках
и тому подобном. Журнал Моссовета "Строительство Москвы", увидевший
свет в конце 1924 года, далеко не сразу ограничил себя узкопрофильными
рамками, ибо под словом "строительство" подразумевалось созидание новой
жизни вообще. Так что не случайно на его страницах очерки о деятельности
московского коммунального хозяйства и работе пожарных и милиции соседствовали
со статьями искусствоведа И. Э. Грабаря, описаниями московских музеев
и рассказами о московской школе. Куда более подробно и, можно сказать,
самозабвенно отдавался решению "квартирного вопроса" возникший в 1922
году журнал с довольно-таки угловатым названием: "Жилищное товарищество
- жилище и строительство". А проекты реконструкции Москвы регулярно
публиковались в выходившем с 1923 года ежемесячнике "Строительная промышленность".
В 1925 году Моссовет стал раз в две недели выпускать журнал "Советская
работа", страницы которого заполнялись не только отчетами о деятельности
самого Моссовета, но и летописью трудовых свершений московских и подмосковных
предприятий, заметками о столичной безработице, рабочем отдыхе и благоустройстве
города.
К числу весьма интересных изданий принадлежит "Экран", появившийся в
сезоне 1921/22 года и, несмотря на свое название, прямого отношения
к кино не имевший. Этот еженедельник в своих критических обзорах отражал
культурную жизнь Москвы, не пренебрегал и известиями из мира спорта.
Журнал имел газетный формат, издавался на плохой бумаге, но в его иллюстрировании
принимали участие отличные художники, а среди авторов числились самые
бойкие перья того времени - А. Сидоров, П. Коган, Г. Якулов, Я. Тугендхольд,
М. Кольцов, Н. Фореггер, В. Масс, Е. Зозуля и многие другие. В конце
1923 года "Экран" возродился как журнал "Рабочей газеты" - орган уже
не столько "интеллигентский", сколько "пролетарский". С 1923 по 1931
год он несколько раз менял формат и периодичность, то улучшалось, а
то ухудшалось качество бумаги и иллюстраций, однако неизменной оставалась
приверженность "рабочей теме".
С 1923 года газета "Правда" начала издавать литературно-художественный
и сатирический журнал "Прожектор" (редакторы Н. Бухарин и А. Воронский),
весьма занимательный, большого формата и с превосходными фотоиллюстрациями,
однако до крайности политизированный и статьи о московской повседневности
публиковавший не часто.
В большом количестве появившиеся в те годы отраслевые журналы, такие,
как "Московский пролетарий", "Московский служащий", "Красный транспортник",
"Металлист", "Рабочий народного питания" и так далее, писали не только
о проблемах соответствующих отраслей, но и о том новом, что ежедневно
вторгалось в жизнь древней столицы.
Выпускали свои журналы и различные общественные объединения, плодившиеся
в 1920-е годы как грибы после дождя и дружно сгинувшие в начале 1930-х.
Наиболее интересны, конечно же, издания конструктивистов, футуристов
и прочих "левых" - "Кино-фот", "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ", "Современная архитектура".
О театре, кино, музыке рассказывали многочисленные специальные издания,
в основном журналы небольшого формата, существовавшие порой лишь один
театральный сезон. В первой половине 1920-х годов это - "Театральная
Москва", "Театр и музыка", "Эрмитаж", "Зрелища", "Рампа", "Рабочий зритель",
"Новая рампа", "Искусство - трудящимся"; впоследствии эстафету подхватили
"Новый зритель", "Современный театр", "Программы академических театров",
"Цирк и эстрада", "Синяя блуза". Здесь помещались критические отзывы
о постановках и о зрителях этих постановок, описывалась, нередко с боевым
задором, борьба "левых" и "правых" течений. Все, о чем говорили, о чем
спорили, чем восхищались тогда московские любители муз, находило отклик
на страницах этих журналов. Освещал события культурной жизни столицы
и "Вестник работников искусств" (позднее - "Рабис"), издававшийся с
1920 года сначала нерегулярно, но в 1927-1930 годах ставший "крепким"
еженедельником. Об отечественных и зарубежных звездах киноэкрана, новинках
кино и работе московских кинофабрик с 1925 по 1929 год повествовал "Советский
экран".
Малотиражный ежемесячник "Среди коллекционеров" (1921-1924), выходивший
под редакцией И. Лазаревского, публиковал, продолжая традиции дореволюционного
журнала "Старые годы", очерки и статьи о художниках, музеях, памятниках
архитектуры и собирателях предметов искусства. Журнал информировал читателей
о состоянии московского антикварного и книжного рынков, попутно давая
яркие характеристики как посетителей, так и торговцев, букинистов, коллекционеров.
Благодаря этому изданию мы сегодня узнаем о недолгой истории московских
Пролетарских музеев, вобравших в себя частные собрания, о деятельности
московских Обществ друзей книги, любителей старины, любителей книжных
знаков, а также Общества изучения русской усадьбы, соучредителем которого
вместе с Ю. Б. Бахрушиным и В. В. Згурой был историк Алексей Николаевич
Греч, погибший впоследствии в лагерях и в заключении успевший написать
- по памяти! - замечательную книгу "Венок усадьбам".
Среди тогдашних московских сатирических и юмористических журналов ("Бузотер",
впоследствии переименованный в "Бич"; "Крокодил", "Заноза с перцем",
"Лапоть", "Комар") наибольший интерес для нас представляет, пожалуй,
выпускавшийся с 1924 года газетой "Гудок" еженедельник (правда, скорее
ленинградский, чем московский) "Смехач". В 1928 году его сменил "Чудак",
просуществовавший два года и издававшийся акционерным обществом "Огонек"
под редакцией М. Кольцова. Ориентированный на служащих и интеллигенцию,
"Чудак" уделял много внимания культуре и искусству.
Из журналов сатирической направленности 1930-е годы пережил только "Крокодил"
(издавался "Рабочей газетой" с 1922 года), под крышей которого нашли
себе пристанище писатели-сатирики и художники-карикатуристы, ранее сотрудничавшие
в попавших под повальное сокращение печатных органах. Сокращение произошло
в 1929 году "в целях экономии и устранения однотипных изданий", в результате
чего к 1933 году большинство упомянутых в нашем очерке журналов было
закрыто.