itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

МОСКОВСКАЯ ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА 1920-х ГОДОВ

Новости Москвы  Общество 
0
737
Время на чтение 6 минут

Перед первой мировой войной Москва не могла похвастаться обилием популярных изданий, в которых достаточно полно отражался бы ее быт. Известной злободневностью отличались материалы еженедельника "Искры" (издательство И. Д. Сытина), однако этот орган, имевший газетный формат, но именовавший себя "иллюстрированным литературно-художественным и юмористическим журналом", быстро превратился в фотоприложение к газете "Русское слово": очерки и статьи с его страниц исчезли, уступив место более или менее подробным подписям под снимками.
Интересно и ярко московские события того времени описывались разве что в опять же сытинском еженедельнике "Заря", начавшем выходить в самом конце 1913 года. Достойны упоминания еженедельное иллюстрированное приложение к "Московскому листку" Н. И. Пастухова, с 1912 года называвшееся "Всемирной иллюстрацией", и некоторые журналы: "Кривое зеркало" (позднее - просто "Зеркало"), выпускавшийся П. П. Рябушинским в 1909-1911 годах, "Жизнь", основанный Х. Т. Цветковым в 1912 году, недолго существовавший, но весьма любопытный журнал типографии Товарищества И. Н. Кушнерева "Русская иллюстрация" (1915 год).
Зато в 1920-х годах в Москве начинается настоящий журнальный бум. Журналы зарождаются чуть ли не каждый день - одни вскоре исчезают, другие, напротив, наращивают тиражи. Слабость советской полиграфии той поры обуславливала заинтересованность редакций в труде художника, и в результате большинство изданий иллюстрировалось превосходными рисунками. В оформлении московских журналов участвовали, например, такие будущие знаменитости, как архитектор Г. Гольц, который подвизался в "Огоньке", "Крокодиле", "Советском экране", и кинорежиссер С. Юткевич, сотрудничавший, помимо того же "Советского экрана", еще с "Эхом" и "Зрелищами".
Наиболее разнообразно и значительно из всех иллюстрированных литературно-художественных изданий тех лет отражал повседневную жизнь москвичей еженедельный журнал "Красная нива", выходивший в 1923-1931 годах. Его отличало прекрасное оформление, качественные иллюстрации, хороший подбор авторов. В результате "Красная нива" заполнила, по крайней мере частично, вакуум, образовавшийся после закрытия в 1918 году дореволюционной "Нивы", которая была, по существу, петербургским журналом. Новая "Нива" стала именно московской.
Рассчитанный на самый широкий круг читателей "Огонек", основанный М. Кольцовым и Е. Зозулей, издававшийся с апреля 1923 года, высоким качеством оформления и полиграфии не отличался, но тираж его был очень велик. Свое название он унаследовал от дореволюционного петербургского "Огонька". Журнал Кольцова и Зозули выглядел более политизированным и менее "московским", чем "Красная нива". При этом невыразительность большинства помещенных в нем заметок и очерков с лихвой компенсировалась огромным количеством мастерски выполненных фотографий. Лишь с середины 1930-х годов, оставшись едва ли не в гордом одиночестве, журнал улучшил качество публикаций и оформления, увеличил формат и на долгие годы сделался "тем самым" всенародно любимым "Огоньком".
Ежемесячник "30 дней" с первого же выпуска (1925) подхватил традиции дореволюционного "Аргуса". Сходство простиралось даже на формат и характер верстки, что, впрочем, неудивительно, поскольку одним из создателей "30 дней" являлся бывший редактор "Аргуса" В. А. Регинин. Публикуемый в ежемесячнике материал, задействованные в нем художники-иллюстраторы - все было на высоте, благодаря чему он и поныне остается ценным источником сведений о жизни москвичей того времени. Писали в журнале и о завсегдатаях московских аукционов, и об уличных музыкантах, и о новых детских игрушках, и о коммуналках, и о всякого рода столичных развлечениях. Регинин и другой основатель журнала - В. И. Нарбут (создавший, кстати, само издательство "Земля и Фабрика", где журнал выходил) привлекли к сотрудничеству ведущих писателей, художников, фотографов, быстро сделавших "30 дней" весьма популярными. Достаточно сказать, что именно в этом журнале были впервые опубликованы очерки ныне возвращенного читающей публике писателя Сигизмунда Кржижановского "Московские вывески". Просуществовали "30 дней" до 1941 года, растеряв, правда, с годами свою былую привлекательность.
В оказавшемся недолговечным "Эхе", появившемся сначала в сезоне 1922/23 года, а затем еще раз возникшем в конце 1925 года и обращавшемся в основном к проблемам культуры, видное место занимали очерки В. А. Гиляровского о московских новостройках, подземной Москве, столичных беспризорниках и тому подобном. Журнал Моссовета "Строительство Москвы", увидевший свет в конце 1924 года, далеко не сразу ограничил себя узкопрофильными рамками, ибо под словом "строительство" подразумевалось созидание новой жизни вообще. Так что не случайно на его страницах очерки о деятельности московского коммунального хозяйства и работе пожарных и милиции соседствовали со статьями искусствоведа И. Э. Грабаря, описаниями московских музеев и рассказами о московской школе. Куда более подробно и, можно сказать, самозабвенно отдавался решению "квартирного вопроса" возникший в 1922 году журнал с довольно-таки угловатым названием: "Жилищное товарищество - жилище и строительство". А проекты реконструкции Москвы регулярно публиковались в выходившем с 1923 года ежемесячнике "Строительная промышленность".
В 1925 году Моссовет стал раз в две недели выпускать журнал "Советская работа", страницы которого заполнялись не только отчетами о деятельности самого Моссовета, но и летописью трудовых свершений московских и подмосковных предприятий, заметками о столичной безработице, рабочем отдыхе и благоустройстве города.
К числу весьма интересных изданий принадлежит "Экран", появившийся в сезоне 1921/22 года и, несмотря на свое название, прямого отношения к кино не имевший. Этот еженедельник в своих критических обзорах отражал культурную жизнь Москвы, не пренебрегал и известиями из мира спорта. Журнал имел газетный формат, издавался на плохой бумаге, но в его иллюстрировании принимали участие отличные художники, а среди авторов числились самые бойкие перья того времени - А. Сидоров, П. Коган, Г. Якулов, Я. Тугендхольд, М. Кольцов, Н. Фореггер, В. Масс, Е. Зозуля и многие другие. В конце 1923 года "Экран" возродился как журнал "Рабочей газеты" - орган уже не столько "интеллигентский", сколько "пролетарский". С 1923 по 1931 год он несколько раз менял формат и периодичность, то улучшалось, а то ухудшалось качество бумаги и иллюстраций, однако неизменной оставалась приверженность "рабочей теме".
С 1923 года газета "Правда" начала издавать литературно-художественный и сатирический журнал "Прожектор" (редакторы Н. Бухарин и А. Воронский), весьма занимательный, большого формата и с превосходными фотоиллюстрациями, однако до крайности политизированный и статьи о московской повседневности публиковавший не часто.
В большом количестве появившиеся в те годы отраслевые журналы, такие, как "Московский пролетарий", "Московский служащий", "Красный транспортник", "Металлист", "Рабочий народного питания" и так далее, писали не только о проблемах соответствующих отраслей, но и о том новом, что ежедневно вторгалось в жизнь древней столицы.
Выпускали свои журналы и различные общественные объединения, плодившиеся в 1920-е годы как грибы после дождя и дружно сгинувшие в начале 1930-х. Наиболее интересны, конечно же, издания конструктивистов, футуристов и прочих "левых" - "Кино-фот", "ЛЕФ" и "Новый ЛЕФ", "Современная архитектура".
О театре, кино, музыке рассказывали многочисленные специальные издания, в основном журналы небольшого формата, существовавшие порой лишь один театральный сезон. В первой половине 1920-х годов это - "Театральная Москва", "Театр и музыка", "Эрмитаж", "Зрелища", "Рампа", "Рабочий зритель", "Новая рампа", "Искусство - трудящимся"; впоследствии эстафету подхватили "Новый зритель", "Современный театр", "Программы академических театров", "Цирк и эстрада", "Синяя блуза". Здесь помещались критические отзывы о постановках и о зрителях этих постановок, описывалась, нередко с боевым задором, борьба "левых" и "правых" течений. Все, о чем говорили, о чем спорили, чем восхищались тогда московские любители муз, находило отклик на страницах этих журналов. Освещал события культурной жизни столицы и "Вестник работников искусств" (позднее - "Рабис"), издававшийся с 1920 года сначала нерегулярно, но в 1927-1930 годах ставший "крепким" еженедельником. Об отечественных и зарубежных звездах киноэкрана, новинках кино и работе московских кинофабрик с 1925 по 1929 год повествовал "Советский экран".
Малотиражный ежемесячник "Среди коллекционеров" (1921-1924), выходивший под редакцией И. Лазаревского, публиковал, продолжая традиции дореволюционного журнала "Старые годы", очерки и статьи о художниках, музеях, памятниках архитектуры и собирателях предметов искусства. Журнал информировал читателей о состоянии московского антикварного и книжного рынков, попутно давая яркие характеристики как посетителей, так и торговцев, букинистов, коллекционеров. Благодаря этому изданию мы сегодня узнаем о недолгой истории московских Пролетарских музеев, вобравших в себя частные собрания, о деятельности московских Обществ друзей книги, любителей старины, любителей книжных знаков, а также Общества изучения русской усадьбы, соучредителем которого вместе с Ю. Б. Бахрушиным и В. В. Згурой был историк Алексей Николаевич Греч, погибший впоследствии в лагерях и в заключении успевший написать - по памяти! - замечательную книгу "Венок усадьбам".
Среди тогдашних московских сатирических и юмористических журналов ("Бузотер", впоследствии переименованный в "Бич"; "Крокодил", "Заноза с перцем", "Лапоть", "Комар") наибольший интерес для нас представляет, пожалуй, выпускавшийся с 1924 года газетой "Гудок" еженедельник (правда, скорее ленинградский, чем московский) "Смехач". В 1928 году его сменил "Чудак", просуществовавший два года и издававшийся акционерным обществом "Огонек" под редакцией М. Кольцова. Ориентированный на служащих и интеллигенцию, "Чудак" уделял много внимания культуре и искусству.
Из журналов сатирической направленности 1930-е годы пережил только "Крокодил" (издавался "Рабочей газетой" с 1922 года), под крышей которого нашли себе пристанище писатели-сатирики и художники-карикатуристы, ранее сотрудничавшие в попавших под повальное сокращение печатных органах. Сокращение произошло в 1929 году "в целях экономии и устранения однотипных изданий", в результате чего к 1933 году большинство упомянутых в нашем очерке журналов было закрыто.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Морозов
Все статьи Александр Морозов
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
«Россия должна жить по своим правилам»
Согласно опросу ВЦИОМ, более половины граждан отметили, что специальная военная операция России на Украине скорее сплотила российское общество
06.05.2022
К истории церкви Иоанна Воина
Легенды и были в жизни храма..
11.08.2016
Ангельский прием
Патриарх принял гостей в трапезных палатах
03.03.2008
Все статьи темы
Последние комментарии
Блеск и нищета официозных «военных экспертов»
Новый комментарий от Александр Миронов
05.10.2022 12:39
Мы возвращаемся в православную Россию
Новый комментарий от Советский недобиток
05.10.2022 11:21
Крестный путь крестьянских поэтов
Новый комментарий от С. Югов
05.10.2022 10:47
Убиенной Марине Цветаевой
Новый комментарий от Александр А.Б.
05.10.2022 10:36
Стрелков сегодня
Новый комментарий от С. Югов
05.10.2022 09:54
Война должна стать народной, Отечественной
Новый комментарий от Советский недобиток
05.10.2022 09:40