itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

ДРУГОЙ КАНАЛ

Новости Москвы  Общество 
0
144
Время на чтение 7 минут

О, сколько нам открытий чудных
Готовит дилетанта труд...

В N12 "Московского журнала" за 2002 год обнаружил удивительную статью В.В.Бочарова под названием "Воспетый в камне" о канале имени Москвы - удивительную по количеству содержащихся в ней недомолвок, неточностей, а то и грубых ошибок. Впечатление такое, что материалом автору послужили путеводители советских времен, причем поздние, ибо даже в публикациях 1930-х годов достоверной информации о канале можно найти куда больше.
Однако все по порядку.
Говоря об архитекторе Северного речного вокзала А.М.Рухлядеве (1882 - 1946), никак нельзя называть его "теперь почти забытым". Он сыграл значительную роль в истории отечественной архитектуры, и потому в большинстве современных изданий рядом с его именем чаще всего значится "известный", а то и "знаменитый". В 1901году Рухлядев окончил Казанскую художественную школу, в 1911-м - Высшее художественное училище Академии художеств, в I903-I911 годах работал постоянным помощником А.В.Щусева, в 1923 году руководил строительством ряда павильонов на Всероссийской выставке, занимался перепланировкой Москвы; примыкая к группе архитекторов-"рационалистов", входил в число учредителей Ассоциации новых архитекторов (АСНОВА); рано начал преподавательскую деятельность, и уже в 1919 году стал ректором Казанской художественной школы, преобразованной в Государственные Свободные Художественные Мастерские, затем постоянно преподавал во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе - Московском архитектурном институте. Ныне Рухлядев неизменно упоминается в одном ряду с такими мэтрами, как Н.А.Лавинский и В.Ф.Кринский. Кстати, странно, почему автор статьи не вспомнил имени последнего, ведь при проектировании здания речного вокзала Кринский был соавтором Рухлядева...
Абсолютно неверно высказывание о том, что во время строительства канала "надеяться на помощь иностранных фирм не приходилось". Ведь именно тогда эти самые иностранные фирмы участвовали в создании автозаводов в Москве (будущий "Москвич") и Нижнем Новгороде (будущий ГАЗ), московского подшипникового завода (1-й ГПЗ), в реконструкции автозавода АМО (ЗИС, ЗИЛ) и так далее.
Крайне некорректно (если не безграмотно) звучит сравнение канала Москва-Волга с Суэцким (построен с перерывами к 1869 году) и Панамским (построен, также с перерывами, к 1914 году - причем за 10, а не за 30 лет!). По своему назначению, характеристикам, степени механизированности работ (Суэцкий перешеек "прорыли" исключительно вручную) эти сооружения попросту несравнимы!
Непонятно, с чего вдруг автор взял, что агрегаты для насосных станций "не брались изготовить ни наши..., ни зарубежные фирмы". Насосы диагонального типа уже готов был производить завод N3 Насосо-Компрессорного объединения. Предложения поступали и из-за границы - в частности, от немецкой фирмы "Фойт". Однако по указанию Г.Ягоды при канале создали опытно-насосную станцию, разработавшую в течение года под руководством профессора Вознесенского насос пропеллерного типа, имевший КПД более высокий, чем предлагали иностранные компании. Параллельно тем же занимались и на заводе "Борец" - именно он и победил в проводившемся конкурсе проектов. К тому же это был не "мало кому в то время известный московский завод", а преемник основанного еще в 1897 году и знаменитого на всю Россию Бутырского машиностроительного завода Густава Листа! Надо отметить также, что ряд важных узлов для насосов изготовляли не на "Борце", а на крупных ленинградских предприятиях.
Но самое удивительное - автор ни разу не обмолвился о том, что же за организация осуществляла строительство. Поэтому считаю нужным сказать об этом подробнее.
Совнарком СССР принял постановление о прокладке канала 1 июня 1932 года. Еще раньше, в 1929 году, начались работы на Истринском гидроузле. Вел их трест "Москвострой" - по немецкому проекту и при консультационной поддержке фирмы "Сименс-Бау-Унион". К концу 1932 года темпы москвостроевцев признали недостаточными, от немецкого проекта отказались, а все дела передали от Наркомвода ОГПУ (с 1934 года - НКВД), где к тому времени уже имелись квалифицированные инженерно-технические и административные кадры с богатым гидротехническим опытом, приобретенным на Беломорско-Балтийском канале. Оттуда и прибыли на новую стройку ее руководители, часть специалистов и рабочих-заключенных. Таким образом, все "начальство" оказалось состоящим из офицеров ГБ (к чему мы еще вернемся). Органы, параллельно существовавшие в управлении строительства (УС) канала и в системе Управления лагерей ОГПУ, слили в единую структуру - "УС канала Москва-Волга", называвшуюся также Москваволгастрой (МВС). В целях обеспечения стройки рабочей силой 14 сентября 1932 года был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь - Дмитлаг (закрыт 31 января 1938 года в связи с окончанием работ).
Вот что писала газета "Правда" в 1934 году:
"Основная особенность строительства канала заключается в том, что под руководством НКВД и инженеров канал Москва-Волга создается, в частности, руками заключенных исправительно-трудовых лагерей, совершивших те или иные преступления против революционной законности. Самая примечательная черта стройки: канал создается руками бывших воров, бандитов, вредителей, бывших врагов социалистического общества, которые через ударный творческий труд на трассе превращаются в сознательных бойцов за наш канал - прекрасное детище второй пятилетки. Сложности нашей большевистской работы в лагерях заключается в том, что мы эту центральную политическую задачу второй пятилетки осуществляем на самом неподходящем человеческом материале".
Численность заключенных каналоармейцев постоянно наращивалось: от 10 тысяч в 1932 году до 180-190 тысяч к 1936-му. В первые годы смертность была очень велика (до 17 процентов), ведь использовался преимущественно ручной труд. Однако люди умирали, а дело продвигалось медленно. Поэтому с 1935 года строительство начали активно механизировать. Оборудование и материалы поставляли более 500 предприятий. И указанная автором статьи "нехватка всего: цемента, техники..." - очередная неточность. Экскаваторов дали столько, сколько было затребовано (на завершающей стадии их количество достигло 170), причем не только отечественных. То же и с прочими механизмами и машинами. В результате к 1936 году смертность среди заключенных снизилась до 1,5 процентов, так что Дмитлаг стал считаться "привилегированным" лагерем.
Далее, не ясно, по какому принципу составлял автор список участвовавших в строительстве "виднейших ученых (?) и руководителей". В список вошли (звания приведены по состоянию на период производства работ):
- А.И.Фидман (а не "Фридман"!) - был недолгое время главным инженером-пректировщиком канала;
- Я.Д.Рапопорт - майор ГБ, временно (с февраля по август 1933 года) был начальником Дмитлага. В 1935 году назначен начальником Волгостроя НКВД и Волголага, организованных для строительства Угличского и Рыбинского гидроузлов, по совместительству - заместитель начальника ГУЛАГа;
- С.Я.Жук - старший майор ГБ, главный инженер канала. Ранее участвовал в проектировании и строительстве Беломорско-Балтийского канала, затем - Волго-Донского и других гидросооружений;
- В.Д.Журин - майор ГБ, профессор (с 1928 года), один из технических руководителей строительства, прибывший с Беломорско-Балтийского канала. С 1935 года - главный инженер и начальник (после Я.Д.Рапопорта) Волгостроя НКВД и Волголага;
- А.Н.Комаровский - майор ГБ, начальник работ в Яхромском районе, лишь к концу строительства взлетевший до должности начальника и главного инженера эксплуатации канала;
- Г.А.Руссо - один из множества инженеров-проектировщиков, работавших на канале. Под его руководством выполнялся проект Химкинской плотины (опять же, лишь к концу строительства он стал заместителем А.Н.Комаровского).
Как видим, из всех поименованных здесь деятелей только С.Я.Жук действительно входил в число руководителей стройки (в 1953 году он получил звание академика), и только В.Д.Журин был профессором. Остальные же к "руководству" и к "науке" имели отношение весьма косвенное, а то и вообще никакого. Однако (об этом тоже чуть ниже) именно их фамилии кочевали из путеводителя в путеводитель, что, вероятно, и ввело автора статьи в заблуждение.
Кто же в действительности возглавлял строительство канала Москва - Волга?
Во-первых, старший майор ГБ С.Г.Фирин, начальник Дмитлага и заместитель начальника строительства канала (по совместительству - заместитель начальника ГУЛАГа). Ранее он был начальником Белбалтлага.
Во-вторых, Л.И.Коган (кстати, один из организаторов ГУЛАГа и изобретатель термина "зэк"), начальник строительства каналов Москва - Волга и Беломорско-Балтийского. В августе 1936 года его сменил начальник ГУЛАГа М.Д.Берман (с оставлением в должности).
В-третьих, главный архитектор канала И.С.Фридлянд (зять самого Г.Ягоды).
И, наконец, начальник архитектурного отдела П.Д.Козырев, через которого проходили все проекты, благодаря чему многочисленные и разнообразные сооружения по всей трассе получили единый архитектурный стиль.
Судьба этих, как и многих других руководящих работников сложилась вполне в "духе времени": после ареста Г.Ягоды (март 1937 года), перед самой сдачей канала в эксплуатацию, они также были арестованы и вскоре расстреляны. Вот откуда столь существенные пробелы в советских путеводителях и рекламных буклетах: вышеназванные имена отсутствуют уже в специально приуроченном к открытию канала богато иллюстрированном выпуске журнала "Москва-Волгострой" (издание НКВД-МВС).
Очень невнятно написал автор и о событиях 1941 года. Действительно, башни управления механизмами верхних и нижних ворот шлюза N 3 28 ноября были взорваны буквально перед самым носом у фашистов. Совершил же этот героический поступок молодой инженер-строитель В.К.Шамшуров. (позднее профессор, академик Международной академии энергоинформационных наук, член-корреспондент Академии военных наук, номинант почетного списка "двухсот выдающихся деятелей современности - участников войны"). Но чтобы враг не смог использовать канал и прилегающие к нему дороги, пришлось взорвать также башни управления на четвертом шлюзе, железнодорожный мост между станциями Яхрома и Турист, автодорожные мосты в Дмитрове и Яхроме. Мостовые фермы, упав в русло, перегородили его в трех местах. Таким образом, по трассе канала и долинам рек Сестры и Яхромы был создан непроходимый водный рубеж, преодолеть который немцам так и не удалось Восстановительные работы проводились под руководством Д.Ф.Агафонова и А.М.Румянцева, и уже 19 мая 1942 года по каналу возобновилось сквозное движение.
Единственное, за что автору статьи стоит сказать спасибо, - публикация данных, касающихся архитектурного оформления Яхромского шлюза. Но и здесь есть неточность: "мысль увенчать нижние башни макетами кораблей" возникла не в тот момент, когда отказались от оформления верхних башен, а сразу, ведь проект 1935 года предполагал установку и ростр, и каравелл одновременно...
Обобщая вышесказанное, остается констатировать лишь одно: жаль, что в серьезном, уважаемом "Московском журнале" появился вдруг столь малограмотный и пустой опус, как статья "Воспетый в камне"...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Александр Морозов
Все статьи Александр Морозов
Новости Москвы
Все статьи темы
Общество
Русская крепость
Вышел новый номер журнала «Родная Ладога» № 3-4
14.12.2022
Мы живём во времена селфи-религии
Самыми популярными книгами в 2022 году в России стали «К себе нежно. Книга о том, как ценить и беречь себя» и антиутопия Джорджа Оруэлла «1984»
14.12.2022
«Секретное захоронение Романовых»
В рамках православной выставки-ярмарки «Нижегородский край – земля Серафима Саровского» прошла встреча-беседа
12.12.2022
В Европе возрождается классический фашизм
К такому выводу пришли эксперты международной научной конференции
12.12.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Денис Никонов
03.02.2023 23:12
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от С. Югов
03.02.2023 23:11
О новой кадровой политике
Новый комментарий от Адриан Послушник
03.02.2023 22:33
Грозный Сталинград
Новый комментарий от Русский Сталинист
03.02.2023 21:45
«Раис-мехк-да»
Новый комментарий от Константин В.
03.02.2023 20:39
Про Гимн, Винни Пуха и джаз
Новый комментарий от Читатель новый
03.02.2023 20:32
Наступление России
Новый комментарий от Адриан Послушник
03.02.2023 19:56