Преподобные Сергий и Герман Валаамские поселились на Валаамском острове в 1329 году. Они были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Часто во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Собранное ими братство явилось светочем Православия в этом крае.
Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития преподобных Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении Православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом Православия в ранние века христианского просвещения. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163 г.
Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых, упоминания в службе "Всем русским святым", составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века.В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 28 июня/11июля и 11 сентября /24 сентября. Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи Преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся. Святые Сергий и Герман продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель.
11 июля мы вспоминаем видного русского военно-морского деятеля, командующего Черноморским флотом вице-адмирала Григория Павловича Чухнина, смертельно раненного революционным террористом в 1906 году.
Он родился в 1848 году, с 1902 по 1904 годы был начальником Николаевской морской академии. В апреле 1904 года Чухнин был назначен главнокомандующим Черноморского флота и портов Черного моря. В дни революционной смуты 1905 – 1907 годов, адмирал приложил немало усилий для водворения порядка в Севастополе и подавления мятежей, устроенных моряками Черноморского флота. За это 27 января 1906 года, по приговору боевой организации партии эсеров, Е.А.Измайлович стреляла в командующего Черноморским флотом, но, к счастью, покушение было безуспешным, и адмирал остался жив. Однако революционные террористы не могли простить адмиралу того, что он приказал повесить "легендарного" лейтенанта Шмидта, поднявшего мятеж на крейсере "Очаков", и 28 июня 1906 года адмирал Чухнин был убит на собственной даче "Голландия" эсером-матросом Я.С.Акимовым. В ночь с 28 на 29 июня вице-адмирал скончался. Похоронен Чухнин в соборе Св. Владимира в Севастополе.
Сегодня мы также вспоминаем Алексея Павловича Епанчина (1823-1913), начальника Морского училища и Николаевской морской академии.
Родился в семье коллежского регистратора Павла Петровича Епанчина (1789 - 1858) и его законной супруги Елены Петровны, урожденной Мусиной-Пушкиной. По окончании Морского кадетского корпуса в 1841 г. был произведён в мичманы с оставлением в офицерском классе. В 1845 г. прикомандирован к Морскому корпусу преподавателем навигации и астрономии. Затем последовательно исполнял должности помощника инспектора классов и командира гардемаринской роты, в 1858 г. был награждён орденом св. Станислава 2-й степени; в 1860 г. назначен инспектором классов. Состоял членом учебного совета академического курса морских наук и членом комитета по преобразованию морских учебных заведений (с 1862 г.) под председательством генерал-адъютанта Н. К. Краббе, в 1864 г. получил орден св. Анны 2-й степени, в 1866 г. произведён в капитаны 1-го ранга и в следующем году был удостоен ордена св. Владимира 4-й степени. Считая необходимым условием для морских офицеров основательное общее образование, Епанчин в записке, поданной генерал-адъютантом Краббе, провел мысль об учреждении 7-й Петербургской и 1-й Кронштадтской гимназий. В Кронштадтской гимназии могли получить солидное образование дети морских офицеров, а 7-я Петербургская гимназия (впоследствии 1-е реальное училище) помещалась рядом с Морским корпусом, на его земле.
В 1871 г. Епанчин был назначен начальником Морского училища и председателем совета академического курса (так тогда называлась Морская академия). В 1876 году награжден орденом Святого Станислава 1 степени. В год празднования 50-летия офицерских классов, когда состоялось переименование их в Николаевскую морскую академию 28 января 1877 г. контр-адмирал Епанчин был лично поздравлен императором Александром II с назначением в свиту Его Величества. В 1880 году награжден орденом Святой Анны 1 степени.
В 1882 году по расстроенному здоровью был уволен от должности. 26 февраля 1887 года произведён в чин вице-адмирала. В 1891 году награжден орденом Святого Владимира 2 степени. В 1896 году награжден орденом Белого Орла. 14 января 1901 года, когда праздновался 200-летний юбилей Морского корпуса, удостоился получить знаки ордена св. Александра Невского, в 1906 году награжден к нему алмазными знаками. Во внимание к продолжительной службе Епанчина в Морском корпусе ему пожаловано право носить мундир корпуса. 1 января 1904 года присвоен чин генерала по адмиралтейству и назначен состоять при генерал-адмирале великом князе Алексее Александровиче.
18 декабря 1909 года Епанчин вышел в отставку в звании адмирала и с оставлением его почётным членом Николаевской морской академии. Более двух тысяч офицеров русского флота получили воспитание и специальное образование под руководством Епанчина.
Умер 28 июня 1913 года, похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Также сегодня день памяти Николая Александровича Александрова (1884-1915), политического деятеля, одного из руководителей молодёжного крыла казанского правомонархического движения, редактора газеты «Казанский Телеграф», публициста, педагога.
Н.А.Александров родился в семье учителя (впоследствии − директора Сердобского реального училища, статского советника) Александра Ивановича и Ольги Николаевны Александровых. Русский, православного вероисповедания.
С августа 1894 г. Н.А.Александров учился в гимназии в Саратове, с августа 1897 г. − в Сызранском реальном училище. При этом он «с большим интересом занимался опытною физикой и естественной историей».
После окончания Сызранского реального училища и досдачи в Саратовской 2-й гимназии экзамена «по древним языкам», в 1903 г., согласно прошению, он был зачислен студентом на отделение естественных наук физико-математического факультета Императорского Казанского Университета (ИКУ). Однако университетское обучение Н.А.Александрова затянулось до 1911 г., что было связано с «затруднительным денежным положением», тяжёлой болезнью проживавшей в Сызрани матери, требовавшей постоянного ухода, и последовавшей затем смертью отца.
ИКУ он окончил в 1911 г. с дипломом второй степени, прослушав, при отличном поведении, полный курс наук на означенном отделении. После этого Н.А.Александров был определён на должность сверхштатного ассистента при кабинете гистологии и эмбриологии того же факультета.
16 (29) октября 1912 г. Н.А.Александров оставил ИКУ, перейдя на должность преподавателя природоведения и географии в Казанскую 3-ю женскую («Котовскую») гимназию.
Вместе с этим, он преподавал географию в средних классах Казанского 1-го реального училища, законоучителем которой одно время был известный деятель местного правомонархического (черносотенного) и трезвеннического движения священник Н.М.Троицкий.
Н.А.Александров являлся активным членом и руководителем целого ряда казанских правомонархических (черносотенных) организаций: входил в Совет «Казанского Царско-Народного Русского Общества» (КЦНРО), затем получил известность в качестве одного из организаторов и лидеров «Казанского Общества Русской Монархической Молодёжи» (КОРММ) и действовавшего при нём «Казанского Гимнастического Кружка «Беркут» (впоследствии − «Гимнастического Общества «Сокол» в Казани»), в котором состоял членом, а затем − с 1911 по 1913 гг. − председателем Правления.
10 (23) сентября 1910 г. − в составе депутации КЦНРО − он присутствовал на приёме у находившегося в Казани председателя Совета министров Российской Империи П.А.Столыпина, на котором вручил ему отчёт о деятельности «Казанского Гимнастического Кружка «Беркут».
В период избирательной кампании в Государственную Думу четвёртого созыва Н.А.Александров, примкнув к «националистам», принимал живое участие в организации «Казанского Русского Национального Клуба» и предвыборного блока правых монархистов (черносотенцев) и октябристов. Он состоял членом редакционной комиссии по изданию патриотического сборника «За Родину», а также являлся учредителем и участником различных обществ и «комитетов».
12 (25) января 1913 г. «Казанский Телеграф» сообщил, что «на бывшем недавно годичном собрании кружка» его председатель Н.А.Александров «за полным недостатком времени» сложил свои полномочия.
Он не скрывал своих правых убеждений, состоял членом царско-народного русского общества − до выборов в Государственную Думу четвёртого созыва, когда он примкнул к националистам и был одним из учредителей национального клуба и видным работником по созданию избирательного блока октябристов и монархистов.
Одновременно Н.А.Александров был хорошо известен как журналист с ярко выраженной правой позицией. Со студенческой скамьи, вместе с членами «академического кружка», он принимал участие в редакционной работе газеты «Казанский Телеграф», с 12 (25) октября 1911 г. являлся её «временным редактором», с конца 1912 г. − начала 1913 г. − «правой рукой» редактора Н.А.Ильяшенко.
Н.А.Александрову, часто выступавшему под псевдонимом «Волжин» и считавшемуся «независимым журналистом», принадлежало авторство целого ряда актуальных статей на местные и военные темы. Известно также, что он являлся постоянным участником своего рода монархического «дискуссионного клуба», сложившегося в казанской гостинице («номерах») «Франция».
Также сегодня мы вспоминаем Ивана Егоровича Сонина (1914-1943), лейтенанта артиллерии, Героя Советского Союза.
Родился 3 февраля 1914 в селе Докторовка-Кузнецовка ныне Дмитриевского района Курской области в семье крестьянина. По национальности русский. Получил неполное среднее образование. В 1930-х гг. работал в Крупецком сельсовете, в Дмитриевской и Льговской конторах «Заготскот». Член ВКП(б).
В Красной Армии с 1936 г. В 1942 г. получил офицерское звание, окончив курсы младших лейтенантов. В действующей армии с октября 1942 г.
В феврале 1943 г. командир 4-й батареи 6-го артполка (74-я стрелковая дивизия, 13-я армия, Центральный фронт) младший лейтенант Сонин под сильным пулемётным огнём противника, не позволявшим продвигаться советской пехоте, выдвинулся за боевые порядки пехоты и меткими выстрелами уничтожил огневые точки противника. В бою за деревню Костюрино 23 февраля 1943 г. постоянно находился в боевых порядках пехоты и вёл прицельный огонь по засевшим в домах гитлеровцам, в результате чего подчинённая ему батарея уничтожила до 200 солдат и офицеров противника, 4 станковых пулемёта, одну миномётную батарею, один автомобиль, наблюдательный пункт и 4 повозки. За вышеописанные боевые заслуги 8 марта 1943 г. награждён Орденом Красной Звезды.
В период сражения на Курской дуге командир 4-й батареи 6-го артполка (74-я стрелковая дивизия, 13-я армия, Центральный фронт), лейтенант. Получив 11 июля 1943 г. задачу отразить атаку противника, прорвавшего боевые порядки стрелковых подразделений у деревни Протасово (Покровский район Орловской области), несмотря на осколочное ранение, умело руководил огнем орудий, отсек вражеских автоматчиков от танков, уничтожил 6 танков (в том числе 2 «Тигра») и большое количество пехоты, благодаря чему батарея удержала занимаемые позиции. В этом бою погиб в результате прямого попадания снаряда в станину орудия.
Звание Героя Советского Союза присвоено 8 сентября 1943 г. посмертно. Похоронен в городе Малоархангельск Орловской области.
Также сегодня день памяти Александра Яковлевича Яшина (настоящая фамилия — Попов) (1913-1968), прозаика и поэта.
Александр Попов родился 14 (27) марта 1913 года в деревне Блудново (ныне Никольского района Вологодской области) в крестьянской семье. Первая публикация в 1928 году. В 1931 году окончил педагогический техникум в городе Никольске, учительствовал в деревне, много читал, писал стихи, сотрудничал в вологодских и архангельских газетах, начал печататься в 1928 году. Первый сборник стихотворений «Песни Северу» увидел свет в 1934 году в Архангельске. Незадолго до Первого съезда советских писателей стал председателем оргкомитета его вологодского отделения. В 1935 году переехал в Москву. Учился в Литературном институте им. А.М.Горького, который окончил в 1941 году. Одновременно работал заместителем редактора многотиражной газеты.
В годы Великой Отечественной войны уходит добровольцем на фронт и в качестве военного корреспондента и политработника участвует в обороне Ленинграда и Сталинграда, в освобождении Крыма. В 1942—1943 изданы его сборники стихов «На Балтике было» и «Город гнева».
В послевоенные годы много ездил по стране: поездки по Северу, на Алтай, на строительство гидроэлектростанций, на целину. Впечатления от увиденного нашли отражение в сборниках стихов «Земляки» (1946), «Советский человек» (1951), в поэме «Алена Фомина» (1949).
В выступлении на Втором съезде СП СССР признал свою долю вины за то, что литература сталинского времени была неискренней, объяснив это недостатком гражданского мужества, призвал к возвращению Есенина советской литературе. С этого времени творчество Яшина коренным образом изменилось, в каждом произведении он стремился к максимальной честности.
Рассказ «Рычаги» (1956) о подавлении личности партийным аппаратом не переиздавался до времён перестройки. Повесть «В гостях у сына», написанная в 1958, была напечатана лишь в 1987, как и ещё несколько рассказов. Неприкрашенная картина колхозной жизни в рассказе «Вологодская свадьба» (1962) подвергалась нападкам догматических критиков.
А.Я.Яшин умер 11 июля 1968 года в Москве. Похоронен в родном селе.
Также сегодня мы вспоминаем Николая Владимировича Струтинского (1920-2003), партизана и разведчика, полковника КГБ СССР, лауреата литературной премии им. Н.Кузнецова.
Родился 1 апреля 1920 года в полесском селе Тучин (Польша, ныне Ровенская область, Украина) в крестьянской семье, где, кроме него было ещё восемь детей.
До войны Николай Струтинский был батраком. Мать Николая Струтинского, Марфа Ильинична благословила в партизаны шестерых сыновей, сама сражалась с фашистами и погибла 6 марта 1943 года во время исполнения задания партизанского командования по обнаружению точного местонахождения рейхскомиссара Украины Эриха Коха.
Её муж и сыновья к тому времени уже создали партизанскую группу, которая изучила Невырковский и Липенский леса, собрала оружие и боеприпасы, а затем пополнилась семьёй Янчуков и другими земляками. Группа преререзала телефонную связь, уничтожала немецких солдат и украинских полицаев. 17 сентября 1942 года партизаны Струтинского случайно встретились в лесу с отрядом специального назначения «Победители», во главе с Дмитрием Николаевичем Медведевым, который позже описал эту встречу в своей книге «Дело было под Ровно». Отряд Струтинского к тому времени насчитывал 51 бойца и присоединился к отряду Медведева. Здесь Николай Струтинский познакомился с советским разведчиком Николаем Кузнецовым
Николай Струтинский осуществлял связь между партизанским отрядом Дмитрия Медведева и подпольем Николая Остафова, его брат Георгий Струтинский был личным телохранителем Николая Кузнецова.
В октябре 1944 года в Кремле Калинин вручил Николаю Струтинскому орден Ленина, а брату Георгию — орден Красного Знамени.
После войны Струтинский проходил службу в органах государственной безопасности Львовской области. Написал повести «Дорогой бессмертия», «Подвиг», «На берегах Горыни и Случи», «На грани бессмертия». Много времени полковник посвятил поиску места захоронения Кузнецова и восстановлению исторической справедливости в отношении его имени, наталкиваясь на противодействие КГБ и партийного руководства. При этом Николай Струтинский рисковал жизнью, а один из его помощников был убит и это преступление не было раскрыто. Полковника Струтинского трижды представляли к званию Героя Советского Союза, но соответсвующий указ так и не был подписан.
Последние годы своей жизни Николай Струтинский прожил в Черкассах, где он продолжал писать книги, вёл просветительскую, военно-патриотическую работу, участвовал в политической жизни, будучи членом Социалистической партии Украины. В это время на Николая Струтинского было совершено покушение, однако разведчика спасла лишь счастливая случайность. В мае 2003 года Приднепровский райсовет Черкасс рекомендовал кандидатуру Н.Струтинского на присвоение звания «Герой Украины».
Николай Струтинский выступал против демонтажа памятника Кузнецову во Львове, против украинского национализма и героизации УПА.
Похоронили Николая Струтинского на Яновском кладбище во Львове.