Ровно 100 лет назад 22 октября / 4 ноября 1915 года свой подвиг совершил священник 6-го Финляндского стрелкового полка протоиерей Андрей Богословский. Как отмечалось в приказе о награждении пастыря орденом Святого Георгия 4-й степени, отец Андрей «22 октября 1915 года, стоя на возвышении, благословлял каждого подходившего к нему воина. Когда началась стрельба он остался на прежнем месте. Грудь его защитила дароносица, висевшая на шее, дав пуле, летевшей в сердце, боковое направление».
Андрей Александрович Богословский родился 21 сентября 1869 года в селе Луковец Луковецкой волости Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье диакона. Окончив духовное училище и семинарию он начал службу в родной Новгородской епархии. В 1893 году отец Андрей бы принят на службу военным священником и направлен в Туркестанскую стрелковую бригаду, а затем ‒ в Ташкентский военный Спасо-Преображенский собор.
Когда началась Русско-японская война, отец Андрей отбыл в действующую армию, последовательно занимая должности полкового священника 22-го и 23-го Восточно-Сибирских стрелковых полков и благочинного 9-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии. Уже в эту войну священник Богословский проявил себя настоящим героем, заслужив ордена Анны 3-й и 2-й степеней с мечами, св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом и золотой наперсный крест на Георгиевской ленте.
После окончания войны пастыря назначили священником Сибирского флотского экипажа, в 1910-м возвели в протоиереи, а в 1913-м назначили благочинным Владивостокских морских церквей.
Незадолго до начала Первой мировой войны отец Андрей перевелся на должность полкового священника 6-го Финляндского стрелкового полка, вместе с которым и отличился в октябре 1915 года, заслужив высшую военную награду ‒ орден Святого Георгия 4-й степени.
Но и на этом подвиги протоиерея Андрея Богословского не закончились. В 1916 году он был включен в состав Русского экспедиционного корпуса, направленного во Францию, став полковым священником 2-го Особого полка на Французском фронте. Здесь за свои заслуги отец Андрей в 1917 году получил французский орден Почетного легиона.
Не признав революции и подписанного большевиками Брестского мира, протоиерей Андрей Богословский остался во Франции в качестве священника Русского легиона чести ‒ особого формирования из военнослужащих Русской императорской армии, сформированного из числа добровольцев расформированного Русского экспедиционного корпуса. Жизнь пастыря-героя оборвалась 2 сентября 1918 года.
Штабс-капитан 2-го Особого пехотного полка Вячеслав Васильев вспоминал: «В пять утра стрелковые роты выходят из окопов и под ураганным огнем артиллерии противника бросаются вперед. Старый батюшка, Георгиевский кавалер, ‒ наперсный крест на Георгиевской ленте, ‒ отец протоиерей Богословский, несмотря на уговоры, выходит со всеми из окопов и идет под огнем по открытой местности. Без каски, с развевающимися по ветру седыми волосами, высоко подняв крест в правой руке, он благословляет идущих в атаку. Батальон Русского Легиона уже проскочил далеко вперед. Резервные части зуавов торопливым шагом пересекают то место, где стоит батюшка. Французы-католики, пробегая мимо православного священника, снимают каски, крестятся, а ближайшие подбегают и целуют наспех наш крест. Первые лучи восходящего солнца придают этой картине незабываемое впечатление.
В полдень до первой линии дошли грустные вести. Батюшка убит! Разорвавшимся рядом с ним немецким снарядом он был тяжело ранен. Санитары, наскоро перевязав его, понесли на носилках на перевязочный пункт. Уже на носилках, кружившиеся как коршуны стаи немецких аэропланов, посыпавшие свинцовым огнем атакующие войска, пулеметной очередью добили батюшку насмерть. Эта славная смерть, быть может, избавила его от подвалов Ч.К. Он уже получил приказ вернуться в Россию, но считал своей священной обязанностью напутствовать крестным благословением идущих в атаку своих русских легионеров». Высоко оценив заслуги русского священника, Главнокомандующий Французской армии маршал Фоша посмертно наградил его почетной наградой ‒ Военным крестом с пальмовой ветвью.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук