По преданию, Тихвинская икона Божией Матери написана самим апостолом и евангелистом Лукой. Вместе с двумя другими иконами Богоматери святой апостол, искусный врач и художник, принес этот образ Самой Владычице. Увидев Свое изображение на иконах, Она произнесла: "Благодать Родившегося от Меня и Моя с сими иконами да будет". Пророческие слова Богоматери исполнились в полной мере. Все три образа имели чудесную историю и были чудотворными.
Святой Лука выслал образ, впоследствии прославленный как Тихвинский, в Антиохию некоему Феофилу, для которого написал свое Евангелие. Предание сообщает, что после смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим, откуда в V веке по Р.Х. супруга царя Феодосия младшего отвезла ее в Константинополь. В столице Византии к святыне отнеслись с великим почетом: специально для этого образа была выстроена знаменитая впоследствии Влахернская церковь. В величественном храме икона пребывала 539 лет. В XI веке, в смутное время иконоборчества, чудотворный образ был скрыт защитниками Православия в обители Пантократора. Лишь после окончательной победы над иконоборчеством икона возвратилась во Влахернский храм. Но древний образ недолго оставался в Византии. За 70 лет до взятия турками Константинополя он исчез из византийской столицы.
Таинственно исчезнувшая из Византии икона в 1383 г. вдруг обнаружилась в Новгородских пределах. Древние русские летописи описывают ее появление над водами Ладожского озера "в сиянии лучезарного света". Переносимая невидимой силою по воздуху над водой, она остановилась в Тихвине. Во время своего шествия икона в пяти местах останавливалась, исцеляя больных, утешая скорбящих. На том месте, где окончательно остановилась икона, жители Тихвина построили деревянный храм во имя Успения Божией Матери. Храм этот не раз сгорал во время пожаров, но чудотворный образ оставался невредимым.
Усердием великого князя Василия Ивановича (1505 - 1533) вместо деревянного храма был возведен каменный. В 1560 году по приказу Царя Иоанна Грозного при храме был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной. В 1613 - 1614 годах шведские войска, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство. После чудесной победы над шведами в монастырь прибыли царские послы. Сняв список с чудотворной иконы, они отправились в деревню Столбово, в 50 верстах от Тихвина, где 10 февраля 1617 года был заключен мир со шведами. Главною порукою мира с русской стороны был принесенный список с чудотворной иконы. Впоследствии этот список был принесен в Москву и поставлен в Успенском соборе, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе. Всероссийское празднование Тихвинской иконе Божией Матери, прославленной неисчислимыми чудотворениями, установлено Церковью в память ее чудесного явления и одоления врагов предстательством Богородицы.
Пресвятая Богородица, взяв Россию под свой покров, даровала землям нашим на охранение свои чудотворные иконы. По преданию, Тихвинская икона Божией Матери хранит и благословляет Северные пределы нашей страны.
Сегодня день памяти Царевича Алексея Петровича (1690-1718).
Родился 18 (28) февраля 1690 года в Преображенском. Крещён 23 февраля (5 марта) 1690 года, восприемники — патриарх Иоаким и царевна Татьяна Михайловна[3]. Тезоименитство 17 марта, небесный покровитель — Преподобный Алексий, человек Божий.
Был женат на принцессе Шарлотте Кристине Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, сестре Елизаветы, супруги императора Карла VI. Дети — Наталья (1714—1728) и Пётр (1715—1730), впоследствии император Пётр II. Шарлотта скончалась вскоре после рождения сына, и царевич завёл любовницу Ефросинью, с которой ездил в Европу и которая позже допрашивалась по его делу и была оправдана.
В 1717 году в результате конфликта с отцом, который хотел отстранить его от наследования, Алексей с помощью Кикина (начальника Санкт-Петербургского адмиралтейства) тайно бежал в Вену и вёл там сепаратные переговоры с европейскими правителями, включая своего родственника императора Карла. Для сохранения секретности австрийцы переправили Алексея в Неаполь. Алексей планировал дождаться на территории Австрийской империи смерти Петра (который в этот период тяжело болел) и затем, опираясь на помощь австрийцев, стать русским царём.
Согласно его показаниям на следствии, он был готов ради захвата власти опереться на австрийскую армию. В свою очередь австрийцы планировали использовать Алексея как свою марионетку в интервенции против России, но отказались от своего намерения, посчитав такое предприятие слишком опасным («для нас не является невозможным добиться определённых успехов в землях самого Царя, то есть поддерживать любые восстания, но нам в действительности известно, что этот царевич не имеет ни достаточной храбрости, ни достаточного ума, чтобы извлечь какую-либо реальную выгоду или пользу из этих [восстаний]» — из меморандума вице-канцлера графа Шенборна императору Карлу).
Между тем русская разведка выследила местоположение Алексея, и от императора потребовали выдачи царевича России. Австрийский император отказался выдать Алексея, но разрешил допустить к нему присланного Петром П.Толстого. Последний предъявил Алексею письмо Петра, где царевичу гарантировалось прощение любой вины в случае немедленного возвращения в Россию («Буде же побоишься меня, то я тебя обнадёживаю и обещаюсь Богом и судом его, что никакого наказания тебе не будет, но лучшую любовь покажу тебе, ежели воли моей послушаешь и возвратишься. Буде же сего не учинишь, то, … яко государь твой, за изменника объявляю и не оставлю всех способов тебе, яко изменнику и ругателю отцову, учинить» — из письма Петра Алексею).
Письмо, однако, не смогло заставить Алексея вернуться. Тогда Толстой подкупил австрийского чиновника, чтобы тот «по секрету» сообщил царевичу, что его выдача в Россию — вопрос решённый («А потом увещал я секретаря вицероева, который во всех пересылках был употреблён и человек гораздо умён, чтоб он, будто за секрет, царевичу сказал все вышеписанные слова, которые я вицерою советовал царевичу объявить, и дал тому секретарю 160 золотых червонных, обещая ему наградить вперёд, что оный секретарь и учинил» — из донесения Толстого). Это убедило Алексея, что расчёты на помощь Австрии ненадёжны. Осознав, что помощи от Карла VI он не получит, и страшась возвращения в Россию, Алексей через французского офицера Дюре тайно обратился с письмом к шведскому правительству с просьбой о помощи. Однако данный шведами ответ (шведы обязались предоставить Алексею армию для возведения его на престол) запоздал и П.Толстой сумел угрозами и посулами добиться от Алексея согласия на возвращение в Россию до того, как он получил послание от шведов.
После возвращения за тайное бегство и деятельность во время пребывания за границей Алексей был лишён права на престолонаследие (февраль 1718). При этом ему было объявлено прощение на условии признания всех совершённых проступков («Понеже вчерась прощение получил на том, дабы все обстоятельства донести своего побегу и прочего тому подобного; а ежели что утаено будет, то лишён будешь живота;… ежели что укроешь и потом явно будет, на меня не пеняй: понеже вчерась пред всем народом объявлено, что за сие пардон не в пардон»). Алексей в своих показаниях постарался изобразить себя жертвой своего окружения и свалить на своих приближённых всю вину. Лица, его окружавшие, были казнены, но это не помогло Алексею — его любовница Ефросинья дала исчерпывающие показания, изобличившие Алексея во лжи. В частности, выяснилось, что Алексей был готов для захвата власти использовать австрийскую армию и намеревался при удобном случае возглавить мятеж русских войск. На очной ставке Алексей подтвердил показания Ефросиньи. Сейчас трудно установить в полной мере достоверность этих показаний. Хотя пытки на этом этапе следствия не применялись, Ефросинья могла быть подкуплена, а Алексей мог давать ложные показания из страха применения пыток. Однако в тех случаях, когда показания Ефросиньи можно проверить из независимых источников, они подтверждаются (например, Ефросинья сообщила о письмах, которые Алексей писал в Россию, готовя почву для прихода к власти — одно такое письмо (неотправленное) было найдено в архиве Вены).
На основании всплывших фактов Царевич был предан суду и осуждён на смерть как изменник. Следует отметить, что связи Алексея со шведами остались неизвестными суду, а обвинительный приговор был вынесен на основании других эпизодов, которые по действовавшим в тот период законам карались смертью.
Царевич умер в Петропавловской крепости 26 июня 1718 года, согласно официальной версии, от удара. В XIX веке Устряловым были обнаружены документы, согласно которым царевича незадолго до смерти (уже после вынесения приговора) пытали, и эта пытка могла стать непосредственной причиной его смерти. Согласно записям канцелярии, Алексей умер 26 июня. Пётр I опубликовал официальное извещение, где говорилось, что, выслушав смертный приговор, царевич пришёл в ужас, потребовал к себе отца, просил у него прощения и скончался по-христиански — в полном раскаянии от содеянного.
Существуют данные, согласно которым Алексей был тайно убит в тюремной камере по приказу Петра, но они сильно противоречат друг другу в деталях. Опубликованное в XIX веке при участии М.И.Семевского «письмо А.И.Румянцева Д.И.Титову» (по другим данным, Татищеву) с описанием убийства Алексея является доказанной подделкой; оно содержит ряд фактических ошибок и анахронизмов (на что указывал ещё Н.Г.Устрялов), а также близко к тексту пересказывает ещё не вышедшие тогда официальные публикации о деле Алексея.
Алексей был похоронен в Петропавловском соборе крепости в присутствии отца. Посмертная реабилитация Алексея, изъятие из обращения осуждающих его манифестов и направленной на оправдание действий Петра «Правды воли монаршей» Феофана Прокоповича произошли во время царствования его сына Петра II (с 1727).
Также сегодня мы вспоминаем писателя Ивана Ивановича Лажечникова (1792-1869).
Родился 14 сентября в Коломне в семье богатого купца. Детские годы прошли в родительском доме, где получил разностороннее домашнее образование. Рано начал читать, увлекся русской, французской и немецкой литературой. Когда началась война 1812 г., бежал из дома и вступил в русскую армию. В 1821-37 гг. занимал должность директора Пензенской гимназии и народных училищ, содействовал открытию Чембарского уездного училища. Первый исторический роман "Последний Новик" (из жизни Петра 1) опубликовал а 1831-33 г. Самый знаменитый свой роман "Ледяной дом" Лажечников закончил в 1835 г. В 1838 г. выходит третий и последний роман Лажечникова "Басурман". Лажечников пробует силы в драматургии, пишет несколько комедий и трагедий, но все они были слабее его первых произведений. В возрасте 77 лет, 26 июня (8 июля н. с.) Лажечников умер.
Также сегодня день памяти Петра Ивановича Постольского (1822-1889), генерал-лейтенанта, героя Севастопольской обороны в 1854-1855 гг.
Родился в 1822 году. В военную службу вступил 11 июня 1844 года прапорщиком в армейскую пехоту. Служил в Минском пехотном полку.
В 1854—1855 годах, будучи штабс-капитаном и полковым адъютантом Минского пехотного полка, принял участие в обороне Севастополя. За отличие в при отражении одного из штурмов он был награждён орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом. Кроме того, 24 октября 1854 года, командуя 6-м батальоном Минского полка, Постольский состоял в колонне генерал-майора Тимофеева и произвёл вылазку с 6-го бастиона на левый фланг неприятельской линии. В этой вылазке Постольский был ранен в руку, но строя не оставил. 22 января 1855 года он за это дело был награждён орденом св. Георгия 4-й степени (№ 9581 по кавалерскому списку Григоровича—Степанова). В воздаяние за отличие, оказанное во время обороны г. Севастополя, при взятии неприятельской батареи, где первый взошел на вал и собственноручно заклепал 2 орудия.
Вслед за тем он был произведён в майоры. 4 апреля 1855 года Постольский при отражении штурма главной оборонительной линии находился на Волынском редуте и был тяжело ранен. В бессознательном состоянии он был эвакуирован на Северную сторону и после оказания ему срочной медицинской помощи вывезен в тыловой госпиталь.
По излечении Постольский вернулся к строевой службе, в 1860 году произведён в подполковники, в 1862 году за беспорочную выслугу 25 лет в офицерских чинах награждён орденом св. Владимира 4-й степени с бантом, в 1867 году получил чин полковника и 30 августа 1879 года произведён в генерал-майоры с назначением Оренбургским губернским воинским начальником и начальником Оренбургского военного госпиталя. С 1882 года состоял без должности по армейской пехоте и вскоре был зачислен в запас. В апреле 1884 года он окончательно вышел в отставку с производством в генерал-лейтенанты.
Среди прочих наград Постольский имел ордена св. Станислава 2-й степени с императорской короной (1870 год) и св. Анны 2-й степени (1875 год).
Скончался 26 июня 1889 года в Санкт-Петербурге, похоронен в Севастополе на Братском кладбище.
Сегодня день памяти видного общественного деятеля, публициста, издателя, автора оригинальной экономической теории Сергея Федоровича Шарапова, скончавшегося в 1911 г.
Он родился в 1855 г. в Москве в дворянской семье, получил военное образование, закончив Николаевское инженерное училище. С молодости пропитался идеями славянофилов, поэтому, когда в 1875 г. в Сербии вспыхнуло восстание против турецкого ига, вместе с другими русским патриотами (М.Г.Черняев, В.В.Комаров, А.А. и Н.А.Киреевы и др.) поехал добровольцем на войну. По окончании войны занимался хозяйством в своем имении в Смоленской губернии. Внедрял всевозможные изобретения и новшества, создал мастерскую по производству дешевых плугов, которые производил и по заказу правительства. Сотрудничал в газете "Русь" И.С.Аксакова, с которым был близок, был редактором и издателем двух сборников славянофилов "Московский сборник" (1887) и "Теория государства у славянофилов" (1898). С 1886 г. начал издавать собственную газету "Русское дело", позже издавал газету "Русский труд" и журнал "Свидетель". Свои многочисленные публицистические произведения публиковал отдельными сборниками, выступал как беллетрист, был автором романа и политической фантазии "Диктатор".
В конце XIX в. активно выступал против финансовой реформы С.Ю.Витте, критикуя которую, сформулировал собственную теорию хозяйственной деятельности в самодержавном государстве. С 1905 г. принимал активное участие в монархическом движении, был одним из учредителей Союза Русских Людей в Москве, однако вскоре создал собственную Русскую народную партию, не имевшую впрочем серьезного значения. Часто выступал с докладами в Русском Собрании, был участником монархических съездов. Шарапов был активным участником славянского движения, состоял вице-президентом Аксаковского литературного и политического общества в Москве.
Также сегодня мы вспоминаем Леонида Константиновича Ерофеевских (1913-1944) гвардии капитана, командира моторизированного батальона автоматчиков, Героя Советского Союза.
Родился 8 августа 1913 года в селе Карагай ныне Карагайского района Пермского края в крестьянской семье. Русский. В 1939 году окончил Пермский государственный университет и начал работать преподавателем математики в Пермском машиностроительном техникуме.
В Красной Армии с сентября 1939 года. На фронтах Великой отечественной войны с октября 1941 года. Член ВКП(б) с 1942 года. Летом 1944 года гвардии капитан Ерофеевских командовал батальоном автоматчиков 3-й гвардейской танковой бригады. Особо отличился в боях за освобождение Белоруссии и Литвы.
27 июня 1944 года передовой танковый отряд 3-й гвардейской танковой бригады с автоматчиками на броне овладел восточной частью поселка Бобр (Крупский район Минской области) и вышел к реке Бобр. Батальон гвардии капитана Ерофеевских форсировал водную преграду и захватил плацдарм. Командир батальона и замполит, майор Яборов, умело организовали ночную атаку, выбили противника из укреплений и в течение двадцати часов удерживали переправу, пока не подошли наши резервы.
30 июня батальон одним из первых преодолел реку Березина и первым занял окраину города Борисов (Минская область), уничтожив и пленив сотни гитлеровских офицеров и солдат.
Развивая наступление, 8 июля части 3-й гвардейской танковой бригады подошли к столице Литвы городу Вильнюсу, а уже на следующий день начался штурм города.
9 июля гвардии капитан Ерофеевских с группой автоматчиков, выполняя приказ командования, ворвался на станцию Вильнюс и, несмотря на яростное сопротивление фашистов, выбил их оттуда. На станции было захвачено 8 железнодорожных эшелонов с различным имуществом и 10 стоящих под парами паровозов.
Шаг за шагом автоматчики вместе с комбатом приближались к центру города. Особенно упорным было сопротивление фашистов у здания комендатуры. Но гвардейцы сумели ворваться в помещение и в ходе схватки уничтожили шесть офицеров и двенадцать солдат противника. Однако вскоре гитлеровцам удалось блокировать гвардейцев в этом здании. Бой в окружении длился три дня, гитлеровцы смогли войти в здании, когда погиб последний советский воин. Около сотни фашистов уничтожили отважные гвардейцы и оттянули на себя целый батальон.
Свою дикую и яростную злобу фашисты вымещали уже на трупах советских воинов: они выкололи им глаза, отрезали уши, носы, подпалили ноги и руки. После того как здание было отбито, и стало известно о надругательстве врага над павшими в бою воинами, по подразделениям пошла листовка с призывом жестоко отомстить фашистам за боевых друзей.
Точная дата гибели неизвестна, никого из участников боя не осталось в живых. В донесении о безвозвратных потерях стоит 9 июля.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Ерофеевских Леониду Константинович посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Александра Невского, медалями.
Был похоронен в центре города Вильнюса в городском саду. В 1951 году его останки были перенесены на созданный на Антакальнисском кладбище мемориальный ансамбль в память о советских воинах Великой Отечественной войны.
Сегодня также день памяти Бориса Павловича Константинова (1910-1969), учёного-физика, вице-президента АН СССР, Героя Социалистического Труда.
Б.П.Константинов родился в Санкт-Петербурге в 1910 году, девятым ребёнком в семье. Отец, образование которого ограничивалось лишь четырьмя классами школы, сумел привить детям интерес к знаниям; все девять доживших до взрослого возраста детей получили высшее образование. В шесть лет Борис умел читать и писать, и осенью 1916 г. отец отдал его в частную начальную школу, в которой он проучился до конца 1917 г. В начале 1918 г. семья переехала на родину родителей, в деревню. В 1919 г. отец умер от сыпного тифа, мать вела хозяйство при помощи детей. Борис участвовал почти во всех сельскохозяйственных работах с десяти лет. Зимой 1920—1921 гг. жил и учился в Петрограде. С весны 1921 по лето 1922 г. учился в г. Галиче Костромской области сначала в школе 1-й ступени, а потом 2-й ступени. Осенью 1924 г. семья переехала в Ленинград.
В это время в Физико-техническом институте работал старший брат Бориса, Александр Павлович Константинов (1895—1945), позднее ставший одним из крупнейших радиотехников. Он был сотрудником лаборатории Л.С.Термена, занимаясь, в частности, созданием и внедрением системы охранной сигнализации банков и музеев. Свою трудовую деятельность Борис Павлович начал с 14 лет в качестве монтёра этой охранной системы. Одновременно он учился в Трудовой школе, которую окончил в 1926 г. Учился на физико-механическом факультете Ленинградского политехнического института (1926—1929). Был отчислен с четвертого курса за непролетарское происхождение, но смог продолжить работу в науке благодаря ходатайству А. Ф. Иоффе).
Работал препаратором, лаборантом, старшим лаборантом (1927—1935) в Физико-техническом институте, затем (1935—1937) — в отделе акустики Ленинградского электрофизического института. В 1937—1940 гг. заведовал лабораторией в Научно-исследовательском институте музыкальной промышленности. Занимался исследованиями в области акустики под руководством будущего академика Н.Н.Андреева. С 1940 г. — снова в ФТИ. В 1941 г. эвакуирован вместе с институтом в Казань, старший научный сотрудник (1941—1943). С конца 1930-х годов выполнял работы в области акустики для нужд противовоздушной обороны, продолженные в годы войны. По материалам этих работ защитил (1942) кандидатскую диссертацию. В 1943 г. защитил докторскую диссертацию «О гидродинамическом звукообразовании и распространении звука в ограниченной среде».
Заведующий лабораторией (1943—1957) ФТИ. Профессор, заведующий кафедрой физики в Ленинградском станкоинструментальном институте (1945—1947). Организовал кафедру экспериментальной ядерной физики в Ленинградском политехническом институте (1947) и заведовал ею до 1951 г. С 1950 — научный руководитель проблемы создания промышленного производства в СССР «нового продукта»: организовал и возглавил Лабораторию исследования физико-химических свойств изотопов, разрабатывавшую технологию получения сырья для термоядерной промышленности (дейтерида лития). Заведовал созданной им кафедрой физики изотопов ЛПИ (1951—1964). Директор (1957—1967) Физико-технического института имени А.Ф.Иоффе, заведующий астрофизическим отделом ФТИ (1963—1969).
Главный редактор журнала «Техническая физика» с 1959 г. Вице-президент Академии наук СССР (1966—1969), в 1968 возглавил Комитет по ядерной физике АН СССР. Ректор ленинградского университета научных знаний, член редакционного совета Большой советской энциклопедии. Депутат Верховного Совета РСФСР шестого-седьмого созывов (1963—1969).
Умер 9 июля 1969 года. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.
Сегодня мы вспоминаем Ивана Ивановича Махонина (1895-1973), инженера-конструктора, изобретателя в области авиастроения и машиностроения, вооружения, дистилляции топлива.
Окончил Политехнический институт в Санкт-Петербурге. В 1910-х гг. им было открыто бюро изобретений в Санкт-Петербурге, занимавшееся разработкой в области авиационного вооружения.
После Октябрьской революции предложил ряд проектов в области усовершенствования железнодорожного и авиатранспорта — в 1919 г. по его проекту на Мытищинском заводе было построено 3 мотовоза с дизелями, работавшими на сыром мазуте, с электрической передачей. В 1920 г. ВСНХ РСФСР одобрило его проект аккумуляторного электропоезда. Поезд был построен Балтийским судостроительным и механическим заводом из трех переоборудованных моторных вагона из керосино-электрических автомотрис построенных на Мытищинском заводе и работавших на Николаевской дороге. Также в составе поезда имелись три приспособленных тендера с аккумуляторами и один немоторный пассажирский вагон. Аккумуляторы были взяты от подводных лодок. Всего на поезде размещалось 264 аккумулятора общей емкостью 7500 Ач.
12 октября 1920 г. электропоезд И.Махонина отправился от Петрограда в Москву в 8 часов 15 минут и прибыл через 12 часов. Поезд сделал всего 5 остановок. Средняя скорость поезда составила 60 верст в час. Поезд сделал одну зарядку аккумуляторов.
Другим проектом И.И.Махонина, также одобренным ВСНХ, был дирижабль грузоподъемностью до 60 тысяч пудов, гондола которого имела несколько этажей, сообщение между которыми поддерживал бы лифт. На корабле предполагалось иметь аэроплан, автомобиль и подводную лодку. Дирижабль мог бы перевозить до 1000 человек со скоростью 100 верст в час. окончание работ по его постройке планировалось к 1 мая 1921 г.
Однако вскоре отношение ВСНХ к проектам И.И.Махонина поменялось. Частично это было вызвано отсутствием материальной базы для реализации данных проектов и их неактуальностью в экономических и политических реалиях того времени.
В 1921 г. И.И.Махонин эмигрировал во Францию. В 1920-х гг. предложил ряд проектов — многоступенчатых ракет и производства дистиллированного топлива из угля для торпед французскому правительству, на денежные средства которого основал в Сен-Море под Парижем завод по дистилляции топлива.
В 1929 г. И.И Махонин создал проект самолета с изменяемым размахом крыла. Внешние части консолей могли телескопически втягиваться внутрь корневых частей крыла. В 1931 г. им был построен экспериментальный самолет Мах-10, позже усовершенствованный Мах-101.
В период немецкой оккупации Франции самолет и французский летчик-испытатель были вывезены в исследовательский центр Rechlin. В ходе испытаний летчик уничтожил самолет. Сам изобретатель отказался сотрудничать с немцами.
По окончании Второй мировой войны И.И.Махонин построил по заказу Французского авиационного министерства четырёхместный самолет Мak.123, основанный на тех же принципах, что и Mak.10 и Mak.101 — с изменяемой длинной крыла.
В 1950-1960-х гг. И.И.Махонин продолжал заниматься опытами по дистилляции топлива. Всего во Франции им было сделано 24 изобретения. В конце жизни проживал в старческом доме Русского Красного Креста в Ганьи.
Сегодня также мы вспоминаем писателя Алексея Ивановича Еремеева (Леонида Пантелеева) (1908-1987).
Родился в Петербурге в семье казачьего офицера, участника русско-японской войны, за подвиги получившего дворянский титул. В 1916 году Алешу отдали во 2-е Петроградское реальное училище, которое он не окончил. Надо сказать, куда он впоследствии поступал, ни одно из учебных заведений окончить ему не удалось. Он вообще не мог подолгу задерживаться на одном месте, его авантюрная натура постоянно требовала чего-то иного, чего-то большего… Лишь одному он никогда не изменял – литературному творчеству. Первые его «серьезные произведения» - стихи, пьеса, рассказы и даже трактат о любви - отно-сятся к 8-9-летнему возрасту.
После революции отец его пропал без вести, а мать увезла детей в Ярославскую губернию, подальше от бедствий и нищеты. Однако долго мальчик там не выдержал и в 1921 году снова вернулся в Петроград. Здесь ему пришлось пережить многое: голод, нищету, авантюры с рулеткой. Все эти события легли в основу повести «Ленька Пантелеев».
Наконец он попал в школу для беспризорников, где познакомился со своим будущим другом и соавтором – Г.Г.Белых. (Вместе они потом напишут одну из самых известных в Советском Союзе книг «Республика Шкид» о жизни в этой школе. А затем – еще ряд очерков, посвя-щенных этой теме, под общим названием «Последние халдеи», рассказы «Карлушкин фокус», «Портрет», «Часы» и др.) В Шкиде друзья тоже долго не задержались. Они отправились в Харьков, где поступили на курсы киноактеров, но потом оставили и это занятие – ради романтики странствий. Некоторое время они занимались самым настоящим бродяжничеством.
Наконец в 1925 году друзья возвращаются в Петербург, и Л.Пантелеев поселяется у Г.Белых в пристройке к дому по Измайловскому проезду. Здесь они пишут «Республику Шкид», общаются с другими литерато-рами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Их юмористические рассказы и фельетоны печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя». В 1927 году выходит «Республика Шкид», сразу же завоевавшая сердца читателей.
Воодушевленные успехом, друзья продолжают творить. В 1933 году Л.Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвященную гражданской войне. Главный ее герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Теркина.
Однако этот безоблачный период продолжался недолго. Г.Белых в 1938 году репрессировали. Л.Пантелееву повезло: он остался в живых. Но его имя больше нигде не упоминалось. Писатель был вынужден голодать в осажденном Ленинграде, не однажды оказываясь на грани смерти. Но он не оставил литературу. За годы забвения Леонидом написаны (и впоследствии все-таки опубликованы) рассказы «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии Рядовой», «О Белочке и Тамарочке», «Буква «ты», книги «Живые памятники» («Январь 1944»), «В осажденном городе», воспоминания о писателях – М. Горьком, К. Чуковском, С. Маршаке, Е. Шварце, Н. Тырсе.
Вернуться в литературу Пантелееву удалось лишь после смерти Сталина, когда в защиту писателя выступили К.Чуковский и С.Маршак.
В 1966 году вышла книга «Наша Маша», дневник о дочери, который Л.Пантелеев вел в течение многих лет. Она стала своеобразным руководством для родителей, а некоторые критики даже поставили ее в один ряд с книгой К.Чуковского «От двух до пяти». Писатель снова завоевывает былую известность: его произведения не только печатают, но и экранизируют.
Уже посмертно (1991) выходит еще одна книга Л.Пантелеева – «Верую…», над которой он, оказывается, работал всю жизнь. В ней перед читателем является совсем другой человек, нежели в произведениях «советского» периода. Писатель стремится и переосмыслить прожитое, и высказать ранее недосказанное.
В этот день в 2017 году скончался советский и российский художник-живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, лауреат Государственной премии Российской Федерации, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Илья Сергеевич Глазунов (10 июня 1930, Ленинград — 9 июля 2017, Москва).
Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Сергей Фёдорович Глазунов, историк; дядя по отцу — патологоанатом и коллекционер живописи М. Ф. Глазунов. Мать — Ольга Константиновна Глазунова (Флуг); дядя по матери — востоковед К. К. Флуг.
Пережил блокаду Ленинграда, а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли. В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни». Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской средней художественной школе, в ЛИЖСА имени И.Е.Репина в мастерской профессора Бориса Иогансона (1951—1957).
В 1956 году женился на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа.
В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех. В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (работа 1957 года), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.
C 1978 года преподавал в МХИ. В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.
Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).
Работа «Дороги войны», изображающая отступающую Красную армию в 1941 году (1957), не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.
Автор цикла графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.
Автор живописного полотна «Мистерия XX века» (1978). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.
Автор живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за тысячу лет (1988).
Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.
Автор серии работ на темы основных произведений Фёдора Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»).
Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (здание ЮНЕСКО, Париж, 1980).
Автор картины «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус».
Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Мирей Матьё, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).
Автор серии работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».
Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» Александра Бородина и «Пиковая дама» Петра Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» Арама Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.)
Создал интерьер советского посольства в Мадриде. Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского Дворца.
На последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».
В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован. В 1970-е годы Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Ему и композитору Вячеславу Овчинникову удалось собрать подписи деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без решения которого разрушения исторической застройки не могли быть допущены. Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего законную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников. Один из создателей Петровской академии наук и искусств.
По инициативе Глазунова в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Со дня основания и вплоть до своей смерти Глазунов являлся её ректором.
Скончался 9 июля 2017 года от сердечной недостаточности. Прощание с художником прошло в Сретенском монастыре; отпевание состоялось в Богоявленском соборе в Елохове. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Сегодня также день памяти жертв Чесменского сражения (1770 г.).
В бухте Чесма в Эгейском море русская эскадра под командованием графа Александра Григорьевича Орлова (получившего после этого титул Чесменский) и адмирала Григория Андреевича Спиридова наголову разгромила турецкий флот. Было потоплено 16 линкоров, 6 фрегатов, 6 шебек, 13 галер, турки потеряли свыше 10 тыс. человек, наши потери составили всего 11 человек. С тех пор Чесма стала символом побед Русского военно-морского флота. В ознаменование этой блестящей победы было решено ежегодно отмечать этот день как праздничный. праздник Чесменской победы. В память Чесменского сражения была учреждена медаль, которой наградили всех участников битвы. В честь победы Русского флота в Царском Селе была воздвигнута Чесменская колонна, а в Петербурге построена Чесменская церковь.