После смерти отца, 18 июня 1676 г. 15-летним Феодор был венчан на царство в Успенском соборе Кремля. В краткий период его царствования было отменено местничество (решением Земского Собора 1682 г.) - правил, по которым каждый получал чины в согласии с местом, какое занимали в государственном аппарате предки назначаемого. Одновременно были сожжены разрядные книги с перечнями должностей как «главные виновники» местнических споров и претензий. Взамен разрядных было приказано завести Родословную книгу. В нее вписывали всех родовитых и знатных людей, но уже без указания их места в Думе.
Также были изданы распоряжения для устранения злоупотреблений и запутанности в делах по владению вотчинами и поместьями; уничтожен институт губных старост; уничтожены откупы на винную продажу и на таможенные сборы; все уголовные дела соединены в Разбойном приказе. Царем была проведена перепись населения, отменен указ Алексея Михайловича о невыдаче беглых, записавшихся в ратную службу, введено подворное обложение, была сделана попытка смягчить уголовные наказания, в частности, было отменено отрубание рук за воровство. Благодаря строительству оборонительных сооружений на юге России (Дикое поле) появилась возможность широкого наделения дворян, стремившихся к увеличению земельных владений, поместьями и вотчинами. В 1681 г. было введено воеводское и местное приказное управление - важная подготовительная мера для губернской реформы брата и крестника Царя Феодора - будущего Императора Петра Великого. При Царе Феодоре также готовился проект о введении в России чинов - прообраз петровской Табели о рангах, который должен был разделить гражданскую и военную власти.
Церковный собор в царствование этого Государя (1682) принял меры для поднятия нравственности среди духовенства и для борьбы с расколом. Царь Феодор в 1681 г. повелел вернуть из ссылки Патриарха Никона, но тот умер в пути. Во внешней политике главное место занимал малороссийский вопрос, вызвавший два чигиринских похода. Крупной внешнеполитической акцией Царя Феодора стала успешная Русско-турецкая война 1676-1681 гг., закончившаяся Бахчисарайским мирным договором, закрепившим объединение Левобережной Украины с Россией.
Однако частная жизнь Царя была несчастливой. Первый брак с Агафьей Семеновной Грушецкой (1680) закончился через год - Царица умерла в родах вместе с новорожденным сыном. Бездетный Царь женился через полгода на Марфе Матвеевне Апраксиной, но через два месяца после свадьбы, Государь скоропостижно скончался в Москве на 21-м году жизни (27 апреля (по старому стилю) 1682 г.), не оставив наследника. Царями были провозглашены два его брата - Иоанн и Петр Алексеевичи. Похоронили Феодора в Архангельском соборе Московского Кремля.
Также сегодня мы вспоминаем художника Андрея Петровича Рябушкина (1861-1904). Он родился 17 октября 1861 г. в селе Станичная Слобода, Воронежской губернии в семье крестьянина-иконописца. Оставшись четырнадцати лет сиротой, отрок, проявивший художественные и музыкальные способности, благодаря счастливому случаю оказался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в котором обучался у В.Г.Перова. Позже Рябушкин продолжил свое обучение в Петербургской Академии художеств.
Его работы неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину «Снятие с креста» (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом Академией художеств эскиза. Расстроенный художник уже намеревался уничтожить огромный холст на части, но посетивший его мастерскую известный меценат П.М.Третьяков купил картину, а президент Академии художеств Великий Князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам.
Объехав на полученные деньги древние русские города, Рябушкин написал целый ряд этюдов церквей, зарисовал фрагменты древних фресок и орнаментов, изучил старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. Тема Святой Руси всецело поглотила художника. Рябушкин еще со студенческой скамьи постоянно публиковал в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из русской истории и бытовые зарисовки из жизни русской деревни.
Художник вошел в историю русской живописи как талантливый мастер историко-бытового жанра и тонкий бытописатель современной ему крестьянской жизни. Среди наиболее известных картин художника «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии» (1891), «Сидение Царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате» (1893), «Московская улица XVII века в праздничный день» (1895), «Русские женщины XVII века в церкви» (1899), «Семья купца в XVII веке» (1896), «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)» (1901).
В последние годы жизни Рябушкин увлекся созданием иллюстраций к русским былинам и деревенскими темами («За водой» (1898), «В деревне» (1902), «Втерся парень в хоровод...» (1902), «В деревне. К обедне» (1903).
Скончался Рябушкин от туберкулеза легких 27 апреля (по старому стилю) 1904 г. в возрасте сорока трех лет. Хрупкий и болезненный, по свидетельству Михаила Нестерова «словно носящий в себе какую-то тайну», Андрей Петрович Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.
Также сегодня мы вспоминаем художника-импрессиониста Михаила Федоровича Ларионова (1881-1964). Он родился 3 июня 1881 г. в Тирасполе в семье военного фельдшера. В 1898 г. Михаил поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Коровина и Серова. Ранний период творчества Ларионова отмечен импрессионистским подходом. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии. Таковы «Розовый куст», «Сад», «Рыбы при закате» (все 1904). Эти и им подобные произведения пользовались успехом на самых различных выставках. В 1907 г. Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство, русский лубок. Появляются его серии «Франты», «Парикмахеры», полотно «Хлеб», напоминающее вывеску булочной. Примитивизм Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях. В 1910-х гг. Ларионов проявил себя как блестящий организатор, возглавив группу молодых московских художников. Он подготовил и провел выставки иконописных подлинников, лубка. На выставке «Мишень» Ларионов представил работы серии «Венеры» и «Времена года» (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. «Мишень» стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. Здесь родился лучизм, заложивший начало абстрактного искусства. С 1912 г. Ларионов много занимался графикой. В 1914 г. он участвовал в сражениях Первой мировой войны, был контужен. В 1915 г. по приглашению Дягилева вместе с Н.С.Гончаровой присоединился к труппе «Русского балета», путешествовал вместе с ней по Европе, работал над эскизами костюмов и декораций. В 1920-х он становится художественным советником Дягилева. С 1919 г. Ларионов поселился в Париже. Художник продолжал заниматься станковой живописью и графикой, участвовал в выставках, серьезно увлекся коллекционированием. В последние годы жизни много времени уделял литературным трудам. Умер М.Ф.Ларионов в 1964 г. в Фонтене-о-Роз.
Также сегодня мы вспоминаем маршала, Героя Советского Союза Василия Даниловича Соколовского (1897-1968). Он родился 9 июля 1897 г. в д. Козлики Гродненской губернии. В 1921 г. окончил Военную академию РККА, а в 1928 г. Высшие академические курсы. Командовал ротой, полком, бригадой, был начальником штаба дивизии. Сражался против атамана Семенова и белочехов, сражался с басмачами в Туркестане, был ранен и награжден орденом Красного Знамени. С 1934 г. Соколовский занимал крупные штабные должности. Во время Великой Отечественной войны Василий Данилович прошел боевой путь от Москвы до Берлина, возглавляя штабы фронтов, которыми командовали знаменитые полководцы, маршалы Г.К.Жуков и И.С.Конев. Особенно отличился в битве под Москвой. Он принимал непосредственное участие в планировании и осуществлении контрнаступлении под столицей. В Курской битве В.Д.Соколовский командовал Западным фронтом, который участвовал в операции «Кутузов» под Орлом. Затем последовало освобождение Смоленска (операция «Суворов»). С именем В.Д.Соколовского связаны освобождение Украины, Польши, Чехословакии, штурм Берлина, где он предъявил врагу ультиматум о безоговорочной капитуляции. 29 мая 1945 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда». 27 раз салютовала Москва войскам генерала Соколовского. 24 июня 1945 г. на Параде Победы он вел колонну 1-го Белорусского фронта. В 1946 г. В.Д.Соколовский получил звание Маршала Советского Союза. Среди многочисленных наград маршала восемь орденов Ленина, три ордена Красного Знамени, три ордена Суворова I степени, три ордена Кутузова I степени и другие советские и иностранные ордена и медали. После войны командовал Группой советских войск в Германии в 1946-1949 гг. Затем до 1960 г. был начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР. Соколовский автор трудов: «Военная стратегия», «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» и других. В.Д.Соколовский умер в 1968 г. Похоронен в Москве на Красной площади у Кремлевской стены. Именем Маршала Соколовского названо Новочеркасское высшее военное командное училище связи и улица в Москве.
Также сегодня мы вспоминаем философа, писателя, политолога Александра Александровича Зиновьева (1922-2006). Он родился 29 октября 1922 г. в д. Пахтино Костромской губернии в многодетной семье маляра. В 1939 г. Александр с отличием окончил школу и поступил в Московский институт философии, литературы и истории. За критические суждения, по доносу, был исключён из МИФЛИ. В 1940 г. пошёл добровольцем в Красную Армию. Участвовал в Великой Отечественной Войне как кавалерист, танкист, а затем боевой лётчик. Совершил 31 боевой вылет, был награждён орденом Красной Звезды и другими орденами и медалями. В 1946 г. Зиновьев поступил на факультет философии Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, в 1951 г. получил диплом с отличием и остался в аспирантуре. Стал одним из основателей Московского логического кружка. В 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию и стал научным сотрудником Института философии Академии наук СССР. В 1960 г. защитил докторскую диссертацию, и вскоре получил звание профессора и заведующего кафедрой логики МГУ. Был снят с должности за отказ уволить двух преподавателей, а затем лишён и профессуры. После этого Зиновьев стал писать публицистические произведения и пересылать их на Запад. В 1976 г. из них была составлена книга «Зияющие высоты», изданная в Швейцарии. Она в юмористичной форме описывала общественную жизнь в Советском Союзе. Книга была признана антисоветской, и Зиновьева лишили всех научных званий, военных наград и выгнали с работы. Вскоре после этого Зиновьев эмигрировал из СССР, был лишен советского гражданства, и с 1978 по 1999 гг. жил в Мюнхене, занимаясь научным и литературным трудом. В 1999 г. философ вернулся в Россию, читал курс лекций на философском факультете МГУ. В своих статьях и публичных выступлениях отстаивал ценность независимого исторического пути России, пройденного ею в XX столетии. Зиновьеву принадлежит несколько десятков научных трудов по логике, социологии и философии. Он автор книг «Светлое будущее», «В преддверии рая», «Записки ночного сторожа», «Жёлтый дом» в 2-х томах (1980), «Гомо советикус», «Пара беллум» (1982), «Иди на Голгофу» (1985), «Катастройка» (1988), «Коммунизм как реальность» (1990), «Искушение» (1991), «Смута» (1994), «Запад» (1995), «Глобальный человейник» (1997) и другие. Философ был награжден орденами Красной Звезды и Октябрьской Революции, медалями. Член Российской академии социальных наук, вице-президент Академии российской словесности А.А.Зиновьев был лауреатом ряда международных премий. Скончался А.А.Зиновьев в 2006 г. В Костроме в сквере Костромского государственного университета ему установлен памятник.