itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Противоалкогольный гимн»

Как отразилось введение в 1914 году «сухого закона» в народных частушках

100 лет с начала Первой мировой войны  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
242
Время на чтение 4 минуты
Сухой закон, 1914 годКак мы уже писали, с началом Первой мировой войны власти ввели ряд ограничительных мер на продажу спиртного, трактуемых многими современниками как установление «сухого закона». Причем первоначально запрет на продажу водки и крепких вин встретил полное понимание в обществе, споры велись лишь о том, стоит ли запрещать продажу натуральных виноградных вин и пива. Позже, правда, оказалось, что «трезвеннический подъем» масс был недолог и вместо запрещенной водки в ход пошли самогон, денатурат, «ханжа», политура и всевозможные аптечные настойки. Но в конце 1914-го — начале 1915 года желание народных масс жить трезво было еще довольно сильно, что отмечалось практически всеми газетами. Весьма интересным в этом отношении представляется опубликованный 100 лет назад в газете «Утро России» заметку Н.А.Скворцова «Народный противоалкогольный гимн», который, как нам кажется, будет небезынтересен и сегодняшнему читателю.

Скворцов Н.А. Народный противоалкогольный гимн.


Со времени закрытия казенок и запрещения продажи пива и виноградных вин в целом ряде земств стали получаться сообщения о благодетельных результатах «великой реформы».

«Деревня преобразилась: некоторые семьи буквально зажили новой жизнью».

«Трезвая деревня стала спокойной: ни драк, ни брани, – тишь, да гладь».

«За двадцать лет жизни с моим мужиком не живала я такой жизнью».

Почти повсеместно так или приблизительно в таких выражениях сообщали крестьяне-корреспонденты о наступлении в «пьяной России» новой эры.

Проходит полгода, и деревня создала особый цикл песен, посвященных освобождению от казенной водки и казенных кабаков.

Народились «частушки», с фотографической точностью зафиксировавшие различные моменты «новой эры».

Прежде всего, народный эпос спешит отметить ту быстроту и решительность, с которыми было покончено многовековое спаивание русского народа:

Государевым приказом
Все казенки к шаху разом,
«Нет вам, пьяницы, вина, –
Теперь с Германией война».


ПьянствоЗакрытие «казенок» вызванное, по глубокому убеждению народа, войной с Германией, сделал в глазах его еще более популярной саму войну. Следом за первым куплетом создались в развитие основной мысли еще две строфы:

У нас казеночку закрыли,
Я об ней не заревлю;
Попаду когда в солдаты,
Всех германцев зарублю.

Теперь казеночки закрыли,
Будем денежки копить;
Пойдем за родину сражаться,
Чтоб Германию побить.


Одновременно с закрытием «казенок», как известно, последовал циркуляр о строжайшем и неукоснительном преследовании шинков. Народившийся цикл деревенских «противоалкогольных песен» отметил и это обстоятельство:

Едет, едет становой –
Берегитесь, тетки!
Отберет от вас он все
Сороковки, сотки.


В этой частушке знаменательна резкая перемена в отношении к тому самому становому, о котором народная песня ранее если и упоминала, то неизменно с весьма и весьма нелестными на его счет эпитетами, или, в лучшем случае, исключительно с целью зло вышутить его.

Теперь, после закрытия «казенок», как явного доказательства начала искренней борьбы правительства со спаиванием древни, становой фигурирует в народной песне без обычных оскорбительных для власти эпитетов. Мало того, песня спешит подбодрить, поддержать ту борьбу, относительно искренности которой она уже не сомневается:

Шинкарям и шинкарихам
Нет у нас поблажки,
Приоделися ребята
В шелковы рубашки.

Пора опомниться и перестать пить!

«Деревня преобразилась», – сообщали земским управам корреспонденты через месяц-два после закрытия «казенок». Народный эпос это перерождение отметил еще более ярко:

Позакрыли все казенки
Водки мы не носим,
И покрыли мы избенки
Не соломой – тесом.


Нам уже приходилось отмечать появление в деревне нового вида молебнов – «женских молебнов», когда бабы всей деревней, по предварительному уговору отправлялись в соседнее село, приглашали притч и заказывали «особый» благодарственный молебен «по случаю закрытия казенных кабаков». Неудивительно поэтому, что «женские частушки» явись торжественным гимном, славословием освобождения деревни от «казенки». Каких-нибудь восемь-девять месяцев тому назад женские частушки были воплем русской крестьянки:

Прокляни, мать-мамочка,
Казенную лавочку:
Государево вино
Разорило все село.


Или:

Вышла замуж за милого,
Думала, исправится –
Каждый день мой милка пьян,
Как мне, бедной, маяться!..


Новое время – новые песни, и в современной деревне в частушке многострадальная русская женщина впервые бодро и радостно отмечает:

Позакрыли мы казенку
Всем своим селеньецем,
Дома с мужем каждый день
Пью я чай с вареньецем.


Владимир Маковский *Не пущу!*. 1892Яркая иллюстрация к отзыву, присланному вятской земской управе одной из крестьянок: — «За двадцать лет жизни с моим мужиком не живала я такой жизнью». Радостно зазвучала и песнь матери:

Наши парни – молодцы,
По шинкам не ходят,
Приоделись как купцы,
Девок с ума сводят.


И в ответ ей звучит радостная девичья частушка:

Мать, готовь-ка ты к венцу
Свою дочку Любу:
Милка бросил страсть к винцу –
Носит лисью шубу.


Так радостно воспевает деревня воцарившуюся трезвость, а там, в крупных центрах, созываются комиссии, вырабатываются записки, выясняющие пользу пива и виноградных вин, подаются ходатайства, обегаются передние и задние рыльца влиятельных лиц… Кто устоит в неравном споре?..

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Иванов
100 лет с начала Первой мировой войны
«Мы должны делать все возможное для благого преображения мира»
Делегация Русской Церкви приняла участие в церемонии поминовения русских военнопленных, погибших в Словении в годы Первой мировой войны
04.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
II. К 107-й годовщине начала Мировой войны*
02.08.2021
Россия и Германия: соратники, союзники – враги?!
I. К 107-й годовщине начала Мировой войны[1]
31.07.2021
Главком Николай II, или Цена победы
Об истинных потерях Русской Императорской Армии в Первую мировую войну. Часть 3
27.07.2021
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:41
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21