В эти декабрьские дни, 100 лет назад, на Турецком фронте началась Сарыкамышская операция, в ходе которой русская Кавказская армия (63 тыс. чел.) одержала уверенную победу над превосходящими силами 3-й турецкой армией под командованием Энвер-паши (90 тыс. чел.). Эта трехнедельная операция, по справедливым словам ве=оенного историка А.А.Керсновского, была «самым упорным делом, что за два с половиной столетия и одиннадцать войн русские имели с турками».
После вероломного нападения германско-турецкой эскадры 16/29 октября 1914 года на Севастополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск, Император Николай II 20 октября / 2 ноября официально объявил Османской империи войну, и в тот же день войска Кавказского фронта перешли турецкую границу. 21 октября / 3 ноября наши войска заняли крепость Баязет, а через четыре дня - Кепри-Кейскую позицию.
Главнокомандующим Кавказской армией был престарелый граф И.И.Воронцов-Дашков, но фактически всеми силами руководил генерал А.З.Мышлаевский, начальником штаба у которого был генерал Н.Н.Юденич. В задачу Кавказской армии входило действовать на двух основных направлениях - Карском и Эриванском. В ноябре 1914 года Кавказская армия развернула наступление в полосе до 350 км, однако, натолкнувшись на сопротивление противника, подтянувшего резервы, вскоре была вынуждена перейти к обороне.
К декабрю 1914 года Кавказская армия занимала фронт от Черного моря до озера Ван, но при этом почти две трети русских сил были выдвинуты вперед, находясь между Сарыкамышем и Кепри-Кеем. Таким образом, у турецкого командования появлялась возможность обойти главные русские силы и ударить в тыл, перерезав железную дорогу Сарыкамыш - Карс. Для этого туркам предстояло окружить и уничтожить Сарыкамышский отряд Кавказской армии (генерал Г.Е.Берхман).
Военный министр Османской империи Энвер-паша, несмотря на возражения некоторых турецких генералов, лично принял командование 3-й армией, предназначавшейся для сокрушительного удара по русским. План турецкого военачальника заключался в том, чтобы, сковав русские силы у Сарыкамыша с фронта, обойти их с правого фланга и, тем самым, отрезать пути частям Кавказской армии пути к отступлению.
«Турецкий вождь задумал грандиозный план, - отмечает А.А.Керсновский. - Пользуясь всем своим превосходством в силах, он решил уничтожить слабую Кавказскую армию, вторгнуться в пределы России и поднять на русских все мусульманское население Кавказа, Поволжья и Средней Азии. Это должно было привести к созданию великого "Туранского царства" - от Казани до Суэца и от Самарканда до Адрианополя под его, Энвера, главенством. Это была заветная мечта его жизни. (...) Свой план Энвер стал проводить с большой решительностью, не смущаясь наступлением холодов. Гассан-Изет (генерал-лейтенант, командующий 3-й армией. - А.И.) протестовал против наступления, видя в нем авантюру, и подал в отставку. Энвер сам стал во главе III армии».
Османское командование рассчитывало на быстроту и скрытность обхода русских войск и, получив одобрение своих германских советников (начальником штаба у Энвер-паши был генерал Б. фон Шеллендорф), приступило к осуществлению плана. Главный удар силами 9-го и 10-го корпусов турки нанесли 9/22 декабря северо-западнее Сарыкамыша, где находился небольшой Ольтинский отряд генерала Н.М.Истомина, которому пришлось отступить. Окрыленные первоначальным успехом, турки 12/25 декабря, совершив обходной маневр, заняли Бардус и повернули на Сарыкамыш. С фронта на Сарыкамыш наступал 11-й турецкий корпус. По оценке Керсновского, «над Кавказом нависла туча, грознее собравшейся за сто лет до того, когда Наполеон стоял в Москве, а на защищавшую Кавказ горсть гренадер и егерей Котляревского двинулось полчище Аббаса-мирзы».
11/24 декабря на фронт прибыли генералы Мышлаевский и Юденич. Мышлаевский вступил в командование армией, а Юденич принял II-й Туркестанский корпус, схватившийся на подступах к Сарыкамышу с двумя обходившими турецкими корпусами. В самом Сарыкамыше находились лишь немногочисленные подразделения, которые возглавил бывший в городе проездом полковник Генштаба Н.А.Букретов (впоследствии кубанский атаман), геройски отразивший первый натиск 10-го турецкого корпуса. Переоценив русские силы, турки замедлили темп наступления. 13/26 и 14/27 декабря под Сарыкамышем и в самом городе шел отчаянный бой, в который ввязался и 9-й турецкий корпус. Защитники Сарыкамыша казались обреченными... «Если русские отступят, они погибли!» - заявлял в эти дни Энвер-паша, уже не сомневавшийся в скорой победе.
В этот решающий момент фактический командующий Кавказским фронтом генерал А.З.Мышлаевский, упав духом, едва не погубил все дело. Посчитав дело проигранным, он 15/28 декабря отдал приказ об общем отступлении и, бросив войска на произвол судьбы, поспешно выехал в Тифлис (Тбилиси). Но к счастью, как это выяснилось позже, отступать было уже поздно, поскольку пути возможного отхода перерезал 10-й турецкий корпус. Связь между русскими войсками, находящимися в районе Сарыкамыша и Тифлисом, где находилась ставка командования Кавказским фронтом, прервалась, включая радиосообщение, поскольку единственная радиостанция была разбита взрывом турецкого снаряда. И защитники Сарыкамыша остались оборонять свои позиции.
«Взятие Сарыкамыша для турок, удержание его для нас сделалось вопросом жизни и смерти для бойцов: отступление в дикие, занесенные снегом горы в 20-градусную стужу было равносильно гибели как для нас, так и для турок», - справедливо отмечал А.А.Керсновский.
Благодаря упорству и героизму защитников Сарыкамаша позицию удалось отстоять и оборонительная операция, успех которой буквально висел на волоске, закончилась русской победой. Сильный мороз привел к большим небоевым потерям в турецких войсках, и последняя попытка турок взять Сарыкамыш 16/29 декабря была успешно отражена русскими контратаками, закончившись для противника полным провалом. Наступательный порыв турок себя исчерпал. Попытки Энвер-паши спасти положение усилением фронтального натиска успеха также не принесли - части Сарыкамышского отряда под командованием генерала Берхмана отразили все атаки 11-го турецкого корпуса. И пока в Тифлисе Кавказскую армию считали погибшей у Сарыкамыша, генерал Н.Н.Юденич решил нанести смертельный удар 3-ей турецкой армии. «Нам мало отбросить турок от Сарыкамыша, - сообщал Юденич 17 декабря генералу Берхману, ведущему упорный бой с 11-м турецким корпусом у Караургана. - Мы можем и должны их совершенно уничтожить. Настоящим случаем должно воспользоваться, другой раз он не повторится».
17/30 декабря русские войска перешли в наступление. На следующий день была восстановлена связь с Тифлисом. 20 декабря / 2 января русской армией был отбит Бардус, а 22 декабря / 4 января - был окружен и пленен 9-й турецкий корпус, действовавший в районе Ольты. «Турки оказывали упорное сопротивление, - отмечал генерал Е.В.Масловский. - Полузамерзшие, с черными отмороженными ногами, они тем не менее принимали наш удар в штыки и выпускали последнюю пулю, когда наши части врывались в окопы». Энвер-паша, стараясь спасти положение, бросив агонизировавшие у Сарыкамыша 9-й и 10-й корпуса, бросился под Караурган к 11-му корпусу, стремясь сломить сопротивление русских войск. По словам Керсновского, «он лично водил в атаку войска - и весь храбрый 11-й корпус был расстрелян и переколот». В итоге остатки турецкой армии были вынуждены отступить.
После отстранения от командования Кавказской армии Мышлаевского, 25 декабря / 7 января ее возглавил генерал Н.Н.Юденич, отдавший приказ развивать контрнаступление. Отбросив остатки 3-й турецкой армии на 30-40 км, русские прекратили преследование, т.к. преследовать уже было практически некого из 90-тысячной турецкой армии уцелела лишь 12 400 человек. Русские потери были существенно меньше - 26 тыс. чел. убитыми, ранеными и обмороженными. К 4/17-6/19 января положение на Кавказском фронте было полностью стабилизировано. 7/20 января 1915 года Император Николай II сделал в дневнике следующую запись: «...Преследование остатков разбитых турецких корпусов закончилось; они все прогнаны далеко за границу. Так окончилось знаменитое движение внутрь наших пределов армии под командою, мнящего себя Наполеоном Энвер-паши».
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук