Мощный патриотический порыв, который вызвало в русском обществе начало Первой мировой войны, как известно, выразился, помимо прочего, в переименовании столицы Российской Империи в Петроград и утверждении нового национального флага, однако мало кто знает, что наряду с этими изменениями в конце 1914 года прозвучало также предложение по изменению государственного герба России.
Как сообщали газеты, в начале декабря 1914 года, на одном из заседаний Императорского общества ревнителей истории в Петрограде были заслушаны доклады капитана 1-го ранга П.И.Белавенца «об искажении нашего государственного герба» и Н.Н.Балабухи - об истории и значении русского национального флага. Как утверждало одно из изданий, известный военный историк, геральдист и вексиллолог (специалист по знаменам) Петр Иванович Белавенец (1873-1936), являвшийся перед войной членом Особого совещания по вопросам о русских национальных цветах, выступил с предложением изменить рисунок государственного герба Российской Империи, очистив его от германского геральдического влияния.
Белавенец, «на основании документов и старинных рисунков, указывал, что наш государственный двуглавый орел, заимствованный по праву наследования от Византийской империи, должен быть золотым на белом фоне и совсем иного рисунка, нежели нынешнее его изображение» (напомним, что в то время, в отличие от нынешнего двуглавый орел был изображен в черном цвете и размещался на золотом поле). «Щит на груди орла с изображением Георгия Победоносца, являющегося гербом московским, - утверждал геральдист, - должен иметь иконографический характер, а не псевдогеральдический, как ныне».
«Искажение нашего герба началось под влиянием Запада со времен Петра Великого и продолжалось во времена немецкого засилья при Императрице Анне Иоанновне, императоре Петре II, Павле I и достигло своего апогея в царствование Императора Александра II, когда чиновник департамента герольдии барон Кене окончательно переделал рисунок русского герба на германский лад. Выслушав доклад, собрание постановило поручить совету общества войти с ходатайством об изменении русского государственного герба соответственно действительно историческим традициям и устранении в нем позднейших исправлений», - говорилось в газетной заметке, пересказывавшей доклад Белавенца.
Спустя некоторое время доклад П.И.Белавенца был опубликован в «Вестнике общества ревнителей истории» в виде довольно большой и хорошо иллюстрированной статьи под названием «Изменение российского государственного герба в императорский период». Сделав подробный исторический экскурс в историю российской геральдики, Белавенец убеждал читателя в том, что российский Двуглавый орел изначально изображался в золотом цвете и лишь со временем, начиная приблизительно с 1709 г. стал черным. В дальнейшем российский государственный герб подвергался различным влияниям и искажениям и в царствование Императора Александра II, благодаря стараниям геральдиста барона Б.В. фон Кене, не обрел ярко выраженные прусские черты. При этом, как утверждал Белавенец, барон Кене, являвшийся большим знатоком западной геральдики, совершенно не считался с русской стариной и русскими традициями, а потому «решил изменить нашего орла на австрийский лад, а вообще всю [государственную] печать на манер прусской».
Разбирая большой герб Российской Империи, Белавенец критиковал размещение на нем на германский манер двух щитодержателей, которыми в отличие от придерживавшего герб Пруссии двух полуобнаженных тевтонцев стали Архистратиг Михаил и Архангел Гавриил. Автор статьи напоминал слова Московского митрополита Филарета (Дроздова), который еще в 1856 году выступил против этой идеи: «Должно ли кого-либо из Архангелов или Святых, прославленных мужей представить держащими Государственный герб? В церкви видим в иконостасах Архангелов, стоящих по сторонам Господа Вседержителя и держащих круглые камни с написанными на них именами. Будет ли спокойно благочестиво чувство православного, если увидит их низведенными к тому, чтобы держать Государственный герб, предмет величайшей важности в государственном отношении, который, однако, не есть знамение Божественное или святыня? (...) Полагаю, что сия дисгармония идей, сие подчинение идеи святого идее гражданской неблагоприятно почувствуется людьми строго благоговения святыне». В связи с этим владыка предлагал заменить Архангелов изображениями двух воинов: одного - эпохи святого князя Владимира, а другого - времен Императора Петра Великого. «Один был бы знамение начала православной и победоносной державы, а другой - ее преобразования через просвещение», пояснял свою мысль митрополит Филарет. Или же, продолжал владыка, вместо воинов можно было бы изобразить Великого князя Иоанна III и Царя Петра I. При этом архиерей делал прозрачный намек придворным геральдистам: если, говорил он, изображать на гербе российских монархов не позволительно, то уж тем более не позволительно изображать на нем Архангелов.
П.И.Белавенец также обвинял барона Кене в том, что тот, размещая на русском гербе двух Архангелов, сделал это «не по русскому иконописному образцу, а изобразил каких-то двух белокурых не то юношей, не то девиц». Досталось барону Кене и за искажение образа Святого Георгия, превращенного в какого-то абстрактного всадника развернутого в противоположную русской традиции сторону, а также за изменение изображения поражаемого святым змея, который до этого времени рисовался исключительно в черном цвете, что символизировало «великое зло», а после реформы герба ставшего золотым с зелеными крыльями, что означает в геральдике «великое богатство и надежды».
Русский геральдист также категорично выступил против использования в гербе и флаге Российской Империи черно-желтых цветов, как «прусских и австрийских», доказывая свои читателям, что использование их в России со времен Императора Александра I было связано с тогдашним русско-прусско-австрийским союзом, который в 1914 году окончательно рухнул. В связи с этим Белавенец призывал российские власти и общество отказаться от какого-либо германского влияния на российскую государственную символику, вернуться к государственному гербу допетровской эпохи и окончательно утвердить в качестве национальных русских цветов бело-сине-красную гамму, введенную Императором Петром и соответствующую цветам флагов союзников России по Первой мировой войны. Однако во время тяжелейшей для России войны власти было не до геральдических реформ и большой государственный герб Российской Империи просуществовал безо всяких изменений до 1917 года.
Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
2. Роману
1. Re: «Искажение нашего герба началось под влиянием Запада»